Основы физической подготовки

подготовка игроковфизическая подготовка

Основы методики физической подготовки игроков

Физические (двигательные) качества, как свойства биома­шины волейболистов, имеют огромное значение для успешной иг­ровой деятельности. Их развитие обеспечивает реализацию двига­тельных задач игроков на более высоком техническом уровне. Физические каче­ства являются показателями совершенства структуры (организации) двигательного аппарата спортсменов, поскольку это свойства его биомашины, определяемые ее устройством.

С другой стороны, как показывает практика, уровень физических кондиций юных игроков во многом определяет успешность их обучения технико-тактическим приемам волейбола. Это выражается как в скорости освоения двигательных навыков, так и в правильности их выполнения. И это объяснимо: ведь именно слабость «двигателя» – мышц долго не позволяет юным волейболистам научиться выполнять многие элементы волейбола правильно. Какой бы совершенной ни была методика обучения, например нападающему удару, новички не научатся атаковать, пока не станут способными более-менее высоко прыгать и разгонять ударную руку до необходимых скоростей. Быстрота движений и прыгучесть обычно мыслятся как результаты «чистой физической» подготовки как таковой и возрастного развития юных игроков.

В тренировочной работе c воспитанниками тренеру надо исходить из основополагающего положения о том, что обучение и тренировка не должны входить в противоречие с требованиями генетической программы человека, реализующейся в онтогенезе – в процессе индивидуального развития. Недопустимо «воевать» с природой человека – это невозможно оправдать никакой целесообразностью! Наибольших и длительных успехов добиваются тренеры, учитывающие естественные биологические закономерности функционирования организма спортсменов.

Характер управляющих воздействий, объем и интенсивность тренировочных нагрузок в занятиях с юными волейболистами не должны приводить к деформации их личностей. Это происходит всякий раз, когда в ущерб принципу гармоничного развития абсолютизируется какой-либо один вид деятельности. Особенно вредна абсолютизация в детском возрасте. Такой подход, помимо прочих бед, через определенное время, в конечном счете, приводит к застою или снижению результативности основного вида занятий.

Физическую подготовку в общем виде можно рассматривать как повышение способности организма обеспечивать энергией двигательную деятельность игроков в различных режимах.

В системе энергообеспечения биомашины двигательного аппарата условно можно выделить две составляющие, во многом определяющие ее свойства:

  1. Способность организма генерировать энергию.
  2. Способность эффективно и экономично ее использовать.

Первая составляющая характеризуется скоростью и величиной (площадью сечения, и плотностью) потока вырабатываемой энергии, а также непрерывностью его генерирования. Способность организма спортсмена длительно вырабатывать энергию для реализации двигательных задач определяет работоспособность спортсмена. Повышению работоспособности способствуют также скорость и качество восстановительных процессов организма. Величина же и плотность потока энергии определяет ресурс для выполнения скоростно-силовой работы.

Вторая составляющая характеризуется способностью спортсмена эффективно и экономично использовать поток генерируемой энергии. Экономичное и целесообразное использование вырабатываемой энергии определит (вместе с непрерывностью процесса ее генерирования) выносливость, работоспособность спортсмена при выполнении технико-тактических приемов игры в соревновательной и тренировочной деятельности. Рациональное использование законов внесения генерируемой энергии и целесообразных механизмов ее преобразования определяет совершенство функционирования биомашины игрока, ее качества. Т. е. обеспечивает высокий уровень физических кондиций игроков и эффективность выполнения технических приемов игры.

Повышение уровня физических проявлений игроков обеспечивается совершенствованием биомашин организма на всех уровнях – от элементарных  до организменных. В то же время свойства биомашины (двигательные проявления моторики) определяются еще и совершенством структуры двигательных актов – структурной перестройкой на самом высоком уровне.

Весь процесс прогрессивной перестройки проходит главным образом за счет еще малопонятного самосовершенствования органов при упражнении. Различной направленности упражнения определяют различную реакцию организма преимущественно за счет процесса самоорганизации систем организма при выполнении упражнений, сопровождающуюся соответствующей структурной перестройкой.

Таким образом, регулярное выполнение упражнений, в известной мере, приводит к перестройке структуры, совершенствованию связей между элементами биомашины, или внутри отдельного элемента, представляющего собой тоже биомашину, но более низкого структурного уровня. Они будут функционировать тем эффективнее, чем полнее в их структуре реализуются рассмотренные выше принципы оптимальной машины, обеспечивающие эффективность, экономичность и целесообразность деятельности спортсмена.

Биологическая машина организма отличается от искусственной машины тем, что функционирование первой приводит к ее совершенствованию, а второй – к износу. Характер перестройки структуры биомашины спортсмена будет определяться тем, какие упражнения и как (в каком режиме) он будет их выполнять.

Конкретные механизмы перестройки структур биомашины спортсмена мы пока не вполне понимаем – наши знания преимущественно феноменологичны. Они получены при изучении влияния упражнений на изменение характеристик-свойств организма на уровне явления (т. е. «входов» и «выходов» биосистемы). Полных знаний инженерного уровня об устройстве биомашины спортсмена и механизмах функционирования, а также о перестройке ее устройства с целью получения желаемых качеств, мы пока не имеем.

Однако кое-что уже понятно. Организм представляет собой систему иерархически взаимосвязанных биомашин. Деятельность моторной системы на уровне целостного опорно-двигательного аппарата, обеспечивается функциями других систем – кровеносной, дыхательной, эндокринной, энергообеспечивающей, системами управления, теплорегуляции, восстановления, и многими другими. Каждая из них являет собой также биомашину. Вероятно, это можно отследить вплоть до клеточного уровня.

На уровне целостного двигательного аппарата сегодня мы имеем возможность произвольно и непосредственно влиять на формирование структуры биомашины, механизмов реализации двигательных задач за счет обучения при помощи целенаправленных физических упражнений. При этом совершенствование биомашин более глубоких уровней организации организма происходит, главным образом по принципу самоорганизации организменных процессов и саморазвития. Наше влияние на них опосредовано и ограничено рамками феноменологического подхода.

По большому счету, мы не вышли за круг представлений Ламарка о самосовершенствовании органов при упражнении. Подход к процессу совершенствования через упражнения по сути дела кибернетический. Организм для тренера и спортсмена является «черным ящиком» – ящиком с неизвестным устройством. Управление же осуществляется на основе изучения реакций организма на те или иные воздействия – упражнения.

Ясно, что такой подход – подход на уровне явления – может иметь только ограниченный успех, определяемый не очень понятными процессами, происходящими в организме тренирующегося спортсмена. Скоро вполне закономерно наступает «потолок» развития функций, укрепляя убеждение тренеров в том, что для успеха важнее найти талант, чем эффективную методику тренировки. Однако какой бы мы не нашли талант, и ему не избежать своего «потолка» при таких методах подготовки.

Делать ставку на поиск одаренных спортсменов с последующей их подготовкой во многом по принципу «Давай-давай!» с элементами «натаскивания» не решит всех проблем. Даже одаренные игроки не достигнут максимально возможных высот при подобной методике тренировки – на основе «черного ящика». Это экстенсивный путь и подготовки игроков, и развития самой методики тренировки – он скоро выравнивает силы команд многих стран.

Чтобы обрести хотя бы небольшое преимущество над соперниками, спортсмены вынуждены с разной степенью продуктивности затрачивать огромное количество сил на протяжении многих лет. Непомерное увеличение времени и интенсивности тренировочных занятий, как главных компонентов тренировки, стало приобретать негативную социальную окраску, деформировать развитие личности и приводить к использованию допингов во многих видах спорта и других нечестных способов ведения спортивной борьбы, развращающих души спортсменов.

Прорыв в развитии методики тренировки может произойти, когда станет известным устройство «черного ящика», будет дана сущностная физическая трактовка процессов функционирования организма, механизмов самоорганизации. Это даст возможность со знанием дела целенаправленно влиять на перестройку биомашин более глубоких структурных уровней организма, в процессе реализации принципов эффективности и экономичности, что существенно повысит эффективность методики тренировки[1].

Процесс спортивной подготовки будет тем более эффективным, чем в большей мере тренер и спортсмен станут конструкторами биомашины, вооруженными знаниями инженерного уровня о процессах функционирования организма и возможностях формирования более целесообразной и эффективной его структуры. Все их усилия должны быть направлены на все более полную реализацию принципов оптимальной машины на всех уровнях организации биомашины, в том числе на реализацию соответствующих условий эффективного решения двигательных задач волейболистов.

Реализация этих условий в процессе спортивной тренировки волейболистов имеет первостепенное значение для достижения высоких результатов. Способность игрока выполнять условия эффективности за счет соответствующей перестройки структуры биомашины обеспечит высокий уровень ее функционирования, и будет свидетельствовать о продуктивности тренировочного процесса.

Важен и общий запас (тезаурус) разнообразных механизмов движений, которыми владеет спортсмен. Он позволяет эффективно решать все игровые задачи. Имеется в виду способность к реализации условий эффективности в различных элементарных движениях, из которых строятся более сложные двигательные акты. Эта универсальность игроков облегчит задачу обучения приемам игры в волейбол во всем их многообразии.

Совершенствование функций биомашин глубоких структурных уровней – дело более тонкое, сложное и чреватое серьезными ошибками. Прежде всего, из-за отсутствия сущностной трактовки процессов, происходящих в организме под воздействием тренировочных нагрузок. Поэтому в реальном тренировочном процессе тренеры также используют принцип «черного ящика».

Целесообразно совмещать совершенствование структуры и функций энергообеспечения биомашин глубоких структурных уровней организации организма и структуры двигательных актов игрока. Для этого «нагрузочную» тренировочную работу по возможности следует выполнять в рамках реализации основных условий эффективного решения двигательных задач при выполнении технико-тактических приемов игры в волейбол.

В научных трудах и учебниках по теории физического воспитания и спортивной тренировки содержатся, по большей части, знания феноменологического уровня. Они имеют свою ценность и являют собой необходимый, но далеко не конечный этап развития знаний об устройстве организма и процессе спортивной тренировки. По мере того как нам удается делать шаги в понимании сущности процессов, происходящих в организме под воздействием упражнений, появляется возможность создавать более эффективные методики тренировки, позволяющие строить все более эффективные биомашины всех структурных уровней организма спортсмена.

Не являются исключением и знания о процессе подготовки волейболистов. Условия эффективного решения двигательных задач при выполнении приемов игры в волейбол мы можем научиться реализовывать на уровне биомашины опорно-двигательного аппарата игрока. Это стало бы огромным шагом вперед. Пока же совершенствование свойств многих элементов этой биомашины проводится, в основном, на уровне феноменологии. И это тоже немало, хотя и недостаточно, чтобы существенно повысить эффективность подготовки волейболистов.

Основные феноменологические закономерности и принципы  физического воспитания и спортивной тренировки изложены в известных трудах ученых и специалистов [34 (см. обзор), 50]. Уже накоплен огромный практический опыт тренировки спортсменов и предприняты попытки его теоретического осмысления и экспериментальной проверки. Остановимся на наиболее важных закономерностях в подготовке спортсменов. Отметим в очередной раз, что пока на уровне причинно-следственных отношений мы не понимаем механизма прогрессивной перестройки глубоких структур «элементарных» биомашин опорно-двигательного аппарата при упражнении, определяющего более высокую степень совершенства двигательных функций организма спортсмена.

В работе с начинающими едва ли не главное значение имеет регулярность тренировки. Поскольку количество тренировок на этом этапе занятий волейболом невелико (от двух до четырех раз в неделю), нужно «прорабатывать» своего рода элементарные биома-шины – элементы опорно-двигательного аппарата новичков на каждом занятии. Иначе компенсаторные реакции организма на нагрузки и становление двигательных навыков в условиях отсутствия тренировок затухают.

Относительно небольшое количество тренировок «автоматически» решает в значительной мере проблему чередования работы и отдыха. В работе с подготовленными волейболистами ею надо заниматься специально, поскольку существенно возрастает количество тренировок. Наибольшее значение проблема оптимального чередования и характера работы и отдыха имеет для тренировки механизмов энергообеспечения двигательной деятельности игроков, но также важна и при совершенствовании двигательных навыков.

В основе тренировки функций энергообеспечения лежит явление суперкомпенсации (перевосстановления) ресурсов организма, затраченных в процессе тренировки на выполнение упражнений. Именно поэтому отдых для восстановления физических и психических сил необходим и является такой же важной составляющей тренировки, как и сама нагрузка. От умелого чередования работы и отдыха зависит эффективность тренировочных занятий. Оба этих компонента вкупе с интенсивностью выполнения упражнений определяют физиологические сдвиги организма, а, значит, и качество работы. Они составляют предмет поисков тренерами новых эффективных их сочетаний в процессе создания более совершенной методики тренировки механизмов энергообеспечения.

Механизмы аэробного энергообеспечения целесообразно тренировать в начале подготовительного периода годичного цикла, в начале средних циклов и в конце малых. Механизмы анаэробного энергообеспечения специально совершенствовать лучше в середине и конце подготовительного цикла, а также соревновательного. В микроциклах анаэробные механизмы тренировать целесообразнее в первой половине. В том, или ином виде оба механизма энергообеспечения совершенствуются постоянно при выполнении любых упражнений тренировочного занятия и в процессе игр.

В командах высокой квалификации упражнения преимущественно для совершенствования функциональных возможностей организма, требующих больших энерготрат, целесообразно во времени «разводить» с упражнениями по совершенствованию двигательных механизмов. Это касается и игроков средних и старших возрастов ДЮСШ.

Уставшим и не восстановившимся игрокам трудно проявлять высокоскоростные рабочие режимы сокращения и расслабления мышц на очередном, более высоком энергетическом уровне, которые могли бы закрепиться при повторениях. Поэтому занятия по целенаправленной скоростно-силовой «физической подготовке» целесообразно смещать в подготовительный период тренировочных циклов и в начало тренировочного занятия. В начале недельных микроциклов «прорабатывают» механизмы, определяющие быстроту и прыгучесть. В середине микроциклов – силу, в конце – выносливость. При таком режиме у игроков остаются физические и эмоциональные силы на эффективное освоение и совершенствование технико-тактических приемов игры.

Регулярные длительные тренировки на фоне утомления игроков приводят к тому, что структура динамических скоростно-силовых навыков выполнения технических приемов расстраивается, «размывается». Движения становятся «тягучими», плавными, без акцентов проявления мощности мышечных сокращений, что сказывается на конечном результате. Такая «размытая» синергия может закрепиться, стать навыком, в котором не реализуются многие условия эффективного решения двигательных задач. Мастерство игроков снижается. Ограниченный прогресс может быть обусловлен лишь определенным повышением стабильности несовершенных навыков, а также целесообразности их применения.

В общем виде совершенствование биомашин всех уровней организма – это в значительной мере прогрессивная перестройка систем управления процессом внесения и преобразования генерируемой организмом энергии. Она определяет уровень совершенства функций его двигательного аппарата и вносит существенный вклад в формирование культуры движений спортсмена.

На практике эффективность процесса совершенствования моторики игрока определяется скорее не подбором соответствующих  упражнений (хотя и это имеет большое значение), а способом их выполнения, реализующим условия эффективного решения двигательных задач. Совершенствование механизмов генерирования и преобразования потоков энергии в соответствии с «Золотыми правилами» выполнения движений происходит в тренировочном процессе при выполнении специальных упражнений, но определенным образом. Иными словами, высокую требовательность необходимо проявлять не только к подбору целесообразных упражнений, но и к способу выполнения упражнений.

Например, серийные прыжки толчком двух через гимнастическую скамью можно выполнять с «нашагиванием» и медленным отталкиванием. А можно – с энергичным напрыгиванием и коротким, «взрывным» отталкиванием с последующим расслаблением мышц ног в полете. В последнем случае налицо реализация «золотого правила» баллистических движений. Это приводит к совершенствованию двигательной структуры прыжка, что положительно сказывается на эффективности ее функционирования. Формирование способности произвольной концентрации и расслабления  мышц во многом определяет и ловкость, и выносливость, и «быструю» силу спортсмена.

В работе с начинающими волейболистами полезно физической подготовкой заниматься на каждом занятии, чередуя «нагрузочные» упражнения «на силу» или для развития быстроты и выносливости с упражнениями по совершенствованию «техники» движений. Если упражнения эмоционально окрашивать, применять сюжетные подвижные или спортивные игры, принцип состязательности, то занимающиеся выполняют их с большим эмоциональным подъемом. Это имеет большой эффект при совершенствовании функциональных проявлений юных спортсменов. Организм легче «переваривает» большой объем нагрузок, поскольку снимается психологическая усталость от однообразия упражнений.

Непродуктивно использовать «погонялку» в виде угрозы, или окриков, заставляя долго и нудно выполнять прыжки или упражнения «на силу», доводя занимающихся до состояния сильного утомления. Это ведет к возникновению трудностей в обучении уставших игроков технико-тактическим приемам игры, не считая психолого-педагогических потерь. Лучше устроить эстафету, или использовать в упражнениях тренажер – «удочку прыжковую». Тогда эффект упражнений будет неизмеримо выше, а процесс восстановления пройдет значительно быстрее, особенно если переключить внимание игроков, например, на скоростное перечисление условий эффективного выполнения технических того или иного элемента игры. Можно предложить юным игрокам «на скорость» озвучить то, как надо обхватывать мяч при верхней передаче (требования «опорной модели»), или ситуации, когда можно рисковать при подаче. Здесь большое поле приложения творческих сил тренера.

Таким образом, применение правила переключения внимания и смены видов деятельности способствует быстрому восстановлению организма игроков и позволяет выполнять гораздо больший объем упражнений. Особенно, если менять группы тренируемых мышц, режимы работы и эмоционально окрашивать упражнения.

На первых этапах занятий волейболом эффективны упражнения, нацеленные на развитие силы сокращения мышц ног, рук, туловища новичков. Для детей отягощения или характер движений следует подбирать так, чтобы упражнение можно было выполнить 10–12 раз в одном подходе и в высоком темпе, меняя в следующих попытках (после разгрузочных упражнений и переключения внимания) группу тренируемых мышц. Это обеспечит увеличение силы мышц и некоторый прирост мышечной массы новичков.

По мере взросления игроков силовые упражнения должны приобретать все более скоростно-силовой характер. Ставится задача развивать «быструю силу», варьируя максимальное сопротивление (для повышения Vmax) со средними и малыми силовыми нагрузками, добиваясь проявления наибольшей мощности движений. Хорошо, когда динамические механизмы нагрузочных упражнений удается «вставить» в основные движения технических приемов игры. Это могут быть прыжки серийные, с отягощением, броски тяжелых мячей и пр.

В тренировке важно учитывать периоды естественных, генетически обусловленных возрастных периодов ускоренного развития различных сторон моторики растущего организма юных игроков, пики которых во времени не совпадают. Не без оснований считается, что наибольший эффект достигается при акцентированной тренировке тех сторон двигательного аппарата детей, которые в данный момент находятся в зоне активного ускоренного роста, обусловленного генетической программой их развития [5].

В работе с девочками особое внимание следует уделить развитию групп мышц, участвующих в поворотах туловища и полусогнутых рук вокруг оси плечевой кости. Регулярные упражнения «рывкового» характера этих групп мышц сделают возвратные повороты туловища и бьющей руки привычными, удобными. Это облегчит их использование при выполнении ударных движений по жесткой схеме связи и формирование соответствующих навыков.

Подчеркнем еще раз, что главным, определяющим моментом тренировки является способ выполнения упражнений, а не их подбор, который осуществляется тренерами команд в целом удовлетворительно. Слепая и порой наивная вера многих тренеров в чудодейственность «особых» упражнений не имеет под собой достаточных оснований.

Приведем некоторые нетрадиционные, но эффективные упражнения, формирующие общую «рывковую» культуру движений.

– Прыжок с разбега в 1–3 шага с прямой ноги за счет отталкивания стопой и движения вверх таза в тазобедренном суставе опорной ноги при активных маховых движениях рук и другой ноги.

– То же, но с подниманием расслабленного бедра толчковой ноги за счет отталкивания (упражнение «блоха»).

– Рывковое поднимание плеч одновременное и последовательное за счет короткого мощного рывка мышц, с последующим расслаблением свободное их падение в исходное положение.

– Упражнения с «плеткой» и «лыжеметом». А также, многие упражнения, применяемые в качестве подготовительных и подводящих при обучении основным техническим элементам игры в волейбол. При правильном режиме их использования весь процесс можно рассматривать как специальную подготовку волейболистов.

 

[1] В то же время есть надежда, что понимание сущности процессов функционирования систем организма неминуемо приведет нас к убеждению в необходимости гармоничного развития человека в соответствии с его генетической программой, как главной ценности, и пагубности специализации и абсолютизации одного вида деятельности. Что предполагает и физическое развитие, в том числе за счет упражнений.

подготовка игроковфизическая подготовка