подготовка игроков — управление подготовкой
Планирование и контроль процесса подготовки волейболистов
Планирование осуществляется через разработку моделей «потребного будущего» биомашин игроков и состояния всей команды. А также программ пошагового формирования все более совершенных биомашин опорно-двигательного аппарата игроков, соответствующих разработанным моделям.
Таким образом, тренировочные планы определяют содержание, средства, методы и направленность тренировочной работы, а также соотношение во времени всех сторон подготовки игроков и команды. А всесторонний контроль позволяет более объективно оценивать ход реализации планов тренировочного процесса и вносить при необходимости соответствующие коррективы.
Грамотное планирование и объективный контроль позволяют более продуктивно использовать тренировочное время, не упускать из виду важные моменты и стороны подготовки, систематизировать и упорядочивать тренировочную деятельность, тем самым, избегать спонтанности, стихийности и закономерных перекосов в работе. Хорошо продуманный план подготовки может существенно увеличить продуктивность деятельности тренера и его воспитанников. Эффективность работы повышается за счет организованности, осмысленности действий, конкретизации задач на каждый цикл, этап, урок, рационального подбора средств и методов тренировки.
Планирование тренировочной деятельности способствует реализации ряда общих педагогических принципов – обеспечивает более сознательное отношение игроков к тренировочному процессу, повышает их мотивацию. Так, тренер национальной сборной Дании М. Тролле отмечал, что «мотивация игроков на тренировке прямо пропорциональна плану, по которому она проводится».
В существующей практике планирования содержательно можно выделить два различных подхода. Особенность первого способа планирования заключается в опоре на временные (почасовые) ориентиры прохождения заданного учебного материала. Такой регламентированный вид планирования широко применяется в различного рода образовательных заведениях. Там ставится задача освоения материала учебных программ, утвержденных в вышестоящих инстанциях, за отведенное учебным планом количество часов. Учебные материалы распределяются по времени проведения занятий, предусмотренному расписанием и учебным планом образовательного учреждения.
Преимущество подобного почасового подхода в планировании заключается в гарантированном прохождении всех разделов и тем учебной программы в заданные сроки. Успех обучения во многом определяется профессиональным мастерством тренера-преподавателя и способностями его учеников.
Недостатки временнóго (почасового) планирования можно усмотреть в жесткой регламентации учебной программой тематики проводимых уроков. Поскольку способности у занимающихся разные, заранее невозможно предугадать сроки усвоения материала с необходимой надежностью. Одни ученики быстро формируют двигательные навыки и осваивают теоретический материал, но и, как правило, быстро утрачивают приобретенное. Другие наоборот, учатся медленно, но основательно. Первым скоро становится скучно повторять однообразные упражнения, вторые же чувствуют себя неудачниками в предлагаемом, обычно среднем темпе обучения. В результате технико-тактические навыки у игроков формируются некрепкие и, как правило, с ошибками.
В силу того, что исторически планирование в учебных заведениях складывалось изначально как повремéнное, его, видимо, механически перенесли и на учебно-тренировочный процесс подготовки спортсменов вместе с присущими ему преимуществами и недостатками. Тогда как главной задачей в спорте является не прохождение материалов учебных программ по утвержденным планам в жесткие сроки, а достижение высшего спортивного мастерства.
В системе детских спортшкол проблема несоответствия плана текущим задачам тренировочного процесса стоит наиболее остро. В течение учебного сезона часто реализация повремéнно запланированного материала входит в противоречие с решением возникающих проблем обучения и совершенствования мастерства игроков. В течение сезона неизбежно возникают взлеты и спады в игре команд, обнаруживаются слабые и сильные места в подготовке и состоянии игроков, в том числе из-за травм. А игроки творческого тренера часто могут существенно опережать выполнение плана. Гибкости для решения неизбежно возникающих проблем в рамках повремéнного планирования явно не хватает. Тренеру приходится часть плана корректировать и изменять. Это вызывает нарекания проверяющих, опирающихся на формальную сторону выполнения плана – на соответствие темы проводимого урока плановой, утвержденной до года назад. Когда формальная сторона дела доминирует, неизбежно страдает сущностная, продуктивность деятельности снижается.
В рамках второго подхода планирование осуществляется исходя из закономерностей формирования технико-тактических навыков и развития спортивной формы игроков. Тренер в этом случае опирается на суть происходящих процессов: механизмов становления навыков и фаз обретения и утраты спортивной формы. Такой условно сущностный или дидактический подход, положенный в основу планирования, помимо прочего, дает свободу для маневра тренеру, что позволяет полнее реализовать многие дидактические принципы обучения и решать текущие задачи подготовки.
Наиболее продуктивно подобное дидактическое планирование реализуется в рамках программированного пошагового обучения навыкам. Пошаговое освоение материалов программы осуществляется с ориентацией на текущую стадию формирования навыков вплоть до необходимого уровня их закрепления. Временнóй фактор здесь не имеет решающего значения.
Методика программированного обучения предполагает пошаговое продвижение в деле формирования технико-тактических навыков с возможностью возврата к предыдущим «шагам», если возникают проблемы с освоением последующих. Возврат к предыдущим «шагам» обучения позволяет исправлять ошибки и недочеты, быстро формирует более совершенную структуру движений, подготавливает игроков к решению последующих задач обучения. Время обучения строго не регламентируется, но обучение проходит быстрее и качественнее.
Планирование основных компонентов нагрузки осуществляется в соответствии с реакцией организма и закономерностями становления спортивной формы игроков, а не с почасовым выполнением плана прохождения материала.
Важным позитивным моментом дидактического планирования является бóльшая свобода оперативного планирования: выбор тем очередных уроков, акцентов нагрузок, тренировочных методов и средств. Конкретные и более общие задачи спортивной подготовки накладываются друг на друга, т. е. решаются параллельно. Нежесткие временные рамки дают возможность тренеру в своей работе отталкиваться от закономерностей формирования навыков и фаз развития спортивной формы игроков, а не от заданных повремéнным планом тем проведения занятий.
Такой вид планирования предоставляет ищущему тренеру наибольшие возможности для проявления творческих способностей и повышения продуктивности его работы. В результате навыки выполнения игровых приемов формируются быстрее и с гораздо меньшим количеством ошибок и недочетов; скорее растет мастерство игроков, улучшается игра всей команды.
Недостаток дидактического планирования можно усмотреть в возможности упустить из виду некоторые составляющие спортивного мастерства при акценте на решение возникающих текущих проблем. Может выручить планирование с широкими временными рамками освоения материала, решения тренировочных задач.
В зависимости от условий и решаемых задач планирование проводится с разными акцентами. В государственных образовательных заведениях упор делается на повременное обучение навыкам выполнения игровых приемов волейбола и самой игры в соответствии с учебной программой конкретного учебного заведения. Там основой планирования являются учебные программы. Они разрабатываются конкретным образовательным учреждением в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта и процедурно утверждаются в соответствующих инстанциях, становясь при этом официальным документом. По отношению к тренерам и преподавателям они существуют как данность, по ним тренеры и преподаватели обязаны работать, необходимо только составить план прохождения материалов программы в соответствии с расписанием занятий.
Таким образом, наилучший результат в образовательных учреждениях, очевидно, может быть получен при разумном сочетании обоих видов планирования. При этом временные рамки освоения материала не должны быть жесткими.
При планировании работы на уровне команд КФК и особенно высшей квалификации программы и планы обучения в принципе не могут быть стандартными, однотипными. Поэтому программные материалы тренер разрабатывает сам и включает в содержательную часть плана подготовки игроков. Свободное планирование осуществляется исходя из текущего состояния мастерства игроков, всей команды и задач сезона. Основное внимание уделяется спортивной тренировке технико-тактических игровых навыков, повышению физической подготовленности игроков и совершенствованию морально-волевых качеств их личности. Планируется повышение всех сторон подготовки; их соотношение в тренировочном процессе меняется в течение сезона и оперативно корректируется в зависимости от возникающих проблем. Планируется также игровая и соревновательная деятельность.
В ДЮСШ было бы полезно использовать планирование смешанного типа, содержащее основные элементы обоих вышеупомянутых подходов. Программная часть повременного планирования имеет свои особенности. Отличительной чертой программ ДЮСШ является наличие раздела обучения технико-тактическим приемам «с нуля». Сейчас в спортивных школах (центрах спортивной подготовки молодых игроков) при командах мастеров тренерам разрешено создавать свои программы обучения и после акта официальной защиты и соответствующего утверждения работать по ним.
Планирование в спортивных играх имеет свои особенности. Поскольку в волейбол играют команды, состоящие из игроков, тренировочные планы составляют двух видов: командные и индивидуальные. Оба вида планирования, в свою очередь, подразделяются на оперативное (структурные единицы плана: урок, микроцикл, этап), текущее (период, год) и перспективное (4 года или весь срок обучения). В такой же градации осуществляется контроль за ходом реализации планов подготовки (см. рис. 64).
В рамках спортивной тренировки при стремлении к высшим достижениям планирование ресурсного обеспечения двигательной деятельности осуществляется на основе оперативной, отдаленной и кумулятивной реакций организма на тренировочные воздействия и закономерностей изменения состояний организма игроков.
Микроциклы выстраиваются с учетом непосредственной реакции организма на физическую нагрузку. Закон изменения состояния организма при физических нагрузках на качественном уровне описал еще Фольборт в 1949 г. [34]. Это так называемая «малая волна», обусловленная текущими процессами утомления и восстановления. Используется способность организма к суперкомпенсации в процессе восстановления после нагрузок.
Средние и большие волны, отражающие состояние функциональных систем организма, ресурсы энергообеспечения его деятельности, определяются закономерностями долговременной адаптации, эффектами «запаздывания» хода аккумулятивных приспособительных изменений к тренировочным нагрузкам в течение этапа, периода и макроцикла. Соответственно, принято различать малые, средние и большие тренировочные циклы. Обычно малые циклы соответствуют неделе (микроциклы), средние – месяцу (мезоциклы), а большие – году (макроцикл) или четырем (олимпийский цикл). Годичный макроцикл имеет в своем составе три периода: подготовительный, соревновательный и переходный. Они, в свою очередь, состоят из 2–3-х этапов подготовки. Этапы могут включать по 2–3 тренировочных мезоцикла.
Годичное текущее планирование выстраивается на основе закономерности становления, удержания и врéменной утраты спортивной формы игроков. Учитывается и календарь соревнований; пик спортивной формы игроков команды стараются совместить с самыми ответственными соревнованиями. Этому подчинены все иерархично выстроенные виды планов. В последнее время в планировании тренировочного процесса для игроков лучших команд мира периодизация носит все более условный характер в связи с удлинением соревновательного периода уже почти до года, что закономерно приводит к неожиданным спадам в игре.
Перспективное (стратегическое) планирование связано с идеей набора спортивной формы игроков с каждым годичным циклом на все более высоком уровне. Для подготовки игроков к Олимпийским играм используется четырехлетний цикл подготовки. Он рассматривается как законченная структурная единица тренировочного процесса. Особенностью перспективного планирования является более общий характер всех положений; конкретным обычно бывает лишь раздел предполагаемых спортивных результатов участия команды в основных соревнованиях соответствующего цикла.
Для возрастных игроков ставится задача удержания уровня ежегодного набора спортивной формы и эффективности действий, в том числе, за счет опыта, реализующего принцип целесообразности действий.
Примерная форма и содержание планирования учебно-тренировочного процесса команд-разрядниц и команд высшей квалификации
Командное перспективное планирование. Обычно перспективный план работы с командами, ориентированными на высшие спортивные достижения, имеет следующие разделы и содержание.
Пояснительная записка. В ней излагается самый общий взгляд на перспективный план, на состояние команды, ее перспективы, условия функционирования и общие планы развития. Указываются особенности команды и тренировочного процесса, а также обоснование составленных планов.
- Цели и задачи подготовки. Формируются общие цели и задачи подготовки команды в перспективе и по годам. Планируются спортивные результаты участия команды в официальных соревнованиях в течение каждого очередного сезона. Можно планировать также подготовку разрядников, КМС и мастеров спорта. Это важно для руководства КФК и других инстанций.
- Характеристика команды и игроков. Дается общая характеристика команды и игроков, их сравнение с основными соперниками. Отмечаются сильные стороны команды и слабые позиции, без усиления которых поставленные задачи выполнить будет затруднительно. Оцениваются перспективы развития игры команды и роста спортивного мастерства игроков.
- Финансирование. Указываются источники финансирования, в профессиональных командах составляется бюджет для обеспечения ее деятельности и поддержки резерва. Формируется фонд для приобретения новых игроков на вакантные или слабые позиции команды. Указывается материальная база обеспечения тренировочного процесса, перспективы ее развития.
- Перспективная модель команды – модель «потребного будущего». В этом разделе составляется идеальная модель будущего состояния команды с указанием различных качественных и количественных параметров по годам тренировочной работы, которая может обеспечить достижение запланированных результатов. Намечается возможный состав волейболистов на каждую игровую функцию (в том числе приобретение игроков), определяется необходимый уровень их подготовленности для решения поставленных задач.
Выстраивается модель команды, содержащая конкретные показатели по всем видам подготовки на каждый год перспективного планирования, по возможности в количественном выражении (в сантиметрах, в секундах, килограммах, в процентах или в коэффициентах успешных или неуспешных игровых действий).
Физическая подготовка
Планируется объем и интенсивность тренировочных нагрузок по годам подготовки в виде графика или таблицы в цифровом выражении. Намечаются результаты информативных испытаний по годам.
Техническая подготовка
На основе анализа состояния команды, проведенного в разделе «Характеристика команды» этого плана намечаются пути устранения недостатков и совершенствования технического мастерства для всей команды и, в случае необходимости, для групп игроков по игровым функциям. Ставятся задачи как по обучению новым игровым навыкам, исправлению ошибок и совершенствованию техники игровых приемов, так и по повышению эффективности их применения в игре с точки зрения выигрыша очков.
Повышение эффективности действий волейболистов в игре можно планировать в количественном выражении, используя соответствующие коэффициенты или процентные показатели, особенно если существуют возможности их фиксировать. Однако абсолютизировать их недопустимо, поскольку эффективность определяется многими факторами помимо собственно техники.
В таблицу заносятся планируемые количественные показатели эффективности игры волейболистов в играх и соревнованиях. Такую же таблицу используют для фиксирования игровых показателей в различных соревнованиях для контроля над ходом подготовки игроков и оптимизации управления командой в текущих играх. По полученным данным можно вычислять соответствующие коэффициенты эффективности, или проценты — как относительные величины.
Позитивный коэффициент эффективности (КЭ) действий игроков (и команды) определяется отношением позитивных показателей, например, количество успешных действий в атаке к общему количеству выполненных атакующих действий в игре.
Для более глубокого и всестороннего анализа эффективности действий игроков необходимо учитывать и другие исходы. Негативный коэффициент игрока или команды (коэффициент неуспешности – КН) определяется отношением количества ошибок к общему количеству этого вида игровых приемов отдельного волейболиста или всей команды.
Универсальный (или суммарный) игровой коэффициент игрока и команды можно вычислить через отношение разности их успешных действий и ошибок к общему количеству попыток применения игровых приемов.
К сожалению и эти коэффициенты в совокупности не отражают в полной мере ценность игровой деятельности волейболистов в матче, поскольку они не учитывают важность выигранных или проигранных очков. Чтобы устранить этот недостаток, тренеру можно разработать шкалу ценности разыгрываемых мячей, определяемую сложностью и важностью игровых ситуаций. Самую высокую ценность могут иметь очки, добытые в концовках партии и игры, а также в переломные и психологически напряженные моменты матча. Каждое выигранное очко умножается на соответствующий коэффициент ценности (КЦ). Сумма однонаправленных (или положительных, или отрицательных) исходов используется для определения эффективности тех или иных действий игроков.
Оценивается также тактическая сторона действий игроков в соревнованиях, выполнение тактической установки на матч. Показатели эффективности применяемой тактики ведения борьбы фиксируются методами педагогического наблюдения и экспертной оценки тренерского штаба и часто самих игроков (при разборах игр с просмотром видеозаписи).
Тактическая подготовка
В количественном отношении тактику игры команды или игроков оценить довольно затруднительно, если вообще возможно. Поэтому задачи формулируются вербально по видам тактических взаимодействий в зависимости от принятой тренером модели, например:
Индивидуальная тактика
– Научиться предугадывать действия соперника, чтобы получать некоторую фору в противодействии.
– Научиться целесообразно (т. е. тактически грамотно) использовать весь имеющийся технический арсенал игрока.
Групповая тактика.
– Совершенствовать взаимодействия внутри групп игроков в рамках командной тактики. В частности взаимодействия:
– блокирующий – блокирующий;
– связующий – нападающий;
– принимающие – связующий;
– блокирующие – защитники;
– защитники – связующий;
– блокирующие – страхующие;
– нападающие между собой.
Командная тактика
– Разучить несколько вариантов командной тактики игры в защите.
– Научиться менять тактический рисунок игры (системы обороны) в процессе одного матча и даже в партии.
– Научиться быстрому нападению при недоводках мяча связующему игроку после приема подачи и атакующих ударов.
Интегральная подготовка
В этом разделе ставятся задачи по интеграции всех видов подготовки до такого уровня, чтобы их взаимное влияние повышало игровые возможности каждого волейболиста и всей команды в целом. Определяются акценты в работе по интеграции различных составляющих мастерства волейболистов. Предварительно планируются временны’е параметры (когда и сколько отводится времени на тренировочную работу по интеграции всех сторон подготовки игроков.)
Соревновательная подготовка
В этом разделе планируется количество соревнований, их сроки и соподчиненность, соревновательная нагрузка. Ставятся задачи соревновательной подготовки на каждый сезон, планируются места команды в ответственных соревнованиях.
Психологическая и морально-волевая и подготовка
Возможные задачи морально-волевой и психологической подготовки могут быть следующими.
– Составить и регулярно уточнять психологический портрет личности игроков и психологический климат команды по разным методикам. Выявить сильные и слабые стороны каждого игрока и всей команды в целом.
– Определить стратегию преодоления слабых сторон личности игроков и социально-психологической структуры команды.
– Научить игроков основным приемам саморегуляции состояния в процессе подготовки к соревнованиям и в течение всего матча.
– Совершенствовать морально-волевые качества игроков и их проявление в ответственные моменты игр.
– Находить пути снижения ошибок и повышения эффективности игры за счет психологических компонентов личности каждого игрока.
– Развивать полезные для игроков качества личности: самоотдача, трудолюбие, самоконтроль, чувство коллективизма, взаимопомощи.
– Формировать здоровые неформальные структуры (лидерства, малых групп, совместимости) и использовать их для совершенствования процесса подготовки команды к соревнованиям.
Теоретическая подготовка
В рамках этого вида подготовки ставятся соответствующие задачи и намечаются сроки их реализации. Очерчивается круг теоретических знаний, необходимых игрокам по всему списку разделов теоретической подготовки. Планируется время теоретических занятий, их характер, по возможности средства и методы. Распределяется тематика занятий.
- Подготовка резерва. Намечаются мероприятия по улучшению работы по подготовке резерва. Например, укрепление связей взрослой команды с ДЮСШ, оказание помощи (методической и другой) детским тренерам и наиболее талантливым юным игрокам. Привлечение перспективных игроков из других регионов, создание интернатов, группы подготовки в команде мастеров и проч.
Командное текущее планирование
Этот вид планирования отражает годичный цикл спортивной подготовки и участия в соревнованиях. Многие официальные соревнования (кроме ОИ, спартакиад и универсиад) проводятся ежегодно, либо чередуются. Подготовка к ним и участие с последующим отдыхом совпадает с циклами биологической активности человека.
Годовое планирование осуществляется на основе перспективного плана. Годичные планы подготовки по структуре разделов во многом повторяют перспективные планы. Добавляется раздел, в котором анализируется ход тренировочного процесса за прошедший год с его достижениями и недостатками, удачами и промахами. В каждом разделе более глубоко и подробно раскрываются задачи методы и средства подготовки, корректируются в случае необходимости, намечаются новые более продуктивные пути совершенствования мастерства игроков.
Более подробный план составляется на тренировочный период, на основе годичного и конкретизирует его. Тренировочные периоды могут по времени охватывать от одного месяца до трех-четырех. Обычно в сезоне выделяют подготовительный, соревновательный и переходный периоды. При двухпиковом наборе спортивной формы их пять: подготовительный – соревновательный – подготовительный – соревновательный – переходный. Каждый из периодов делится на ряд этапов подготовки (1–3), состоящих из микроциклов (от 4 до 10 дней).
Такое деление тренировочного процесса опирается на соответствующие закономерности становления мастерства: обучения навыкам и реакции организма на нагрузку. Формулируются решаемые задачи обучения и совершенствования технико-тактических навыков, объем и интенсивность нагрузок, а также воспитательные задачи, куда включается и морально-волевая подготовка на каждый вид планирования.
Оперативное или рабочее планирование. Обычно в него включают планы этапов подготовки, микроциклов и уроков. Поурочное планирование реализуется в двух формах – описательно-текстовой (написание конспектов занятий) и графической. План отдельного тренировочного занятия является самым подробным документом, конкретизирующим цели, задачи, методы и средства подготовки, содержащихся в микроцикле и в других более крупных единицах планирования спортивной деятельности.
Для решения конкретных задач урока в план-конспект вносятся специально подобранные соответствующие упражнения, определяется методика их проведения (методические указания). А также режим работы и отдыха, интенсивность нагрузки, ее объем и пр.
Графическая форма поурочного планирования может быть различной. Она больше подходит опытным тренерам. В ней обычно указываются дата проведения тренировки, ее продолжительность, задачи на урок, объем и интенсивность нагрузки. Целесообразное сочетание обеих форм поурочного планирования может приносить наилучшие результаты.
Составление плана-конспекта на каждый урок имеет большое значение для начинающих и молодых тренеров. Этого требуют и должностные инструкции в учебных заведениях и в ДЮСШ. Поурочное планирование существенно повышает продуктивность тренировочной работы, обеспечивает более высокие результаты за счет продуманности, организованности, целесообразного подбора интересных и эффективных упражнений.
Такая форма планирования, м.б. в более коротком варианте полезна и более опытным тренерам. Игроки очень тонко чувствуют готовится тренер к уроку или нет. При большом количестве занятий их монотонность и одинаковость негативно действует на продуктивность тренировочной работы игроков. Чтобы такого не происходило, в процессе занятий необходимы элементы новизны: новые интересные упражнения, их варианты, новая методика их применения – для этого надо готовиться к уроку.
Индивидуальное планирование
В любой команде нет абсолютно одинаковых игроков. Различны их социально-психологические портреты, различны игровые и неформальные функции, различен уровень подготовленности – физической, технической, игровой и проч.. Поэтому для повышения продуктивности процесса подготовки разноплановых игроков применяют индивидуальное планирование. Составляются перспективный и годовые планы, а в случае необходимости составляется план и на более короткие тренировочные периоды (в случае травмы или других исключительных обстоятельств).
Индивидуальные перспективные и годичные планы имеют, как правило, почти все такие же разделы, как командные. В каждом из них индивидуализируются и конкретизируются задачи для игрока в рамках командных задач.
Контроль и учет
Систематический всесторонний контроль и учет его результатов – очень важные компоненты процесса управления подготовкой игроков, осуществляющие обратную связь. Информация, поступающая по каналам обратной связи, отражает изменения важнейших характеристик состояния игроков, их игровых кондиций и вообще всех сторон мастерства во времени. Сопоставляя получаемые показатели с запланированными и управляющими воздействиями, тренер может более объективно оценивать эффективность проводимой тренировочной работы и своевременно вносить соответствующие коррективы в текущие планы подготовки волейболистов. Такая коррекция на основе обратной связи существенно повышает эффективность учебно-тренировочного процесса.
Контроль должен удовлетворять некоторым требованиям, чтобы быть продуктивным. Он должен быть систематичным и обеспечивать получение объективной информации о состоянии игроков и команды в целом. Чем более объективную и всестороннюю систематически получает тренерский штаб команды, тем больше у него возможностей для глубокого анализа и последующих коррекций, тем более продуктивной становится учебно-тренировочный работа. Контроль, как минимум, должен охватывать следующие направления.
– Состояние волейболистов: функциональное, физическое, психологическое, социально-психологическое.
– Качество тренировочной деятельности.
– Эффективность соревновательной деятельности.
Контроль осуществляется в текущем режиме (оперативный контроль), после каждого этапа (поэтапный), и углубленный, проводимый в конце сезона. Контролируется динамика различных показателей всех видов подготовки игроков и состояние их здоровья, в том числе психологическое.
Для получения контрольной информации используются различные источники: материалы педагогических и врачебных наблюдений, результатов систематических тестовых испытаний и данных комплексной научной группы, куда обязательно должен входить психолог.
Контроль состояния игроков. Контролируется:
– функциональное состояние игроков;
– психологическое состояние игроков;
– состояние здоровья.
Для получения информации используются углубленные этапные и текущие медицинские и функциональные обследования игроков, психологические тесты, педагогические наблюдения и данные самоконтроля из дневников спортсменов.
О функциональном (физическом) состоянии объективно можно судить по результатам различных специальных тестов и функциональных проб, которые должны проводиться на регулярной основе.
Механизмы энергообеспечения определяются по ЧСС при выполнении нагрузки: до 150 уд/мин – аэробные, до 180 уд/мин – смешанные, свыше 180 уд/мин – анаэробные. Надо принимать во внимание и индивидуальные особенности организма спортсменов, в частности их реакцию на нагрузку.
Более глубокую информацию можно периодически получать при исследовании МПК, кислородного долга и других показателей в лабораторных условиях. Для чистоты получения динамики изменения функционального состояния игроков в процессе тренировок лучше использовать одни и те же тесты в одинаковых условиях.
Поскольку эффективность тренировочной и соревновательной деятельности игроков в значительной мере определяется уровнем их психологической составляющей, контролируются показатели их психологической подготовленности. В частности, умение обеспечивать состояние боевой готовности в процессе подготовки к матчам с различным соперником и поддерживать его на высоком уровне в течение всей игры. Контролируется психологическая устойчивость в самые напряженные моменты игры, уровень волевых проявлений, способность не ошибаться и другие важные с точки зрения тренера показатели.
Контролируются также социально-психологические характеристики игроков, особенно те, которые в соответствии с планом намечено изменить. В том числе уровень мотивации, психологической устойчивости, динамики внутрикомандных структур взаимоотношений.
Состояние здоровья игроков определяют врачи при текущем и этапном медицинском осмотре. Однако и опытный взгляд тренера может многое заметить в состоянии здоровья воспитанников, что очень важно для планирования их работы и отдыха.
Контроль тренировочной деятельности. Контролируются следующие показатели:
– соответствие объема и интенсивности выполненных нагрузок запланированному уровню;
– состояние техники игровых приемов и ход выполнения игроками этого раздела плана;
– динамику тактических умений и навыков и ее соответствие плану;
– уровень теоретической подготовленности. Для контроля можно проводить регулярные опросы в различной форме по пройденным темам.
Контроль соревновательной деятельности. Главными параметрами контроля являются результаты участия команды в соревнованиях и показатели эффективности действий игроков, которые в известных ситуациях бывают важнее высоких занятых мест. Способы регистрации, обработки данных и оценки эффективности действий игроков приведены в подразделе планирования.
Поскольку эффективность действий игроков в соревнованиях в значительной мере определяется уровнем психологической подготовки, фиксируются показатели их психологического состояния: умение настраиваться на игру, волевые проявления, психологическую устойчивость и надежность выполнения игровых приемов, умение не ошибаться в психологически напряженных ситуациях матча.
Отдельно оценивается также тактическая сторона – грамотность действий игроков, выполнение тактической установки на матч. Показатели эффективности тактических действий снимаются методами педагогических наблюдений и экспертной оценки. Активно используются видеозапись игр для объективности и более глубокого анализа.
Учет – важный компонент процесса управления процессом подготовки игроков, позволяющий увеличить его эффективность. Хорошо отлаженный учет всевозможных данных контроля помогает тренеру получать всестороннюю информацию о процессе подготовки игроков. Все виды учета данных всеохватывающего контроля позволяет вдумчивому тренеру оценивать ход реализации планов учебно-тренировочного процесса и своевременно вносить необходимые коррективы в текущую работу.
Различают следующие виды учета: текущий, этапный и итоговый.
Текущий учет всех данных контроля осуществляется в повседневном режиме. Фиксируется пройденный материал, посещаемость, получаемая нагрузка, самочувствие игроков, результаты игр и контрольных испытаний и прочее.
Этапный учет необходим для оценки эффективности тренировочной работы и реализации планов на этап или период подготовки.
Итоговый учет – учет итоговых результатов и данных различных испытаний за истекший год или четырехлетие. Сравнение получаемых данных с запланированными показателями дает возможность оценить качество учебно-тренировочной работы и наметить дальнейшие пути совершенствования на следующий тренировочный цикл.
Некоторые учетные документы, например журнал, является необходимым для финансовой отчетности соответствующей организации. Медицинские карты игроков также обязательные документы. Часто используются спортивные дневники.