Проведение занятий

подготовка игроковначальное обучение

Структура и методика проведения тренировочных уроков

Уроки или тренировочные занятия (тренировки) различной направленности – основная форма подготовки игроков. Они проводятся, как правило, под руководством тренера в соответствии с расписанием. Однако возможны в иных случаях и индивидуальные занятия. Тренировочные занятия могут иметь различную структуру и направленность в зависимости от решаемых задач, определяемых в свою очередь учебно-тренировочными планами подготовки игроков и складывающимися обстоятельствами. По направленности их обычно делят на учебные, тренировочные, контрольные и восстановительные.

На уроке решаются три вида задач:

нагрузочные, повышающие или снижающие работоспособность игроков;

дидактические: обучение технико-тактическим действиям и теоретическим общим и специальным знаниям;

воспитательные задачи.

В уроке выделяют 3 части: подготовительную, основную и заключительную.

В начале подготовительной части сообщаются задачи урока,  решаются необходимые организационные вопросы и осуществляется настрой игроков на плодотворную тренировочную работу. Главная задача этой части урока – подготовка всех функциональных систем организма, прежде всего, опорно-двигательного аппарата игроков к решению задач основной части тренировочного занятия. Она реализуется в процессе выполнения разминочных и других физических упражнений и подвижных игр.

В подготовительной части урока могут решаться и другие задачи: совершенствование отдельных физических качеств игроков, проработка отдельных элементов волейбольных навыков, способов перестроений группы, общеигровых способностей и проч.

В зависимости от задач урока и методов их решения на подготовительную часть отводится от 10 до 20 % общего времени.

В основной части урока решаются главные его задачи. На их решение отводится от 75% до 85% общего времени урока. Структура ее построения может быть многообразной, в зависимости от решаемых задач. Наиболее сложные по энергозатратам упражнения выполняются в первой трети основной части урока, пока игроки способны на максимальные двигательные проявления. Исключения составляют лишь упражнения для развития всех видов выносливости, особенно силовой. Их смещают в конец основной части урока и в конец микроциклов.

Нагрузочных пиков в основной части урока может быть несколько, в зависимости от решаемых задач и функционального состояния игроков. Они перемежаются более спокойными упражнениями технико-тактической направленности. В уроке различают общую плотность (педагогически оправданные действия) и моторную (непосредственное выполнение упражнений).

В заключительной части урока постепенно снижают функциональную активность игроков малоинтенсивными упражнениями или играми «на внимание». Приводят организм в спокойное состояние, постепенно переключают игроков на повседневную деятельность. На это уходит обычно от 2-х до 5 минут.

 

            Методические аспекты проведения урока

Важно знать и уметь использовать основные продуктивные приемы проведения занятий, которые не всегда реализуют не только молодые тренеры, но, случается, и довольно опытные.

  1. Постановка конкретных задач на каждый урок и для каждого упражнения. Ее значение возрастает с ростом спортивного мастерства и взрослением волейболистов. Содержательность и детальность индивидуальных годичных и перспективных планов, особенно раздела «Технической подготовки», где конкретизируются задачи, указываются недочеты и ошибки, также немало способствует успеху в обучении. Четко представлять себе конкретную на данный урок задачу – значит видеть путь достижения общей цели.
  2. Подготовка к уроку. Важно для решения задач каждого урока продумать и подобрать ряд полезных и интересных упражнений, эффективно решающих поставленные на урок задачи. Продумать методику их проведения. Начинающему тренеру необходимо составлять план-конспект проведения каждого урока. По мере накопления опыта писанины должно быть меньше, что не мешает продумывать проведение урока и делать некоторые наброски. Готовиться к уроку важно. С одной стороны, повышается эффективность обучения за счет выбора упражнений и продуманной методики их применения. С другой стороны, игроки очень тонко чувствуют, готовился тренер к уроку или нет. Одно-два новых упражнения или новый способ (вариант) их выполнения обеспечивает новизну всего урока и становлению творческой атмосферы тренировочного процесса. Соответственно, воспитанники с интересом и большой отдачей тренируются или «таскают камни», когда скучно и нудно. Облегчить процесс подготовки к уроку может каталог упражнений, который каждый тренер должен иметь и постоянно пополнять.
  3. 3. Организация группы. Использование строевых упражнений. Чтобы обеспечить организованность, порядок и лучшую управляемость группы в процессе решения тренировочных задач на уроке, тренеру необходимо владеть методикой применения строевых упражнений. Особое значение приобретают способы организации группы при выполнении тренировочных упражнений: поточный, фронтальный, круговой и проч. Одни упражнения удобнее выполнять поточным методом (например, различный бег, беговые несложные упражнения), другие – фронтальным методом, третьи – круговым.

Важной составной частью строевых упражнений являются способы перестроения группы. Они позволяют быстро и организованно делить группу на части, перемещать их в нужное место спортзала для выполнения тренировочных заданий.

Методику применения многих строевых упражнений студенты подробно осваивают на учебном предмете «гимнастика» в соответствии с планом обучения ВУЗа, однако их применение в спортивных играх имеет некоторые особенности. Их надо использовать в процессе тренировочной работы с волейболистами, но не забывать и о специфике занятий ведь волейбол – это, прежде всего, игровой вид спорта. Как правило, игровикам мало подходит выполнение упражнений под счет даже в разминке, хотя в некоторых случаях это оправданно. Упражнения «на технику» вообще нужно выполнять разновременно, чтобы тренер по возможности мог контролировать основные (рабочие) движения каждого игрока. Вместо команд: «Марш!» или «Внимание, начали!» лучше использовать: «Вразнобой  начинаем!»

Во избежание очередей в ожидании своего выхода многие упражнения лучше выполнять фронтальным методом, т.е. в шеренгах, а не в колонне, когда 1–2 игрока упражняются, а остальные ожидают своей очереди. Для эстафет группу нужно делить на несколько команд, что увеличивает плотность занятия. Беговые и прыжковые упражнения игрокам полезно выполнять с перемещением вдоль зала в колонне по четыре с возвратом направо и налево в колоннах по одному к исходным позициям. Если нагрузка в упражнении высокая, игроки в процессе возвратного перемещения отдыхают, если низкая, можно предлагать более легкие упражнения в движении.

Упражнения в группе необходимо выстраивать так, чтобы в них одновременно могли участвовать все игроки без очередей (текущие смены игроков в упражнении помогают решить эту проблему), прерываясь только для разрешенного короткого отдыха.

Недопустимо одним игрокам давать упражнения у сетки, а других ставить за площадкой для выполнения передач или подач в стенку, чтобы не мешали «основным» и хоть чем-то были заняты. Так формируется чувство неполноценности и неуверенности у «запасных» игроков, что не способствует росту их спортивного мастерства и взрослению личности.

В беговых упражнениях, особенно в эстафетах, нельзя игрокам перемещаться до стены и обратно – возможны падения на стену и серьезные травмы. Надо использовать стойки или другие предметы, которые нужно оббегать по кругу. Можно также использовать линии разметки на полу.

Типичными построениями в занятиях волейболом являются упражнения в парах, в тройках и в четверках, размещенных поперек зала (иногда – вдоль), и в шеренгах. Такое размещение игроков позволяет работать более продуктивно, чем при поточном методе.

  1. Обеспечение продуктивного психологического климата на уроке. Творческое отношение к делу, новые упражнения, мажорность, наличие юмора на уроке, сотрудничество с игроками, уважение их личности, обеспечение успеха формируют продуктивный психологический климат в процессе тренировочной работы. Помимо дидактических задач, параллельно решаются и воспитательные задачи – воспитывает сама атмосфера творческого труда, дух сотрудничества и взаимопомощи в команде, которую должен стремиться выстраивать каждый тренер.

Мастерство тренера должно обеспечивать проведение тренировок в таком режиме, чтобы каждый игрок чувствовал себя ценным для команды и для тренера, игроком основного состава, если не сегодня, то наверняка завтра.

Большое значение для эффективной тренировочной работы имеет соответствующая мотивация игроков. Знаменитый тренер сборной Дании Майк Тролле справедливо считает, что продуктивная мотивация создается правильным соотношением возможностей игрока и предъявляемых ему требований – это создает предпосылки для успеха. Заниженные требования не стимулируют процесс совершенствования. При завышенных требованиях игроку очень трудно добиться успеха, что делает его неуспешным и неуверенным в своих силах спортсменом.

  1. Выбор места. Тренер во время тренировки должен занимать такое место в спортивном зале, которое позволяло бы постоянно держать в поле зрения всех занимающихся. Спиной даже к одному игроку располагаться нельзя. Исключения могут составлять ситуации, когда тренер лично показывает игровой прием всем игрокам, или участвует в упражнении, где он вынужденно находится в середине группы. В последнем случае тренер для контроля может увеличивать поле обзора за счет поворотов головы. Такие правила дают возможность постоянно видеть всех занимающихся в спортзале, позволяют тренеру своевременно предостерегать юных игроков от травм и оказывать всем методическую помощь, контролируя процесс становления навыков. Эти правила не должны нарушаться и при необходимых перемещениях тренера по залу.

Оказывая методическую помощь одному или нескольким игрокам, тренер также должен располагаться лицом к группе, постоянно наблюдая при помощи периферического зрения за всеми занимающимися. Это повышает эффективность тренировочной работы и ограждает от возможных травм игроков.

  1. Подаваемые команды. Для хорошей организации группы во время проведения тренировочных занятий, особенно с новичками и юными игроками, тренеру необходимо знать и уметь грамотно пользоваться всеми командами при перестроениях. Знать и уметь подавать строевые команды под левую ногу, громко, четко, с ударением на последний слог и некоторой паузой перед ним. Большинство команд и способов перестроений осваивают на учебном предмете «Гимнастика». В работе с взрослеющими игроками перестроения проводятся в более свободном режиме, без счета.

После команды «Стоп!» или свистка, останавливающего упражнение, тренеру уже нужно занимать такое положение в зале, чтобы его все видели. Во время небольшой паузы необходимо дождаться приемлемой тишины для того, чтобы то, что говорит тренер, могли услышать все игроки. Если звук голоса тренера в зале резонирует и потому плохо слышится, он может жестом или командой подзывать игроков ближе к себе на время методических указаний.

После объяснений начинать большинство упражнений игрокам лучше вразнобой, т.е. не одновременно. Команда: «Вразнобой начинаем» без акцента на последнем слоге. Так тренер сможет увидеть бóльшее количество выполненных повторов изучаемого приема разными волейболистами и оказать им большую помощь.

  1. Демонстрация игровых приемов как реализация важного принципа наглядности. Большую методическую помощь новичкам оказывает периодический показ тренера или лучших, но разных исполнителей из числа игроков с текущими комментариями тренера. Такой способ ведения тренировочных занятий дисциплинирует и повышает интерес к обучению. В дополнение современная видеотехника, позволяющая оперативно фиксировать и показывать способы выполнения любого игрока, поможет закреплять эффективные механизмы движений и действий, и своевременно исправлять возможные ошибки, уменьшать их количество.
  2. Значительно ускоряют процесс обучения разнообразные приемы активизации интереса и внимания новичков. Интерес к занятиям повышается, когда обеспечивается успех в обучении, когда есть элементы игры и состязательности. Дети всегда внимательны, если им интересно, если есть стремление научиться, если присутствуют элементы новизны, наглядности и если они ощущают реальное продвижение вперед.

Речь тренера на тренировке должна быть короткой, емкой, содержательной и желательно убедительной и образной. Нельзя объяснять долго и нудно – это ведь не лекция, а практическое занятие. Основные фразы методических указаний лучше сформулировать до остановки упражнения. Не нужно забывать и о соответствующей эмоциональной окраске речи и жестах – эмоциональное воздействие слов чрезвычайно велико и часто имеет большее влияние, чем логика рационально выстроенных фраз.

  1. Общий порядок в группе должен обеспечиваться не за счет строгости и мер полицейского характера, а, прежде всего, за счет организованности и формирования интереса к занятиям, а также создания условий для успеха новичкам в результате осмысленной работы. За счет умения тренера «зажечь», увлечь каждого достижением цели повышения мастерства. Если на занятия дети ходят как на праздник – постоянный успех в обучении будет обеспечен.

Эффект подобных занятий существенно увеличивается, если эмоционально «окрашивать» нагрузочные упражнения элементами интереса, новизны, состязательности и игры. В рамках такого подхода игроки значительно легче переносят большие объемы работы и высокую интенсивность нагрузок.

  1. Хороший эффект в работе с детьми приносят частые переключения на другие задания и упражнения с возвратом к основной задаче в процессе одной тренировки. Простые и понятные логические объяснения упражнений и эмоциональное окрашивание речи, чему способствуют артистические способности тренера, его юмор, а также мажорный тон общения, в большой мере способствуют успешному обучению приемам игры в волейбол и росту спортивного мастерства игроков. Тренировочный эффект от такого способа проведения занятий будет значительно более высоким.
  2. Распределение нагрузки. Способность игроков концентрировать внимание снижается из-за усталости, поэтому сложным приемам надо учить в начале тренировки, не применяя «нагрузочных» упражнений. Надо также избегать эффекта снижения уровня эмоциональной «свежести» и способности к самоотдаче, часто наблюдаемого при выполнении тренировочной разминки в виде азартной продолжительной игры в футбол или других чрезмерно интенсивных и продолжительных упражнений. Тогда в основной части тренировки у игроков не хватает обычно физических и эмоциональных сил, а также концентрации внимания для выполнения упражнений с полной самоотдачей, тем в большей степени, чем длиннее и интенсивнее была разминка. Причем эта закономерность наблюдается и в командах мастеров.
  3. Инвентарь. Различный дополнительный инвентарь (помимо мячей) должен стать привычной необходимостью. Его должно быть столько, сколько необходимо для обеспечения разнообразных упражнений всех игроков команды. Использование разнообразного дополнительного оборудования помогает лучше организовать группу, повысить интерес к упражнениям за счет новизны и сложности, а также качество обучения.

Резюме

  1.   Для повышения эффективности процесса обучения важно использовать все общие дидактические принципы.
  2. В процессе обучения и совершенствования игровых приемов волейболистов целесообразно выделить шесть этапов, имеющих свои цели, задачи, средства и методы. Каждый этап имеет свою очередность начала и преимущественного значения, однако может продолжаться всю спортивную жизнь игрока; меняется только соотношение упражнений этапов по их «удельному весу».
  3. Чтобы безошибочно определять правильность выполнения упражнений, тренеру необходимо понимать механику движений и знать основные условия эффективного решения двигательных задач волейболистов при выполнении игровых приемов.
  4. При обучении техническим приемам игры главной задачей является формирование эффективных динамических механизмов двигательной структуры (а не имитации таковых), реализующих основные условия эффективного решения двигательных задач.
  5. Использование идей программированного обучения и правила «только правильного выполнения» повышает эффективность процесса обучения игровым приемам без ошибок.
  6. Для контроля и повышения эффективности процесса обучения двигательным навыкам игры в волейбол полезно использовать «опорные модели» технических приемов. Они позволяют сформировать и закрепить в памяти обучающихся образы и вербальные формулы основных требований к структуре движений.
  7. Реализация методических правил проведения тренировочных занятий обеспечивает эффективное решение задач урока.

 

подготовка игроковначальное обучение