Обучение атакующим приемам

подготовка игроковначальное обучение

Атакующие удары – самая сложная по исполнению и по обучению часть арсенала технических приемов игры, требующая хороших физических кондиций волейболистов. Особенно трудно научить ударам девочек. Можно предположить, что это связано с генетической предрасположенностью. Мужчины издревле были охотниками. Им на протяжении довольно долгого периода эволюционного развития приходилось совершенствовать умения бросать камни, копья, дротики, бумеранги – это в значительной мере определяло успех в охоте и выживание рода. Очевидно, генетическая программа сохранила некие механизмы, обеспечивавшие эффективность движений метательного характера наших предков. Нападающие удары выполняются по тем же принципам – у большинства мальчиков налицо положительный перенос ударного механизма.

Практически у всех девочек недостаточно развиты мышцы, участвующие в поворотах туловища и полусогнутой руки вокруг продольной оси плечевой кости. Поэтому они используют разгибание-сгибание туловища и руки при выведенном локте вперед (т.е., «мягкую» схему связи) при бросках малых мячей одной рукой сверху и при выполнении нападающих ударов. Именно таким способом футболисты вбрасывают мяч из-за боковой линии поля двумя руками сверху. Волейболистам нужно использовать «поворотные» движения в суставах (по жесткой схеме связи).

С самого начала занятий волейболом нужно уделять много внимания проработке суставов и развитию групп мышц, осуществляющих поворотные движения в режиме жесткой связи. Нужно предлагать занимающимся специальные и подготовительные упражнения, в том числе с «плетками» и «лыжеметами», о которых речь пойдет чуть ниже. Этап применения таких упражнений не только предшествует обучению нападающим ударам, но и должен продолжаться с различной степенью представительства в разные периоды тренировочных циклов продолжительное время.

При обучении атакующим приемам наибольшие трудности возникают в освоении следующих механизмов навыков нападения.

  1. Формирование ударного движения по жесткой схеме связи с отстрелом руки в замахе.
  2. Своевременность выхода под мяч во времени и в пространстве (особенно пробегание мяча).

Обучение непосредственно атакующим действиям следует начинать с освоения основных механизмов и элементов нападающего удара одновременно: прыжков с места и с разбега толчком одной и двух ног, «отстрела» руки в замахе с возвратным поворотом туловища и нападающих ударов без прыжка. Это шаги-задачи обучения №№ 2–4 (см. рис. 47).

Причем процесс обучения атакующим действиям получается более эффективным, в конечном счете, если одновременно учить технике разных ударов: обычных, с остановкой руки после удара, и с переводами мяча в обе стороны (с поворотами и без поворота туловища, с остановкой и без остановки руки). Параллельное во времени обучение перечисленным ударам надо начинать с применения бросков малых пластмассовых мячей.

При таком подходе, после фазы стабилизации двигательных структур навыков всего набора атакующих ударов, у тренера и игроков появится много времени для совершенствования тактического мастерства. Через год-полтора трехразовых занятий в неделю с новичками, в течение которых они осваивали упомянутые выше упражнения, реализуя шаги 2, 3 и 4, можно приступать к решению следующих частных задач-шагов, без которых невозможно освоить верную структуру движений при выполнении нападающих ударов.

Шаг 5 – Освоить броски с «отстрелом» в замахе малых пластмассовых мячей в прыжке с разбега толчком одной и двух ног.

Шаг 6 – Научиться верхней передаче в прыжке с разбега.

Шаг 7 – Научиться выполнять обманные удары сверху-вниз в прыжке с разбега толчком одной и двух ног.

         В процессе реализации задачи-шага № 5 игроки учатся выполнять движения нападающего в воздухе без волейбольного мяча.

6-й шаг обучения позволит соотносить действия нападающего при разбеге и прыжке с летящим мячом. Это создает хорошие предпосылки для удара в прыжке летящего мяча.

7-й шаг обеспечит обработку мяча на максимальной высоте и перед собой, без чего страдает эффективность удара.

И только одолев все трудности решения этих проблем, можно переходить к сведéнию разученных элементов нападающего удара в единый технический прием. Сначала полезно упражняться в ударах в прыжке с разбега по мячу, неподвижно установленному в держателе-зажиме. Долго задерживаться на этом упражнении не следует. Как только оно начнет получаться, нужно сразу же переходить к освоению нападающего удара в простых условиях: средняя по высоте и точная передача, без сетки, иначе сформируется навык выхода игрока относительно стабильных внешних ориентиров: сетки, зажима, стены, балкона и т.п., а не относительно летящего мяча. К упражнению в ударах по неподвижному мячу в прыжке (и к другим предыдущим шагам) бывает полезно возвращаться в тех случаях, когда у игроков перестают получаться последующие задания.

Особо важно при этом научиться выполнять разбег точно во времени и в пространстве относительно мяча – это, пожалуй, главная задача на данном этапе обучения. Какое-то время не следует  вообще использовать упражнения с выполнением нападающих ударов через сетку, чтобы приучить занимающихся ориентироваться при выходе и прыжке по летящему мячу, а не по сетке. Чему способствует также частая смена мест для выполнения ударов и направления разбега – чтобы исключить использование других ориентиров: балки потолка, линий разметки и прочего. Такой метод поможет игрокам избежать ошибок пробегания мяча, либо недобегания, а также несвоевременного выхода.

Однако надо отметить, что упражнения с применением нападающих ударов без сетки могут иметь нежелательный побочный эффект, а именно: они приучают нападающих бить «под себя» — с крутой траекторией полета мяча после удара, а также низко обрабатывать мяч. Чтобы этого не произошло, необходим постоянный контроль со стороны тренера за способом выполнения ударов игроками в различных упражнениях. Полезно задавать наклон траектории полета мяча или места, куда должен попасть мяч при установке обрабатывать мяч как можно выше. В дальнейшем упражнения с ударами через сетку с удаленных передач отсекут слишком крутые траектории полета мяча. К ударам по мячу с нормальной удаленности от сетки надо переходить позже. Какое-то время эффективным бывает чередование упражнений в ударах без сетки и через сетку с удаленных передач.

Другая важная задача – добиваться выполнения ударов в прыжке с такой же структурой движений, как и без прыжка, которую «нарабатывали» уже год-полтора (по «жесткой» схеме связи, с широким свободным «отстрелом» в замахе и пр.). И здесь совершенно неукоснительно должно соблюдаться правило «только правильного выполнения» упражнений.

Для большинства игроков выполнять нападающие удары со средних по высоте передач проще, чем с высоких, поскольку им легче вычислить параметры мяча, летящего с невысокой скоростью. Эту особенность необходимо использовать при обучении игроков атакующим действиям.

Научившись выполнять удары с далеких от сетки передач, юные нападающие могут легче приспособиться и к обычным передачам, сначала без блока, потом с попаданием в указанные зоны. Позже – с сопротивлением одиночного и группового блока. При этом блокирующим игрокам долгое время предлагается задание закрывать только центр площадки, затем блокировать удары «в ход», и только после этого – ставить «ловящий» блок.

Необходимо учитывать еще один важный момент в процессе обучения атакующим действиям. Пока двигательный навык не стабилизируется основательно (это занимает 3–4 года с начала обучения), нельзя применять нападающие удары с собственного набрасывания и не следует обучать силовой подаче в прыжке. Эти упражнения координационно очень сложны даже для мастеров и требуют хорошей физической подготовности для их выполнения.

Процесс формирования навыков обычно идет скачкообразно: успехи чередуются с отступлениями, которые часто сопровождаются совсем нежданными ошибками и деградацией движений. Их предупреждению содействует регулярное повторение упражнений предыдущих шагов обучения.

Пошаговое выделение задач обучения атакующим действиям и их последовательность представлены на рисунке 47. Это не догма и творческий тренер всегда найдет возможность ее усовершенствования, но не стоит изменять схему ради одного лишь ее изменения.

Процесс обучения навыкам нападающих ударов будет успешным, если тренер научится определять ошибки в структуре движений игроков и своевременно выявлять причины, их порождающие. В первую очередь следует уделять внимание правильному выходу под мяч, формированию «отстрела» из крайней точки замаха по жесткой схеме связи и попаданию нападающего в рабочую позу «согнувшись» при ударе. Это может получиться, если игрок не пробегает мяч. Находясь сбоку от игрока, тренер может контролировать его рабочую позу в момент обработки мяча, наличие отстрела, фиксировать ошибки выхода под мяч для атакующего удара, неправильное напрыгивание и недостаточно энергичную работу кисти бьющей руки.

Располагаясь сзади нападающего, легче находить такие ошибки, как «закладывание за голову» предплечья в замахе (это с необходимостью получается, если локоть нападающего во время отстрела поднят выше, чем нужно), недостаточное поднимание плеча при ударе.

Нужно учитывать, что у игроков в состоянии усталости пропадает хлесткость, движения утрачивают рывковый характер. Обучение проходит успешнее, если игроки свежи, внимательны. А внимательны они, когда заинтересованы. А интересно когда у них есть успех.

Упражнения для реализации задач-шагов обучения атакующим ударам

Задача шага 1. Обеспечение готовности опорно-двигательного аппарата игрока к изучению атакующих действий

Примерные упражнения для разработки и укрепления мышц, связок, суставных сумок, суставов, участвующих в ударных движениях.

                                               Содержание  упражнений          Методические указания

Приведенные выше упражнения способствуют реализации «золотого правила» баллистических движений, формированию культуры многих скоростно-силовых проявлений игроков. Механизмы мощного рывкового начала движений с последующим расслаблением станут основой многих технических приемов игры, что облегчит их освоение и обеспечит высокую эффективность их выполнения.

Эти упражнения вместе с прыжковыми и беговыми (о них речь ниже) нужно включать в разминочную часть урока. В группах начальной подготовки их нужно применять на каждой тренировке, в учебно-тренировочных группах – кроме занятий на выносливость. Часть этих упражнений может быть включена в предигровую разминку. Здесь очень важно добиться безусловного и точного выполнения методических указаний от игроков. И в этом случае правильность исполнения важнее результативности. Результаты придут скоро и очень высокого уровня.

Решение задачи второго шага обучения – обучение прыжкам – приведено ниже в соответствующем разделе (9.4). Поскольку прыжки являются составной частью многих приемов игры в волейбол (блок, подача, верхняя передача), их изучение является также важной параллельной задачей. Ее решение проводится одновременно с решением 1, 3 и 4 задач.

Задача шага 3.  Обучение бросковому движению с «отстрелом» в замахе по жесткой схеме связи

Все упражнения, решающие задачу третьего шага, – подводящие. Ввиду важности этого шага обучения, он выведен отдельной задачей. В центре внимания должно находиться формирование отстрела по жесткой схеме связи. Все упражнения направлены именно на обучение хлесткому ударному движению с отстрелом по большой амплитуде замаха.

Задача шага 4. Научиться выполнять удар без прыжка

Решение задач третьего и четвертого шагов очень важно для формирования механизма отстрела в замахе руки при выполнении нападающих ударов. Отстрел – важнейший механизм, определяющий эффективность удара. Ему надо уделять огромное внимание всегда. Однако формировать его очень трудно. Верная мышечная синергия обеспечения отстрела не может сформироваться, поскольку «запирается» другими менее эффективными способами выполнения замаха, но более привычными и проработанными. В частности примитивными способами остановки руки мышцами-антагонистами работой в уступающем режиме, да еще по «мягкой» схеме приложения сил. Отстрел на высоком уровне получается только за счет перевода управления ударного движения руки нападающего на спинальный уровень, где используется рефлекс автогенного торможения.

Надо понимать, что в рамках мягкой схемы связи невозможно добиться эффекта отстрела. В мягкую схему связи игроки легко попадают, когда, например, выводят локоть бьющей руки вперед в ударе или так высоко поднимают плечевое звено руки, что предплечье заводится за голову в горизонтальной плоскости.

В тренировках тренеру нужно добиваться от игроков «хлесткости» удара, чему способствуют свободные, не закрепощенные возвратные движения бьющей руки и поворотные движения туловища по большой амплитуде. Основными методическими указаниями при формировании атакующих навыков должны стать: «Быстро, а не сильно!», «Широко и свободно!», «Не зажиматься!». Попытки давать указания, корректирующие положения частей тела в пространстве (например, «Выпрями руку!»), или призывы «Бей сильнее!» вредны. Они уводят сознание игроков от формирования динамических механизмов отстрела, обеспечивающегося рефлексом автогенного торможения, на пространственное положение звеньев тела. Если удается добиться четкого отстрела руки в замахе, то неизбежно возникающая при этом центробежная сила сама выпрямит руку в ударе тем раньше, чем выше скорость ее движения.

Если рефлекс автогенного торможения начинает действовать, то при визуальном контроле со стороны движение руки в замах и последующее ударное движение визуально воспринимаются как «размазанные», и выполняются без видимой задержки, т.е. очень быстро. В таком режиме движения ударник способен набрать большое количество кинетической энергии, что обеспечит более эффективный хлесткий удар. Любые попытки сознательно вмешаться в организацию мышечной синергии разрушает рефлекс автогенного торможения, что снижает эффект удара.

Упражнения этих шагов обучения очень важны и должны использоваться игроками на протяжении всей спортивной карьеры в профилактических и тренировочных целях. В состоянии переутомления и при психических перегрузках навык отстрела может утрачиваться полностью или частично, поэтому отдых и возврат к подводящим упражнениям применяются для восстановления отстрела в ударном движении. Утеря отстрела вообще может разрушить весь навык обработки мяча – деформируется пространственно-времен-ная структура нападающего удара. При задержке руки в замахе нападающий не успевает ударить по мячу в самой высокой точке взаимодействия – удар получается предплечьем. Нападающий начинает лихорадочно корректировать время и скорость разбега, начало прыжка, и весь навык удара буквально на глазах рассыпается.

При начальном обучении упражнения в кистевых ударах с остановкой руки используется несколько раньше других для того, чтобы юные игроки научились энергично использовать угловое перемещение в лучезапястном суставе при ударном движении всей руки. Навык кистевого удара поможет решить эту задачу, реализуя тем самым один из принципов оптимальной машины за счет эффекта последовательно сочлененного привода. Однако надо опасаться жесткого закрепления навыка удара с остановкой руки, когда он уже может затормозить формирование навыка отстрела и хлесткого удара всей рукой и с участием возвратного поворотного движения туловища.

Надо также уделять внимание тому, чтобы игроки обрабатывали мяч перед собой и в самой высокой точке, куда могут дотянуться выпрямленной рукой с поднятым плечом. В целях экономии времени – чтобы игроки много не ходили за отскочившими мячами, удары можно выполнять в хорошо натянутую сетку, ограждающую окна вдоль боковой линии. Так не изнашиваются мячи, и их отскок получается прямо в руки новичков.

Любое из приведенных в таблице упражнений в ударах полезно выполнять, чередуя их с бросками малых мячей, – так отстрел «переносится» на ударные движения.

Задача шага  5. Обучение броскам малых мячей в прыжке с  разбега

  

Задача шага 7 – обучение обманному удару в прыжке с разбега[1]

По мере решения частных задач, все эти упражнения каждого из предлагаемых шагов можно и нужно использовать одновременно, целесообразно выстраивая часть их в соответствии с целями  урока и меняя их «удельный вес».  Так не теряется преемственность механизмов двигательных навыков, и закрепляются достигнутые успехи. Возврат к упражнениям предыдущих этапов – главное средство профилактики ошибок в технике игроков.

Наиболее грубые и часто встречающиеся ошибки при выполнении атакующих ударов в процессе обучения

  1. Несвоевременный во времени, и неверный выход под мяч в пространстве («пробегание») в процессе разбега и напрыгивания.
  2. «Нашагивание» со стопорящим шагом вместо напрыгивания. Эта ошибка чаще всего возникает на этапе начала разучивания нападающих ударов в прыжке с еще не точных передач партнера, когда выбор времени и места прыжка является сбивающим фактором.
  3. Ударное движение выполняется по «мягкой» схеме связи, что выражается в возвратных движениях туловища назад-вперед (без его поворота) и в выносе локтя согнутой руки вперед в процессе замаха и удара (замах и удар локтем вперед).
  4. Отсутствие «отстрела» руки из крайней точки замаха. Эта зажатость движений возникает каждый раз, когда игрок начинает осуществлять контроль за двигательной структурой навыка по внешней картине, переходя на управление движениями за счет работы высших отделов головного мозга. Этому же способствуют соответствующие методические указания тренера и стремление игрока ударить «Сильно», а не «Быстро, широко и свободно!» Визуально при наличии «отстрела» бьющая рука должна восприниматься «размазанной» за счет высокой скорости возвратного движения.
  5. Низкая обработка мяча при ударном движении. Это может быть следствием запаздывания нападающего с выходом к мячу, но чаще – это результат отсутствия «отстрела» и, поэтому, медленного замаха. Мяч, таким образом, успевает опуститься ниже точки, в которой следует наносить удар. «Отстрел» руки в замахе может исчезнуть при растренированности или усталости игроков, а также после длительного турнира, когда, как известно, «пропадает» техника.
  6. Ошибки в структуре движений при выполнении замаха с «отстрелом»:

– Очень низкий «отстрел», при котором локоть часто выносится вперед, делая своеобразную «подрезку». При этом обычно плечо бьющей руки расположено также низко. Рука не выносится вверх – она выпрямляется вперед в мяч. Получается не удар, а «тычок» рукой в мяч. Т. е. выпрямление ударника в мяч, вместо «загребающего» ударного движения выпрямленной центробежными силами рукой по мячу в финальной фазе ее разгона.

– Очень высокий «отстрел», усугубляемый чрезмерным сгибанием руки в локтевом суставе. При этом локоть поднят чрезмерно высоко, предплечье выполняет движение «замаха-удара» над головой (образно говоря, рука «закладывается за ухо»), тогда как оно должно осуществлять возвратное движение в сагиттальной плоскости, или около нее.

  1. Нападающий игрок при выполнении удара не попадает в рабочую позу – «согнувшись», исключая, тем самым, активное участие туловища в ударном движении. Не используется ни сила мышц туловища, ни собственно масса всего туловища. Удар по мячу наносится одной лишь рукой при вертикальном положении туловища (иногда даже с его отклонением назад), что помимо прочих осложнений затрудняет возможность видеть действия противника, ведь мяч оказывается над головой или за головой, и не смотреть на него нельзя.
  2. Отсутствует возвратное поворотное движение туловища в замах-удар.
  3. Часто стремление игрока «включить» движение туловища в удар приводит к значительному снижению скорости ударного движения руки за счет зажатости – частичного блокирования движений мышечным напряжением во всех ее суставах. Удар при этом получается «как кувалдой» – сильный, но медленный, после которого мяч быстро полететь не может.

Особенности обучения нападающим ударам с передач первого темпа

К обучению игроков нападающим ударам с передач первого темпа следует приступать после овладения ими навыками атак с высоких и средних передач, а также ударов с остановкой руки после удара. Главное отличие от обычных нападающих ударов и главная трудность – научить выполнять разбег со значительно более быстрым разбегом и точным началом перемещения игрока. По этой причине целесообразно выделить в «отдельное производство» процесс обучения нужному темпу разбега в его согласовании с темпом передачи связующего.

Помимо соответствующих упражнений, бывает продуктивным использование специального методического приема. Нападающие учатся выполнять удары в группе с уже умеющими пасовать первым темпом связующими (например, более старшего возраста). Связующих игроков учат пасовать нападающие, уже умеющие нападать с передач первого темпа.

Целесообразно применить такую последовательность начала обучения атакующим действиям первого темпа:

– Атаки с передач «на взлете».

– Атаки с прострельных передач вдоль сетки.

– Атаки с прострельных передач из глубины площадки.

– Атаки с передач первого темпа за головой связующего.

– Использование разученных приемов в игровых комбинациях.  

Примерные упражнения для обучения атакам первым темпом

                                               Содержание упражнений              Методические указания

Часто встречающиеся ошибки

– Слишком ранний или слишком поздний выход нападающего для удара.

         – Искажение техники удара.

         – Связующий игрок не компенсирует ошибки в темпе выхода нападающих.

         – Передачи следуют в нападающего, а не перед ним.

 

Особенности обучения нападающим ударам по блоку

Обучение нападающим ударам по блоку с расчетом отскока мяча в аут имеет свои особенности. До начала целенаправленного обучения умению бороться с блоком разнообразными средствами атаки юные нападающие уже, как правило, имеют некоторые представления о том, что очки выигрываются и за счет касания мячом блока, меняющего траекторию его полета. Это опыт больше случайного стечения обстоятельств во время двусторонних игр.

Здесь, однако, речь идет об умении использовать целенаправленные удары мячом в уязвимые места блока в соответствующих ситуациях, позволяющих либо выигрывать очки, либо затруднять игру соперника в контратаке. Обучать атакам по блоку следует после того, как игроки освоят удары с переводами мяча в обе стороны и с их помощью обводить защитные построения соперника у сетки.

Целесообразно выбрать такую последовательность в обучении. Сначала учить ударам в блок, используя его как своего рода забор для выбора направления удара от блока в аут. Позже надо учиться ударам в края блока справа или слева, в «дыры» блока, потом – в верхний и нижний края блока.

С другой стороны, первоначально любым ударам по блоку с отскоком мяча в аут игроков учат выполнять с близких к сетке передач, когда мячом легче попасть в слабые места блока. Затем осваивают удары по блоку с нормальных, а потом и с далеких от сетки передач. С течением времени необходимо специально научить игроков ударам с заниженных передач — в условиях дефицита времени для полноценного разбега и прыжка нападающего.

В упражнениях начальных этапов обучения полезно использовать либо тренажер «механический блок», либо наклонную сетку с куском поролонового мата, установленную поверх основной сетки. Позже противодействующий блок могут выполнять партнеры, использующие на первых порах «ручные ласты» для увеличения закрываемой блоком площади. От бросков волейбольного мяча в прыжке с разбега следует переходить к ударам в очень предсказуемый блок зонного типа, затем – в ловящий блок.

При использовании в процессе обучения упражнений с элементами противоборства надо учесть одно важное обстоятельство. А именно: у нападающего в каждом упражнении должно быть несколько вероятных направлений для удара по блоку. Иначе, если отрабатывать удары с отскоком только в одну сторону, блокирующие заранее перемещают и ориентируют руки так, что отскока в аут не может получиться.

Часто встречающиеся ошибки

– Атакующие игроки очень рано показывают направление удара, не маскируя его.

– Нападающий использует очень узкий арсенал атакующих ударов по блоку, что облегчает действия блокирующих.

 

подготовка игроковначальное обучение