«Идеальный тренер»

Требования к специалисту-тренеру по волейболу (личность «идеального» тренера)

В деле достижения высоких спортивных результатов команды определяющее значение имеет фигура тренера как учителя и воспитателя. Профессионализм тренера и его личностные качества в современном спорте становятся все более значимым условием достижения успеха. Эффективность тренерской работы, успешность выполнения профессиональных обязанностей определяются уровнем развития многих базовых и специфических способностей (компетенций) тренера.

Все способности и качества волейбольного тренера условно можно разделить на профессиональные и личностные. И те и другие имеют огромное значение и определяют уровень его профессионализма. К наиболее значимым профессиональным способностям и личностным качествам тренера можно отнести следующее.

 

                                Профессиональные способности и качества тренера

Компетентностьорганичный набор компетенций, составляющих профессионализм тренера. Компетентность предполагает основательное и глубокое владение всем комплексом знаний предмета и профессиональных умений, необходимых для успешной тренерской работы. Компетентность подразумевает глубокое понимание основ теории и методики волейбола, знание анатомии, физиологии, спортивной медицины, психологии, педагогики, доскональное знание техники и тактики игры, владение искусством управления командой, эффективного решения психологических проблем отдельных игроков и всей команды и многое другое.

Умение использовать в работе комплекс знаний по различным предметам учебного плана составляет важную компетенцию профессионального специалиста. Чем глубже разбирается тренер во всех тонкостях и хитростях вида спорта, тем успешнее он способен действовать как профессионал.

Компетентность не исчерпывается только знаниями всех предметов учебного курса ВУЗа. Умение действовать профессионально выходит на главное место. Быть компетентным – значит со знанием дела на практике решать все вопросы повышения мастерства игроков и подготовки команды к соревнованиям, все проблемы профессионального и личностного роста каждого игрока.

Действующие Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования по избранной специальности предусматривают владение выпускниками ВУЗов многими общекультурными и профессиональными компетенциями. Они формируются не только в процессе обучения, но и в процессе практической работы выпускников многие годы.

Компетентность предполагает также некоторый уровень спортивного мастерства самого тренера в избранном виде спорта. Не обязательно быть выдающимся игроком – это не главная составляющая мастерства тренера. Игрового опыта тренеру должно хватать для хорошего показа технико-тактических приемов игры и для участия в некоторых игровых упражнениях при необходимости.

Бесспорно, личный игровой опыт игрока дает тренеру более тонкое понимание механизмов самой игры, что помогает выбирать эффективные пути совершенствования многих сторон подготовки игроков. Полное отсутствие игрового опыта создает огромнейшие проблемы в тренерской деятельности – компетентным стать ему будет трудно. Многое из того, что приходит само собой игроку, тренеру без игрового опыта приходится постигать умозрительно.

Однако одного опыта игры, самой высокой игровой квалификации явно недостаточно для успешной тренерской работы. Уметь играть – одно, а уметь учить играть – совсем другое. Этому искусству надо учиться специально, оно не приходит с игровым мастерством. Редко у кого из игроков высокого класса получается работать сразу качественно после окончания своей спортивной карьеры, даже если он параллельно получал образование в спортивном ВУЗе. Тренерской профессии надо учиться, получать специфические навыки обучения других волейболу. Знаний игрока недостаточно, нужно знать и уметь как учить волейболу.

В практике, однако, нередки случаи, когда значительных успехов в волейболе добивались (на самых разных уровнях) тренеры, пришедшие из других видов спорта. Не обладающие богатым личным игровым опытом и поэтому свободные от каких-либо штампов и догм, такие тренеры всегда настроены на поиск лучших путей подготовки игроков и команд. И то, что они начинали свой путь познания основ теории и методики волейбола «с самых низов», стало скорее положительным фактором. Для повышения профессионализма решающей становится способность тренеров к поиску причинности, строгому анализу действительности, строгой проверке методов подготовки, в конце концов, к выбору себе учителей.

Высокий уровень компетентности тренера способствует завоеванию и поддержанию его авторитета в глазах воспитанников, что также положительно отражается на результатах его работы.

Составной частью компетентности тренера является его широкая образованность, поскольку одних профессиональных умений и знаний для успешной работы также недостаточно. И тренеры, и их воспитанники являются еще и полноправными членами общества, которое выдвигает перед ними определенные требования. Поэтому тренеру совершенно необходимы широкая образованность, знания в различных областях жизни: культуры, науки, искусства, семейных отношений и проч.

Завоевание авторитета и полноценное воспитание невозможно, если тренер не может ответить ни на один «посторонний» вопрос учеников из области кино, литературы, науки, религии. Как «не хлебом единым жив человек», так и не волейболом единым должны жить тренер и его воспитанники.

Воспитательная способность тренера – чрезвычайно важная составляющая профессионального мастерства тренера, без которой весь его труд, в конечном счете, может пойти насмарку. Она предполагает наличие у тренера общекультурных компетенций, имеющих важное значение для умения воспитывать.

Воспитание игроков предполагает, в первую очередь, формирование всего комплекса морально-этических качеств, определяющих их нравственное поведение и гуманистическое отношение к окружающему миру. Их поступки при хорошем воспитании должны соответствовать нормам нравственного закона.

С биологических позиций нравственный закон можно трактовать как правила выживания биологического вида homo sapiens на социальном уровне. Их выработало человечество в процессе эволюции, в борьбе за существование. Пренебрежение этими правилами в угоду личной выгоде, карьере и другим корыстным интересам, снижает ценность человека, таит угрозу для благополучия существования всего биологического вида в будущем. Каждый воспитанник является гражданином и будущим отцом или матерью. Помимо волейбола, их надо готовить к жизни в самом широком смысле слова, учить поступать разумно, целесообразно и нравственно.

Если юных игроков узко специализировать и обучать только игре в волейбол, не затрачивая усилий на их всестороннее развитие, то эффект обычно получается только временным. А негативные последствия такого ущербного воспитания и обучения в скором времени нивелируют все чисто спортивные успехи. Незрелая позиция несформировавшейся личности, явно отстающей в социальном плане от обычных сверстников, сделает проблематичным дальнейший рост спортивного мастерства и ограничит саморазвитие игроков. Пробелы в воспитании со временем негативно отражаются на самоотдаче игроков в тренировках и соревнованиях. Снижается требовательность к себе, что приводит к замедлению роста спортивного мастерства игроков, его остановке, а то и к деградации.

Нарушение норм нравственного закона со стороны тренера деформирует личности игроков, ведет к ухудшению условий эффективного формирования их спортивного мастерства. Это может проявляться в различных направлениях: в ухудшении психологического климата команды, в изменении отношения игроков к тренировкам, в появлении «звездной» болезни, снижении самоотдачи и требовательности к себе с последующей деградацией их мастерства и таланта.

И наоборот, эффективному спортивному совершенствованию способствует высокий уровень личностных качеств игроков, сформированных в процессе воспитания, занимаемая жизненная позиция, умение успешно существовать в обществе, а не только в рамках команды.

Дидактическая способность тренера. Для успешной работы тренеру недостаточно быть обладателем глубоких профессиональных знаний. Тренеру необходимы практические умения обучать игроков волейболу. Не только техническим и тактическим приемам игры, теоретической грамотности, но и вообще всему комплексу факторов, обеспечивающих подготовку команды к победам в соревнованиях. В частности, отношению игроков к делу, умению настраиваться на игры, проявлять психологическую устойчивость и волю к победе, мужество, настойчивость, трудолюбие, способность преодолевать трудности, исправлять ошибки и многое другое.

Умение обучать игре в волейбол предполагает владение эффективной и технологичной методикой обучения и совершенствования всех сторон подготовки волейболистов. Это очень важная способность тренера, обеспечивающая рост мастерства игроков, но далеко не единственная. В том или ином виде она опирается на многие другие способности тренера, частично вбирая их в себя.

Способность обучать имеет особо важное значение для детских тренеров. Юные игроки на этом этапе обучения делают только первые шаги в волейболе, и путь их к вершинам мастерства будет долог. Обучение на тренировочных занятиях юных игроков занимает много времени и требует много сил – этап этот очень важен. Именно он определит, в конечном счете, станут ли настоящими мастерами в будущем учащиеся ДЮСШ.

Важными составляющими мастерства тренера являются его конструктивные и прогностические способности.

Конструктивная способность тренера дает ему понимание и выбор наиболее эффективных путей совершенствования мастерства на основе конструирования все более совершенной биомашины игрока из имеющегося материала. Выбираемые пути также нужно уметь реализовывать на практике.

Чтобы с успехом справляться с ролью конструктора биомашины, тренеру необходимо детально и ясно представлять механизм становления всех сторон мастерства игроков, обладать инженерными знаниями устройства биомашин спортсменов. Он также должен быть конструктором и всей команды в целом.

Процесс конструирования занимает несколько лет, поэтому особое значение приобретает способность тренера планировать систему подготовки каждого игрока и команды в целом во времени, исходя из возможных перспектив. Умение определять перспективы игроков и команды составляет важную способность тренера — прогностическую.

Прогностическая способность дает тренеру возможность определять перспективы игроков – кем они могут стать со временем. Она позволяет в процессе селекции угадать талант, рассмотреть способности юного игрока, определить его сильные и слабые стороны в каждый временнóй период. Умение видеть перспективы игроков имеет огромное значение при выборе эффективных путей совершенствования мастерства игроков, а также в процессе определения для них игрового амплуа.

Для детских волейбольных тренеров особое значение имеет способность определять ростовые перспективы новичков: какого роста будет тот или иной игрок по мере взросления.

Для тренеров, работающих с квалифицированными волейболистами, важно умение видеть возможности игрового роста кандидатов в команду и отдельных сторон их спортивного мастерства. Способность тренера определять, подойдет ли тот или иной игрок для команды, не ухудшит ли он психологический климат, имеет порой решающее значение для дальнейшего роста и их вклада в будущие успехи всего коллектива.

В самом общем виде весь механизм подготовки игроков тренер должен уметь представлять в виде схемы, состоящей из оценки, планирования, реализации во времени планов и программ, а также из конструктивной и неизбежной коррекции текущего процесса тренировки.

И конструктивная и прогностическая способности тренера востребованы на каждом этапе подготовки игроков, и чем они выше, тем качественнее выполняется работа, тем более значимы ее результаты.

Нехватка обсуждаемых способностей у тренера – большой изъян в его мастерстве. Приходится больше уповать на случай – только на случайное совпадение используемых путей совершенствования с оптимальными, что может принести хорошие плоды.

Гностическая (познавательная) способность тренера. В справедливости крылатой фразы: «Что не развивается, то умирает» жизнь всегда дает возможность убедиться каждому. Развитию любого специалиста в первую очередь способствует познание. Не познающий и не ищущий тренер постепенно деградирует.

Познание и поиск – это не только чтение специальной и художественной литературы. Способного тренера может многому научить сама жизнь. Однако одной опытности в чистом виде, которая часто ничему не учит, для профессионального роста совершенно недостаточно, как недостаточно и чтения литературы. В идеале тренер должен быть исследователем. Исследовательский подход в тренерской деятельности  должен проявляться на протяжении всей карьеры профессионала. Важно уметь понимать суть происходящего – и то, что получается, и то, что не получается и почему. Без этого трудно выбирать эффективные пути роста мастерства игроков.

Чтобы процесс познания был эффективным, способствовал, в том числе, и профессиональному росту, тренеру важно иметь верную методологическую платформу, дающую верный путь познания и средства оценки истинности увиденного, прочитанного или созданного. Должен быть сугубо научный подход к познанию в целом и в поисках путей решения любых профессиональных задач.

В познании тренеру нужен продуктивный подход по модусу бытия, который предполагает не просто сбор фактов, мнений, гипотез, теорий, а попытку их критического анализа и последующего синтеза лучших в единое взаимосвязанное целое, стремление выстроить картину мира, где эти факты и теории занимали бы свое «законное» место. Только такой подход позволит содержательно и продуктивно использовать получаемые знания в своей работе и в жизни, в поиске ответа на главный вопрос: «Как поступать?»

Очень многому тренера могут научить его воспитанники. Надо только обладать способностью учиться. Наблюдательность, чуткость, внимательность, взвешенный рациональный анализ с учетом «эмоциональной погрешности», бесконечный поиск способов сделать дело лучше – только так с пользой можно заканчивать все жизненные университеты послевузовского образования, а не игнорировать их.

Принцип перманентного обучения должен неукоснительно соблюдаться в процессе всей профессиональной карьеры специалиста. Только так можно обеспечить постоянный рост профессионального мастерства тренера и достигнуть высоких результатов его деятельности.

Психолого-терапевтические способности – очень важные части профессионального мастерства тренера. Имеется в виду способность тренера выполнять в команде функции психолога. В идеале каждый работающий тренер должен быть психологом в той же мере, в какой и педагогом. Без знания основ психологии, без умения определять и использовать психологические особенности личности воспитанников и команды невозможно эффективно обучать и воспитывать, трудно показывать высокий уровень результатов.

Эти способности профессионального мастерства тренера приобретают особую ценность в условиях работы без штатного психолога. Ее реализация предполагает умение тренера использовать достижения психологии при выполнении своих разнообразных профессиональных обязанностей, т. е. действовать профессионально и с точки зрения психологической науки.

Все воспитательные задачи должны решаться с учетом реакций игроков, определяемых особенностями структуры личности игроков и всей команды. Разница в педагогических подходах, выборе средств и методов воспитания у хорошего тренера всегда определяется психологическими характеристиками воспитуемых. И здесь тренер должен быть тонким психологом, выбирая наилучшее их сочетание.

Психолого-терапевтические способности тренера во многом определяют результаты его сугубо профессиональной деятельности, поскольку соперничество в спорте все более перемещается в сферу психологического противостояния. Это требует оптимизации состояния игроков, боевого настроя на игры, и тренер должен оказывать им необходимую помощь.

Спортивные коллективы, в которых психологические проблемы решаются в продуктивном ключе, получают преимущество в играх и состязаниях над другими, равными по классу. Они зачастую выигрывают у более сильных соперников за счет высокого уровня мобилизации, волевого настроя и самоотдачи, которые снижают количество собственных ошибок и повышают эффективность противодействия сопернику. Игроки команд, благополучных в социально-психологическом отношении (с хорошим психологическим климатом в команде), имеют преимущество в темпах роста спортивного мастерства, а также в уровне его абсолютных конечных показателей.

Условно деятельность тренера как психолога можно разделить на три основных функции.

Функция собственно психолога. В самом общем виде к ней можно отнести следующее.

– Оптимизация психологического состояния игроков в процессе тренировок и соревнований.

– Ведение воспитательного процесса на основе учета особенностей психологической структуры личности игроков, а также законов  взаимоотношений участников команды.

– Формирование продуктивного и комфортного климата в команде, где каждый игрок может получать психологическую поддержку и возможности спортивного и духовного роста в условиях творческого труда.

– Управление командой во время соревнований грамотно с точки зрения законов психологии.

Функция психоаналитика. Способность тренера осуществлять психоанализ проблем личности и коллектива позволяет ему получать верный диагноз неблагоприятных ситуаций в команде и положения дел с отдельными игроками. Она позволяет выявлять причины возникновения всего спектра психологических проблем и осуществлять выбор эффективных путей их решения. Облегчает выбор наиболее подходящих амплуа для игроков.

Функция психотерапевта. Она предполагает умение тренера приводить в норму все возникающие у игроков отклонения психологического плана.

– Оказывать игрокам психологическую поддержку в трудные для них моменты, помогать преодолевать кризисы, укреплять их веру в собственные силы.

– Помогать игрокам восстанавливать свой эмоциональный тонус после трудных матчей, поражений и готовиться к очередным играм.

– Осуществлять необходимую коррекцию структуры личности отдельных игроков в сотрудничестве с ними.

Умение тренера видеть и оперативно решать возникающие психологические проблемы в команде дает ощутимое преимущество в соревнованиях. Чем выше ранг матчей и, следовательно, ответственность и психологическая напряженность спортивной борьбы, тем более высокие требования предъявляются к психологической устойчивости, надежности и волевым проявлениям игроков, осуществляющих игровые функции. В этих условиях существенно возрастает значение психологических способностей тренера для эффективного управления командой.

Наличие в коллективе профессионального психолога при установке на взаимное с ним сотрудничество может существенно повысить возможности все более качественно и эффективно решать психологические проблемы игроков и команды.

Организаторские способности тренера. Эффективность обучения и воспитания в значительной мере зависит от умения тренера организовывать тренировочный процесс во всех его проявлениях. Порядок, организованность группы в отдельном упражнении, в тренировочном занятии, в турнире, на сборах повышает продуктивность деятельности каждого игрока.

Умение тренера организовывать быт игроков, отдых, восстановительные мероприятия и процедуры также способствуют повышению эффективности становления их спортивного мастерства. Дисциплина, порядок, организованность – необходимые и важные условия продуктивной тренировочной работы.

Высокая мотивация, самоотдача в работе, подвижничество тренера. Профессиональное выгорание как обратная сторона предельной самоотдачи тренера. В любом педагогическом труде (а в тренерском – в особенности) невозможно добиться заметных успехов без огромной самоотдачи тренера, без высочайшей профессиональной мотивации, без огромной преданности своему делу, без подвижнического труда и без заряженности на успех.

Тренер свою профессию должен любить. Труд любого успешного тренера, как правило, бывает подвижническим. Здесь необходима разумная степень самопожертвования, допустимые границы которого часто нарушаются. Фанатизм в работе хотя и приносит поначалу хорошие результаты, однако имеет целый ряд негативных последствий для тренера и его воспитанников, вызываемых нарушением принципа гармоничности. Чрезмерная самоотдача в тренерской работе обычно сопровождается повышенными требованиями к юным воспитанникам со стороны тренера и форсированием процесса их подготовки, с которым растущий организм не всегда справляется. Это, как правило, губит их дальнейшую карьеру во взрослом спорте.

По отношению к тренеру его фанатизм в профессии имеет не меньшие негативные последствия. При таком подходе к работе в жертву профессиональному результату приносится все: здоровье, семья, свободное время, неучастие в процессе воспитания собственных детей, пренебрежение ценностями жизни обычного человека и прочим.  В конечном счете, длительные перегрузки, связанные с завышенной самоотдачей в работе, и отмеченные выше издержки приводят к раннему профессиональному выгоранию тренера. В его основе лежит явление, называемое психологами «синдромом эмоционального выгорания».

Профессиональное выгорание – обратная сторона многолетней самоотдачи и ответственности специалиста. Оно тесно связано с постоянными стрессами, вызываемыми трудностями тренировок, игр, неустроенностью, конфликтами с бюрократией, категоричными требованиями побед со стороны руководства.

К признакам профессионального выгорания относятся постоянное чувство усталости, снижение интереса к делу, раздражительность, повышенная конфликтность, подверженность к заболеваниям из-за истощения сил организма и возможностей иммунитета, эмоциональное истощение, чувство «загнанности», частые или постоянные депрессии. Все это сопровождается снижением эффективности профессиональной деятельности.

Но и другая крайность – работа без горения, без души, без заинтересованности в результатах, успехах воспитанников, хороших плодов не принесет. Непреложна истина крылатой фразы: «Чтобы зажечь других, надо гореть самому!»

 

                            Личностные качества и способности тренера

Для успешного выполнения прямых профессиональных обязанностей тренер должен обладать широким набором личностных качеств и способностей, удовлетворять многим требованиям к уровню развития его личности.

В первую очередь хороший тренер должен быть личностью.  Сильной, цельной, многогранной, нравственной, интересной для воспитанников, харизматичной. Это позволяет оказывать огромное влияние на формирование личности учеников. Чем более яркая, масштабная, сильная и харизматичная личность тренера, тем большее влияние она может оказывать на воспитанников. Необходимо только избегать деформирующего непомерного влияния авторитета тренера на воспитанников. В таких случаях они становятся безынициативными и малоспособными к творческой созидательной деятельности.

В оптимальном варианте личность тренера должна быть идеальной во всех отношениях; тренер должен представлять собой некий идеал. А вот станет ли он таковым для своих воспитанников, зависит от успешности его профессиональной деятельности, которая, в свою очередь, во многом определяется личностными качествами тренера.

К наиболее важным личностным качествам и способностям тренера можно отнести следующее.

Зрелость личности тренера. Зрелость личности любого человека является важнейшей ее психологической характеристикой. Психологическая зрелость в данном случае понимается как следствие высокого уровня развитости всех сторон личности, их гармоничного сочетания. В частности, позитивных черт характера, нравственного существования, здоровых поведенческих реакций, ценностных ориентаций гуманистической направленности, адекватной самооценки, ощущения удовлетворенности жизнью и др.

Психологическая незрелость личности свидетельствует об отставании психологического возраста человека от биологического. С развиваемых позиций определения зрелости становится ясно, что человека с негативными личностными качествами, например, безнравственного[1] или с комплексами неполноценности, также нельзя считать вполне зрелым. Психологическая зрелость человека как раз предполагает отсутствие комплексов неполноценности, которые формируются главным образом в результате доминирования административных методов воспитания в семьях и образовательных учреждениях.

Первыми признаками отсутствия комплексов неполноценности можно считать внутреннюю свободу (в том числе от влияния авторитетов), терпимость к недостаткам других, доброжелательность, необидчивость, равнодушие к почестям и славе.

Эти и другие позитивные качества личности формируются как результат педагогики сотрудничества в процессе творческого труда и в процессе решения важных для каждого человека дилемм: «Быть или казаться?» и «Иметь или быть?» в пользу бытия. Быть, состояться за счет реализации заложенного в природе человека потенциала, а не стяжание карьеры или богатства за счет привнесенных обстоятельств.

Важным условием возможности реализовать свой природный потенциал является продуктивная ориентация личности тренера как доминирующая установка. Ориентация на продуктивную деятельность посредством реализации своих сил, природного потенциала при внутреннем локусе контроля («Все зависит только от меня!») способствует достижению высоких профессиональных результатов.

Другие типы ориентации являются следствием деформированности личности, вызванной нарушением условий ее оптимального формирования в процессе воспитания. К непродуктивным типам ориентации характера человека Э. Фромм относит рыночную, эксплуататорскую (господствующую), рецептивную и накопительскую [57, 58].

Для лучшего понимания в качестве примера продуктивную ориентацию личности можно рассмотреть через призму реализации таких феноменов, как любовь и познание.

Любовь по Э. Фромму – это плодотворное отношение к людям и к себе. Оно предполагает уважение, заботу, ответственность, заинтересованность в развитии духовности, всех их человеческих качеств и знание, без которого невозможно это осуществить. Любовь в данном случае рассматривается в христианском смысле «Возлюби ближнего!» как способа жизни – жизни в атмосфере взаимопомощи, добрых и продуктивных взаимоотношений людей.

В познании важным признаком продуктивности служит то, что человек познающий берет на себя, в конечном счете, ответственность решать что истинно, а что нет, не теряя при этом адекватности. Он пытается выстроить свою причинно-следственную картину мира, в которой ему будет понятно как действовать самостоятельно. В ней познаваемые факты, явления, теории должны получать свое место в стройной взаимоувязанной конструкции, объективно отражая существующий мир и умножая, тем самым, свою ценность за счет системности. Такой системой знаний можно плодотворно пользоваться, а не хранить информацию как некую сумму и не относиться к явлениям как к «еще одному факту».

Из непродуктивных ориентаций полезно рассмотреть чаще всего встречающуюся в нашей авторитарной системе воспитания господствующую или эксплуататорскую ориентацию личности тренера. Человек с господствующим типом ориентации характера исходит из необходимости подчинения «высшим» внешним силам и эксплуатации подчиненных, предполагая, что это единственно верный путь достижения успеха, безопасности и вообще всех благ.

В отличие от продуктивной ориентации, где деятельность осуществляется за счет силы-способности, при эксплуататорской ориентации личности жизненные задачи решаются посредством силы-господства. Сила-господство человека всегда угнетает и парализует его силу-способность, делает управленца зависимым от эксплуатируемых и беспомощным вне Системы, которая дает ему власть над другими людьми.

В любви авторитарная ориентация выливается в собственничество, в стремление подчинить объект любви себе, заставить повиноваться, сделать зависимым. Стремление подчинять, как форма контроля окружающих, дает чувство мнимой безопасности деформированной личности человека с господствующей ориентацией.

В познании подобная ориентация приводит к поклонению авторитетам, отношению к знаниям с тем большим почтением, чем авторитетнее они заявлены. При таком подходе истинность знаний меряется их признанностью в авторитетных кругах. Сомнительность выявления истины подобным способом очевидна, особенно в условиях, когда авторитетные концепции, гипотезы, факты противоречат друг другу. Поиски истины у авторитетов, манипуляции их мнениями всегда приводят в тупик.

Признаком зрелости личности является также ее сила, убежденность, умение тренера отстаивать свою точку зрения, а не лавировать между интересами начальства разного уровня и не держаться в русле доминирующих тенденций ради карьеры.

Нельзя считать зрелым человека, убеждения которого часто меняются («в соответствии с линией партии власти»). Но и быть косным, решив раз и навсегда для себя все вопросы, — тоже признак незрелости и неадекватности.

В процессе возрастного и духовного развития у человека, в том числе с возрастом меняются мироощущение, личностные ценности и это вполне естественный процесс. Однако важно, чтобы не нарушался нравственный закон в угоду личной выгоде и карьерным соображениям.

Нравственные качества тренера. Это самое необходимое и очень важное условие зрелости личности человека, без которого, по большому счету, он не имеет права работать тренером. Безнравственность тренера свидетельствует об ущербности личности, недоразвитости ее качеств, неполной реализации природного потенциала. Хороший тренер должен быть нравственным и учить нравственности воспитанников, ставя эту задачу на приоритетные позиции, иначе спорт превращается в фактор саморазрушения. Нравственность личности тренера дает ему моральное право учить и воспитывать других. Ведь личный пример – основа воспитания.

Самое позитивное влияние на воспитанников оказывают такие высоконравственные личностные качества тренера, как доброта, справедливость, честность, бескорыстность, великодушие, необидчивость, умение прощать, душевная чуткость и другие.

Тренер с неморальным поведением воспитывать не может. Аморальный тренер опасен для детей и, в конечном счете, для общества. Зло аморальности перечеркнет все остальные его заслуги – победы любой ценой никому не нужны!

В современном спорте деньги, слава, социальное признание – удел только успешных тренеров. И хотя общество «победителей не судит», растлевающее души и деформирующее их личности использование неспортивных, т.е. аморальных методов достижения результатов любой ценой, подпадет рано или поздно под суд истории. Сейчас становится все более очевидным, что совокупность негативных последствий «грязных» способов достижения победы перевешивает саму эту победу. Она становится «пирровой победой», предопределяющей многие неудачи в дальнейшей жизни спортсменов.

[2]Иначе и быть не может. В конечном счете, нравственный закон – это правила и условия выживания человека, которые формировались в процессе долгого эволюционного развития человечества. Деформирование личности в процессе достижения успеха в современном обществе неизбежно влечет негативные разрушительные последствия. Образно говоря, «история лягает» людей за их безнравственное поведение.

Гражданственность является важной составляющей нравственного поведения тренера. Это активная гражданская позиция. Не служение власти (интеллигентный человек всегда должен быть в оппозиции к власти, предостерегая ее от ошибок и побуждая их исправлять). Но служение обществу, стране, человечеству.

Гражданственность, выражаемая в патриотизме, может быть фактором нравственным.1 Патриотизм, если его понимать как любовь к Малой Родине, к культуре, в которой воспитывался человек и которая при этом не противопоставлялась другим культурам и традициям, имеет необычайно позитивное значение. Без культурной наследственности человек вообще не состоится [55]. Необходимо приятие и понимание различных культур, как целостных образований, систем, обеспечивающих устойчивость существования групп людей, исторически обособленных чаще всего по национальному и территориальному признакам.

Разрушение культурных основ существования, которые содержат нравственный закон взаимоотношений людей, снижают выживаемость, в конечном счете, человека как биологического вида. Лучше взаимно обогащаться, органично встраивая полезные достижения других культур в традиции своего народа, чем противоборствовать, агрессивно защищая «своего сукиного сына», проявляя, тем самым, «квасной патриотизм» или шовинизм.

Высокий интеллект, ум, мудрость тренера. Подавляющее большинство способностей, имеющих рациональную основу, могут реализоваться тем полнее, чем выше интеллект тренера. К ним можно отнести конструктивную, гностическую, творческую, психоаналитическую, воспитательную, дидактическую и другие способности.

Высокий интеллект позволяет многое лучше понимать и вернее оценивать события, ориентироваться в складывающихся ситуациях, быстрее находить выход из затруднительных положений, эффективнее решать все профессиональные проблемы.

Широкий кругозор тренера как следствие познания, постоянного творческого поиска путей эффективной работы, его нравственной жизни способствуют обретению мудрости. В познании очень важно не обманывать себя, не строить иллюзий и избавиться от конформизма, ведущего к бесконечным спекуляциям и к пути в тупик. Это по силам только мудрым людям.

Невысокий интеллект не позволяет эффективно решать многие профессиональные проблемы, ограничивает успехи тренера и его воспитанников.

Культура, интеллигентность тренера. Культура тренера-воспитателя имеет огромное значение в деле воспитания игроков. Воспитывают не столько «специальные мероприятия», сколько сама личность тренера, его поступки, его поведение. Это должно быть поведение культурного интеллигентного человека. И на основе реализации нравственного закона – в этом его огромная ценность. Культурному интеллигентному тренеру всегда легче отыскать пути к сердцам воспитанников, сделать их своими единомышленниками, помощниками в главном деле – в спорте. Ему проще решать межличностные конфликты, устанавливать продуктивную и творческую атмосферу в команде, создавать комфортные условия для реализации потенциала каждого воспитанника.

Тренера с низким уровнем культуры всегда преследуют проблемы с воспитанием игроков вплоть до невозможности оказывать влияние, что существенно снижает их спортивные результаты. Бескультурье имеет в своей основе неуважение к личности других людей и, в конечном счете, к себе.

Признаком культуры и интеллигентности тренера служит их способность признавать свои ошибки и неправоту, приносить извинения воспитанникам в таких случаях, утверждая Справедливость и Правду. В подобных случаях авторитет воспитателя не падает, как считают авторитарные тренеры, а напротив – повышается, иной раз до невероятных высот.

Авторитет тренераКогда в обучении или воспитании вопрос веры приобретает важное значение, особый вес имеет авторитет тренера. Авторитетному тренеру легче верить, он влиятелен, ему проще достигать высоких результатов в обучении и воспитании.

Без авторитета ни хорошо учить, ни хорошо воспитывать тренер не сможет. Но стремиться к абсолюту, подменяя подлинное воспитание верой себе, доминируя везде и контролируя все и всегда, малопродуктивно.

Важно, однако, понимать, что авторитет бывает разным.

В одном случае авторитет может обеспечиваться социальным положением, должностью, возрастом, званиями и прежними заслугами тренера. Безусловно, такой вид авторитета руководителя способствует повышению дисциплины, организованности группы, но, как правило, обучение и воспитание носит догматический характер и не способствует подлинному раскрытию природного потенциала воспитанников, их творческих способностей. В известном смысле такой авторитет «дутый», не продуктивный, поскольку обусловливается формальными, а не содержательными факторами.

В другом случае авторитет тренера опирается на его профессионализм и личностные качества, в частности, безупречное нравственное поведение, уважение к личности воспитанников, умение убеждать на основе глубоких рассуждений и знаний. Такой авторитет тренера является подлинным, он завоевывается в процессе творческого сотрудничества при решении сугубо спортивных задач и проблем подготовки учеников к трудностям взрослой жизни.

Таким образом, авторитетность тренера должна утверждаться силой аргумента, профессионализмом и безупречным поведением, а не силой власти. В противном случае авторитетность тренера перерастает в авторитарность. Абсолютное влияние авторитета учителя – это мораль авторитарной педагогики. Такой авторитаризм и диктат деформирует личности воспитанников, калечит их души.

Любая конструкция, опирающаяся на безоговорочный авторитет руководителя, рухнет, если исчезнет по какой-то причине этот самый авторитет. Устойчивый нравственный стержень личности воспитанников при таком подходе не формируется, они не способны к самостоятельному нравственному поведению.

При правильном воспитании, в конце концов, в группе должен сформироваться авторитет истины, справедливости и нравственного закона как главных условий обеспечения свободного и правильного развития личности воспитанников.

Любой, сколь угодно правильный, позитивный авторитет тренера не будет работать и может превратиться в неживую икону, если по мере духовного возмужания воспитанников главным авторитетным мнением не станет свое при адекватной оценке других. Надо, переходя на рельсы сотрудничества, учить воспитанников верить в себя, в способности своего интеллекта через предоставление возможностей самостоятельных суждений, оценок, решений в различных игровых и жизненных ситуациях. На главный вопрос: «Как поступать?» воспитанники, в конце концов, должны научиться отвечать самостоятельно и с полной ответственностью.

Таким образом, для ученика всякий высший авторитет должен быть преходящим, этапным ориентиром, временной подпоркой. Он особенно целесообразен на начальном этапе познания и обучения воспитанников, когда для создания своей картины мира полезно, образно говоря, использовать в качестве временной опоры чужую «конструкцию».

Когда довлеющего влияния авторитета воспитаннику преодолеть не удается, он начинает восприниматься либо как диктат, либо его носитель становится кумиром, к которому юные души добровольно попадают в духовное рабство.

Авторитетность тренера не должна переходить в авторитарность. Такая опасность существует. Использование методов принудительной педагогики – прямой путь в авторитарность. Эту опасность должен учитывать тренер, выстраивая свои отношения с учениками. Лучший выход – налаживание сотрудничества.

Лидерские способности тренера. Лидерские способности надо отличать от авторитетности. Это не одно и то же, хотя одно часто сопровождается и обусловливается другим.

Формально тренер – всегда лидер команды, однако важно быть и неформальным лидером. Способность быть лидером – очень нужная способность тренера. Она позволяет более четко организовывать учебно-тренировочный и соревновательный процессы, эффективнее решать многие их задачи.

Хорошо, когда тренер овладеет искусством быть разным лидером и соответственно ситуации проявлять по-разному свои лидерские способности. Этому способствуют в немалой степени артистические способности тренера, о которых речь будет идти ниже. Реализация функции лидерства повышает авторитет тренера, но он не должен давить инициативу игроков, особенно юных. Тренер не должен доминировать везде и всегда, а только в ключевых моментах, когда ситуация требует лидерства более опытного человека.

Важнее пробудить инициативу нравственного поведения игроков и сформировать серьезное отношение к избранному виду спорта, самостоятельность их поступков. Здесь тренеру больше подойдет роль группоориентированного лидера, всегда готового уступить инициативу воспитанникам, если «все идет нормально» – в требуемом направлении. Важнее уметь направлять инициативу учеников, поощряя их самостоятельность и активность, уходя иногда «в тень», чем вести команду самому.

Чем больше самостоятельности могут проявлять игроки, чем явнее при этом в команде формируются структуры лидерства самих игроков, тем меньше требуется от наставника проявлять лидерские качества, особенно авторитарного плана. Взаимоотношения с игроками тренеру нужно все в большей степени переводить в русло плодотворного сотрудничества и партнерства.

Коммуникативная способность тренера. Это способность общаться. Потребность в общении – одна из фундаментальных потребностей человека, и от того, как она удовлетворяется, зависит формирование многих сторон его личности.

Коммуникативная способность тренера позволяет создавать комфортный климат в команде, устанавливать продуктивные отношения с подопечными, коллегами и подчиненными, с вышестоящими инстанциями.

Важнейший фактор искусства общения – умение слушать и слышать собеседника, особенно в конфликтной ситуации. Общение – процесс двух- и более – сторонний. Одностороннее вещание со стороны тренера мало похоже на общение. Все стороны диалога должны иметь возможность высказывать свое мнение, участвовать в свободном обсуждении проблем или явлений без негативных последствий.

Экспрессивная способность тренера. Общение людей происходит не только на вербальном (словесном) уровне, но и на экспрессивном – эмоциональном. Это очень важная составляющая часть искусства общения.

Экспрессивное общение имеет огромное значение во взаимоотношениях людей. Все неформальные структуры коллектива (лидерство, малые неформальные группы, социальные роли, взаимовлияния и др.) выстраиваются спонтанно, как результат экспрессивного общения, на основе возникающей симпатии или антипатии игроков.

Эмоции в поведении тренера играют огромную роль в решении учебно-тренировочных и воспитательных задач. Тренеру не добиться существенного влияния на воспитанников, если он опирается только на формальные отношения, пренебрегая эмоциональными, или не умея их продуктивно реализовывать. Экспрессивная способность тренера позволяет ему эмоционально окрашивать речь, выстраивать межличностные отношения на продуктивном эмоциональном уровне. Экспрессивность, эмоциональная окраска общения оживляет ситуацию.

Эмоциональная «зажатость», невыразительность делает тренера похожим на робота, бездушного и холодного, который при жестких требованиях к ученикам превращается из воспитателя в полицейского. И напротив, именно соответствующие эмоциональные реакции тренера могут сформировать отрицательное отношение к негативу, передавать душевное тепло воспитанникам, вдохновлять их на добрые поступки и теплые отношения друг к другу, порождать комфортный климат в команде. Это необходимое условие для побед.

В экспрессивном общении тренеру важно быть мажорным и оптимистичным, излучать преимущественно «позитивную энергию». Мажорный оптимистичный тренер всегда вызывает у воспитанников положительные эмоции и интерес к себе. Ему легче увлечь и «зажечь» своих воспитанников на решение любых профессиональных задач.

Облегчает общение наличие чувства юмора у тренера, чего, увы, случается не всегда. Надо только помнить, что словом можно глубоко ранить человека, а потому учитывать над чем и когда смеяться можно, а над чем и когда – нельзя.

Бойцовские способности тренера. Тренер, как и его игроки, тоже должен быть бойцом, проявлять в сложные моменты жизни психологическую устойчивость, уметь «держать удар». Редкий случай, когда у тренера, не проявляющего бойцовских качеств, получается волевая, боевая команда. Игроки во многом копируют поведение своего наставника, в частности его способность бороться с трудностями. Не случайно появилось выражение: «Каков тренер, такова и команда!»

Однако волевые проявления игроков и тренера команды различны. Воля тренера должна проявляться в способности сохранять самоконтроль, не терять присутствие духа при неудачах, не «срываться», руководить игрой с холодным расчетом, оказывать психологическую поддержку игрокам, демонстрировать уверенность, вселять в них веру в себя.

Творческие способности тренера. Едва ли не первое условие его профессионального роста. Способность к творческому способу решения профессиональных задач – важная составляющая таланта тренера. Без творческого подхода, без открытий, без созидания, без умения использовать в практической работе получаемые знания существенного успеха в основной деятельности не добиться.

При творческом подходе в большей степени реализуются, возрастают и множатся другие способности тренера, повышается эффективность его труда. Творческое отношение к делу, неустанный поиск эффективных путей решения задач учебно-тренировочного процесса, способствуют личностному и профессиональному росту тренера.

Все функциональные системы организма наиболее эффективно формируются в процессе осмысленного творческого труда, выбираемого по интересам – это основной путь реализации генетической программы человека. Тренер – не раб божий, но творец!

Артистические способности тренера. Большую пользу для профессиональной деятельности тренеру могут приносить его артистические способности. Артистичный человек всегда более убедителен, ярок, доказателен и интересен.

Способность эмоционально окрашивать речь, точно расставлять акценты, использовать выразительную мимику, жесты делают слова тренера более весомыми, точными, емкими, доходчивыми, даже «наглядными». Информация передается в этих случаях не только при помощи слов.

Поскольку от классика мы давно уже знаем, что «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры», социальные роли играют и тренеры, и игроки в процессе общения. Чем более четко, артистично и убедительно играются роли, тем полнее реализуются задачи общения.

Как пример эффективного использования артистизма, в литературе приводятся способности Наполеона. Когда ему надо было учинить разнос своим военачальникам, он мог разыграть целый мини-спектакль, и делал это невероятно талантливо.

На военном совете он доводил себя буквально до «белого каления». В пылу эмоций срывал с себя треуголку, бросал на пол и в ярости растаптывал ногами, буквально изрыгая жесткие слова недовольства действиями своих подчиненных. А после военного совета ординарец тотчас приносил новую треуголку, которую Наполеон предусмотрительно заказывал накануне «взбучки».

                                                               Заключение

В целом составилась картина идеального тренера, которого в реальности можно встретить не часто. К соответствию такой модели надо стремиться каждому работающему тренеру, особенно начинающему, развивая недостающие качества и способности. Чем в большей степени способности тренера приближаются к уровню идеала, тем выше его потенциал, тем успешнее он может работать.

Подавляющее большинство способностей формируются в процессе индивидуального развития и работы над собой. Однако основу некоторых способностей тренера составляют врожденные задатки, которые существенному целенаправленному формированию не поддаются. Тогда их нехватку можно в известной степени компенсировать другими, понимая, что механизмы компенсации ограничены.

И хотя не все способности и специальные качества тренера имеют одинаковое значение для его профессиональной деятельности, мелочей в профессии не бывает. Каждая способность вносит свой вклад в достижение успеха на профессиональном поприще.

 

               Краткая характеристика успешного современного тренера в игровых видах спорта

Если рассматривать личность тренера не с позиций долженствования, а принять во внимание существующую реальность, то необходимо отметить ряд особенностей.

Как правило, все успешные тренеры – люди умные, с высоким интеллектом, однако часто с пробелами в образовании и с довольно наивным убеждением во всезнайстве (по меньшей мере в том, что касается профессии), что обычно не имеет под собой достаточных оснований.

Многим тренерам характерен творческий подход к делу, новаторство и изобретательность. Они менее зависимы от влияния авторитетов.

Можно отметить высокий уровень притязаний тренеров, стремление к самоутверждению и завышенная самооценка. Особенно эти качества выражены у тренеров, работающих с командами высокой квалификации.

Ничего негативного в высоких притязаниях на первый взгляд нет – они способствуют личностному и профессиональному росту тренера, повышают его мотивацию. Однако могут появиться проблемы, связанные с неадекватной самооценкой, часто ведущей к личностным кризисам, вызываемым осознанием несоответствия реального положения дел ожиданиям – уровню притязаний тренера.

Такая завышенная самооценка, хотя и повышает уверенность тренера в своих силах, но больше вредит, делая его личность неадекватной. В неудачах он винит кого угодно, только не себя. Неадекватность поступков, суждений, иллюзорность ценностей деформируют личность тренера, в том числе и в профессиональном плане, предопределяя ее незрелость.

Непродуктивна и модель поведения, формирующаяся на основе иррациональной сравнительной оценки, порой вырождающейся в вульгарную формулу: «Я лучше тебя, потому, что моя команда выиграла у твоей!» Эта формула отражает довольно высокомерное и часто пренебрежительное отношение тренеров команд мастеров к тренерам команд более низкого уровня, в частности к детским тренерам. Достаточных оснований для этого нет – многие детские тренеры обладают гораздо более высоким профессионализмом, чем их коллеги из команд мастеров.

В своей книге «Формула игры» [45] Феликс Лебедь справедливо отметил еще две важные особенности личности тренеров, обычно ими не осознаваемые.

  1. Подавляющему большинству тренеров присущи ярко выраженные конкурентные черты характера: соперничество, состязательность, стремление к первенству, успеху, победе во всех проявлениях жизни. Победа, первенство для них – способ самоутверждения и самоуважения.
  2. Каждый тренер в душе – игрок, которому характерны азарт и риск. Они часто ставят на карту все. Выигрыш, везение и успех ими воспринимается как заслуженная награда за риск и мастерство.

Оставим в стороне причины стремления тренеров к самоутверждению и зададимся вопросом: «Хорошо ли это?»

Несомненно, высокая мотивация в деле достижения наивысшего результата обеспечивает гипертрофированную «заряженность» на победу, фанатичную самоотдачу в работе и самопожертвование ради профессионального успеха.

Поскольку от тренера руководство ожидает только побед, то рассматриваемые качества по этому критерию могут быть признаны положительными. Однако жизнь сразу ставит вопрос о цене успеха. Если возможное сотрудничество с игроками в целях достижения успеха превращается в соперничество, деформирующее обе стороны, успех будет временным. Гармония в отношениях с людьми невозможна при безудержном стремлении к первенству, следовательно, к неравенству, ранжированию, доминированию, победе над другими в процессе соперничества. Такой стиль поведения характерен для языческих традиций религии олимпийцев. Олимпийские игры в Древней Греции, очевидно, были в свое время главным религиозным праздником чествования богов. Боги Олимпа, – по сути дела, идеалы беспредельного развития отдельных качеств человека, как результата его неумеренных страстей, доведенных до абсурда. Стремление быть первым в чем-либо любой ценой порождается системой ценностей, которая определяется представлениями человека-достиженца о способе существования в обществе и решении жизненных проблем.

Модель в нашем по сути дела языческом обществе проста: у людей возникает проблема, необходимо появляется герой, совершает подвиг, и зло побеждено. Герою слава, почести и привилегии! Надо стать сильным, чтобы победить других. Но процесс постоянного выявления победителей всегда проходит в условиях конфликта и соперничества, что чаще всего деформирует личности людей всех противоборствующих сторон. Как бы не попасть в ситуацию, описанную Наумом Коржавиным: «Его бедой была победа – за ней открылась пустота…» Может быть, следует стать не сильным, а умным, чтобы, решая все свои жизненные проблемы, повышать гармонию, следовательно, и устойчивость мира? Т. е. решения находить не на поле соперничества, а в рамках сотрудничества.

Гуманистическая же традиция смысл жизни и достижение счастья видит в саморазвитии, в повышении гармонии мира, в том числе за счет сотрудничества и взаимопомощи людей друг другу в рамках солидарности, что и определяет, в конечном счете, их выживание. Она оценивает увеличение конкуренции как фактор негативный, разъединяющий людей, нарушающий гармонию взаимосвязей мира и снижающий ранг их системности. Гармоничность отношений не предполагает честолюбивого стремления к первенству любой ценой в качестве профессии или достойного занятия.

С позиций гуманистической традиции, в основе которой лежит абсолютный нравственный закон, спорт высших достижений, очевидно, следует признать пережитком прошлых языческих традиций, своего рода фактором разрушения человека, в том числе за счет его специализации. Чего нельзя сказать о физической культуре, где соблюдается принцип гармоничности: физическая культура для человека, а не наоборот.

Позитивное влияние спорта как «…особой ритуализированной формы борьбы» в свое время отмечал К. Лоренц: «Подобно филогенетически возникшим турнирным боям, он предотвращает вредные для общества воздействия агрессии, не затрагивая ее функций, необходимых для сохранения вида. Кроме того, эта культурно ритуализированная форма борьбы выполняет исключительно важную задачу: учит людей сознательно и ответственно властвовать над своим инстинктивным побуждением к борьбе. …Он (спорт. – Р. В.) не только превосходно открывает клапан для накопившейся агрессии в ее более грубых, более индивидуальных и эгоистических проявлениях, но и позволяет полностью изживать себя в ее особой, более дифференцированной коллективной форме» [44, с.300].

Однако есть смысл подумать над вопросом: «Это клапан для слива излишней агрессии или полигон для ее генерирования?» С другой стороны, сегодня надо учитывать усиливающуюся профессионализацию спортсменов, вызывающую неизбежную специализацию, в той или иной мере деформирующую их личность. И еще, чтобы не менять убеждений, хорошо бы нам не знать, как порой криминальные структуры подпитываются бывшими спортсменами. Хотя это может быть досадными издержками занятий спортом ради достижений…

В существующей реальности тренеры команд высокой квалификации сегодня – не столько результат соответствия заявленной модели их личностных и профессиональных качеств, определяющих процесс эффективной подготовки игроков высокого класса, сколько результат их отбора по законам бюрократической системы и, в какой-то мере, требований рынка.

 

[1] Значение нравственных качеств рассмотрим чуть ниже.

1  Патриотизм в известных условиях может иметь и негативное значение. Не случайно  Сэмюэль Джонсон называл патриотизм «последним прибежищем негодяев».

Comments are closed.