Обучение. Принципы и подходы

подготовка игроковначальное обучение

Методика начального обучения технико-тактическим  приемам  игры  в  волейбол

Значительную часть первого макроэтапа подготовки юных игроков – макроэтапа начального обучения составляет их физическая и технико-тактическая подготовка. Она осуществляется в группах начального обучения и учебно-тренировочных группах системы ДЮСШ, либо в школьных секциях волейбола. Решаются также проблемы психологической подготовки и воспитательные задачи.

Обучение волейболу проводится по сложившейся методике, выработанной в основном практиками и специалистами, имеющей славное прошлое и приносящей неплохие результаты сегодня. Отдавая должное традиционной методике подготовки волейболистов, всем ее достоинствам и бесспорным достижениям, необходимо признать, что веяния времени требуют ее переработки и совершенствования. Чтобы «не выплеснуть вместе с грязной водой ребенка», отметим сильные и еще хорошо работающие стороны традиционной методики подготовки игроков.

Нельзя отрицать того факта, что основы обучения и совершенствования в традиционной методике заложены во многом верные. Это касается как всех принципов спортивной тренировки, так и общих дидактических принципов обучения (наглядности, доступности, регулярности, сознательности и пр.). В соответствии с ними, и исходя из понимания закономерностей формирования двигательных навыков, весь процесс обучения волейболу был поделен на этапы. К ним подобраны и выстроены по правилу «от простого к сложному» обучающие упражнения. Заложены и другие основы тренировки волейболистов, некогда приносившие бесспорные успехи нашим командам. Однако становятся все более очевидными и недостатки методики. Они на наш взгляд таковы.

  1. Нет четких представлений о совершенной технике игровых приемов волейболистов, поэтому не вполне ясно, чему учить. Усилия ученых в обосновании «оптимальных моделей» техники игровых приемов пока не увенчались успехом. Прежде всего, из-за используемого методологического подхода; исследователи феноменологическим способом изучают то, как делают игроки, а не то, как надо выполнять игровые приемы волейбола. Такой подход носит в целом описательный характер; по внешней картине движений описываются все технические приемы игры в волейбол.

Не следует преувеличивать значение количественных показателей в диссертациях и различных научных статьях – за ними, как правило, не стоит никакой причинно-следственной основы, они не вскрывают физических механизмов, определяющих эффективность движений игроков. Большинство же учебно-методических пособий и учебников в трактовке игровых приемов обходятся совсем без количественных показателей, описывая структуру движений на уровне практического опыта.

  1. Усугубляя проблему отсутствия оптимальных моделей техники игровых приемов, детские тренеры вынужденно уделяют неоправданно большое внимание игровому компоненту в ущерб планомерной работе над базовыми составляющими мастерства юных волейболистов. Ставка на совершенствование игры юных волейболистов при забвении работы над техникой приводит к «натаскиванию» на результат, что сдерживает или делает невозможным их дальнейшее совершенствование. Явление «натаскивания» игроков на формальный результат получило такое широкое распространение, что его смело можно считать характерной чертой общепринятой методики подготовки волейболистов.
  2. Тренеры не уделяют должного внимания правильности выполнения упражнений и не работают над техникой в том объеме, который закреплял бы достигнутые успехи в реализации условий эффективности движений. Причем это невозможно объяснить только незнанием основных условий эффективного решения двигательных задач волейболистов. Какой бы не представляли тренеры «правильную» технику игровых приемов, игроки одного наставника должны выполнять их более-менее одинаково, если он добивается выполнения выдвигаемых требований. А этого-то как раз обычно и не наблюдается. Игроки одного тренера игровые приемы выполняют по-разному. И эту разницу невозможно объяснить индивидуальными особенностями волейболистов – скорее это индивидуальные ошибки. Это свидетельствует о том, что тренер процессом обучения технике управляет слабо — многое пущено на самотек.
  3. К очевидным недостаткам традиционной методики подготовки игроков следует отнести безоговорочную смену этапов обучения и совершенствования приемов игры в волейбол. Это выражается практически в полной смене приоритетов на каждом этапе обучения и забвением упражнений предыдущих этапов. Выстроена и очередность обучения приемам игры в волейбол – рекомендуется изучать сначала одни технические приемы, потом другие. Так теряется преемственность, постепенно утрачивается многое из того, что было наработано ранее – «школа» техники движений постепенно «размывается» вследствие неупражнения. Подобный подход не закрепляет достигнутых результатов обучения, что сдерживает прогресс мастерства игроков и способствует появлению ошибок в технике – она деградирует.
  4. Приведенные особенности общепринятой методики обучения волейболу определяют и неэффективную технологию использования тренажеров и специального оборудования. Применяются только имеющиеся в наличии тренажеры без особого разбора и без учета эффективности от их использования.

Отмеченные выше недостатки сложившейся практики спортивной подготовки игроков ограничивают рост их мастерства и способствуют появлению и закреплению ошибок в структуре игровых двигательных навыков волейболистов уже с юного возраста.

Использование в обучении «моделей сильнейшего спортсмена», на которые ориентировался и сам тренер, будучи игроком, выглядит очень логичным и естественным шагом. Однако такой, по  сути, подражательный подход часто дает «сбои» по двум причинам.

Первая. Идеальную модель техники обычно составляют по внешней картине движений лучшего исполнителя. Ее используют в качестве предмета изучения и основы для системы оценок. В эту идеально созданную модель технического приема попадает много случайных, несущественных характеристик – то, что можно зафиксировать визуально или при помощи инструментальных измерений. Они кажутся верными и важными (часто «с первого взгляда») и принимаются за истину. Однако внешняя похожесть движений может обеспечиваться разными двигательными механизмами и разными мышцами, и если не давать себе труда в этом разбираться, можно лишь случайно угадать, какими мышечными синергиями, механизмами и режимами работы обеспечивается пространственная картина эффективных движений волейболиста.

Вторая. При выборе лучшего игрока для подражания используется оценка результативности его действий, а не эффективности движений. Результативность действий волейболиста обеспечивается различными факторами: силой нервной системы, его волевыми проявлениями, тактической грамотностью, надежностью воспроизведения навыков выполнения технических приемов и прочим. При этом эффективность движений с точки зрения реализации условий эффективного использования вырабатываемой мышцами энергии может быть весьма невысокой. И наоборот, навык может быть эффективным, но нестабильным, как это обычно бывает у юных волейболистов. Но это перспективная и продуктивная ситуация, обеспечивающая возможности роста мастерства на протяжении длительного периода времени.

В результате выполнения бесчисленного количества игровых упражнений у молодых волейболистов закономерно ухудшается техника выполнения обычно узкого круга освоенных игровых приемов. Движения становятся более примитивными и привычными, но менее эффективными с точки зрения решения двигательных задач. За счет повторений ошибки закрепляются. Игра, конечно, появляется, но уровень ее ограничен узостью и несовершенством двигательного арсенала молодых игроков.

Стабильность, «зрелость» навыка – обыкновенно следствие большого количества повторений, либо примитивности движения, часть элементов которого бывает уже проработанной в рамках приобретенного двигательного опыта повседневной жизни. Примитивные движения легче и быстрее становятся стабильными и привычными. Стабильность навыка выражается в малом количестве ошибок при обработке мяча, что и приносит очки в игре. Соперничество в детском волейболе – прежде всего соревнование стабильности двигательных навыков игроков, надежности их воспроизведения. Какая команда совершает меньше ошибок, приводящих к потере мяча, та и выигрывает. Но уже к старшему возрасту в ДЮСШ стабильность навыков игроков выравнивается. Преимущество и перспективы к этому времени получают уже те команды, игроки которых обладают более совершенными двигательными навыками, прежде всего, с точки зрения реализации условий эффективного и экономичного решения двигательных задач. Таким образом, доминирование игрового компонента в тренировочном процессе («натаскивание» игроков на результат) не имеет перспективы.

Разработка приведенной ниже и опробованной на практике методики обучения и совершенствования, конечно, не проводилась с «чистого листа», а формировалась на основе уже существующей. Она создавалась как последовательное развитие общепринятой методики с задачей преодоления указанных выше недостатков. В процессе ее формирования были использованы новые продуктивные подходы и методические приемы в обучении и совершенствовании всех сторон подготовки игроков и команд.

Общие принципы и подходы

При обучении приемам игры в волейбол не подлежит никакому сомнению важность использования общих дидактических принципов: последовательности, постепенности, посильности, доступности, регулярности, сознательности, наглядности и других. Однако, без ясного представления предмета обучения (ЧЕМУ учить) и перечисленные принципы не спасут – обучение во многом будет пущено на самотек. Здесь важно знание материалов 5 главы.

Не менее важен выбор верного пути обучения, т. е. того, КАК учить. Сюда следует отнести подбор упражнений, последовательность их применения, количество повторений и тренировочных занятий, характер подаваемых методических указаний, систему оценок и контроля процесса формирования двигательных навыков и многое другое – все, что составляет методику обучения.

Верное понимание условий эффективного, экономичного и целесообразного решения двигательных задач, а также обоснованная система контроля и оценки формируемой структуры движений, в значительной мере продиктуют выбор нужных упражнений, последовательность и частоту их использования, а также помогут оптимизировать другие составляющие методики обучения технико-тактическим приемам волейбола.

При поиске более совершенной методики обучения необходимо опираться как на общую схему управления произвольными движениями человека, так и на закономерности формирования навыков. Физиологической основой формирования двигательного навыка является образование устойчивых нейронных связей в центрах управления движениями. Они осуществляют передачу сигналов-команд к мышцам и обратно от проприорецепторов, сигнализирующих о текущих результатах выполняемых движений.

Устойчивыми эти связи становятся только в результате многократных одинаковых повторений движения определенный временной период, в течение которого выработанный механизм на всех уровнях управления движениями закрепляется. В результате двигательный навык стабилизируется, обеспечивая повышение надежности и эффективности решения двигательных задач. Процесс формирования двигательного навыка проходит в несколько фаз, которые тренеру необходимо учитывать при подборе упражнений и методики их применения.

1-ая фаза характеризуется «разлитым» возбуждением, в результате чего в работу вовлекаются ненужные мышцы, движения спортсмена закрепощены.

2-ая фаза характеризуется концентрацией и дифференциацией возбуждения, что делает движения более совершенными.

3-я фаза – фаза автоматизации навыка.

4-я фаза – фаза адаптации-расширения условий реализации навыка. Приобретается способность решать смысловые задачи.

Более подробное объяснение механизма формирования навыка до состояния автоматизации предложил Н. А. Бернштейн [9,10].

В соответствии с его концепцией система управления произвольными движениями человека имеет многоуровневую организацию — от коры головного мозга до сегментарного аппарата спинного мозга. Рассмотренный нами ранее рефлекс автогенного торможения – яркий пример управления движениями на спинальном уровне.

Незнакомое движение человек пытается выполнить при управлении из коры головного мозга, сознательно его контролируя. И нет иного пути его освоения. Поначалу движение получается несовершенным в силу того, что высшие отделы головного мозга выполняют несвойственную им функцию – непосредственное управление мышечной активностью. По мере освоения навыка, управление во все большей мере передается в низшие отделы головного мозга и, наконец, – на спинальный уровень. Чем больше навык автоматизируется, тем в большей степени управление движениями осуществляется низшими уровнями ЦНС. Высшие отделы головного мозга при этом осуществляют общее управление, решая, помимо прочего, смысловые задачи, реализующие принцип целесообразности (например, увязка действий с ситуацией).

Переключение внимания на отдельные элементы навыка означает перевод управления движениями обратно в высшие отделы головного мозга, что приводит к снижению степени их эффективности. Так, попытка сознательного контроля внешней картины движений (например, сосредоточенность внимания на выпрямлении руки при ударе по мячу) приводит к нарушению механизма «отстрела» в замахе. Это выразится в снижении скорости движения и кинетической энергии ударника. Именно скованность, зажатость движений, вызванная примитивно-силовым способом решения двигательной задачи, не позволяет нападающему эффективно выполнить игровой прием.

Напротив, стремление игрока выполнить замах и удар широко и свободно (в соответствии с методическими указаниями тренера) обеспечивается управлением движениями низшими отделами головного мозга (или даже спинного). Такой способ выполнения баллистических движений повышает скорость ударника за счет «отстрела», и возникающая при этом центробежная сила сама выпрямит руку. Получается хлесткий удар.

После фазы стабилизации (автоматизации) двигательного навыка при целенаправленной подготовке должна наступить уже 4-ая фаза адаптации-расширения условий его реализации. Игрок от поиска и закрепления способов решЕния двигательных задач переходит к поиску способов решАния смысловых задач в меняющихся игровых ситуациях (за счет гибкости, целесообразного изменения двигательной структуры навыка). Здесь формирование технико-тактических навыков также осуществляется на основе образования и закрепления нейронных связей в системах управления целесообразными движениями. Приобретается способность вариативного изменения структуры движений сообразно меняющимся условиям игры, обусловленным, в том числе противодействием соперника. Главенствующее место занимает выбор целесообразного решения: «что предпринять?» и «как выполнить?» Это и есть реализация тактических задач на основе вариативной техники.

На этапе высшего спортивного мастерства способность игрока к вариативному изменению структуры двигательных приемов сообразно игровой ситуации без нарушения условий эффективности их исполнения приобретает огромное значение и становится основной составляющей его технического мастерства.

Исходя из необходимости формирования эффективных механизмов движений, отметим важнейшее положение продуктивной методики обучения: не так важно, КАКИЕ упражнения применять, как важно то, КАК их выполнять. От правильности выполнения упражнений зависит, сформируются эффективные и целесообразные динамические механизмы реализации двигательной задачи, или закрепятся очередные ошибки в исполнении технических приемов игры. Мышечная синергия, сформированная и закрепленная большим количеством неправильных повторений, «запирает» формирование верного навыка. Вынужденное переучивание имеет ряд негативных последствий.

Во-первых, очень трудно переучиться на верный навык; всегда переучивать получается труднее и на порядок дольше, чем научить сразу правильно (иных игроков почти невозможно переучить).

Во-вторых, переученный игрок часто в самый неподходящий момент «срывается» на старый навык и эффективность его действий резко снижается. Этому в первую очередь способствуют различные стрессовые (напр. соревновательные) факторы и снижение самоконтроля игроков за движениями вследствие переутомления.

Посему надо принять за главное правило или принцип (его также можно назвать «золотым») – только  правильное выполнение упражнений при обучении и совершенствовании игровых приемов. Конечная эффективность процесса обучения во многом определится тем, насколько строго игроки и тренер следовали этому правилу. Особое значение «золотое правило» приобретает при работе с новичками и юными игроками – дети очень быстро обучаются, что открывает хорошие перспективы для дальнейшего роста их спортивного мастерства, но и быстро утрачивают навыки.

На протяжении довольно долгого временного периода – пока не стабилизируется и не закрепится верная структура движений – правильность исполнения технических приемов (по критерию степени реализации условий эффективности) важнее достижения эффективности действий игроков, включающих в себя и смысловую составляющую, обеспечивающую ситуативную целесообразность. В обучении акцент делается сначала на формирование эффективной техники движений, позже осваивают тактические премудрости целесообразных игровых действий и саму игру.

Золотое правило обучения: «только правильное выполнение» упражнений  не следует понимать буквально и бескомпромиссно. И правильный способ выполнения и ошибочный спортсмен может использовать для более эффективного обучения. Ошибки помогают формировать верный навык. Они наглядно показывают игроку, как не надо выполнять – они резко снижают результативность движений. Все дело в их соотношении. Необходимо только избегать закрепления навыка выполнения технических элементов с ошибками.

В дальнейшем появление ошибок в технике может провоцироваться длительными тренировками на фоне усталости, интенсивным обучением тактике игры или частыми соревнованиями. Когда «ставится игра», на первый план выходит целесообразность – смысловая составляющая действий, внимание же к технике исполнения ослаблено и у тренера и у игроков.

При обучении молодых игроков игровым приемам в качестве критерия оценки роста их технического мастерства необходимо использовать степень и надежность реализации динамических механизмов, определяющих эффективность движений, а не действий, в которых успех обеспечивается во многом за счет реализации принципа ситуативной целесообразности. Т. е. тактики, случайности или психологических факторов. Требования «опорных моделей» игровых приемов, приведенных ниже, могут служить критериями оценки техники. Именно по ним надо оценивать качество обучения юных игроков, а не по выигрышам у сверстников.

В оптимальном варианте молодые игроки к концу обучения в ДЮСШ должны отличаться от мастеров только меньшей надежностью навыков, меньшей стабильностью и меньшим опытом, что придет со временем и обеспечит рост их спортивного мастерства. Высота прыжков, «сила» нападающих ударов, сложность подачи, вообще весь арсенал технико-тактических средств ведения борьбы, должен быть такой же (а то и выше), как у мастеров. Только в этом случае можно говорить  о «базе» для значительного роста спортивного мастерства в составе команды мастеров.

Итак, в технической подготовке юных игроков в первую очередь нужно стремиться заложить базу их спортивного мастерства: научить «школе» двигательных навыков, реализующих принципы эффективного внесения и преобразования энергии в процессе решения двигательных задач. Развитие способности целесообразного применения игровых приемов в условиях меняющейся игровой ситуации составляет суть тактической подготовки игроков.

Таким образом, процесс тренировки – это, главным образом, процесс построения универсальной, эффективной и экономичной биомашины на базе систем опорно-двигательного аппарата игрока, умеющей эффективно, экономично и целесообразно решать игровые задачи. Целью и результатом тренировки должно стать повышение эффективности, экономичности и целесообразности универсальной биомашины игрока на всех ее уровнях, обеспечивающих все более совершенное выполнение двигательных функций.

Малые этапы обучения

Большие этапы, делятся на малые этапы, имеющие свои цели, задачи и методы подготовки. Целесообразно в процессе обучения технико-тактическим приемам игры выделить шесть малых этапов. Все предлагаемые этапы должны во времени последовательно накладываться друг на друга. Нумерация малых этапов в этом случае определена очередностью их начала, но не окончания. Т.е., главное состоит в том, что соседствующие этапы не меняют друг друга, а сосуществуют параллельно. Изменяется только их соотношение. При таком подходе можно обеспечить быстрый и, главное, непрерывный прогресс мастерства игроков, избежать деградации и многих ошибок в технике выполнения игровых приемов.

1-ый этап этап обеспечения готовности к изучению приемов игры. Чрезвычайно важный этап в процессе обучения, особенно новичков в ДЮСШ. Если не решить его задач, то шансы овладеть по-настоящему эффективными способами выполнения приемов игры будут только у одаренных от природы игроков. Важен этот этап еще и потому, что физически хорошо подготовленные дети быстрее и эффективнее овладевают техникой – их конечный результат при обучении волейболу будет выше при прочих равных условиях.

К основным задачам этапа обеспечения готовности можно отнести следующее.

Задача 1. Обеспечение организованности, воспитание дисциплины, старательности, трудолюбия, развития способности выполнять много упражнений в тренировке с полной отдачей, повышение интереса к занятиям волейболом и желания научиться, постоянно совершенствоваться.

Задача 2. Повышение выносливости и скоростно-силовых характеристик организма, «проработка» основных элементов опорно-двигательного аппарата – суставов, связок, мышц.

Задача 3. Совершенствование общих игровых способностей – всего того, что приобретают дети в различных подвижных и спортивных играх, а также в игровых упражнениях.

В решении 1-ой задачи основным должен стать принцип обеспечения успеха каждому игроку на каждом занятии. Здесь не обойтись без постановки множества частных задач на каждый урок и положительной оценки стараний занимающихся. Похвала тренера – это успех новичка. Однако это не должно стать самоцелью игрока, что делает его зависимым от внешней оценки, блокирует возможность стать в будущем самодостаточным человеком.

Первую задачу хорошо решает творческая и нравственная атмосфера, царящая на каждом занятии и вне их. Она – следствие профессионально проводимого учебно-тренировочного процесса, к чему и надо стремиться думающему тренеру.

2-ая задача повышение скоростно-силовых характеристик организма игрока, проработка основных элементов опорно-двигательного аппарата. Она начинает решаться фактически с первого занятия волейболом и продолжается в том или ином виде всю спортивную карьеру игроков. Чем моложе волейболисты, тем больше времени и внимания нужно уделять совершенствованию их физических кондиций, повышению, в конечном счете, энергетического потенциала и умения его использовать для реализации условий эффективного решения игровых задач. Успешное решение этой задачи во многом определить качество и скорость обучения юных волейболистов техническим приемам игры.

3-я задачасовершенствование общих игровых способностей юных волейболистов – также важная задача. Существует множество спортивных и подвижных игр, использование которых в занятиях развивает игровые способности начинающих спортсменов. Для каждого возраста можно подобрать соответствующие интересные и полезные игры. Необходимо лишь остановить свой выбор на таких играх, где мало простоев, но много движений и игровых ситуаций, тренирующих сообразительность, быстроту и правильность принятия оперативных решений. Игры должны развивать способность к кооперации в решении игровых задач и обеспечивать хорошую разностороннюю физическую нагрузку.

Параллельно, с первых игр, нужно побуждать новичков к стремлению побеждать и достойно принимать возможные проигрыши, извлекая их них полезные уроки. Огромное значение эти аспекты приобретают в занятиях с девочками, ведь при современной жизни они во дворе и в школе в подвижные игры почти не играют. Особенно это касается высокорослых подростков.

2-ой этап – этап ознакомления и углубленного изучения технического приема. Можно выделить две главные задачи этапа.

Задача 1 создание общего представления об изучаемом техническом приеме. Задача эта решается довольно быстро, фактически за несколько минут, если вслед за названием изучаемого приема, его наглядно демонстрируют, например, сам тренер или приглашенный игрок старшего возраста в случае необходимости. При наличии возможности для обучения сложным техническим приемам полезно демонстрировать видеоролики с обычной скоростью и в замедленном темпе. К демонстрации обращаются не только на первых порах, но еще долгое время, обращая внимание на все более мелкие и важные детали и механизмы движений, объясняя условия их эффективности на основе законов природы. Это элементы углубленного изучения технического приема.

Как правило, первое общее представление создается у новичков на основе внешней картины движений, которая по мере освоения навыка «наполняется» динамическим содержанием, имеющим впоследствии доминирующее значение. Тренеру и игрокам следует сразу заботиться о динамической составляющей — механизме, определяющем эффективность навыка, чтобы не возникала необходимость переучивать. На особо важные детали и моменты тренеру лучше обратить внимание учащихся сразу. Вокруг этих «опорных» сигналов – деталей и должен формироваться верный навык выполнения технического приема игры. Если разучивание игрового приема проводится расчлененным методом, то общее представление у детей создается только об изучаемом на занятии элементе движения.

Задача 2углубленное изучение динамических механизмов движений и условий эффективного решения двигательных задач на предмет соответствия им реальной структуры движений игрока. В том или ином виде решение этой задачи должно проводиться всю спортивную жизнь игроков, чтобы обеспечить непрерывный рост их спортивного мастерства. Познание, как известно, бесконечно.

Своевременное выявление ошибок и анализ причин их появления в организации движений игрока, изучение техники лучших исполнителей с точки зрения выявления причинно-следственных зависимостей, поиска новых оригинальных технико-технических приемов во многом способствует дальнейшему повышение технического мастерства волейболистов. Подобная аналитическая работа поможет определить слабые места в структуре движений игроков, уточнить методику совершенствования. А также обеспечить более сознательное отношение игроков к тренировочному процессу.

3-ий этап – этап формирования динамических механизмов технического приема через подводящие упражнения. Сложные игровые приемы, такие как нападающий удар, необходимо изучать «расчлененным методом» (по элементам движения) при помощи подводящих упражнений. Несложные приемы игры изучаются целостным способом, но в очень простых условиях.

За счет выполнения серии подводящих упражнений у игроков формируются отдельные динамические механизмы «элементарных» движений, из которых впоследствии «строится» общий навык выполнения игровых приемов. Начинающие игроки, таким образом, в процессе выполнения все более сложных, но посильных упражнений «подводятся» к возможности освоения основных волейбольных элементов движений.

Подбор обучающих упражнений – важная задача этапа. Его нужно проводить исходя, прежде всего, из правила соответствия структуры обучающих упражнений структуре технического приема. По сути подготовительные и подводящие упражнения, с выполнения которых начинается обучение, предназначаются для упрощения условий выполнения всего технического приема или составной его части. В этих условиях вследствие стереотипности повторений легче образуются устойчивые нейронные связи в центрах управления движениями. Так быстрее формируются динамические механизмы структуры движений, скорее стабилизируется навык.

В специально созданных условиях появляется возможность «запустить» некоторые врожденные двигательные рефлексы. Логика подобных рассуждений привела к созданию и использованию специальных приспособлений («плетки», «лыжеметы», «качающаяся гиря», малые мячи и многое другое), а также специфических упражнений («бег в верхней опоре» и пр.). Все тренажеры подбираются для обучения исходя из приносимой практической пользы. Например, броски пластмассовых мячей хорошо формируют навык ударного разгона руки с «отстрелом», а упражнения с резиновым бинтом, наоборот, закрепощают руку, размывают «отстрел» из крайней точки замаха.

Многие тренажеры, уменьшая количество степеней свободы, позволяют выполнять элементы одинаково, что способствует скорейшему становлению верного навыка. Здесь реализация принципа «только правильного выполнения» упражнений помогает избежать формирования неверного навыка и последующего переучивания игроков. Важно только правильно их подобрать.

Эффективными будут только те подводящие и подготовительные упражнения (в том числе с тренажерами), в которых действительно формируется тот или иной  динамический механизм технического приема. Не внешнее сходство, а именно внутреннее динамическое содержание обучающих упражнений должно соответствовать динамической структуре «основного» движения. Например, при обучении навыкам передач простые упражнения в невысоких передачах мяча над собой способом сверху помогают формированию верной двигательной структуры техники верхней обработки мяча за счет упрощения условий выполнения. А подобные передачи мяча над собой способом снизу вредят технике нижней передачи, т.к. приучают игроков бить руками в мяч и деформируют стойку.

Начавшийся третьим этап обучения также может продолжаться всю спортивную карьеру игрока. В процессе тренировок игрок должен возвращаться к тем или иным подводящим и подготовительным упражнениям с целью отработки соответствующего элемента навыка, исправления возникающих ошибок и повышения скоростно-силовых характеристик мышц.

4-ый этап – этап формирования навыка выполнения технических приемов в простых, специально созданных условиях.  Этот этап процесса обучения очень важен – на нем формируются навыки целостного выполнения технических приемов, происходит синтез отработанных ранее элементов и механизмов, формируется «школа» движений. Для того чтобы свести к минимуму разброс характеристик выполняемых движений, условия реализации целостного навыка поначалу должны быть предельно простыми, обычно специально созданными, без противодействий партнеров.

По мере формирования динамических механизмов структуры движений, условия следует постепенно усложнять. Это может быть достигнуто путем многократного выполнения технического приема, его выполнения с дополнительными заданиями и проч.

Критерием допустимого усложнения должна служить способность правильного выполнения игроками движений – двигательная структура в предлагаемых упражнениях не должна деформироваться. В противном случае надо упрощать условия выполнения технического приема, иначе закрепления двигательных ошибок не избежать. Вот здесь как раз тезис: «Правильность выполнения движений (по критерию реализации условий эффективности) важнее достижения эффективности действий в игре» принесет, в конечном счете, свои самые замечательные плоды.

Упражнения этого этапа применяются всегда (например, в разминке, да и в основной части урока упражнения «на школу» не так уж редки). Именно такие простые упражнения вкупе с упражнениями предыдущего этапа позволяют сформировать и сохранить «школу» выполнения технических приемов игры и своевременно исправлять возникающие ошибки.

5-ый этап – этап закрепления и совершенствования двигательного навыка в групповых упражнениях игрового характера. На этом этапе ставится задача научиться применять освоенные навыки выполнения технических приемов без деформации двигательной структуры в групповых упражнениях, представляющих собой определенную игровую ситуацию.

Сначала навык осваивается в условиях отсутствия сопротивления, потом – с сопротивлением партнеров. Постепенно условия выполнения неминуемо меняются так, что помимо простой реализации игровых приемов в групповых упражнениях, важная роль отводится составляющей их целесообразности. Т.о., происходит совершенствование не только движений как таковых, но и целостных действий – технико-тактических приемов игры в волейбол.

К концу обучения в спортивной школе и на этапе высшего спортивного мастерства упражнения этого этапа обычно составляют основное содержание тренировочных занятий при решении самых разнообразных задач урока.

6-ой этап  –  этап реализации двигательных навыков в играх и соревнованиях, повышения надежности и эффективности их применения в рамках разнообразных тактических построений.

Этот этап обучения фактически содержит способы решения немного разных и в чем-то сходных задач:

1)  научиться реализовать имеющийся технико-тактический арсенал в двусторонних тренировочных играх;

  • реализация технико-тактических навыков и умений в стрессовых условиях соревнований.    

Задача 1. Несмотря на многие старания тренера смоделировать в групповых упражнениях все игровые ситуации, проблема, сначала «простого» применения разученных технико-тактических приемов (а потом – эффективного применения), в двусторонних играх все же остается. Обычно юные волейболисты применяют в игре привычные, хорошо освоенные приемы, следовательно, и самые эффективные на тот момент. Однако надо смотреть в будущее и строить все более сложную и разнообразную игру команды, повышение эффективности которой наступит позже.

Поэтому для решения первой задачи этапа следует применять приемы специального стимулирования частоты применения разученных приемов в двусторонних играх. Например, за их применение в двусторонней игре команде начисляются дополнительные очки. Или использовать задание: применять в игре новый, только что освоенный элемент (предположим, подачу в прыжке). Одна — две партии двусторонней игры в конце соответствующих тренировочных занятий со специальными заданиями игрокам применять новые приемы – хороший полигон для совершенствования умений применять разучиваемые элементы в деле.

Постепенно новые технико-тактические приемы игры становятся привычными, навыки их выполнения устойчивыми. И тогда для игроков на первый план выходит задача тактической целесообразности применения новых игровых приемов.

В целом путь обучения такой же – через групповые упражнения в тренировочных двусторонних играх с акцентом на ситуативную целесообразность (не забывая о правильном выполнении технических приемов). Однако на этом точку ставить рано – надо научить игроков эффективно использовать весь их технико-тактический арсенал в играх официальных соревнований.

Это 2ая задача этапа. Здесь более важной становится уже не проблема формирования навыка и целесообразного его применения (она в общих чертах уже решена), а проблема психологической устойчивости для обеспечения реализации имеющегося игрового потенциала волейболистов в соревнованиях.

Для развития психологической устойчивости игроков чрезвычайно полезным оказывается участие команды в различных междугородных турнирах (помимо официальных соревнований, где «боевые» условия порой учат лучше всего). Условия и обстановка на турнирах мало чем отличается от официальных соревнований. Мастерство тренера и самоотдача игроков в немалой степени могут способствовать развитию их бойцовских качеств в обстановке турнирной борьбы.

Стрессогенные условия соревновательных игр имеют огромный тренирующий эффект. От мастерства тренера зависит величина той пользы, которую можно извлечь из турнирной борьбы. На данном этапе дети больше нуждаются в поддержке и сотрудничестве, а не в кнуте, как, увы, часто бывает.

Ответственные игры соревнований предъявляют высокие требования к уровню волевых проявлений участников, их психологической устойчивости, самоотдаче, без которых не бывает ни побед, ни зрелой игры, ни существенного роста спортивного мастерства.

Многие игроки постепенно научаются проявлять перечисленные качества, что позволяет им реализовать свой игровой потенциал в соревнованиях и закрепиться в основном составе команды. Этому немало содействует фактор привыкания к условиям соревновательной деятельности, что позволяет в значительной мере снять ряд проблем, возникающих у высокотревожных или слабонервных игроков, а также у игроков с неустойчивой психикой.

На этапе совершенствования, когда стоит задача расширить условия реализации навыков, повысить приспособляемость их структур в процессе обеспечения принципа ситуативной целесообразности, используются другие специальные упражнения. Они напротив, усложняют условия выполнения упражнений, повышая, к примеру, их интенсивность, частоту появления необходимых игровых ситуаций и пр. Как правило, это разнообразные упражнения игрового характера с партнерами или с тренажерами (например, с гладкой или «упругой» стеной зала, наклонной сеткой и пр.).

В большинстве групповых упражнений моделируются те или иные игровые ситуации, что в значительной мере «строит» рисунок игры команды, приучая игроков эффективно действовать в рамках различных тактических построений. Таким образом, главное – сформировать правильную структуру движений, а потом – научиться применять ее в игре, реализуя принцип ситуативной целесообразности.

Еще раз отметим, что в деле совершенствования динамической структуры двигательных навыков выполнения технических приемов такие специально подобранные упражнения пользу могут принести только в случае правильного их выполнения. «Правильного» — в смысле реализации возможно большего количества условий эффективного решения двигательных задач и в большей степени в конкретных условиях меняющихся игровых ситуаций.

Использование идеи программированного обучения. Она решает проблему подбора обучающих упражнений  и выстраивания в целесообразной последовательности, что позволяет наряду с другими факторами обеспечивать формирование верных динамических механизмов, эффективно решающих двигательные задачи  (не нужно только ее абсолютизировать). Несколько упрощая суть программированного обучения, которую необходимо использовать при начальном обучении приемам, можно изложить следующим образом.

Весь изучаемый материал делится на части – смысловые «шаги», выстроенные последовательно и параллельно по правилу «от простого – к сложному». Учащиеся должны решать задачи каждого очередного «шага» в процессе выполнения специально подобранных упражнений. При возникновении трудностей они в обязательном порядке  возвращаются к соответствующим предыдущим «шагам», в зависимости от того, какой элемент не получается. Внутренняя пошаговая логика обучения должна закономерно привести к формированию верной, эффективной структуры приемов игры в движениях игроков, и исключить ошибки при обучении.

Время на освоение очередного шага затрачивается столько, сколько нужно для обучения соответствующей части навыка подавляющему большинству команды на «хорошо» и «отлично», и на «удовлетворительно» остальным игрокам. Причем должна оцениваться стабильность выполнения навыков, а не их качество, которое у всех должно быть на «5».

Представленная методика освоения приемов игры в волейбол, по сути дела, представляет собой реализацию идеи программированного обучения в первом приближении. Ее разработкой ученые занимались уже давно в других видах спорта [29]. Развивать ее в процессе практического обучения – дело ищущего тренера.

Надо отметить, что в «чистом» виде идея овладения материалом в последовательном пошаговом варианте встречает свои трудности. При расчлененном способе обучения сложным техническим приемам, некоторое время приходится решать задачи нескольких шагов параллельно, соединяя затем их вместе в один шаг дальнейшего обучения. Например, при обучении нападающему удару одновременно решаются задачи по обучению прыжку с разбега, нападающему удару без прыжка и броскам малых мячей в прыжке с разбега. Затем, чтобы соединить приобретенные навыки в один целостный, переходят к непосредственному изучению нападающего удара по мячу в прыжке с разбега.

При возникающих трудностях ситуацию спасает применение правила возврата к недостаточно освоенным шагам, что и требует методика программированного обучения. Нас, к примеру, не удивляет тот факт, что легкоатлеты-мастера в тренировках выполняют много подводящих упражнений, «прорабатывая» те или иные части двигательного навыка соревновательных движений, а порой даже в процессе предсоревновательной разминки. Волейболистам подобный подход будет приносить также большую пользу в деле сохранения и совершенствования эффективных механизмов решения двигательных задач, предопределяя непрерывный рост их спортивного мастерства.

Использование «опорных моделей» технических приемов  при обучении двигательным навыкам игры. Немалую помощь тренеру в обучении могут оказать «опорные модели» технических приемов, разработанные автором главы в процессе практической работы с учетом особенностей восприятия и мышления детей. Они будут приведены ниже вместе с обучающими упражнениями и представляют собой схемы «рабочих поз»[1] волейболистов с набором требований к структуре движений, иногда и действий, важных с точки зрения реализации основных условий эффективного решения двигательных задач – всего того, что мы рассмотрели и сформулировали в пятой главе.

Опорные модели технических приемов нужно использовать и как предмет изучения (в них представлено то, чему учить), и как систему оценок эффективности двигательной структуры, формирующихся динамических механизмов. Их можно считать «школой» техники игры.

Для повышения эффективности обучения начинающим игрокам нужно предлагать не только научиться выполнять требования моделей в упражнениях, но и ненавязчиво заучить их наизусть. Заучивание можно осуществлять во время практических тренировок,  в процессе регулярных блиц-опросов (кто быстрее и больше назовет требований к структуре движений, сформулированных в той или иной «опорной модели») в моменты, например, минутного отдыха после интенсивных упражнений.

В идеальном варианте копии «опорных моделей» всех технических приемов должны быть вклеены в спортивный дневник или в индивидуальный перспективный план каждого игрока. Хорошее знание требований к технике движений поможет игрокам в будущем самостоятельно выявлять возникающие ошибки и устранять их, возвращаясь к простым, или даже подводящим, упражнениям по формированию «школы» выполнения приемов игры. Это станет залогом постоянного прогресса спортивного мастерства.

Понимание динамических механизмов, определяющих эффективность приемов игры в волейбол, и умение отслеживать их становление (т. е. осуществлять контроль процесса реализации игроками требований «опорных моделей») позволит тренеру точнее определить подбор и дозировку упражнений, а также расставить верные акценты в обучении.

Основы техники и методики становления навыков необходимо знать и тренерам команд мастеров. При существующей практике, как правило, все игроки команды, особенно молодые, имеют огрехи и грубые ошибки в технике. Перед тренером команды мастеров порой встает вопрос – переделывать навык (на что уйдет сезон), или добиваться стабильности приемов на основе существующей мышечной синергии, заранее смирившись с определенными потерями, вызванными недостатками в структуре движений. При исправлении техники приемов пригождаются знания методического характера.

Для исправления и перестройки навыков нет, и не может быть другого пути, кроме возвращения к упражнениям начальных этапов обучения. И выполнять их надо еще старательнее и чаще, чем при обучении, – ведь переучиваться труднее, поскольку требуется преодолеть закрепившийся неверный навык.

Понимание динамических механизмов, определяющих эффективность приемов игры в волейбол и умение отслеживать их становление (т. е. осуществлять контроль реализации игроками требований «опорных моделей») позволит тренеру точнее определять подбор и дозировку упражнений, а также расставлять верные акценты в обучении. Это существенно повысит продуктивность тренировочного процесса.

Большую помощь в обучении молодых игроков тренеру может оказать умение лично выполнять то, чему он пытается научить. Поскольку предлагаемая трактовка технических приемов игры имеет некоторые отличия от общепринятой, то для успешного обучения игроков технике тренеру самому надо освоить новые варианты их выполнения. Это касается в первую очередь верхней передачи, прыжков, блокирования. Да и отражением мяча с падением на бок мало кто владеет; прием же со скольжением на голени вообще может считаться новым игровым приемом.

Опора на личные ощущения поможет тренеру лучше донести до игроков необходимые способы и варианты выполнения технических приемов и точнее подмечать отклонения и ошибки в технике игры. Игрокам, особенно новичкам, «лучше один раз увидеть, чем десять раз услышать» как надо выполнять игровые приемы.

Если оценивать дидактические умения тренера, то последний может считать себя способным обучать технике игры в волейбол в том случае, если его ученики технические элементы выполняют одинаково по его критериям оценки техники. А если эти критерии совпадают с основными условиями эффективности движений при решении игровых задач, то он не только умеет учить, но и учит правильной технике.

 

[1] Рабочая поза – то положение тела игрока, в котором обрабатывается мяч или соверша-ется основное (рабочее) движение.

подготовка игроковначальное обучение