Принципы обучения профессии

Волейбол  как  учебная дисциплина высшего профессионального образования

Профессию тренера приобретают в соответствующих учебных заведениях. Предмет «Теория и методика волейбола» является профилирующей дисциплиной учебного плана ВУЗов по подготовке студентов, выбравших профессию тренера по волейболу в качестве специализации. Она призвана решать значительную часть общих задач формирования компетенций, заявленных в квалификационной характеристике специалистов по физической культуре и спорту, обучающихся по специальности 022300 – «Физическая культура и спорт» Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Курс специализации формально занимает центральное место в ряду дисциплин учебного плана подготовки специалистов по физической культуре и спорту (на неё отводится существенно больше времени по учебному плану, чем на любой другой предмет). Чтобы и содержательно курс специализации стал главным, преподавателям нужно много знать, уметь и постоянно учиться. В этом отношении материалы сайта могут оказать существенную помощь преподавателям, тренерам и специалистам, поскольку содержат много новизны.

Содержание материала, весь набор профессиональных навыков и умений специалистов отражены в рабочей программе по специализации соответствующей кафедры. Она разрабатывается в соответствии с общими требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, определяющего обязательный минимум уровня подготовки специалиста, его профессиональных компетенций.

Учебная программа содержит обязательный минимум требований по уровню и объему знаний и профессиональных умений и навыков, которыми должен обладать каждый выпускник кафедры.

Она включает:

– общие основы теории волейбола;

– методику обучения волейболу;

– теорию и методику спортивной тренировки;

– особенности подготовки команд различной квалификации;

– спортивно-массовую работу;

– медико-биологические и психологические основы волейбола;

– организацию, проведение и методику судейства соревнований по волейболу;

– материально-техническое обеспечение занятий волейболом;

– научно-исследовательскую работу студентов по волейболу;

– планирование и контроль уровня спортивной подготовки волейболистов.

Учебные занятия проводятся в форме лекций, методических и практических занятий, учебной практики, научно-исследователь-ской и самостоятельной работы студентов.

  • На лекциях сообщаются все предусмотренные программой теоретические знания.
  • На методических и практических занятиях студенты приобретают и закрепляют знания и навыки обучения волейболу.
  • Педагогическая практика в школах, спортивных школах, в коллективах физической культуры способствует получению навыков практической работы тренером и организатором ФК.
  • В процессе научно-исследовательской работы студенты приобретают навыки строгого причинного мышления, осваивают методы научного исследования, которые могут в будущем приносить огромную пользу для профессионального роста, для выработки своей эксклюзивной методики обучения волейболу.
  • Углубленные знания по отдельным и общим вопросам теории и методики спортивной подготовки волейболистов студенты получают на других учебных дисциплинах учебного плана: на физиологии, психологии, биомеханике, биохимии, анатомии, спортивной медицине, педагогике, психологии, теории и методике физического воспитания и др.
  • Программой обучения также предусматривается повышение спортивного мастерства будущих специалистов как компонент профессиональной деятельности и уровня их профессионального мастерства.

Учет успеваемости студентов проводится в форме зачетов и экзаменов. К окончанию ВУЗа необходимо выполнить итоговые нормативы и требования государственной аттестации, подготовить и защитить выпускную дипломную работу.

После окончания ВУЗа специалист по волейболу может работать в спортивных командах различной квалификации, в ДЮСШ, в общеобразовательных школах и колледжах, в ВУЗах, в пансионатах, спортивных организациях и клубах, в зависимости от его интересов и способностей.

 

                      Принципы обучения профессии

 Профессии тренера невозможно научить,  этой профессии можно только научиться!

         Стремительно меняющееся современное общество предъявляет повышенные требования к выпускникам ВУЗов. В обществе формируется запрос на высокопрофессиональных компетентных специалистов, умеющих действовать в сложных современных условиях жизни. Рыночные отношения обостряют конкуренцию в среде специалистов. Чтобы быть успешным и найти свое место в жизни, нужно становиться профессионалом своего дела. Однако конкуренция не должна стать единственным стимулом обретения профессионализма. Здесь важны интерес к профессии, творчеству, саморазвитию и самореализации. Обучение в ВУЗе – необходимая и важная первая ступень становления мастерства в избранной профессии, обретения необходимых компетенций и является базой роста профессионализма.

Для получения наибольшего эффекта обучения студентам необходимо использовать ряд общих закономерностей, которые с долей условности можно обозначить как принципы. Вместе с реализацией общих дидактических принципов нашей педагогики они обеспечат превосходные результаты в деле овладения профессией. Каждый из них формирует важные компетенции профессионала.

  1. Принцип проблемного обучения. Решает задачу обретения студентами многих компетенций государственного стандарта высшего профессионального образования. Его реализация в широком смысле предполагает изучение существующего материала по темам учебной программы до его границ, обнажающих проблемы познания. Этот сегодняшний предел проникновения человека в истину, существующие противоречия, оценка гипотез, различных точек зрения, выявление неизученных еще направлений как раз и составят проблемы познания, нерешенность которых ограничивает процесс развития теории и методики волейбола, с одной стороны, но и указывает пути познания искателям истины, – с другой. Обнажение проблем в существующих знаниях и составляет суть проблемного обучения. Здесь недопустимо ограничиваться только содержанием учебников и учебных пособий. Необходимо изучать и другую научную и методическую литературу, слушать лекции специалистов различного профиля и выступления ученых на конференциях. Огромную помощь студентам могут оказать преподаватели ведущих дисциплин. Однако определяющим моментом является установка студента получать знания, обретать компетенции специалиста. Понимание проблем теории и методики современного волейбола дает возможность молодым специалистам объективно оценивать существующие знания, находить все более эффективные пути совершенствования их профессионального мастерства, в том числе и в процессе решения этих проблем.  В узком смысле проблемное обучение как метод можно использовать в постижении части материала, особенно теоретической. Через попытки решения многих частных учебных задач, самостоятельно или с помощью преподавателей, обучение получается более осмысленным и продуктивным.
  1. Принцип адекватной (продуктивной или достаточной) опоры на авторитеты. Начинать надо с повседневной реализации одной из заповедей  – «Не  сотвори себе кумира!» Это означает стремление не допускать непомерного поклонения авторитетам извне, деформирующего процесс познания и собственную личность. Иначе легко оказаться в плену влияния чьей-либо личности, авторитетной теории или общепринятых установок. Они превращают исследователя в ретранслятора, а не в творца, способного к самостоятельному поиску. Тогда будут сомнительными рост тренерского мастерства и профессиональные успехи будущего специалиста. Безоговорочное признание авторитета приводит к капитуляции воспитанника, неверию в свои силы, к слепому доверию и подчинению. Это незрелая роль большого ребенка, которому требуется внешнее руководство. Ошибочно думать, что она исчезнет сама собой после расставания с авторитетом. Воспитанник в процессе капитуляции «привязывается» не к авторитету, а к соответствующему психо-эмоциональному состоянию, которое заставляет искать новые авторитеты и ориентироваться на них. Так в разряд почти сакральных попадают общепринятые мнения, шаблоны поведения и познания, требования властей (всего того, что идет «сверху») – «своей колеи» не найти. Печально, но такой стиль поведения (не высовываться, делать как все) обеспечивает социальный успех в нашем больном обществе приспособленцу, а не творцу с самостоятельной независимой позицией. Однако и абсолютное отрицание всего авторитетного ни к чему хорошему не приведет. Если велосипед уже существует, его не надо изобретать, надо научиться на нем ездить, а потом со временем появятся и продуктивные идеи его усовершенствования, может быть, до уровня космического корабля.

Большое везение, когда на пути молодого человека повстречаются учителя, которым хочется подражать и брать с них пример нравственного поведения, высоких моральных и педагогичных поступков, учиться у них эффективным способам обретения всех секретов профессиональной деятельности. Такой шанс нельзя упускать молодому человеку.

Но и доводить взаимоотношения до уровня созависимости на основе симбиотических отношений с авторитетом недопустимо. Это делает человека слабее, снижает устойчивость его существования, блокирует развитие важных сторон личности. Недопустимо безоговорочно доверять авторитетам, надо чаще сомневаться и задавать вопросы: «Почему?», «Так ли это на самом деле?» Обоснованные сомнения в истинности установившихся и канонизированных установок, теорий и методик оздоравливает процесс познания и ускоряет становление личности и профессионального мастерства молодых специалистов. Иначе в будущем несамостоятельность и неверие в свои силы превратит их в серых исполнителей.

До известной степени использовать авторитеты и полезно и продуктивно. Но, чтобы не оказаться в тисках их безоговорочного  влияния, часто порождающего ценностные иллюзии (а жить по иллюзорным ценностям вредно и опасно – это приводит к разочарованиям в жизни и личностным драмам), надо стремиться перерасти существующие авторитеты, взяв по возможности у них все лучшее и отдавая им должное. Надо суметь постепенно переключиться на авторитет факта, истины, причинной связи, научиться доверять собственному разуму. Это продуктивная ситуация. Нельзя просто механически отмести авторитет – с этим можно многое потерять и иметь негативные последствия – топтание на месте, завышенное самомнение, неадекватность и т. п.

  1.  Принцип творческого обучения. Предполагает формирование творческого начала у студентов, развитие их конструктивных способностей творческим же способом. Это антипод догматического обучения по, увы, распространенной в нашем образовании формуле: «Запомнил (вызубрил) общепринятое – сдал – забыл». Творчество невозможно без свободы мышления, без попыток студентов самим в чем-либо разобраться, без самостоятельных оценок, в конце концов, без сомнений и инакомыслия. Вот здесь может пригодиться «школьный» метод проблемного обучения – самостоятельное творческое решение учебных задач.

Получаемые студентами знания при творческой переработке и попытках выстроить их в увязанную систему могут оказать существенную помощь в будущей работе тренера. Если навык творческой ассимиляции новых знаний и опыта в юности не сформируется, то в будущем появятся большие трудности профессионального роста. Ведь можно иметь скрипку и даже уметь смычком извлекать из нее звуки, но не уметь играть.

Слепое копирование чужого опыта неэффективно; копия всегда бледнее оригинала и может в крайнем своем варианте представлять собой карикатуру. В результате экстенсивного накопления сведений рост мастерства сменяется застоем. Новые знания, факты, приемы тренировки надо еще суметь ассимилировать в свою методику подготовки игроков. Улучшить ее без творческой переработки  и проявления конструктивных способностей не получится.

Сам по себе творческий труд – важнейшее условие реализации генетической программы развития человека в онтогенезе. Любой процесс развития возможен только на основе творческого подхода. Эффективность всякого труда возрастает, если его выполнять творчески. Творчество стимулируется интересом к деятельности, а интерес – успехом: «У меня получается!»

«Чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», – считал Анатоль Франс. Осознание успеха приходит с решением поставленных конкретных реальных задач на каждом уроке любому предмету и при выполнении домашних заданий.

  1. Принцип научности. Многие из рассматриваемых принципов обучения в ВУЗах невозможно реализовать без научного подхода. Принцип научности предполагает формирование научного мировоззрения студентов, способа мышления и познания, обеспечивающих эффективный поиск путей совершенствования, активизацию их исследовательского интереса. Именно научный подход в познании помогает правильно отвечать на вопрос об истинности сведений, получаемых знаний. Строгость мышления в вопросах определения истины, принятая материалистическая позиция гностика позволят молодым специалистам самостоятельно вскрывать все более глубокие причинно-следственные связи, познавать механизмы явлений и оценивать получаемые знания по критерию истинности. Надо научиться пользоваться доводами рассудка, исходящего из причинных оснований, а не доводами авторитетов, и не запечатлевать общепринятые убеждения. Необходимо научиться критически мыслить, сомневаться и задаваться вопросами: «Как?», «Для чего?», «Почему так, а не иначе?» Т.е. аналитическому подходу, способности самостоятельно оценивать сильные и слабые стороны изучаемого материала.

Если во главу угла при обучении ставится доказательность, поиск причинных оснований, то ограниченность накопленных человеком знаний по изучаемой теме становится очевидной; сразу же обнажаются проблемы в познании. Знания, которые получает специалист в ВУЗе, должны быть доказательными. Главенствующим должен стать авторитет аргумента, что поможет в будущей работе не абсолютизировать сомнительные правила «Делай как я!» и «Давай-давай!»

Формированию научного подхода будущих специалистов способствуют написание курсовых и дипломных работ, участие в конференциях и круглых столах, чтение научной литературы. Это пробудит интерес к научным достижениям в профессиональной сфере.

Если у будущих тренеров, специалистов не сформируется научное мировоззрение и научный подход в решении профессиональных и жизненных проблем, перспективы их профессионального роста будут невеликими. Они с высокой долей вероятности попадут в плен иллюзий, за истину будут принимать все авторитетное, могут стать добросовестными заемщиками чужого опыта, усвоят общепринятые «истины», штампы и заблуждения. Будут всегда на стороне консервативного большинства. Больших тренерских успехов такие специалисты вряд ли добьются.

  1. Принцип единства обучения и самовоспитания. Предполагает в процессе обучения предметам ВУЗовского курса формирование высоконравственных личностных качеств, необходимых будущему тренеру. Сугубо личностные качества тренеру необходимы в такой же мере, как и чисто профессиональные. Они во многом будут определять результаты его профессиональной деятельности, существенной составляющей которой является формирование личности воспитанников. Игрокам высокие нравственные качества личности нужны не меньше, чем тренерам. Без них не состоится Игрок, не получится сильная Команда. В отдельных случаях весь труд тренера и игрока может пойти насмарку. Формированию нравственных качеств будущим тренерам необходимо уделять самое пристальное внимание, прикладывая все силы для самовоспитания.
  2. Принцип взаимосвязи всех видов знаний. Предполагает установление тесной взаимосвязи изучаемых материалов по теории и методике волейбола со знаниями, получаемыми по другим предметам всего курса обучения в ВУЗе. Все сведения, получаемые студентом, в итоге должны быть логично увязаны в стройную непротиворечивую систему, желательно на причинной основе. Это дает возможность глубже понимать феномен волейбола, механизмы его функционирования. На постройку и уточнение картины мира обычно уходит вся жизнь творческого человека – в этом залог его постоянного профессионального роста. Однако механизмом ее формирования надо стремиться овладеть еще в ВУЗе, иначе этому не научиться уже почти никогда.

В рамках причинного подхода в познании учебных материалов такое взаимопроникновение знаний повышает их информативность. Каждый факт, понятие, связь студенту нужно суметь положить, образно говоря, на свою «полочку» здания активно получаемых знаний (в картине мира молодого специалиста), свойства которой известны. Эти свойства будут присущи и размещенному на полочке факту. Например, если мы отнесем человека по типу темперамента к сангвиникам, то будем уже много знать о его личности, свойствах нервной системы и особенностях поведения.

Важно, чтобы получаемые знания не стали лишь коллекцией сведений, хранящейся в памяти специалиста мертвым грузом, иногда произвольно извлекаемым для того, чтобы одержать победу в споре или «пустить пыль в глаза», как это делают манипуляторы. Такие знания малопродуктивны, особенно если их использовать спекулятивно – для произвольных умозрительных построений, множащих заблуждения. Верный путь познания важнее начитанности и опытности. Уместно здесь напомнить мудрые слова Мишеля Монтеня, когда-то написавшего: «Мозг, хорошо устроенный, ценится дороже, чем мозг, хорошо наполненный».

  1. Принцип единства теории и практики. Очень важный принцип. Умение применять все получаемые знания в практической деятельности способствует быстрому росту мастерства специалистов и представляет собой едва ли не главную компетенцию профессионала в одноименном методическом подходе обучения.Этот принцип в значительной мере может реализоваться во время учебных педагогических практик, на занятиях по предмету «Специализация» и на занятиях по повышению спортивного мастерства студентов. Однако эффект обучения основам профессии будет гораздо выше, если на старших курсах студенты смогут работать с командами (в ДЮСШ или в КФК). При этом формируется более сознательное отношение к учебному процессу, повышается интерес к профессии, появляются профессиональные вопросы к преподавателям, быстро растет их тренерское мастерство.

Отрыв теории от практики, т. е. неспособность молодого специалиста использовать получаемые знания в практической работе, делает их пустыми, бесполезными. Невостребованные знания постепенно забываются; рост профессионализма специалиста обеспечивается только за счет практического опыта работы. Перспективы такого роста невелики.

  1. Принцип продуктивности обучения. Обеспечивает способность продуктивно получать и пользоваться приобретаемыми знаниями и умениями, т. е. получать результат. В той или иной мере его реализуют уже приведенные выше принципы, особенно 3, 4, 6 и 7. Обучение будет продуктивным, если будущие специалисты научатся использовать получаемые в ВУЗе (и после его окончания) знания, умения и навыки в профессиональной деятельности для дальнейшего роста мастерства, создания все более совершенных методик обучения и воспитания игроков. Это возможно при активном получении знаний и умений – по модусу бытия, а не обладания (по Э. Фромму [78]), заинтересованности в личностном росте. В этом случае знания сразу сопоставляются с жизнью, они функциональны: участвуют в продуктивном мышлении, помогают выстраивать картину мира, служат основой повышения профессионализма. Активно получаемые знания становятся средством и предметом размышлений, делая процесс мышления продуктивным. Хорошим подспорьем здесь будут закономерно возрастающая вера в свои силы, самостоятельность мышления, дух поиска, чтение, нацеленность на профессиональный рост.

Получение знаний по модусу обладания превращают их в пассивное хранилище из-за неспособности использовать в работе.

  1. Принцип технологичности обучения. Предполагает овладение студентами наиболее совершенными технологиями обучения, надежно и эффективно решающими задачи подготовки волейболистов. Технологичность методики обучения означает гарантированное получение искомого результата. Мало тренеру знать предмет или уметь играть в волейбол, надо уметь научить приемам волейбола и самой игре воспитанников. Обучение осуществляется при помощи эффективных методик, составляющих технологию обучения волейболу. Их-то и надо глубоко освоить студентам в процессе обучения в ВУЗе. Овладение современной технологией обучения игроков волейболу должно стать важнейшей задачей каждого студента. Ценность специалистов на выходе как раз определится тем, в какой мере они овладели профессиональными технологиями обучения и воспитания, а также развитием их способности к самосовершенствованию своего тренерского мастерства. Что, в конечном счете, и определит уровень профессионализма тренера.
  1. Принцип перманентного  обучения. Предполагает постоянное обучение в процессе всей профессиональной карьеры специалиста. Это станет возможным, если студенты обретут способность учиться, в том числе самостоятельно. Если у студента в процессе обучения создается впечатление, что он сам научился, сам понял, сам сотворил, то задача по развитию способности реализовать принцип перманентного обучения решается успешно. Этому способствует формируемое научное мировоззрение, интерес к профессиональному росту, умение творчески перерабатывать получаемую информацию и на ее основе совершенствовать свою методику тренировки. Надо исходить из того, что ВУЗ – только стартовая площадка для формирования мастерства тренера. Задача самосовершенствования, личностного и профессионального роста специалиста – задача на всю жизнь. Этому учат нас все великие философы Востока. Наивысшего мастерства достигают именно те специалисты, у кого лучше развиты способности к обучению, самообучению и стремление к совершенствованию в течение всей карьеры. Эту способность к самосовершенствованию и нужно развивать и лелеять в процессе обучения студентов в ВУЗах.

 

Comments are closed.