Часто задаваемые вопросы (F.A.Q.)

                             Уважаемые коллеги!

В этой вкладке мы планируем постепенно размещать материалы обсуждений и ответов на самые важные, интересные и часто задаваемые вопросы посетителей сайта и полученные ранее автором в режиме инкогнито. Надеюсь, это будет полезно для обеих сторон.

 

Уважаемые коллеги!

Здесь размещены ответы на ваши вопросы, оставшиеся без ответа в процессе вебинара, проведенного 5 мая 2020г. Вопросы приведены без изменения орфографии и пунктуации.

 

1.Может ли техника меняться по отношению к изменениям требований к игре ????

— Видимо, имелось в виду изменения в правилах игры. Если так, то да, некоторые изменения в правилах могут приводить к некоторым изменениям. К примеру, когда разрешили переносить руки на сторону соперника при блоке, техника блокирования изменилась. Надо заметить, что подобные изменения в правилах больше влияют на организацию игры, на тактику.

  1. У ребенка не правильно поставлена техника, не можем переучить

Вопрос довольно общий. Общими положениями и отвечать. В детском возрасте конечно надо переучивать.  Способ один – возврат к предыдущим обучающим упражнениям. При этом очень важно соблюдать все три «золотые» правила обучения. Возврат выполнять к тем стартовым упражнениям, которые игроки способны выполнять правильно и постепенно двигаться дальше, выполняя более сложные упражнения только правильно! При этом тренеру надо выбрать правильные модели «потребного будущего» приёмов игры.

  1. Вы считаете, что прыжок при нападающем ударе должен быть с пролетом вперед. Прошу разъяснений?

Прыжок с пролётом  выгоден по двум причинам. Горизонтальная скорость тела нападающего  в прыжке суммируется со скоростью ударника, что приводит к более скоростному удару по мячу. Второе преимущество: нападающий, выполняющий прыжки с пролетом вперед, отталкивание выполняет дальше от сетки, что обеспечивает хороший обзор действий блокирующих, поскольку мяч находится впереди атакующего игрока, а не над ним, что требует поднимать высоко голову, теряя из вида блокирующих.

  1. Техника приёма. Как не дёргать руками при приёме снизу?

Есть хорошее упражнение. Принимающие игроки зажимают полотенце или шарф под мышками и вынуждены удерживать платформу в нужном положении без изменения её ориентации в процессе приема, иначе предмет выскальзывает.

  1. Как правильно поступить -если игрок выполняет технически ошибочно действие (прием , передачу) но у него это получается результативно. Ругать? Заставлять исправлятСЯ?

Не ругать игрока, ругать тренера, то есть самого себя. Если это игрок детской спортивной школы, надо исправлять технику. В старших командах надо принимать решение исходя из ошибок и календаря игр. Остается пожелать удачи.

  1. Какую позицию ударного звена при нападении Вы считаете более правильным: когда оно в критической точке замаха отводится вверх назад и удерживается выше акромиона. Или когда в крит точке отводится в саггитальной плоскости и удерживается ниже акромиона.

Не вполне ясно что подразумевается под ударным звеном. видимо, имеется в виду плечо, т.е. часть руки от плеча до локтя.. Руку в замахе удерживать неэффективно — так теряется энергия замаха, запасённая упругими элементами сустава. Наибольший эффект достигается при быстром замахе, напоминающем  «отстрел» руки из замаха  без задержки с большой скоростью. Это достигается при помощи упругих элементов костно-мышечного сочленения.  Очень  важно при этом попадать в жёсткую схему приложения сил.

Ориентироваться надо не столько на внешнюю картину, сколько на условия осуществления механизма отстрела. Хотя геометрия частей ударника тоже важна. Жесткая схема связи ударных звеньев тела получается, когда нападающий поворачивает туловище в сторону замаха, плечо располагается выше горизонтальной плоскости под углом  30-45%, а предплечье движется в саггитальной плоскости, т.е. вертикально. Движение замаха-удара осуществляется вокруг плечевой кости.  Если замах-удар выполнен быстро, центробежная сила сама выпрямит руку и удар будет выполнен прямой рукой. Замах-удар должен выполняться широко и свободно (хлестко), а не сильно. Локоть при ударе нельзя выносить вперед – так ударник попадает в мягкую схему связи, что не выгодно для баллистических движений.

 

  1. Есть ли разница при обучении технических приёмов девочек и мальчиков? 

Особой разницы не вижу, поскольку техника выполнения игровых приёмов женская и мужская одинакова с моей точки зрения. Ведь условия эффективного решения двигательных задач одни. Педагогический подход, взаимоотношения несколько гендерно различны.

 

  1. Какие конкретно упражнения для развития прыгучести Вы используете с учётом возрастных особенностей юных волейболисток?

Такие же, как и другие тренеры. Дело не столько в том, какие упражнения выполнять, сколько в том, как их выполнять. Надо обучить напрыгиванию и требовать выполнения «золотого правила» баллистических движений: концентрации мышечных усилий во времени и смещения их к началу разгона.

 

  1. 9. Какие взаимоотношения у тренера должны быть с командой?

Это зависит от возраста. Если речь идет о детском волейболе, то наилучшим, самым продуктивным способом взаимоотношений тренера с учениками является сотрудничество и партнерство. Именно в рамках педагогики сотрудничества можно получить наивысшие результаты в обучении и воспитании. Приоритет тренера должен обеспечиваться авторитетом, профессионализмом, лидерскими способностями, превосходящими знаниями и педагогическими способностями выстраивать продуктивные отношения, а не должностью, властью и агрессией. На тренировках игроков надо вдохновлять, создавать настрой на совершенствование, мажор, творческую атмосферу, праздник поиска и открытий – они вызывают радость преодоления. Использовать подвижные игры, весёлые соревнования и упражнения,

Отвергнуть как негодные средства — мантулёж, постоянные претензии и погонялки. Так получается, когда используются методы педагогики побуждения и сотрудничества, а не принуждения к послушанию.  Игроков надо вдохновлять, поддерживать их стремление к совершенству, побуждать, а не принуждать, и не давать негативных оценок по любому поводу.

Важно обеспечивать успех каждому игроку на каждом уроке, внушать веру в свои силы. У каждого игрока должно создаваться впечатление, что на этом занятии тренер работает именно с ним. Успешное решение тренировочных задач, особенно если это отмечает тренер, даёт игрокам ощущение успеха. Так реализуются важные дидактические принципы сознательности и активности при обучении.  Если же преобладают негативные оценки тренера, то у игроков пропадает уверенность в своих силах, снижается самооценка, скорость, качество обучения и, как результат, интерес к занятиям.

 

  1. Как исправить выход игрока к мячу

Проблема, видимо, в том, что игрок пробегает мяч при выполнении атакующего удара. Здесь первостепенно надо решать задачу ориентирования игрока на мяч, а не на сетку, потолочную балку или линии разметки площадки. Для этого использовать удары в прыжке по мячу в зажиме, не долго, чередуя их со следующими упражнениями. Удары  с передачи без сетки. Удары через сетку, натянутую вдоль зала. Удары с далеких от сетки передач.

  1. 11. Какие упражнения можно дать спортсмену,что бы он не опускал локоть при нападающем ударе?

Упражнения с «плеткой». Броски малых пластмассовых мячей без прыжка с несколькими предварительными замахами. Вариант: с одним замахом. Броски этих мячей в прыжке. Добиваться выполнения всех требований «Опорных моделей» ударов без прыжка и в прыжке.

Малые пластмассовые мячи можно изготовить так. Детские пластмассовые мячи большого диаметра, примерно 20 см. проколоть иголкой в уплотнении. Постепенно мячи сдуются до наружного давления и станут небольшими, но с такой  же массой. Они плохо отскакивают от сетки или стены, что выгодно – не надо игрокам долго бегать за укатившимся мячом. Кроме того, такие мячи не травмоопасны.

 

 

  Часто звучит вопрос:»Почему мяч планирует?» 

Размещаю здесь мой текст  о планирующей подаче.

 Подачи планирующие

Прежде, чем определить условия эффективного решения игровой задачи при выполнении планирующих подач, необходимо объяснить уже известный специалистам механизм турбулентности, вызывающий скачкообразные изменения траектории перемещения предметов. Его в волейболе обозначают термином «планирование» – отсюда и «планирующая подача».

Надо отметить, что используемый термин неудачен, т. к. в аэродинамике он имеет совсем другое значение. Под планированием там понимается движение какого-либо тела (не всякой формы) в воздухе с использованием подъемной силы его потоков. Она возникает вследствие разного давления воздуха на верхней и нижней сторонах планируемого предмета. При этом увеличивается дальность полета.

Тела, имеющие шарообразную форму, планировать не могут. Их траектория полета обычно устойчива, предсказуема в поле притяжения Земли и определяется наличием ветра, а также вектором полученной в результате броска или удара начальной скорости. Предсказуемое изменение траектории возможно и при вращении летящего шарообразного тела – оно отклоняется в сторону вращения тем сильнее, чем выше угловая скорость.

Отклонение вызвано также разницей давления, возникающего

вследствие «увлечения» мячом части потока воздуха за счет вращения. С той стороны, в которую вращается мяч, потоки воздуха упорядочиваются, что приводит к уменьшению его давления. С противоположной стороны, наоборот, увлекаемый мячом поток воздуха сталкивается со встречным (относительно направления полета мяча) и создает зону повышенного давления. При этом возникает сила, действующая на мяч перпендикулярно траектории его полета. Она и отклоняет снаряд в сторону вращения. Это явление получило название «эффект Магнуса».

Совсем иначе ведут себя тела, летящие без вращения. Рассмотрим на примере волейбольного мяча. Обычно мяч без вращения движется в воздушном потоке, имеющем в теории аэродинамики название ламинарного. Ламинарные потоки воздуха огибают мяч со всех сторон. Впереди мяча образуется область повышенного давления за счет частиц воздуха, толкаемого мячом; сзади же, напротив, создается область пониженного давления. Эта разница давлений способствует (наряду с силой притяжения земли) уменьшению скорости и длины траектории полета мяча.

Но не всегда наблюдается именно такая картина. В диапазонах определенных скоростей (для волейбольного мяча это 17–19 м/сек) наступают известные в аэродинамике явления турбулентности, в силу чего мяч приобретает способность резко и непредсказуемо изменять траекторию полета, совершая скачки вверх-вниз или вправо-влево. Именно это существенно затрудняет прием мяча с подачи, ухудшая его качество иной раз до технической ошибки. Такие скачкообразные изменения траектории летящего без вращения мяча в волейболе ошибочно называют планированием.

Механизм возникновения резких изменений траектории вследствие турбулентности в общих чертах таков. Уже была рассмотрена причина, по которой снижается скорость летящего без вращения мяча, – это сопротивление воздуха. Сразу после удара подающего мяч имеет скорость около 25–30 м/сек и летит в ламинарном потоке воздуха. Когда скорость снижается до критических значений (17–19 м/сек), потоки воздуха, огибающие мяч, принимают характер завихрений. Эти завихряющиеся потоки воздуха создают сзади мяча область повышенного давления. Мяч, таким образом, испытывает повышенное давление воздуха, как спереди, так и сзади (относительно направления его полета), и в какой-то момент «выдавливается» в одну из сторон, где вследствие завихрений потоков воздуха давление наименьшее. Траектория его перемещения, таким образом, резко меняется, совершая своеобразные непредсказуемые «скачки», с которыми очень хорошо знакомы летчики. Их самолеты часто попадают в зоны турбулентных потоков и воздушное судно «болтает». При снижении скорости до величин, меньших 17 м/сек, потоки воздуха вновь становятся ламинарными, и мяч опять приобретает устойчивость и предсказуемость траектории полета.

Для достижения наивысшего эффекта подающий должен рассчитать силу удара так, чтобы явления турбулентности заставили мяч резко менять свою траекторию полета в зоне его приема соперниками, максимально затруднив его доводку связующему игроку.

Можно отметить, что при длинной подаче (с расстояния 4–6 м от лицевой линии) скачкообразность траектории летящего мяча повышается – скачки получаются более резкими и длинными. Очевидно, это связано с тем, что при более высокой начальной скорости мяч начинает скачкообразно изменять свою траекторию полета ближе к рубежу скорости в 19 м/сек, где перепады давления воздуха больше, чем на рубеже 17 м/сек.

Итак, основная задача при выполнении планирующей подачи – нанесения удара по мячу так, чтобы он летел без вращения – это главное условие обеспечения скачкообразности траектории его полета.

 Ударное взаимодействие бьющей руки и мяча имеет важную особенность: ударник движется вокруг своей оси вращения и удар, таким образом, наносится по дуге; мячу же надо придать поступательную скорость и без вращения вокруг своего центра. Для этого действие силы удара должно быть направлено вдоль линии траектории полета и проходить через центр мяча (удар должен быть центральным) – только при этом условии он полетит без вращения.

Повысить надежность совпадения вектора силы с траекторией и «попадания» в центр мяча можно увеличением длины радиуса ударника. При этом обеспечиваются условия для большего участка пути совпадения вектора линейной скорости бьющей ладони и требуемого направления вылета мяча.

Радиус вращения ударника увеличивается при выполнении следующих условий: при полном выпрямлении руки перед ударом, поднимании плеча бьющей руки, ударном повороте туловища и при переносе веса тела с ноги на ногу в ударном движении – все это обеспечивает перенос оси вращения ударника к ОЦМТ и даже ниже. Возрастет при этом и массовая характеристика ударника – момент его инерции, что увеличит кинетическую энергию ударных звеньев.

Другой путь повышения надежности совпадения векторов скорости в процессе удара – уменьшение времени ударного взаимодействия руки и мяча. Это достигается увеличением прикладываемой силы, жесткости ударника (так увеличивается коэффициент передачи энергии мячу) и его остановкой после соударения (так «обрезается» участок послеударного несовпадения).

Таким образом, нужно наносить короткий удар жестким рычагом при необходимой скорости (чтобы мяч мог получить необходимое ускорение и спланировать в площадку соперника). Скорость и жесткость бьющего рычага увеличивается также при использовании «жесткой» схемы связи в процессе разгона ударных звеньев тела.

 Третий возможный путь обеспечения надежности (при подаче без прыжка) – нанесение удара по неподвижному мячу, для чего подбрасывать мяч надо  так, чтобы он останавливался к моменту нанесения удара – на расстоянии вытянутой вверх руки. Удар надо наносить в момент, когда мяч после подброса остановился и еще не начал падать вниз.

 

                              Передача сверху двумя руками

              Помимо  различных проблем с освоением математических формул в моих текстах у специалистов, прежде всего, вызывают трудности c пониманием  «механизмной» трактовки верхних передач «упругой стенкой» и «отстрел» при выполнении атакующих ударов. Термины условны, но довольно точно отображают, как мне кажется, механизмы обработки мяча при выполнении этих приёмов игры.

          1. Рассмотрим сначала подробнее механизм передач «упругой стенкой»

Чтобы приблизиться к более ясному и детальному представлению процесса обработки мяча при передаче сверху двумя руками по принципу «упругой стенки», обратимся к упрощённой модели, что обеспечивается двухсторонним мягким обхватом мяча при его обработке.

Представим себе лёгкий обруч, на котором натянута упругая сетка (например, резиновая). Если взять в руки обруч в диаметральных точках (самых далёких друг от друга), поднять его перед лицом в плоскости, примерно перпендикулярной предполагаемой траектории направления передачи, и движением навстречу (в том числе ногами) отразить подлетающий сверху мяч центральной частью сетки, получится приближённая модель процесса его обработки при верхней передаче.

Сто сбоку можно будет увидеть, как сетка, растягиваясь и сокращаясь в исходное положение, возвратно-уступающим движением гасит скорость подлетающего мяча и разгоняет его в обратном направлении посредством упругих сил натянутой сетки.

Такой же процесс взаимодействия с мячом игроку надо организовать при помощи пальцев и кистей рук. Для этого нужно веером расположить широко расставленные полунапряжённые пальцы и ладони обеих рук в одной плоскости перед обработкой мяча и поднять их на уровень лица. (Руки должны быть полусогнутыми в локтевых суставах и иметь небольшую амплитуду движений, выпрямляясь только при сверхдальних или сверхскоростных передачах). В таком же положении пальцы и ладони должны остаться после передачи. Самая частая ошибка — выведение больших пальцев вперёд после передачи. Важно соблюсти условие: кончики больших и указательных пальцев одной руки должны находиться на одинаковом расстоянии от тех же точек другой руки (они составляют прямоугольный четырёхугольник с подвижными противоположными двумя длинными сторонами вследствие сведения и разведения кистей), как при подготовке к передаче, так и в процессе всего взаимодействия с мячом.

Не забудем и о других требованиях «опорной модели» к процессу обработки мяча:

— Сжимание мяча с двух сторон, чтобы он не провалился между рук.

— В точке остановки мяча большие пальцы направлены на нос пасующего и касаются мяча по всей своей длине.

— Тыльное сгибание кистей в лучезапястных суставах в сторону лучевой кости предплечья при амортизации мяча.

— Расстояние между краями ладоней игрока – диаметр мяча. Так и мяч не провалится (за счёт сжимания с двух сторон) и не шлёпнется на ладони, обеспечивая жёсткую обработку и менее точную передачу, если не ошибку.

Выполнение этих условий обеспечивает более уверенный, плотный  контроль мяча, мягкую и более качественную передачу по точности в пространстве и во времени.

Получается двухсторонний мягкий способ обработки мяча при передачах сверху. Так реализуется «золотое правило точностных движений» — снижение действующей на мяч силы и увеличение пути и времени его разгона (в допустимых Правилами игры пределах).

Научить юных новичков такому способу выполнения передач довольно легко и быстро, если следовать нашим рекомендациям в разделе «Начальное обучение» и хорошо представлять технику обработки мяча. А вот с переучиванием бывают проблемы.

Хочу предостеречь от несвоевременно выбранного времени переучивания действующих игроков. На переучивание и доведение новой техники до приемлемого уровня понадобится сезон. Если график игр плотный, от переучивания игрока основного состава лучше отказаться (разве что при серьёзной травме на это можно решиться). Для других игроков время переучивания – переходный период (начало переучивания), отпуск и подготовительный период (продолжение переучивания).

Было и есть много высококлассных связующих игроков, использующих менее эффективную технику, однако точность и своевременность передач они обеспечивают за счёт других составляющих (особенности нервной системы, двигательная чувствительность, тактическая грамотность, опыт, оптимальный настрой и умение поддерживать оптимальное психологическое состояние в процессе всей игры). Однако, глядя на игру этих замечательных связующих, невольно ловишь себя на мысли: «Насколько были бы они лучше, обладай они техникой двухстороннего мягкого паса?».

 

            2.  Теперь поговорим об «отстреле» при выполнении атакующих ударов.

Многие тренеры в общении говорили о трудностях в понимании термина «отстрел» и его содержания. Я думаю, что трудности больше связаны с визуальным представлением картины движений атакующего игрока, чем с пониманием механизма отстрела.

Надо сказать, что многие игроки высшей квалификации этот элемент выполняют хорошо. Однако в памяти наблюдателей остаётся преимущественно скорость  полёта мяча и быстрота ударного движения нападающего. Сам же конкретный механизм осуществления сильного удара остаётся как бы за кадром восприятия. Попробуем разобраться в этом предметнее.

Термин «отстрел» предложил использовать Н.С.Северцов в движениях баллистического (скоростно-силового) характера [59,60].

Применительно к атакующим ударам в волейболе можно дать такое определение.

Отстрел это бросок расслабленной руки нападающего в замах и рывковый характер её разгона в ударном движении без видимой остановки в крайней точке амплитуды.

Чтобы отстрел получился эффективным, нападающему необходимо выполнить несколько условий.

— Замах и ударное движение руки должны выполняться по «жёсткой» схеме связи (по геометрической схеме приложения сил с возрастающей жёсткостью).

— Остановку руки в крайней точке замаха должны осуществлять  силы упругих элементов костно-мышечного сочленения в процессе их растягивания, а не работа мышц в уступающем режиме.

— Ударный разгон бьющей руки должны выполнять те же упругие элементы в процессе их восстановления после растягивания при активном участии сократительных волокон мышц.

Здесь налицо процесс рекуперации энергии: кинетическая энергия движущегося в замах ударника (руки) переходит в энергию упругой деформации упругих элементов костно-мышечного сочленения (сустава) до полной остановки и освобождается при их релаксации, разгоняя руку из крайней точки замаха в удар (т.о. повышая кинетическую энергию ударника).

— Прикладываемое рывковое мышечное усилие необходимо смещать к началу разгона ударника, когда к.п.д. двигателя-мышц имеет наибольшее значение в силу большой разницы скорости сокращения мышц и скорости ударника. По мере разгона ударника мышечное воздействие на него ослабевает (скорости выравниваются и к.п.д. снижается).

Чтобы отстрел руки в замахе получался, тренеру важно изменить установку: бить по мячу не сильно, а быстро. Руку в замах бросать свободно и широко (по большой амплитуде), не зажиматься, что бывает при установке «ударить сильно». Полезно представить игрокам анализ формулы энергии ударника, где скорость содержится в квадрате, поэтому её увеличение существенно повышает энергию бьющей руки.

При этом очень важно не «свалиться» на мягкую схему связи. Это получается каждый раз, когда локоть бьющей руки в ударном движении выносится вперёд. Процесс усугубляется, если локоть располагается низко (когда плечо расположено горизонтально). Это хорошо видно, если стоять сбоку от игрока.

Если же локоть поднят высоко (плечо игрока расположено почти вертикально), то предплечье при замахе горизонтально ориентировано и, образно говоря, «закладывается за голову». Это легко контролировать, если смотреть на бьющего игрока сзади.

В целом  в процессе обучения новичков технике атакующих ударов важно осваивать последовательно и параллельно все «шаги» в соответствии с программой обучения (см. раздел «Начальное обучение») строго соблюдая правило «Только правильное выполнение!» упражнений.

Из всех технических элементов волейбола атакующим действиям научить труднее всего, особенно девочек. Так что желаю терпения, успехов и удачи!

 

                 3.     Предугадывание

Третий «пост» отведу проблеме обучения игроков предугадыванию по причине неверия в его возможность со стороны многих тренеров, которые считают, что эта способность предвидения должна быть врождённой.

В моей практике был интересный случай. Я заканчивал тренировку с женской командой мастеров, когда в зале появился очень маститый и ищущий тренер – его время для тренировки тоже с командой мастеров было после нас. Фамилию не назову, чтобы никак не компрометировать память уважаемого мною специалиста. Он на самом деле был Специалистом с большой буквы и я с ним очень считался и уважал.

Несколько минут он смотрел как девчата (в том числе мастера международного класса) пытались предугадывать направление атаки и заранее перемещаться под мяч. После тренировки подошёл и сказал буквально следующее: «Если они научатся предугадывать, то будут гениями, а ты – богом!».

Я был немало озадачен. Ведь уже что-то получалось. А когда позже работал в СДЮШОР с девочками, сомнения развеялись совсем  – дети учатся этому быстрее, были бы физические возможности и техника исполнения приёмов игры.

Я считаю,  что игроки мало способны предугадывать развитие событий на площадке потому, что их этому не учат тренеры. Прежде всего в детском звене.  Учат, например,  определять кто из нападающих игроков команды соперника будет атаковать, потому эта задача как-то решается, бывает очень успешно. А вот целесообразно переносить руки для блока в воздухе уже затрудняются. Если руки блокирующим всё же переносятся в сторону, то это решение принимается, как правило, ещё на полу.  Блокирующие обычно смотрят на мяч, а не на нос и бьющую руку нападающего, пытаясь предугадать направление удара,  часто опускают глаза или вообще их закрывают в момент атаки. Да и с выбором места прыжка не всё в порядке – часто располагаются напротив мяча, а не на линии разбега нападающего.

С действиями в защите и страховке – вообще беда. Защитники и страхующие играют на выборе места расположения перед атакой. Мячи, попадающие в защитника от колена до колена, принимаются неплохо.  Мячи, летящие за коленом, защитники пытаются принять за счёт поворота отражающей платформы, подобно башенному крану, поскольку нет перемещения туловища. При этом изменяется её ориентация, и мячи чаще всего отскакивают по касательной в аут после соударения.

Попыток перемещения защитников  заранее к мячу почти не наблюдается. Правда, лучшие защитники в амплуа либеро это иногда демонстрируют, научившись этому, видимо, самостоятельно — надо отдать им должное.

Вместе с тем задача обучения юных игроков предугадыванию не такая уж неразрешимая. Новичков перемещаться под летящий мяч надо учить сразу, по мере овладения техникой различных приёмов отражения мяча. Вслед за обучением техники выполнения приёмов осваивается целесообразность их применения, т.е. формируются действия.

При игре в защите юные волейболисты должны очень рано понять, что они часто опаздывают с перемещением, ориентируясь по уже летящему мячу.  И можно не опаздывать к месту отражения  мяча, если ориентироваться  по ударному движению нападающего.

Однако есть одна «загогулина»: львиная доля времени затрачивается защитником на выход из положения равновесия. И чем выше стойка, тем больше времени требуется для начала перемещения.

Но, к счастью, существует способ решения этой проблемы. Он вытекает вот из чего. При игре в страховке, в приёме планирующих и точностных подач игровая ситуация требует возможного перемещения волейболиста к мячу во все четыре стороны.

При игре в защите перемещения осуществляются только в три стороны: вперёд, вправо и влево. К мячам, падающим справа и слева, защитник может быстро стартовать за счёт сгибания одноимённой опорной ноги и отрыва её от опоры – так игрок сразу оказывается в положении наклона  в сторону мяча и без труда начинает перемещение с отталкивания опорной ногой.

При параллельном расположении стоп защитнику труднее всего начать перемещение вперёд к падающим перед ним мячам, поскольку требуется ещё время на потерю равновесия (Несколько лет назад было модным рекомендовать защитникам располагаться лицом в площадку, чтобы легче было доставать там мячи. Для чего, находясь у правой боковой линии, вперёд выставлять правую ногу, у левой – левую. Это, как мы выяснили, неэффективно).

Если начать терять равновесие вперёд уже в процессе ударного движения атакующего игрока, то появляется возможность с бόльшим успехом отражать мячи, падающие впереди защитника за счёт его своевременного перемещения. Здесь возможны всего две ошибки: раннее начало и позднее начало потери равновесия. Если защитник раньше необходимого наклоняется вперёд, ему приходится выполнять шаг до удара (чтобы не упасть), часто направленный в противоход  летящему мячу, что существенно снижает возможность его отражения.  Если равновесие теряется позже необходимого, то защитник не успевает переместиться к мячу.

 В случаях, когда мяч пролетает справа или слева, защитник сгибает ближнюю к нему ногу, отрывает её от опоры и выполняет шаг к месту отражения мяча, отталкиваясь другой (опорной) ногой. Получается перемещение чуть вперёд и в сторону. Так обеспечивается быстрое начало перемещений защитника во все три возможные стороны для отражения мяча. Мяч, падающий за спиной защитника, всегда будет в ауте. Поэтому защитнику нет необходимости перемещаться назад.

При выполнении всех защитных действий начало перемещения стандартное практически для всех приёмов игры в защите. А далее применяется тот или иной приём в зависимости от дальности летящего мяча. Последовательно применяются приёмы мяча за счёт переноса отражающей платформы в шаге, выпаде, скольжении на голени, броске со скольжением на боку, в падении с кувырком.

Т.о., целесообразность, повышающая эффективность защитных действий, обеспечивается  за счёт предугадывания направления удара и, соответственно, более раннего начала перемещения защитника к месту встречи с мячом.

Защитникам в обучении этому элементу существенную помощь может оказать тренер. Ему надо расположиться за спиной обороняющегося игрока, и во время ударного движения нападающего, взяв за пояс защитника, толкнуть его в сторону удара, помогая раньше и быстрее начать перемещение. И сделать это 2-4 раза.  Защитник быстро поймёт, что предугадывать направление  ударов можно и будет учиться с большей отдачей и более осознанно. Но для этого тренер сам должен уметь предугадывать направление ударов.

Этому процессу помогут указания тренера игрокам обращать внимание на детали, по которым можно «читать» развитие игровых событий, куда смотреть, на что реагировать. Качество передач на удар, стиль и особенности нападающих соперника. Учитывая,  в том числе, все виды тактики: индивидуальной, групповой, командной.

Однако одними рассказами проблему не решить. Нужно не только знать, но и уметь применять знания. Для этого надо в упражнениях моделировать разные игровые ситуации и тренировать целесообразный выбор и реализацию  своевременных действий, а не только технику игровых приёмов. Здесь нужны творческие способности и талант тренера, старание всех игроков. С шагами обучения и некоторыми упражнениями можно ознакомиться во вкладке «Начальное обучение».

Умение по ударному движению нападающего предугадывать направление атаки и рано стартовать открывает возможности для игры в защите «ножницами». Название условное, навеянное характером встречного перемещения двух защитников, пытающихся отразить мяч, летящий на большой скорости между ними. Чтобы не столкнуться, один из них должен располагаться чуть сзади другого. Он может отразить мяч, к которому не успел переместиться передний партнёр. Это взаимодействие в игре может получаться непроизвольно, без специального обучения, если защитники способны к предударному перемещению. Надо только в тренировках уточнить местоположение игроков при разнообразных атаках и научить их психологически не выключаться из игры в условиях, когда впереди стоящий защитник «мешает» отражать мяч своей попыткой игры в обороне. Но специальная тренировка взаимодействия в упражнениях существенно повышает эффективность применения такого взаимодействия защитников.

Своевременному доударному перемещению защитников оказывает существенную помощь их умение анализировать текущие игровые ситуации: качество и параметры передачи, положение нападающего (бывают, например, часто ситуации, когда передача диктует нападающему направление удара), его особенности, любимые удары и проч.

В таких условиях не кажется абсурдным ответ тренера защитнику, вопрошающему «Где мне располагаться?», ответственному за отражение мячей, направленных поверх двойного блока (это зона его обороны примерно 6-8 м.): «Ты должен быть там, куда упадёт мяч!».

 

 

         4. Ввиду особой важности разместим Памятку детскому тренеру в работе с группами начальной подготовки и учебно-тренировочными группами ДЮСШ, которая содержится в разделе «Начальное обучение» вместе с обоснованием всех её пунктов.

Чтобы подготовка юных волейболистов была продуктивной, необходимо реализовать следующие рекомендации.

  1. Хорошо усвоить материалы методики пошагового обучения юных волейболистов. Постигая любой материал по специальности, главное внимание надо уделять поиску механизмов эффективного выполнения технико-тактических приемов, методики безошибочного формирования двигательных навыков и способов контроля их становления. Ценность материала должна определяться степенью выявления в нем причинно-следственных связей, глубиной проникновения в сущность всех сторон процесса подготовки волейболистов высокого класса, а не авторитетностью теорий или их авторов. Однозначный выбор в пользу истины, а не авторитетности.
  2. Поставить, отстаивать и реализовывать цель: подготовка Игрока, а не выигрыш детских соревнований. Выигрыши должны стать неизбежным следствием результатов работы, быть средством подготовки игроков, а не самоцелью. Победы придут, если правильно тренироваться, они должны быть следствием эффективной подготовки игроков для команд мастеров.
  3. Для решения этой задачи необходимо провести хороший набор в группы новичков. Не только высокорослых, но главное – способных и талантливых.
  4. Отбор в команду (и в спорткласс) проводить на основе социально-психологического портрета (психограммы) каждого кандидата, а не только ростовых и физических данных.
  5. Надо сразу установить доверительные отношения с родителями новичков, помогая решать проблемы игроков в семье. Если выработать общие цели и пригласить к сотрудничеству, родители станут первыми помощниками тренера во многих делах команды и игроков.
  6. С первого же занятия необходимо обеспечивать успех каждому новичку на каждом занятии, мотивировать их и побуждать к совершенству. Наиболее эффективно это реализуется в рамках педагогики сотрудничества.
  7. Главная задача в детском волейболе – увеличение мощности и выносливости их двигателя-мышц плюс умение реализовать в навыках условия эффективного решения двигательных задач волейболистов.
  8. На каждом занятии с юными игроками нужно выполнять большое количество упражнений для совершенствования их общей и специальной физической подготовленности. Разнообразие — необходимое условие, позволяющее «переварить» большой объем и высокую интенсивность нагрузки. Игроки должны стать атлетами! Это существенно облегчит прогресс технической и, как следствие, тактической и игровой подготовки.

Нужно использовать много подвижных и спортивных игр для развития силы, быстроты, выносливости и сугубо игровых навыков.  «Нагрузочные» упражнения необходимо эмоционально окрашивать, использовать игровой и соревновательный момент, переключать внимание на решение интеллектуальных задач в минуты отдыха игроков, мотивировать их, предлагать реальные конкретные тренировочные задачи.

  1. Всегда учитывать то, что обучающие упражнения приведены в соответствии с логикой последовательно усложняющихся шагов обучения. Новички, в отличие от умеющих студентов, выполнить их в одной тренировке не могут! Сколько тренировочных занятий потребуется для освоения упражнений, зависит от мастерства тренера, способностей, подготовленности и мотивации воспитанников.
  2. Учить детей в ДЮСШ надо сразу всем техническим и тактическим элементам, которые они в состоянии выполнить физически не одно за другим , а одновременно, в одном уроке, микроэтапе. Дети имеют способности к обучению неизмеримо более высокие, чем любой заслуженный мастер спорта! Универсальность юных игроков, даже при недостатке стабильности – очень важное их достоинство.
  3. На каждом занятии в группах начальной подготовки нужно выполнять подготовительные и подводящие упражнения очередных шагов обучения для каждого технического приема игры, чередуя их с упражнениями ОФП и СФП. На каждом занятии выполнять все, или почти все «по кругу» игровые приемы в простых и во все более сложных условиях. При обучении новичков этих «кругов» в одной тренировке должно быть несколько.
  4. Никогда не допускать простоев игроков в любых упражнениях. Надо решительно исключить ситуации стояния в очереди в ожидании очередного подхода. Если не все игроки могут участвовать в упражнении, нужно применять частую смену или круговой метод. В ДЮСШ каждый игрок – игрок основного состава. Такое убеждение должно быть не только у тренера, но и у игроков.
  5. Неукоснительно соблюдать «золотое» правило обучения: «Только правильное выполнение!» Без всяких условий и всегда избегать натаскивания. Не продолжать упражнение, если деформируется техника. Упражнения должны быть посильными.
  6. Чтобы закрепить верные навыки и в целях профилактики и исправления ошибок, надо регулярно возвращаться к упражнениям, решающим задачи ранее пройденных «шагов» и этапов обучения.
  7. На тренировках – мажор, праздник творчества, поиска и открытий, а не мантулеж, бесконечные претензии и погонялка. Надо минимизировать количество стрессов игроков в учебно-тренировочном процессе.
  8. Надо помнить всегда, что воспитывает игроков главным образом атмосфера в команде, определяемая качеством работы тренера и влиянием его личности. Здоровая, продуктивная (компетентная) личность тренера, имеющая высокие цели, социально значимые личностные ценности и нравственно поступающая, создаст здоровую атмосферу в команде.
  9. Учить на положительных оценках, побуждающих к совершенствованию. Иногда, – на отрицательных (как редкая демонстрация того, как нельзя делать). Учить на позитиве, а не на отрицании и негативе. Необходима и соответствующая мотивация игроков.
  10. Нельзя проводить на постоянной основе тренировки разновозрастных групп. Для одних, мало умеющих, это «натаскивание», для других, уже что-то освоивших, – «топтание на месте».
  11. Нужно много побеждать или представлять некоторые поражения победами, чтобы у игроков формировалось самоощущение победителя, и не снижались мотивация и самооценка. На редких поражениях можно научиться больше, чем на постоянных победах. Проигрыш – не поражение, если игроки и тренер его таковым не признают. Надо научиться извлекать уроки из проигрышей. За одного битого двух небитых дают!
  12. Научиться хорошо вести игры, помогая игрокам, а не мешая им играть и побеждать. Тренер – полководец и 7-ой игрок.
  13. Эффективно решать задачи учебно-тренировочного процесса нужно не объемом, а качеством тренировочной работы.
  14. Чтобы сохранить результаты своей работы, надо решить содержательную часть проблемы преемственности. Т. е. договориться об одинаковой трактовке процесса подготовки волейболистов (особенно требований к технике) с тренерами команд мастеров и группы подготовки, куда планируется отдать игроков после обучения в ДЮСШ.

Comments are closed.