Основы теории управления

подготовка игроковуправление подготовкой

Краткие основы теории управления и планирования процесса подготовки

Функция управления является важной составляющей многих областей деятельности человека. Управление любыми системами осуществляется наиболее эффективно, когда ясна их структура (устройство), механизмы функционирования и совершенствования. Если система несложная (особенно если она создана человеком), больших проблем в знании особенностей управления не возникает. Надо лишь изучить инструкцию по ее эксплуатации и, может быть, имеющиеся инженерные сведения об устройстве.

Если же управляемые системы сложные, а устройство их не вполне ясное – имеются знания в основном феноменологического уровня, – применяется кибернетическая модель управления. В ее основе лежит использование выявленных соотношений между входами (воздействиями) и выходами (реакцией) сложных систем, устройство которых пока неизвестно – «черный ящик». Возможности управления ограничены самим принципом «черного ящика» и даже самый богатый практический опыт управления, тоже основанный на феноменологии, имеет свои пределы продуктивности. В общем виде процесс управления заключается в переводе системы в состояние, соответствующее модели «потребного будущего».

Лучший способ – управление на основе установленных причинно-следственных зависимостях, дающих инженерные знания об устройстве биосистемы организма спортсменов и структур их межличностных отношений. Только на основе использования знаний инженерного уровня об организме спортсменов можно осуществлять самое эффективное планирование и управление процессом их подготовки. К этому нужно стремиться думающим тренерам и ученым.

Планирование и контроль – очень важные составляющие функции управления процессом спортивной подготовки игроков,  повышающие целесообразность и эффективность профессиональной деятельности тренеров и спортсменов. Планирование и контроль могут быть оперативными или стратегическими, в зависимости от достигаемых целей, близких или отдаленных.

Любые тренировочные планы выстраиваются по своим специфическим принципам, определяющим их продуктивность. Можно выделить следующие принципы планирования:

– Принцип целеориентированности, или программно-целевой принцип. Предполагает формирование целей и задач спортивной подготовки, в соответствии с которыми должны разрабатываться тренировочные программы с использованием моделей состояний игроков и планы их реализации.

– Принцип преемственности и перспективности. Любой план, может быть, кроме самого первого, не может составляться с нуля. Гораздо продуктивнее использовать уже реализованные, учитывая их плюсы и минусы, а также степень их выполнения, во многом определяющую уровень подготовленности игроков.

– Принцип прогностичности. Хороший перспективный план можно составить только на основе верного прогноза возможного развития мастерства вплоть до высших достижений, как отдельного игрока, так и всей команды. В то же время сам перспективный план в известной степени является стратегическим прогнозом, мотивирующим игроков к самосовершенствованию.

– Принцип реалистичности. Планирование должно начинаться с реальной оценки начального или текущего состояний игроков, их способностей и возможностей роста в будущем. Любой разрабатываемый план должен быть реалистичным, побуждающим к высоким достижениям, ответственной работе. Заниженные плановые показатели расхолаживают игроков, не стимулируют к напряженной тренировочной деятельности. Завышенный план также оказывает негативное влияние, приводя игроков к снижению самооценки, срывам, разочарованиям и депрессиям. Это не способствует росту спортивного мастерства волейболистов.

– Принцип конкретности. План должен быть по возможности максимально конкретным, что повышает его содержательность. Необходимо отметить, что конкретность планирования должна опираться на глубокое сущностное понимание динамики процессов всех сторон подготовки игроков, иначе легко впасть в ересь формализма. Наибольшей конкретностью должны отличаться краткосрочные планы – поурочные и микроциклов. При долгосрочном планировании чрезмерная конкретизация неэффективна. С течением времени многое в состоянии игроков и команды непредсказуемо меняется. Всего предусмотреть невозможно. Тогда излишняя конкретность планов делает ситуацию неадекватной. Ее можно исправить необходимыми текущими коррекциями планов подготовки. Отсюда следующий принцип.

– Принцип вариативности или гибкости. Чтобы иметь возможность вносить коррективы в тренировочный процесс, план не должен быть жестким, не допускающим изменений. Каким бы точным не был прогноз, как бы не старался тренер составить реалистичный и конкретный план, жизнь всегда вносит свои коррективы, на которые необходимо реагировать адекватно, оперативно решать неизбежно возникающие проблемы, чтобы не усугубить положение дел. Для этого план должен быть достаточно гибким, позволяющим вносить соответственно ситуации целесообразные изменения. Содержательная вариативность делает план работающим, повышает его продуктивность. Гибкость планов – необходимое условие их эффективности.

– Принцип всесторонности. Планирование должно охватывать все стороны подготовки игроков, определяющие уровень их спортивного мастерства. Модель подготовленности должна быть всесторонней. Иначе упущения неизбежны, что негативно сказывается на качестве учебно-тренировочного процесса и, соответственно, на спортивных результатах. Мелочей в волейболе не бывает.

–  Принцип продуктивности и технологичности. Реализация всех означенных выше принципов делает планирование тренировочной работы продуктивнее. Хороший план должен быть продуктивным, технологичным, закономерно приносить желаемые результаты во всех видах подготовки, помогать росту спортивного мастерства игроков, делать работу тренера более эффективной. Если этого не происходит, надо искать причину и что-то в планах менять, варьируя подходы, средства и методы решения текущих задач повышения спортивного мастерства. Другими словами, надо своевременно пересматривать и перерабатывать планы тренировочного процесса для решения объективно возникающих проблем.

 

подготовка игроковуправление подготовкой