Использование подвижных игр

подготовка игроковфизическая подготовка

Использование подвижных игр в занятиях по физической подготовке

Эффект игры как явления определяется интересом человека, ею вызываемым. Стремление человека к играм, несомненно, генетически обусловлено. В процессе игр формируются многие жизненно важные функциональные системы растущего организма (включая двигательную систему) всех высших животных и человека в соответствии с генетической программой развития индивидуума в онтогенезе.

Заставить детей, например, долго бегать на коньках с высокой интенсивностью (изо всех сил) невозможно. Однако в рамках игры в хоккей они готовы сами бегать сломя голову от рассвета до заката изо дня в день. Такой живой интерес к игре не только детей, но и взрослых тренеры могут использовать для эффективного решения чисто спортивных задач: развития моторики волейболистов и совершенствования навыков выполнения игровых приемов. Особенно высокий эффект получается от применения подвижных игр в работе с начинающими. Такие занятия в игровом ключе новичкам очень нравятся и на тренировки они ходят с интересом, стараясь их не пропускать.

В теории и методике волейбола положение с подвижными играми такое же, как с тренажерами. В доступной литературе обычно собраны все известные авторам подвижные игры также без учета их специфики, достоинств и недостатков. Сами по себе подвижные игры могут быть хороши, но далеко не все из них могут приносить существенную помощь процессу подготовки волейболистов. Наибольшую ценность с точки зрения практического эффекта имеют подвижные игры, развивающие двигательные кондиции и игровые навыки игроков; для совершенствования техники их имеется не так уж и много. А такие подвижные игры, как пионербол, только вредят юным волейболистам.

Выбирая подходящие подвижные игры для занятий волейболом, надо исходить из того, что их использование – не самоцель и предпочтение надо отдавать тем, которые решают поставленные задачи не хуже, а то и лучше, чем традиционные упражнения.

Для повышения уровня развития ОФП и СФП необходимо подбирать такие подвижные игры, в которых все игроки получают необходимую нагрузку без простоев. Игры на активизацию внимания могут с одной стороны быстро эмоционально втянуть игроков в решение поставленных задач тренировочного занятия, а с другой – плавно снизить их возбуждение в заключительной части урока.

Каждому тренеру в процессе практической работы хорошо было бы подобрать и придумать набор интересных подвижных игр, игровых и соревновательных упражнений, эффективно решающих различные задачи, в частности:

для подготовительной части урока;

­–  для заключительной части урока;

–  для совершенствования техники и тактики волейбола;

–  для развития отдельных сторон моторики юных игроков;

–  для развития сугубо игровых качеств.

К использованию подвижных игр тренеру надо подходить творчески, меняя условия игры так, чтобы они эффективнее решали задачи урока. Возьмем, к примеру, игру «сторож и волк». Она в обычном варианте заключается в следующем. Между двумя играющими – «сторожем» и «волком» – на полу лежит набивной мяч. Волк отвлекает внимание сторожа, выполняя произвольные движения. Сторож должен повторять их и при попытке волка украсть овцу (т. е. положить руку на мяч) опередить его. Чья рука окажется снизу (или кто закатит мяч полностью с линии на свою сторону), тот и выиграл.

Обычно «волки» проявляют бедную фантазию и после 2–3-х движений руками, делают попытку унести «овцу». Кроме интереса, польза невелика. Но если изменить условия игры, можно получить хороший эффект. Например, тренер сам диктует упражнения: прыжки, отжимания, упражнения для развития силы мышц туловища. По свистку оба играющих стараются раньше другого партнера положить руку на мяч, лежащий на линии между игроками, либо закатить его на свою сторону. В игре должны участвовать все игроки команды одновременно.

Пример – игра «Удочка прыжковая». Обычно тренер вращает удочку – набивной мяч на шнуре с карабином – вокруг себя так, чтобы мяч катался по полу, а игроки перепрыгивают шнур. Кто заденет шнур – выбывает. В таком варианте много простоев. Одни игроки чрезмерно устают, другие рано выбывают из игры без нагрузки. Для повышения эффективности игры можно использовать другие правила. Например, задевший шнур удочки игрок получает штрафное очко и продолжает играть. Выигрывают те, кто меньше набрал штрафных очков. В этой игре полезно использовать и другие задания для игроков – поднимать прямые ноги над катящимся мячом в упоре сидя сзади, или прямые руки из положения лежа на животе головой к тренеру, вращающему удочку. Когда тренер располагается в центре баскетбольного круга, он может использовать следующее упражнение. Игрокам предлагается забегать в круг двумя ногами и возвращаться обратно в стойке приставными шагами или в упоре сзади на руках и ногах. Можно выполнять броски-падения в круг со вставанием в стойку, пока мяч описывает очередной круг.  Т.о., тренеру необходимо проявлять творческий подход в выборе подвижных игр, изменении правил игры и в методике их проведения. И опять: не так важно, какое упражнение выполнять, как важно то, как его выполнять.

 Подвижные  игры в занятиях волейболом

Подвижные игры и игровые упражнения с гимнастическими палками и шайбами – резиновыми кольцами Д- 12–15 см.

 

подготовка игроковфизическая подготовка