Формирование характера победителя

подготовка игроковпсихологическая подготовка

Формирование характера игроков с психологией  победителя

В волейболе соперничество игроков все больше перемещается в сферу противоборства характеров. Техническое мастерство и физические кондиции игроков многих команд выравниваются. Решающее значение для победы приобретает способность спортсменов проявлять на высоком уровне все свое мастерство в ответственные и ключевые моменты матчей. В решающей степени это обеспечивается всеми составляющими психологической готовности игроков. Недаром многие тренеры считают, что главное в игроке – это характер! А это проблема в чистом виде психологическая.

Для обеспечения побед обычно в качестве главных называют два условия: хороший подбор игроков и их умение эффективно выполнять различные технико-тактические приемы игры. Бесспорно, это важные факторы, однако, не всегда они имеют решающее значение в достижении положительного результата в матче. В критические моменты игры судьбу матча обычно решает характер, в частности, уровень проявления волевых качеств волейболистов.

Важнейшей составляющей бойцовского характера игрока является самоощущение победителя: уверенность в своих силах, вера в успех. Это позволяет полнее реализовать свой игровой потенциал в матчах. Чувство победителя во многом предопределяет успешность действий игроков и команды в целом на соревнованиях, особенно в концовках игр.

Формулы психологического саморегулирования, типа: «Я смогу!», «Я сильнее!», «Я преодолею!» реализуются, формируя со временем одну из черт характера спортсмена с психологией победителя. Ведь правило «Главное – победить себя!» оказывается выполненным. Игроки с укоренившимся самоощущением победителя воспринимают то или иное поражение как случайность, как недоразумение, как собственную ошибку, которую легко исправить. Это делает игрока психологически устойчивым, обеспечивая превосходство в решающих моментах игры, принося победу.

На первый взгляд главный принцип формирования игроков с психологией победителя прост: надо регулярно побеждать. Тому подтверждением, казалось бы, является тот факт, что если команда постоянно проигрывает, то у игроков обычно появляется «синдром ожидания неудачи» парализующий силу воли, способность к самоотдаче, способность бороться, проявлять неуступчивость. Так формируются чувства, противоположные самоощущению победителя.

В основе формирования игрока с психологией победителя лежит принцип преодоления трудностей. Только игроки команды, умеющие преодолевать огромные трудности при обеспечении эффективности действий в психологически напряженных, «поворотных» моментах матча, добиваются победы. В течение всего учебно-тренировочного процесса игроки имеют возможность преодолевать  разнообразные трудности, связанные с обучением, физическими и психологическими нагрузками.

Самоощущение победителя у игроков формируется не только в результате выигрышей ответственных игр или соревнований в трудной борьбе, но и при каждодневных маленьких победах. Первые «подвижки» начинают проявляться в случаях успешной борьбы игроков с трудностями, коих немало в каждом учебно-тренировочном занятии. Добросовестная реализация тренерских заданий в процессе тренировочного урока, выполнение упражнений с большой самоотдачей, самоотверженностью, старанием, невзирая на усталость, закаляет характер, вырабатывает силу воли. Трудности учебно-тренировочного процесса – как раз тот полигон, на котором начинает расти боец.

Нацеливать на борьбу и соперничество с большой самоотдачей надо уже начинающих игроков во время их участия в подвижных играх, эстафетах, содержащих как элементы единоборства, так и командного противостояния. По сути, вся игра в волейбол состоит из отдельных единоборств: нападающий – защитник, подающий – принимающий и пр. Из умения состязаться, выходить победителем в «своих» единоборствах каждого игрока в отдельности складывается победа команды. Если игроки в тренировках не жалеют себя, бьются «до последнего», стараясь взять верх в любом упражнении с противодействием партнеров (или соперников — в играх), дорожат каждым очком в двусторонних играх, самоощущение победителя начинает расти. Приобретаемые черты составят базу характера игрока с психологией победителя.

Однако и грош-цена такому игроку, которого не научили вести честную спортивную борьбу и дружить с партнерами и соперниками вне тренировки. Это одна из педагогических задач тренера.

Однако в действительности дело обстоит гораздо сложнее. Формальные победы сами по себе еще не служат достаточным условием формирования игроков с самоощущением победителя. После, даже довольно длительного периода побед, добытых, например, простым превосходством соперников в классе, команда часто буквально «рассыпается» при первом же серьезном поражении, что неоднократно мы могли наблюдать. Но без поражений не бывает побед, не закалятся и игроки команды. Возмужание происходит в процессе достижения последующих выигрышей, которые могут обеспечиваться только игроками, становящимися сильными бойцами от победы к победе. Конечно с возможными поражениями, которые мужающие игроки учатся представлять как временные случайные недоразумения.

Важным компонентом формирования психологии победителя является квалифицирование действий как несомненного успеха. Нужно занятия выстраивать и инструментовать так, чтобы каждый игрок старательно потрудившись, имел успех и чувствовал себя победителем. Для этого существует много возможностей.

Если тренер сможет грамотно поделить основную задачу спортивной подготовки на мелкие, осязаемые «шаги», игроки получают возможность иметь и переживать успех их преодоления в каждой тренировке и, может быть, в каждом упражнении. Игрок должен хорошо знать, что именно он тренирует в том или ином задании, какую задачу решает, чего от него хочет тренер. Таким образом, для эффективной работы необходима четкая постановка конкретных задач на каждое упражнение, каждую тренировку, тренировочный цикл и т. д.

Существенную помощь в конкретизации задач спортивного мастерства оказывают индивидуальные годичные и перспективные планы каждого игрока по каждому разделу подготовки, в том числе по проблемам психологической готовности, где указываются и общие и частные задачи. Конкретные планы способны мотивировать игроков. Чем выше мастерство тренера, чем больше он может помочь игроку решать поставленные задачи, тем скорее начнет формироваться характер победителя через успех, вселяющий веру в свои силы, мобилизующий возможности спортсмена.

Имеет значение не сама по себе победа, а оценка и переживание победы как успеха. Не так важны победы как таковые, ведь победа победе – рознь. Можно выиграть и не ощущать себя победителем. А можно проиграв, считать себя победителем. Иную победу можно ощущать как поражение, переживать как неуспех (например, при плохой игре с заведомо более слабой командой, когда победа досталась с большим трудом). В таких случаях можно с долей иронии сказать, что команда «потерпела победу».

Проигрыш, напротив, можно оценивать как победу, переживать как успех (например, при достойной игре в проигранном матче с соперником, превосходящим по силам, или по возрасту).

Имеет значение восприятие, оценка событий как побед, как успеха. Это обстоятельство предоставляет самые разнообразные возможности для деятельности тренеров. Определяющее значение здесь имеет педагогическое мастерство тренера – именно от него зависит, сформируется у игроков самоощущение победителя или статиста. Важно помнить слова, приписываемые Брюсу Ли: «Поражение – не поражение, если только вы не признаете его таковым в своем сознании».

Если игроки старались, бились за победу, показали в игре многое из того, на что способны, но не победили, по большому счету негативно оценивать и ругать тренеру надо себя, а не игроков. Надо анализировать ситуацию, пытаться понять, что привело к проигрышу и что надо изменить в процессе подготовки команды к соревнованиям.

С применением негативной оценки надо быть очень осторожным – это обоюдоострое оружие. Она как скальпель: может избавить от недуга, а может и погубить, если им пользоваться неумело и неосмотрительно. Игроков с неокрепшей психикой (работая с детьми, мы именно с таковой и имеем дело) нельзя ругать, вредно давать негативную оценку, особенно уничтожающую. Чрезвычайно вредны «разносы», иными тренерами практикуемые постоянно.

Исходя из ложного тезиса о том, что «чем сильнее нажать, тем больший будет эффект», они используют метод агрессивного доминирования, «наездов» – продукт нашей принудительной системы воспитания. Эффект получается, но с обратным знаком. У игроков при этом снижается самооценка, пропадает вера в себя – о какой «психологии победителя» можно вести речь? Особенно вредно допускать психологический разгром, после которого игрокам бывает очень трудно восстановиться и обрести уверенность.

Когда в отношениях начинает доминировать жесткое администрирование, игроки ориентируются не на достижение успеха, а на избежание неудачи, под которой они понимают негативную оценку тренера.

Постоянно давая игрокам негативную, иной раз уничтожающую оценку, тренер убеждает игроков, порой, к сожалению, очень талантливо, в том, что они плохи, никудышны, слабы и окаянны. А поскольку дети очень внушаемы, это скоро может стать чертой их характера. По сути, игрокам предлагается негативная социальная роль (ее живо и красочно «обрисовывает» наставник в процессе «разноса»). Эту роль воспитанники вынуждены играть, перестраивая свой «Я-образ», определяющий поступки и имеющий определенные негативные последствия. Соответствующим образом перестраиваются также взаимоотношения в системах «игрок – тренер» и «команда – тренер». В такой ситуации почувствовать себя победителем просто невозможно. Недопустимо подрывать  веру игроков в себя! Наоборот, хороший тренер должен внушать воспитанникам ощущение собственной силы. Надо чаще использовать формулы: «Вы самые сильные!», «Вы сможете!», «Я в вас верю!»

Резко осуждать за проигрыш можно только сильных игроков и лишь «за дело» – в том случае, когда нет старания, самоотдачи, самоотверженности игроков, не соблюдалась игровая дисциплина и т.п. Причем, порицать надо, не унижая достоинства игроков, и не убеждая их в том, что они бесповоротно плохие. Незыблемым должно быть правило: негативную оценку следует давать поступку, а не личности, избегая ударов по самолюбию, уважая достоинство игрока.

Чтобы игрок научился уважать себя, верить в свои силы, тренеру надо научиться уважать игрока, доверять ему — иного пути нет! Личность формируется только через уважение, когда с воспитанником считаются и доверяют ему. Тем не менее позитивная критика со стороны тренера часто бывает продуктивной: это может подействовать отрезвляюще и команда последующие встречи проведет собранно и победит.

Как мы уже отмечали, одни только победы не сформируют психологию победителя у игроков. Порой поражения могут иметь гораздо большее значение в воспитательном плане, чем иная победа. Не случайно появилась пословица: «За одного битого двух небитых дают». Невозможно закалить характер, только выигрывая.

Настоящей проверке команда и игроки подвергаются как раз после падений, «оглушительного» проигрыша, когда собраться и снова выиграть бывает во сто крат труднее. Труднее потому, что игроки оказываются в непривычном положении неудачников. Надо суметь проявить по-настоящему бойцовский характер, чтобы изменить ситуацию в свою пользу. Это под силу только очень волевым игрокам. Задача тренера – не допустить психологической травмы и помочь игрокам обрести уверенность, образно говоря, «наглость хода игры» – составляющие психологии победителя.

Вообще, очевидно, правильнее будет считать: побед должно быть больше, чем поражений.  И дело даже не в их соотношении, а в уроках, которые игроки способны извлечь из возникающих психологических ситуаций. И те и другие можно использовать для формирования игроков с психологией победителя, а можно и «сломать» игроков.

Особо следует рассмотреть часто встречающуюся ситуацию, когда у игроков уже сформировалось чувство неуверенности, страха перед соперниками, что случается, когда команда много проигрывает, и игроки постоянно получают негативные оценки со стороны руководства. Неуверенность, страхи – это выученная эмоция. Раз так, значит можно и переучиться. Нужно помочь игроку преодолеть себя и научиться быть смелым, обрести уверенность в себе. Нужный результат принесет упорная работа игрока над собой самостоятельно и совместно с тренером и партнерами. Здесь от профессионального мастерства тренера зависит очень и очень много. Надо научить игрока не бояться опасности – это, как известно, лучший способ избежать ее.

В обеспечении успешных действий игроков в критические для матча моменты определяющее значение имеет способность к волевым проявлениям. Когда отмечают характер, как главное достоинство игрока, имеют в виду прежде всего его волю. Именно волевые проявления позволяют игрокам безошибочно действовать в психологически напряженных моментах, определяющих судьбу встречи. Рассмотрим это главное с точки зрения обеспечения победы свойство характера. Принято выделять несколько составляющих воли. Важнейшее значение имеют моральные основы воли.

Моральные основы воли. Высокие идеалы, нравственное поведение, гуманистические ценности во многом определяют уровень проявления собственно волевых качеств личности игрока. Без формирования нравственного «стержня» у игроков, их ориентации на вечные общечеловеческие ценности невозможно апеллировать к высоким мотивам и рассчитывать на соответствующий отклик. Бесполезно взывать к чувству долга, чести, совести, достоинству – Ваши слова повиснут в воздухе…  Без высокой морали сильной воли не существует!

По-настоящему сильную волю в очень широком диапазоне стабильно способны проявлять только игроки духовно богатые, с высокой нравственной мотивацией. Они видят в победах, в достижении успехов не только и не столько возможность удовлетворить свое честолюбие или получить приз, но, прежде всего, средство саморазвития в процессе творческого тренировочного труда, реализацию долга перед школой, тренером, страной.

Таким образом, в целях воспитания чувства победителя игроков надо учить не только преодолевать трудности учебно-тренировочного процесса и соревнований, но, в первую голову, формировать его Личность. Личность с возвышенными идеалами, с высоким уровнем самоуважения и самооценки, способная самостоятельно принимать решения и отвечать за них. Личность, уверенную в себе, сознательно дисциплинированную, без заметных комплексов неполноценности, так часто разрушающих психологический микроклимат команды. Такую личность трудно будет перебороть сопернику.

К сожалению такого игрока нередко побеждает собственный тренер – поборник ценностей авторитарной системы воспитания, считающий важнейшей задачей добиться его подчинения себе. Тогда, как мы часто видим в соревнованиях, тренер фактически играет за команду соперника, «ломая» свою нескончаемыми претензиями к игрокам, высказанными порой в самой непотребной форме. Если такой способ взаимоотношений между тренерами и игроками  превращается в систему, то, как результат авторитарного воспитания, формируются и соответствующие личности – безответственные исполнители чужой воли, работающие «из-под палки». Здесь уже не до психологии победителя.

Интеллектуальные основы воли. Важной составляющей воли является интеллект спортсмена, его рациональное мышление. Исходя из понимания воли как преднамеренного поведения, поступков, направленных на достижение желаемой цели, нужно отметить важность рациональной оценки условий ведения спортивной борьбы и определения линии поведения (вместе с другими факторами воли), приводящей к успеху.

Целесообразное поведение, реализуемое при помощи рационального мышления игрока для достижения победы, во многих ситуациях оказывается решающим. Сюда следует отнести оценку значимости встречи, определение способа подготовки к матчу и игрового плана, выбор поведения перед игрой, рациональность мотивировки, способы настройки с целью обеспечения состояния боевой готовности.

Результатом интеллектуальной деятельности игрока является также выбор эффективной линии поведения в игре в соответствии со складывающейся ситуацией. В том числе и в эмоциональной сфере: сдерживание эмоций, или, напротив, более эмоциональное поведение.

Большое значение имеет понимание и реальная оценка хода поединка и возможного развития событий, поведения конкретного соперника, с тем, чтобы выбрать эффективные способы ведения борьбы. Способность «читать игру наперед», видеть и чувствовать динамику протекания поединка, зарождения психологических изменений: эмоциональных подъемов и спадов, как своей команды, так и команды соперника для того, чтобы целесообразным поведением, эффективными мерами обратить ситуацию в свою пользу. В ход идут и паузы во время игры, и перерывы, и замены, и целесообразное изменение тактики ведения игры, и многое другое.

Порой решающее значение имеет рациональное понимание того, что в данный момент игры нельзя расслабляться, снижать концентрацию внимания при своих успешных действиях. Ведь в противном случае соперник получает шанс восстановиться, воспрянуть духом, наладить игру и тогда победить его будет очень трудно. Подобных ситуаций в играх тысячи, вот одна из них.

Команда ведет 2:0 по партиям в очень важной игре с сильным соперником, у которого уже выигрывали, и который стремится взять реванш. Игроки счастливо улыбаются, предвкушая победу. Тренер, понимая, что ход поединка может «развернуться» в обратную сторону, если позволить им расслабиться, в установке на третью партию строго говорит: «Сейчас начнется самое трудное, если не отнесетесь к игре так же собранно и серьезно, как в первых двух партиях. Если вы позволите за счет своих ошибок соперникам разыграться, победить их будет чрезвычайно трудно. С вами тогда будет играть совсем другая команда – цепкая и агрессивная.

Надо воспользоваться сиюминутной слабостью соперника и уверенно довести игру до победного конца – в этом и заключается мастерство игрока-победителя, это и есть секрет победы.

Итак, играем собранно, с минимумом ошибок, бьемся за каждый мяч – это самый короткий и, может быть, единственный путь к победе, ведь противник очень силен!».

Подобная установка на очередную партию поможет сохранить игровой тонус команды и не упустить уже близкой победы в матче.

Таким образом, выбор способов обеспечения боевой готовности к игре, выбор эффективной линии поведения в процессе матча, целесообразное применение соответствующей моменту тактики и стратегии ведения борьбы – продукт деятельности интеллекта спортсменов и тренеров, составляющая воли игрока и команды.

Эмоциональные основы воли. По выражению И. М. Сеченова «Безразличной холодной воли мы не знаем». Эмоциональный подъем, страсть, с которой ведут борьбу спортсмены, во многом определяют ее успешность. Выигрывает тот, кто больше хочет победить, кто более целеустремлен. Выложиться «до последнего», «прыгнуть выше головы», суметь показать даже больше того, на что способен, обычно может обеспечить только особый эмоциональный настрой.

Такое состояние мобилизационной готовности игроки стараются поддерживать во время матча; именно эмоциональные «провалы» игроков команды обусловливают сбой в эффективности действий игроков, ведут к проигрышу нескольких очков подряд – их количество зависит от глубины эмоционального провала. И как раз в это время можно услышать подсказки игрокам опытного тренера: «Разговаривайте! Общайтесь! Не молчите!»

Обычная для игр ситуация, когда после каждого разыгранного очка все игроки команды сбегаются «в кучу» и одобрительно похлопывают друг друга. Вместе с восторженными их возгласами в этот момент, или словами поддержки товарищей, допустивших ошибку, это помогает сохранить игровой «завод» и поддержать эмоциональный тонус волейболистов. Состояние игроков, обозначаемое термином «кураж», в которое иной раз попадают игроки во время успешного для них матча, когда все получается, – есть состояние особого эмоционального подъема, вызванного успешными действиями игроков и реактивно их поддерживающее.

Однако, как везде, и здесь нужна мера. Безудержная страсть, чрезмерно эмоциональное ведение борьбы мешает волейболистам быть расчетливыми и грамотными игроками. К тому же, огромное желание победить часто играет со спортсменами злую шутку: можно, что называется, «перестараться», можно и «перегореть», что иной раз бывает при «накачках». Когда в матче страсти накалены до предела, успех, как правило, приносит холодный расчет игроков, обеспечивающий целесообразность их действий. Но один только «трезвый» расчет не спасет и не выручит в соперничестве с мотивированной, эмоционально играющей командой.

Неморальные основы воли. Помимо традиционно рассматриваемых в спортивно-психологической литературе факторов, определяющих волю, существуют и другие, которые условно можно обозначить как неморальные основы воли.  Имеются в виду не лучшие свойства личности, не согласующиеся с «высокой моралью», но влияющие на проявление воли в матчах и тренировках. К ним следует отнести упрямство, агрессивность, тщеславие, честолюбие, мстительность, злобность, корыстолюбие, доминирование и другие качества, не красящие личность человека. Как ни кажутся они нам некрасивыми, неэтичными или аморальными, влияние их на проявление воли, следовательно, и обеспечение победы, может быть велико.

Чем в большей степени эти качества развиты у игрока, тем значительнее может быть их влияние на результат игры при соответствующей мотивировке. Разве мы не слышали призывы иных секундантов боксера: «Раздави его, размажь по рингу!» и т. п.? Или обращение к игрокам других тренеров: «Не злите Х, а то он один обыграет всю команду!»

А как же высокая мораль? Похоже, все просто. Если у спортсмена сформировался хороший нравственный стержень личности, он действует, и действует довольно эффективно. Если у игрока имеются негативные свойства личности, то могут работать и они – все зависит от мотивировки и воспитания. А поскольку человек часто противоречив, имея и те и другие качества, то и волю его определяют оба фактора – позитивный и негативный, и это зависит от уровня их развития, от направленности личности, от ценностных ориентаций игрока, от того, чему его учит  тренер. На метафорическом уровне мы вправе в этой ситуации задаться вопросом: «Силой божественной или силой дьявольской творит человек?»

По свидетельству современников Пушкин был невероятно честолюбив, стремился везде быть первым. Бросался в драку и плакал, если ему не удавалось выиграть в отчаянной борьбе забеги на коньках у сверстников-лицеистов.

Многие «повседневные» личностные черты характера и привычки человека проявляются в игре. Дисциплинированный в быту игрок обычно более строго действует на площадке; аккуратный, как правило, делает меньше ошибок, неконфликтный обычно дружески общается с партнерами во время матча. По большому счету, с известной долей условности, можно сказать словами М. Винера: «Каков человек в жизни, таков он и в игре».

Однако возможно и обратное влияние. Обычно тренер учит игроков быть нравственными (бывает, учит «давать сдачи»), но для стимуляции использует в том числе и их негативные качества, стараясь, чтобы они не получили социально опасного проявления, особенно в повседневной жизни. Не потому ли закончившие спортивную карьеру спортсмены не всегда выбирают праведный путь?

Таким образом, с точки зрения достижения победы неморальные компоненты воли – вещь небесполезная. Стоит ли удивляться, что негативные черты характера могут принести игроку пользу, – ведь спорт с его моралью достижения превосходства над другими, строго говоря, вообще вещь языческая и в определенном смысле аморальная. Установка «победить, первенствовать», как метод решения проблем и способ существования, характерный для религии олимпийцев древней Греции, не согласуется, например, с моралью христианства, буддизма и некоторых других религий, особенно гуманистической направленности, в учениях и традициях которых содержится требование: не соперничать, а любить.

Не согласуется мораль победителя (не в смысле победить себя и стать совершеннее, а в смысле стать лучше других, опередить их, подчинив решению этой задачи все), надо думать, и с общечеловеческими ценностями. Решение этой проблемы, очевидно, лежит в плоскости поиска ответов на извечные вопросы человека о добре и зле, о смысле существования, об истине, о счастье…

                                                                           Резюме

  1. В основе формирования характера игроков с психологией победителя лежит метод преодоления трудностей учебно-тренировочного и соревновательного процесса. Успешность решения всех задач обеспечивает развитие уверенности в своих силах, веры в возможность добиться победы.
  2. Воля, как важнейшая составная часть спортивного характера игрока, имеет моральные, интеллектуальные, эмоциональные и неморальные основы, которым в тренировочной работе и в соревнованиях нужно уделять самое пристальное внимание.

 

подготовка игроковпсихологическая подготовка