Техническая подготовка

Техническая  подготовка игроков

Техническая подготовка игроков – многолетний процесс. Она решает важную задачу совершенствования техники, как способа выполнения игровых приемов. Эффективность техники выполнения игровых приемов во многом определяет конечный результат, поскольку мяч в соответствии с правилами игры обрабатывается короткими касаниями, и каждая техническая ошибка игроков приносит очко команде соперника. Техническую подготовку делят также на два этапа: этап начального обучения технике игровых приемов и этап дальнейшего спортивного совершенствования технического мастерства игроков (глава 9). В рамках второго макроэтапа спортивного совершенствования на двух последних малых этапах доминирует технико-тактическая подготовка, в процессе которой одновременно совершенствуются оба вида подготовки.

Техническая подготовка волейболистов на этапе спортивного совершенствования решает свои специфические задачи. Вопреки стойкому убеждению в том, что ресурсы в технической подготовке  игроков высокого класса уже исчерпаны, огромное преимущество еще можно получить за счет совершенствования техники игровых приемов, поскольку даже лучшие исполнители не выполняют многие условия эффективности движений.

В общем виде в технической (и физической) подготовке игроков необходимо исходить из определения: «всякое усовершенствование функций двигательного аппарата, приводящее к более эффективному выполнению двигательных задач, всегда является результатом более целесообразного и экономичного использования мышечной энергии» (по Н. С. Северцову). Это обеспечивается за счет все более полной реализации принципов оптимальной машины в структуре опорно-двигательного аппарата через реализацию основных условий эффективного и экономичного решения двигательных задач волейболистов в процессе выполнения соответствующих упражнений. Условия эффективности сформулированы в 5 главе; их основные положения в упрощенном виде содержатся также в «опорных моделях» технических приемов игры, которые можно использовать в процессе совершенствования технического мастерства игроков. Требования «опорных моделей» должны реализовываться и при выполнении технико-тактических действий.

Основным направлением тренировочной работы на этом большом этапе совершенствования технического мастерства игроков должна стать реализация задач всех малых этапов обучения игре на все более высоком уровне. Особое внимание уделяется решению задач двух последних малых этапов – совершенствованию техники и тактики в игровых упражнениях, в двусторонних играх и в соревнованиях.

Главным средством технической подготовки служат упражнения техническо-тактической  направленности двух последних малых (5-ый и 6-ой) этапов обучения, а главным методом – их регулярное и правильное повторение. Однако важно понимать, что на этапе спортивного совершенствования сводить всю техническую подготовку только к решению задач двух последних малых этапов недопустимо. Большое количество игровых упражнений, игры и соревнования неизбежно деформируют, упрощают технику. Есть и другие причины деградации техники: усталость, отпуск, травма, отсутствие базовых упражнений.  Здесь без упражнений «на школу» не обойтись. Они сохраняют основы техники, помогают реализовать на все более высоком уровне основные условия эффективного решения двигательных задач игроков, обеспечивая неуклонный рост их технического мастерства. Поэтому задачи даже первого и второго этапов обучения необходимо решать всю спортивную карьеру.

Повышение физических кондиций игроков и все более глубокое знание физических основ технических приемов игры благотворно влияет на процесс совершенствования техники. Необходимо использовать средства и упражнения всех этапов обучения в различной пропорции, в зависимости от тренировочного периода и состояния техники игроков.

Эффективность технической подготовки в значительной степени будет определяться тем, насколько точно определена эта пропорция и насколько правильно выполняются тренировочные упражнения.

В команды-разрядницы и в команды мастеров приходят волейболисты от разных детских тренеров, а потому и по-разному научены, и имеющие, как правило, неполный технический арсенал игровых приемов. По этой причине возникает необходимость игрокам осваивать новые технические элементы и на этапе спортивного совершенствования. Тогда тренеру этого класса игроков необходимо проявлять дидактические способности и пользоваться опытом детского тренера, которого, как правило, нет в наличии. Как и при начальном обучении, на этапе спортивного совершенствования не обойтись без подводящих упражнений и «золотого» правила «только правильное выполнение».

Поскольку в командах мастеров, по признанию самих тренеров, целенаправленной работы по обучению и исправлению ошибок в технике не проводится ввиду дефицита времени, игрокам приходится во многом самостоятельно решать задачу сохранения техники игровых приемов в рамках предлагаемых упражнений и различной направленности игр. Неоценимую помощь игрокам в осуществлении самоконтроля могут оказать «опорные модели» технических приемов, если игроки обучались по ним в ДЮСШ.

Совершенствование техники выполнения игровых приемов на этом этапе проводится в процессе выполнения игровых упражнений. Однако необходимым условием позитивных изменений и здесь является стремление выполнять игровые приемы правильно. Самоконтроль игроков и контроль со стороны тренеров будут способствовать росту технического мастерства волейболистов. А регулярное выполнение специальных «чисто технических» упражнений сделают его еще более эффективным.

Совершенствование техники не происходит, если тренировочный процесс выстроен по принципу «натаскивания» на результат. Он достигается в основном за счет совершенствования в бесконечных игровых упражнениях собственно игровых элементов, направленных на выигрыш очка. Базовые составляющие: техника, физические кондиции и др. целенаправленно не совершенствуются, что и блокирует в дальнейшем рост мастерства игроков.

Резюме

– Совершенствование функций двигательного аппарата, всегда осуществляется за счет более целесообразного и экономичного использования мышечной энергии.

– Чтобы техника игровых приемов не деградировала, необходимо регулярно использовать упражнения всех этапов обучения в разных пропорциях.

– Из тренировочного процесса нужно исключить метод «натаскивания» на результат, закономерно «размывающего» технику движений, снижающего ее эффективность.