Управление командой

подготовка игроковпсихологическая подготовка

Психологические аспекты управления командой

Эффективность управления командой в определяющей степени зависит от уровня мастерства тренера, его способности учитывать психологические особенности личности игроков и структур коллектива. Та или иная реакция воспитанников на управляющие воздействия тренера определяется в первую очередь психологическими особенностями игроков: их темпераментом, характером, личностными ценностями, доминирующими установками, социальными ролями и проч.

Можно с известным допущением сказать, что педагогическое мастерство тренера основывается на использовании именно психологических законов поведения игроков и особенностей социально-психологической структуры команды для успешного решения учебно-тренировочных и воспитательных задач.

Психологи выделяют несколько основных стилей управления, однако мы рассмотрим только авторитарный и демократический, поскольку они чаще всего используются тренерами. Оба стиля управления, как и большинство явлений, имеют как положительные, так и отрицательные стороны.

Авторитарный, доминаторный стиль управления составляет основу «административно-командной» педагогики принуждения. При таком стиле управляющие воздействия имеют жесткий характер; часть их выстроена в систему различных наказаний.

Негативных последствий авторитарного стиля управления много. Достаточно привести слова замечательного философа и психолога Э. Фромма: «…в гетерономном вмешательстве в процесс развития ребенка, а позднее и взрослого человека, скрыты наиболее глубокие корни психической патологии и особенно деструктивности» [78, с. 262].

Однако отметим, что есть и положительные стороны, определяемые, правда, степенью абсолютизации стиля управляющих воздействий. Авторитарный стиль руководства снижает у игроков чувство личной ответственности, особенно когда тренер стремится регламентировать поведение игроков и управлять даже «мелочами» – конкретными действиями в конкретных ситуациях. Ведь жестко регламентировать и руководить – значит брать на себя ответственность за результат, постепенно делая безответственными игроков. При этом некоторые игроки в играх могут действовать какое-то время эффективнее обычного. Игроки при таком стиле управления обычно становятся более исполнительными, но менее инициативными и менее самостоятельными.

Как правило, в коллективах при авторитарном стиле управления какое-то время существует высокая дисциплина игроков. Она поддерживается репрессивными мерами, строгостью и жесткостью тренера. Однако такая ситуация в команде чревата конфликтами и «взрывами» в отношениях между игроками и тренером.

В некоторых ситуациях авторитарный стиль управления командой может приносить неплохие плоды. Например, в игре со слабым соперником, когда игроков трудно мотивировать, или в ситуациях, когда игроки растеряны и не знают что предпринять. Здесь также важно не «перегнуть палку». Характер последующих взаимодействий должен сгладить возможные выплески негативной энергии игроков, выровнять отношения и устранить возможные издержки.

Некоторые психологи считают оправданным и более эффективным в стрессовых ситуациях использовать жесткое руководство, реализуя роль лидера. При этом авторитарное поведение тренера может соответствовать действительным потребностям игроков, привыкшим подчиняться авторитетам и направлять возникающую агрессию не на тренера, а на борьбу с соперником.

Попутно стоит отметить, что у великих тренеров с выраженной авторитарной направленностью личности почти никогда не бывает выдающихся наследников по профессии из числа его помощников из тренерского штаба. Жесткий диктат главного тренера в совместной длительной работе способствует формированию исполнителей чужой воли, а не творцов, умеющих отвечать за свои решения. В лучшем случае получается бледная копия оригинала. Вообще, следует согласиться с утверждением: «Степень авторитарности культуры является мерилом ее дисфункциональности» [42, с. 22].

При демократическом, партнерском стиле управления дисциплина при взгляде со стороны может выглядеть не очень высокой. Но чаще это только кажущаяся проблема. На самом деле сознательная дисциплина может быть и выше «принудительной» — последняя существует обычно только в условиях контроля и системы репрессий.

Неизбежно растущая сознательность и самостоятельность игроков при демократическом стиле управления и соответствующей мотивации обеспечивает дисциплину и без принуждения. Воспитанники обычно проявляют нравственность поведения без контроля «сверху» в самых различных условиях. Демократический стиль управления способствует проявлению самостоятельности игроков, побуждает к инициативному и ответственному поведению, активизирует здоровые внутриколлективные силы команды.

Однако, жизненные и игровые ситуации столь различны, что в плане не общего, а оперативного управления допустим комбинированный стиль – он приносит неплохие результаты. Но предпочтение одному или другому стилю управления следует отдавать соответственно складывающейся ситуации.

В ситуациях, близких к экстремальным, или «боевым», оправданным может быть эпизодическое использование авторитарного жесткого стиля управления. В обычных повседневных и учебно-тренировочных условиях безоговорочное предпочтение следует отдавать демократическому управлению. Это «метод Чапаева».

Но, как бы ни комбинировали стили руководства, всегда важно соблюдать принцип воспитывающего управления. Любые управляющие воздействия воспитывают, учат игроков чему-нибудь, вольно или невольно. Тренеру это обстоятельство надо учитывать, принимая во внимание не только необходимость решения ближайших или сиюминутных задач, но и неизбежные последствия управляющих воздействий.

Эффективность управления командой зависит не только от стиля руководства, но и от того, насколько полно используются при этом особенности структуры личности игроков и структуры команды. Разные игроки на одни и те же воздействия реагируют по-разному, неодинаково ведут себя в похожих ситуациях.

Управление будет давать сбои, если со всеми игроками работать одинаково, не принимая во внимание различие их характеров, темпераментов и других свойств личности. Все игроки различны, как инструменты в оркестре. Там ведь никому не придет в голову играть на всех инструментах, включая скрипку и флейту, с помощью барабанной палочки от большого барабана…

Однако важно, чтобы различный подход, разность в применяемых управляющих воздействиях, воспринимались игроками как справедливые. Это можно обеспечить соответствующей инструментовкой. Надо напомнить игрокам, что и они относятся друг к другу по-разному; по-разному и взаимодействуют. Полезно игроков этому учить специально, обращая внимание на то, что эффективность их взаимодействий различна в разных условиях межличностного общения. Наиболее эффективным получается управление с опорой на сложившиеся неформальные структуры команды и учетом особенностей игроков. Наилучшие возможности для этого появляются в рамках демократического управления.

Умение использовать самостоятельные инициативы игроков и всего коллектива в рамках решения общей игровой задачи делает команду непобедимой, если оно проявляется в самый нужный момент. В умении тренера использовать подобные эффекты и будет заключаться мастерство управления командой.

С другой стороны, исходя из принципа воспитывающего управления, тренер сам должен оказывать целенаправленное влияние на формирование различных сторон личности игрока и структур команды в целом. От направленности и силы управляющих воздействий тренера будет зависеть, появится ли в команде достойный лидер, сформируются ли здоровые малые неформальные группы, совпадут ли они с формальными. Или, напротив, отношения игроков останутся незрелыми (например, как результат жесткого руководства со стороны тренера в большинстве ситуаций).

Эффективнейшими средствами таких управляющих воздействий становятся самые обычные человеческие проявления тренера: интерес к жизни игрока, доброжелательность, известная степень открытости, поиск общих интересов за пределами сферы волейбола и спорта вообще, и т.п.

Все это также играет важную роль в управлении психологическим состоянием игроков и психологическим климатом команды в различных ситуациях: в быту, во время тренировочных занятий, на соревнованиях.

Мажорный тон, доброжелательные отношения, спортивные успехи команды, интерес к делу, наличие условий для творческого поиска путей совершенствования игроков – все это важные составляющие продуктивного психологического климата команды, обеспечивающие успешность решения всех учебно-воспитательных задач тренировочного процесса и официальных соревнований.

Управление командой в соревнованиях. Результат конкретного матча в значительной мере определяется умением волейболистов готовиться к игре. Тренер оказывает огромное влияние на процесс подготовки, как в отношении выбора эффективной тактики и стратегии игры, так и в обеспечении состояния мобилизационной готовности команды к матчу.

Собственно, обеспечение победы для тренера начинается с процесса подготовки игроков (и себя) к матчу. Параллельно решаются задачи психологической и тактической подготовки на предматчевых тренировках. Длительность и форма процесса подготовки может быть различной – они определяются условиями предстоящей игры (прежде всего сроками).

На этапе непосредственной подготовки к конкретной игре уже не решаются задачи технической или основательной физической подготовки. Можно лишь воспользоваться законами восстановления энергетических ресурсов организма игроков и совместить фазу суперкомпенсации со временем официальной игры. Или, по меньшей мере, подвести команду к игре так, чтобы игроки не были уставшими. Это не означает, что не должно быть тренировок – большая пауза часто приводит к тому, что часть игроков «перегорает».

Деловая тренировка с тактической направленностью за день перед игрой или даже утром перед вечерней игрой способствует эмоциональной «разгрузке» и облегчает впоследствии боевой настрой игроков. Таким образом, задачи тактической и психологической подготовки решаются параллельно.

Большое умение требуется проявить игрокам по регулированию своего психологического состояния и обретению боевого духа перед матчем. Этому их должны научить тренер, психолог и собственный игровой опыт.

Здесь может иметь значение и стиль поведения игроков, и тема для обдумывания, и характер эмоциональных переживаний, и многое другое. Высокотревожных и легко возбудимых игроков надо отвлечь от волейбольных тем так, чтобы они оказались «погруженными» в другие дела или мероприятия, не связанных с соревнованиями. Флегматичных игроков, напротив, часто бывает необходимо мотивировать дополнительно.

Исходя из максимы: «Без хорошего волнения не бывает хорошего результата», каждый игрок с опытом приобретает умение подготовиться к игре, справиться с волнением или, наоборот «завестись», чтобы показать эффективную игру.

Т.о., можно сказать, что победа в матче обеспечивается не в день игры и не только в самóм игровом противоборстве. Успешность этого противостояния во многом обеспечивается всем процессом подготовки к игре.

Для успешной подготовки к матчу большое значение имеет предигровая установка, проводимая на коротком собрании команды перед матчем, или накануне. На собрании решаются обычно следующие задачи:

  1. Ставятся общие и конкретные задачи на очередную игру.
  2. Принимается или уточняется план игровых тактических действий команды и отдельных игроков, намечаются возможные замены.
  3. Обеспечивается соответствующая мотивация игроков, психологический настрой на борьбу, на победу.         

Ход поединка и результат в определенной мере зависит от то-го, насколько верно поставлены задачи на предстоящий матч. Они формируются с учетом турнирного положения и состояния игроков обеих команд. Различными должны быть задачи в играх с разными по силам командами. Правильно поставленная задача может обеспечить более эффективные действия и высокую самоотдачу игроков. Например, в игре с противником по классу заведомо более сильным можно поставить задачу выигрывать по 15 очков и считать это победой в партии.

Дифференцированной должна быть и мотивировка на игру. Часто снятие ответственности с тревожного игрока совсем, или в виде необходимости решения только узкой конкретной задачи обеспечивает успешность его игры в матче. С игроками, нуждающимися в дополнительной мотивировке, соответствующую беседу можно провести отдельно от команды, найдя подходящее время.

Часто особые трудности бывают в настрое на игры с заведомо более слабым соперником, связанные с «шапкозакидательским» настроением игроков. Здесь тренеру приходится проявлять особое мастерство, находчивость и порой нестандартные ходы, чтобы побудить игроков отнестись к слабому сопернику всерьез.

Важное значение для подготовки к игре и обеспечения боевого настроя на борьбу имеет предигровая разминка. В разминке перед матчем решаются не только задачи «чисто разминочные»: разогреться, привести мышцы в рабочее состояние, «освежить» технические навыки, но и задачи психологического настроя, обеспечения мобилизационной готовности к игре.

Другими словами, нужно приготовить и опробовать все свое оружие так, чтобы можно было начать игру без раскачки и провести весь матч с высоким уровнем самоотдачи и волевых проявлений.

Однако в разминке игрокам основного состава не следует допускать больших затрат эмоциональной энергии. Надо избегать мощных эмоциональных «выплесков», преждевременной максимальной самоотдачи при выполнении разминочных упражнений. Впоследствии именно эмоциональная усталость игроков может не позволить им действовать с полной отдачей в ответственные моменты игры. Игрокам запасного состава, принимающим лишь эпизодическое участие в матче, наоборот, бывает полезнее провести разминку с полной «выкладкой» и самоотдачей, чтобы обрести уверенность, так необходимую для выходов на замену в матче.

Тренеру нужно внимательно наблюдать за поведением игроков до разминки и во время выполнения разминочных упражнений. Это поможет оценить и в случае необходимости скорректировать степень мобилизационной готовности каждого игрока, его психологическое состояние и позволит проводить впоследствии более эффективные замены.

Первостепенное значение и возможности для реализации игрового потенциала имеют эффективное управление игровыми действиями и психологическим состоянием игроков во время матча. Снижение надежности игровых действий вызывается проблемами психологического состояния игроков и психологического климата команды до и в процессе игры.

В психологическом отношении важно хорошо начать партию и особенно матч. В зависимости от степени успешности действий игроки могут «поймать» свою игру, а могут и «забуксовать», не показывая ожидаемый уровень эффективности, а то и «сломаться» вовсе. Причем, в моменты начала игры не столько важна сама по себе успешность действий или счет в партии, сколько положительная самооценка игроками игровых приемов.

Положительную самооценку игроков подкрепляет соответствующая оценка тренером их действий, высказанная, или как-то продемонстрированная – в зависимости от ситуации. Это вселяет веру игроков в собственные силы и в то, что «сегодня тоже можно сыграть успешно». Помощь игрокам и поддержка со стороны тренера в этот момент иной раз может быть решающей и определит удачную игру команды на протяжении всего матча.

Искусство ведения игры тренером, обеспечивающее победы в матчах с соперниками равного класса или даже превосходящими по силам, – великое искусство. Одной из важнейших его составляющих является умение тренера не превращаться в болельщика, негативно комментирующего каждую ошибку игроков и «взрывающегося» в похвалах при удачных их действиях, а сохранять в любых условиях способность с «холодной» головой анализировать ход игры, искать и находить эффективные пути достижения победы. Надо помнить, что излишняя эмоциональность мешает рациональному анализу. От поведения тренера в игре многое зависит, поэтому ему также надо специально настраиваться на матч.

Задача тренера – не разрушать психологический настрой волейболистов на игру претензиями в форме возмущенного крика: «Что ты делаешь? Куда бьешь (пасуешь)?!», а создавать наилучшие условия для эффективного поведения, реализующего потенциал каждого игрока и всей команды. Важно заранее настроить себя на оперативный анализ причин ошибок, на быстрое нахождение возможностей их устранения и решительные действия по выправлению ситуации.

Решая по ходу игры тактические задачи, тренер должен иметь в виду и проблемы психологического плана, реализуя их параллельно, иной раз в первую очередь. Надо научиться видеть не только результативность действий игроков с точки зрения выигрыша очка, но и изменение их психологического состояния, оценить в связи с этим их игровые возможности в каждый текущий момент игры. Надо суметь почувствовать малейшее изменение психологического климата команды, прочесть логику развития психологической и игровой ситуаций, зарождающиеся внутригрупповые конфликты, предугадать и предотвратить возможные спады эффективности действий, которые обусловлены психологическими спадами, или изменением внутреннего состояния игроков. Ведь часто и тактические ошибки бывают вызваны психологическим «надломом» игроков.

Разумеется, конкретные рецепты правомерно давать только для конкретных игровых ситуаций. В общем же виде нужно, с одной стороны, в процессе подготовки вдохновить игроков на самоотверженную с полной отдачей игру, на бескомпромиссную спортивную борьбу. А, с другой стороны, надо сделать все возможное для сохранения боевого настроя игроков в течение всей игры. Именно боевой дух в значительной степени обеспечивает эффективность действий волейболистов во время матча. Подобные умения тренера можно признать важнейшим качеством тренера.

Тренер должен помогать игрокам проявлять волю в процессе игры, побуждать к самоотдаче и стойкости в матче. При этом воля тренера не должна подменять волю игроков. Она должна влиться в общий «поток» воли команды, прежде всего, в роли регулирующей и вдохновляющей силы, а не безоговорочного диктата.

В частности, собственная воля тренера должна проявиться в уверенности в своих силах и силах команды. В том, чтобы в критические моменты матча не «потерять голову» и не сорваться на крик, не стать злобным болельщиком, а сохранить способность к рациональному анализу, холодному расчету, ведущему к верным решениям, точным «ходам» в процессе ведения игры во всех перипетиях соперничества.

У тренера просто нет морального права требовать выдержки от игроков, не ошибаться, если сам он «срывается», злится или паникует – он будет только мешать команде. В доказательство можно привести примеры, когда волею обстоятельств (болезнь и пр.) жесткого крикуна-тренера случается заменить демократичным тренером, или даже неспециалистом. Команда преображается и, бывает, обыгрывает более сильного соперника.

Следующий инструмент влияния тренера на ход матча — замены и перерывы. Замены при нормальном течении игры обычно имеют плановый характер, но могут быть ситуации, когда неожиданная или вынужденная замена игроков может решить возникшую проблему. Они могут быть чисто тактическими, ставящими цель усилить игру команды или дать возможность отдохнуть, прийти в себя уставшему игроку. Например — выход для подачи со скамейки запасных сильно подающего игрока, или замена низкорослого связующего на передней линии высокорослым блокирующим при своей подаче.

В других случаях замены могут проводиться с целью «сбить» наступательный порыв команды соперника, или предотвратить «спад» в игре своих игроков. Игрок, выходящий на замену, действует обычно успешнее, если ему поставлена узкая конкретная задача – так снижается тревожность и повышается уверенность.

Обычно эту же задачу решают перерывы, которые тренер может брать во время игры. Огромное значение они могут иметь в концовках партий, но используются и для предотвращения спада в игре в середине партии, а иногда и в начале. Здесь важна не только своевременность перерыва, но и то, что и как скажет тренер игрокам в перерыве. Ситуация получается продуктивной, если тренер говорит игрокам, как надо делать, а не то, как не надо, тем более не сводить весь инструктаж к вопросу: «Что ты делаешь?»

Перевод внимания игроков команды на частности, деловое обсуждение важных мелочей всегда имеет подтекст: «Все идет нормально, я доволен». Это не расхолаживает игроков и помогает им сохранить игровой тонус такой завуалированной похвалой.

Особое мастерство требуется проявить тренеру при управлении нестабильными, часто высокотревожными игроками. Как правило, эти волейболисты обладают подвижной, но недостаточно устойчивой нервной системой. Такие игроки обычно универсальны, многое умеют выполнять с высокой степенью совершенства, часто с хорошими данными и общей игрой, но в психологически напряженных ситуациях дают «сбои» в игре.

Чтобы обеспечить надежность игры высокотревожных игроков, можно использовать разнообразные средства.

– Надо снизить или снять с них бремя ответственности, но так, чтобы они поверили в это. Так они действуют эффективнее и надежнее.

– Помочь тревожным игрокам найти свой способ подготовки к официальным играм.

– По возможности снизить стрессогенные факторы, раскрепостить игроков, помочь им обрести психологический комфорт.

– На матч таким игрокам лучше ставить конкретные узкие задачи и внушать, что они вполне способны их реализовать.

– Оказывать словесную поддержку и избегать негативных оценок и претензий.

– Необходимо вселять в них уверенность в своих силах, в том числе за счет их личного успеха, тренировать способность действовать стабильно за счет собранности и развития силы воли.

Послеигровое собрание. Оно необходимо не всегда; его форма и вид определяется многими факторами. Иногда полезно собрание провести сразу, по «горячим следам», когда именно таким способом требуется вмешаться в решение психологических проблем.

Например, поддержать игроков после проигрыша, чтобы не допустить психологического спада или разгрома. Или «сбить» состояние эйфории после неожиданной победы над лидером. Долгое и бурное празднование победы требует больших эмоциональных затрат и энергии, которых обычно не хватает в следующей игре – игроки не успевают восстановиться и могут проиграть аутсайдерам.

Когда нет оснований тревожиться за психологическое состояние игроков собрание можно посвятить «тактическому» разбору состоявшейся игры и проблемам выполнения игрового плана. Его можно провести и сразу после игры, и вечером в гостинице, и перед очередной тренировкой – надо рационально использовать условия проведения соревнований.

Если тренер после игры находится в таком состоянии, что способен говорить одни только колкости, критиковать и кричать на воспитанников, собрание лучше не проводить – положение только усугубляется, ведь игрокам после проигрыша и так тяжело, да и надо готовиться к завтрашней игре. В этих условиях отдых и расслабление, снятие психологического груза ответственности за проигрыш можно рассматривать как лучший способ подготовки к очередной игре. Как в случаях проведения «психологических» собраний, так и в случаях тактических разборок, важнейшей задачей тренера является укрепление «духа» игроков, повышение веры в свои силы, в возможность прогрессировать и побеждать.

Без удовлетворительного решения вышеозначенных сугубо психологических задач победу в матче не обеспечат ни физическая, ни тактическая, ни техническая подготовка игроков. Как только соперничество игроков переводится в сферу противоборства характеров, побеждают более сильные духом.

Резюме

  1. Педагогическое мастерство тренера определяется его умением учитывать и использовать психологические особенности личности игроков и структуры команды в решении учебно-воспитательных задач тренировочного процесса.
  2. Авторитарный стиль управления, снижает чувство ответственности игроков, увеличивает эффективность действий высоко-тревожных игроков, повышает дисциплину, но делает их менее самостоятельными и обусловливает будущие конфликты.
  3. Демократический стиль управления формирует нравственный стержень личности воспитанников, способствует повышению активности, игроков, сознательной дисциплины.
  4. Приемлем и комбинированный стиль управления, но адекватно складывающейся ситуации, с последующими профилактическими мерами по урегулированию отношений и предотвращения межличностных конфликтов.
  5. При руководстве командой необходимо реализовать принцип воспитывающего управления.
  6. Искусство управления командой во время соревнований выражается в умении настроить и подготовить игроков к матчу, а также обеспечить реализацию потенциала каждого игрока в процессе игры, в особенности их волевых проявлений.
  7. Важнейшей составляющей искусства ведения игры является умение тренера анализировать ход матча, оперативно находить пути повышения эффективности действий игроков. Тренеру нельзя, уподобляясь болельщику, бранить игроков за неудачные действия, а за успешные – восторженно хвалить.
  8. Сила волевого влияния тренера на игроков должна быть силой вдохновляющей и регулирующей, а не принуждающей и основной, чтобы не попадать в ситуации, когда в матче борется только тренер.
  9. Для повышения эффективности действий высокотревожных игроков надо облегчить или вовсе снять с них груз ответственности и поддерживать их в процессе игры.

 

подготовка игроковпсихологическая подготовка