Обучение игре в защите

подготовка игроковначальное обучение

               

Методика обучения приемам игры в защите 

Формированию навыков игры в защите необходимо уделять особое внимание, как минимум, по двум причинам.

Во-первых, в современном волейболе нападение по эффективности превосходит защиту. Особенно это касается мужского волейбола. Эту диспропорцию надо стремиться устранять, чтобы быть конкурентоспособным на любом уровне.

Во-вторых, защитные действия в площадке – тот компонент волейбола, который можно существенно улучшить – предлагаемая методика предоставляет такие перспективы.

Волейболистов необходимо обучить всем техническим приемам игры в защите, иначе он в течение всей карьеры будут неоправданно использовать только 1–2 способа отражения мяча. Особенно важно научить их на основе предугадывания как можно раньше перемещать отражающую платформу при помощи ног при установке отражать мячи без выноса рук в стороны за колено. Игра в защите на выборе места и «вылавливание» мяча руками, вынесенными в стороны с поворотом туловища, сужает возможности защитников, делает их малоподвижными.

К обучению защитным действиям нужно приступать после освоения новичками передач снизу и сверху после перемещений, а также верхних прямых подач и нападающих ударов без прыжка. Хорошо, если на ранних этапах обучения удары в защитников могут выполнять тренеры или игроки на 2–3 года старше обучаемых. Их более точные и расчетливые удары создают стабильные условия для отражения мячей. Это способствует более быстрому формированию навыков игры в защите.

Обучение техническим приемам игры в защите необходимо проводить в такой последовательности: отражение мячей на месте и после шага, в выпаде, со скольжением на голени, в падении на бок, с кувырком через плечо и с переворотом через спину. Последним осваивается прием мяча со скольжением на груди. Падения надо разучивать сразу во все стороны, чтобы не формировались «однобокие» защитники.

Для успешного обучения игроков защитным действиям огромное значение приобретают подводящие и имитационные упражнения. Их необходимо в разных пропорциях выполнять много лет с целью сохранения «школы» техники, предупреждения и исправления ошибок.

При обучении любому из перечисленных приемов отражения мячей в защите необходимо параллельно решать еще четыре задачи.

  1. Обучение своевременной потере равновесия вперед и резкому старту к месту отражения мяча.
  2. Обучение умению предугадывать направление удара по предударному движению нападающего и по результату анализа складывающейся игровой ситуации.
  3. Обучение переносу окружающей платформы к месту обработки мяча без изменения ее ориентации в пространстве.
  4. Обучение способу отражения мяча по необходимой траектории за счет целесообразного перемещения платформы.

Умение защитника своевременно (по ударному движению из крайней точки замаха) терять равновесие вперед (первая задача) имеет огромное значение для быстрого начала перемещения к мячу, поскольку больше всего времени защитник тратит на вывод себя из равновесия в сторону перемещения. Момент начала потери равновесия вперед защитнику надо научиться ловить очень тонко, поскольку слишком раннее начало перемещения вперед имеет негативные последствия. Это затрудняет возможность смещения в обе стороны к мячу либо к полной остановке защитника в устойчивую стойку, понимающего, что «рано побежал».

Пожалуй, еще большее значение для своевременного переноса отражающей платформы к мячу приобретает умение защитника предугадывать направление удара (вторая задача). Это позволяет раньше начать перемещение, что во многих случаях является решающим условием его эффективных действий. Чем дальше от защитника пролетает мяч, тем большую ценность имеет его способность предугадывать направление удара. Предугадывание сокращает время начала перемещения защитника к мячу, что, в свою очередь, обеспечивает своевременный перенос отражающей платформы. У защитника также появляется возможность принимать падающие впереди мячи, направленные обманными ударами.

Для помощи в формировании умения решать обе задачи — потери равновесия и предугадывания направления удара, особенно на первых этапах обучения, полезно применить такой методический прием. Тренер располагается сзади защитника и держит обе руки в непосредственной близости от его пояса. В момент удара тренер толкает игрока к месту встречи с мячом, помогая раньше начать перемещение. И чем раньше произойдет подталкивание, тем понятнее защитнику будут возможности повышения эффективности игры в защите за счет решения обсуждаемых задач. Эти умения позволят игрокам в будущем применять командную тактику игры в защите, основанную на интуиции – без страхующего.

Третья задача. Все игровые приемы отражения мяча предполагают перенос отражающей платформы разными способами: в шаге, выпаде, в бросках со скольжением на голени и на боку. При обучении этим приемам важно добиться переноса платформы без изменения ее ориентации относительно цели доставки мяча. Другими словами, нельзя ее отворачивать от цели.

Четвертая задача для игроков разного возраста имеет различное содержание. Защитникам младшего возраста важно уметь доводить мяч до цели встречным движением. В среднем возрасте для доводки часто бывает достаточно только подставить платформу под летящий мяч. В старшем же возрасте, и в командах мастеров уже не обойтись без умения «смягчать» полет мяча уступающим движением платформы для его доводки связующему игроку.

Умение защитников предугадывать направление удара и быстро переносить отражающую платформу наиболее рациональными способами соответственно ситуации являются как раз теми резервами, используя которые можно существенно повысить уровень мастерства игры в защите наших волейболистов любой квалификации, вплоть до игроков сборной.

                          Обучение приему мячей в защите на месте и после перемещений

При объяснении структуры технического приема нужно обратить внимание занимающихся на разницу в стойках при выполнении передач снизу и при игре в защите. Она определяется разностью решаемых задач. При передачах и приеме подач (кроме силовых) необходимо перемещаться в четыре стороны, а при игре в защите только в три – в обе стороны и вперед. Это обстоятельство вынуждает защитника принимать стойку с несколько большим наклоном вперед и переносом веса тела на носки.

Новичков учить надо отражению мячей только после перемещений; на месте (т. е. без перемещений) принимать удары у них получается «само собой». А вот если их учить специально приему на месте, можно получить побочный эффект – вынос отражающей платформы за колено и медленный старт, или его отсутствие.

В процессе обучения необходим постоянный контроль со стороны тренера за сохранением стойки, правильностью переноса отражающей платформы и за потерей равновесия вперед в момент удара по мячу. Несколько позже следует сосредоточиться еще и на обучении предугадыванию направления удара. Без этого умения высокого мастерства игры в защите не обрести.

Прием мячей в защите в стойке (без перемещений), в шаге и в выпаде – наиболее простые по исполнению технические приемы, однако путь до эффективного отражения мячей с хорошей доводкой огромен – все возрастающая скорость полета мяча после ударов нападающих тому причина.

Примерные упражнения для обучения отражению мячей в защите после перемещений

В дальнейшем можно применять разнообразные групповые упражнения – им нет числа.

Часто встречающиеся ошибки

– «Впрыгивание» в широкую устойчивую и напряженную стойку вместо потери равновесия вперед.

– Потеря стойки в процессе перемещения или обработки мяча.

– Резкое смещение вперед вместо потери равновесия.

– Отсутствие предугадывания направления удара.                       

– Приподнимание плеч вверх в момент обработки мяча.

 

              Обучение приему мяча в броске со скольжением на голени

Приступать к обучению приема мяча со скольжением на голени нужно в то время, когда уже более-менее сформируется навык игры в защите после перемещений в стойке, в шаге и в выпаде. А сигналом является момент, когда становится заметно, что этих приемов явно не хватает, чтобы суметь защитить большую площадь без нарушения стойки и без выноса платформы за колено при отражении мячей. Вместе с тем некоторые талантливые игроки уже сами используют скольжение на голени без специального обучения.

Как показывает практика, часто неоправданно раннее начало обучения приему со скольжением на голени приводит к тому, что перемещением и остановкой  в стойку как таковыми для отражения мячей игроки перестают пользоваться. Они долго стоят на месте, а потом выполняют бросок к мячу со скольжением на голени.

Но и медлить с началом разучивания этого защитного приема также нельзя. Иначе у защитников может сформироваться устойчивый негативный навык выноса платформы за колено для отражения мячей, к которым они не успевают переместиться при помощи ног. Бросок со скольжением на голени надо «встроить» в единую систему игры в защите таким образом, чтобы он выручал в ситуации, когда защитник в стойке не успевает переместиться к мячу бегом.

На обучение и закрепление навыка одной только имитации приема мяча со скольжением на голени уходит несколько занятий. Если их два-три в неделю, то и месяца бывает мало. Обучаемые новички обязательно должны быть в наколенниках и, желательно в спортивных костюмах.

При обучении нужно обратить особое внимание на то, чтобы при бросках в сторону после отражения мяча колено согнутой ноги скользило по полу сзади поставленных на опору рук. Если колено будет скользить между рук, то либо защитник вынужденно отворачивает платформу от цели, перемещая его между рук, либо оно «наезжает» на кисть, что чревато травмой. Это сковывает защитника – он опасается набирать большую скорость.

Прежде, чем переходить к отражению мячей в защите со скольжением на голени, нужно хорошо закрепить навык имитации этого приема во всех направлениях с места и после перемещений (шаг 1). Выполнение должно быть уверенным, стать привычным. В имитационных упражнениях момент обработки мяча учащиеся могут обозначать хлопком в ладони перед собой прямыми руками.

Пошаговая последовательность обучения и примерные упражнения могут быть следующими.

Задача шага 1.  Научить броску со скольжением на голени с имитацией приема мяча

Задача шага 2. Обучение отражению летящих мячей в броске со скольжением на голени

 

                                               

                                                        Часто встречающиеся ошибки

– При бросках в сторону колено скользит между рук. Такой  способ допустим только при бросках вперед – там нет иного  решения.

– Поворачивание платформы в сторону броска.

– Недостаточная стартовая скорость.

– Долгое вставание в стойку после броска.

– Нарушение стойки в процессе переноса платформы.

 

                     Обучение приему мяча в броске с падением на бок

Учить этому приему игры в волейбол надо также сразу в обе стороны, и сначала на матах. Лучше, если обучаемые будут в спортивных костюмах и в наколенниках.

Задача шага 1. Обучение падению на бок без отражения мяча

Задача шага 2. Обучение приему мячей с падением на бок

                                 Часто встречающиеся ошибки

– Изменение ориентации платформы в процессе падения  («отворачивание» ее от цели).

– Грудью защитник не прижимается к полу, а ложится на  бок, отвернув платформу от цели.

– Отсутствие перемещения перед падением, что увеличивает  угол атаки площадки и уменьшает обороняемую площадь.

– Отсутствие предугадывания направления удара.

 

                      Обучение приему мяча в падении с кувырком

Из всех защитных действий приему мячей в падениях с кувырками обучают в последнюю очередь, наряду с падениями на грудь. Позже обучают только «уступающему» режиму взаимодействия с мячом в рамках уже разученных приемов игры в защите и действиям защитников в нестандартных ситуациях.

Сначала целесообразно научить принимать мячи с кувырком через плечо, позже – через спину. Методика обучения этим способам отражения мячей практически одинакова.

Простым кувыркам занимающихся следует научить заранее, как элементу эстафет и упражнений для развития ловкости.

При объяснении техники важно указать на стандартность начала выполнения всех  других защитных приемов – приема мячей в шаге, выпаде, со скольжением на голени и с падением на бок.  Различие начинается, по сути дела, только с момента выполнения защитником седа на пол. Далее, если в скольжении повернуться грудью к полу, то получается падение на бок, а если спиной – то кувырок. Решение о том, какое предпочтительно выбрать продолжение, принимается по результату анализа ситуации защитником. Если до летящего мяча можно дотянуться двумя руками, то выбирается падение на бок, а если только одной, то применяется кувырок.

Задача шага 1. Обучение кувыркам в обе стороны  

      

Задача шага 2. Обучение отражению мяча в защите с кувырком   

 

                                         Часто встречающиеся ошибки

– Игрок не успевает набрать необходимую для кувырка скорость (тогда лучше выполнить кувырок через  спину).

– Отражение в броске с кувырком мячей, до которых можно  дотянуться двумя руками и, как следствие, выполнить 

падение на бок или бросок со скольжением на голени.

– Долгое вставание в стойку.

 

                       Обучение приему мяча с падением на грудь

Этому приему следует обучать позднее других защитных способов отражения мяча в защите. На первых занятиях полезно надеть  куртку или толстую футболку для облегчения скольжения. Игроков обучают падению на грудь со скольжением сразу после перемещения, что облегчает переход на скольжение вследствие уменьшения угла атаки. Сначала обучают отражению мяча с последующим скольжением при помощи двух рук. Гораздо позже игроков учат скольжению на груди при помощи одной руки или вовсе без помощи рук – так можно обработать самые далекие мячи.

                       

                                           Обучение приему мяча с гашением его скорости

Этому приему учат только тогда, когда сила атакующих ударов партнеров существенно возрастает. И простое подставление платформы, пусть и с правильной ориентацией, под летящий мяч не обеспечивает его точную доводку.

 

подготовка игроковначальное обучение