Основы тактической  подготовки

подготовка игроковтактическая подготовка

Основы  методики  тактической  подготовки

Несмотря на то, что волейбол накопил богатейшую тактику ведения борьбы, современные команды в реальности используют довольно ограниченный набор тактических средств. Это привело к тому, что тактические построения лучших команд не только страны, но и мира настолько одинаковы, что выглядят как близнецы. Так что существуют перспективы достижения преимущества над соперниками за счет овладения более сложной и разнообразной тактикой. Упрощать тактику игры тренеров вынуждают ошибки во взаимодействии игроков, реализующих более сложную тактику противоборства. Особенно обостряется эта проблема в концовках партий и матчей, когда цена ошибки становится очень высокой.

Однако вся проблема – в наигранности взаимодействий. И сложные взаимодействия могут стать такими же привычными и надежными, как простые. Навык эффективной реализации тактических задач в игре нарабатывается так же, как двигательный навык, о чем будет идти речь ниже.

Под тактической подготовкой принято понимать обучение тактическим средствам и способам ведения спортивной борьбы с последующим их совершенствованием до максимально возможного  уровня. Успешность обучения целесообразным игровым действиям в значительной мере зависит от пробужденного интереса волейболистов к победе за счет эффективной тактики. Культ «победы головой» создается, если в тренировочном и соревновательном процессе тактике отводится важное место. Девизы «Играют руками, выигрывают головой!» и «Порядок бьет класс!»   должны указать каждому игроку путь совершенствования тактического мастерства.

К этому приводит весь набор приемов, способствующих формированию вкуса к победе за счет грамотных тактических, а не «силовых» действий. Поиск путей обеспечения победы в состязании нужно во все большей степени переносить в сферу интеллекта игроков, формируя их умение выстраивать в процессе матча тактику и стратегию эффективного игрового поведения.

Все более полная реализация принципа целесообразности действий может получиться только при постоянном использовании упражнений тактической направленности. А также при обучении игроков максимально широкому кругу тактических приемов, как индивидуального, так и группового характера. В работе с юными волейболистами надо в полной мере использовать способность детей к быстрому обучению. Необходимо освоить как можно более широкий круг тактических систем игры в нападении и защите. Степень освоения тактических систем игры команды должна быть такой, чтобы юные волейболисты могли произвольно их менять по мере необходимости в процессе матча. Не должно быть также проблем для игроков в переходах от защиты к нападению, и наоборот.

В идеале команда должна уметь играть в рамках всех основных систем игры, а игроки – действовать в нескольких зонах и выполнять разнообразные функции. И научить этому можно, но надо это осваивать еще в детском возрасте.  Тренеру не надо ссылаться на неспособность учеников. Надо исходить из максимы: нет бестолковых игроков, есть тренеры, не умеющие научить их мыслить.

Формирование тактического мышления и его определяющих способностей игроков – сообразительности, наблюдательности, предвидения развития событий, точной оценки ситуации и состояний игроков, предприимчивости, творческого подхода – относятся к первоочередным задачам тактической подготовки.

Чтобы обучение тактике игры было эффективным, необходимо в работе учитывать закономерности становления тактических навыков. Тактический навык сложнее просто двигательного: в двигательный состав дополнительно включается механизм обеспечения «увязки» действий игрока с текущей ситуацией, т.е. реализации принципа целесообразности игровых действий.

 Физиологической основой образования навыка обеспечения целесообразности действий также служит формирование стабильных нейронных связей в центрах управления произвольными движениями в процессе решения игровых задач. Устойчивыми эти связи становятся в результате большого количества повторений целесообразного выбора действий игроками в упражнениях соответствующей направленности и в играх. Таким образом, формируется навык решАния игровых задач.

Формирование тактических и двигательных навыков игры проходит в целом по одинаковым законам и в соответствии с общими дидактическими принципами. Необходимо только осознавать, что в упражнениях тактической направленности должна совершенствоваться, главным образом, способность игроков к целесообразным действиям в условиях их выбора, при сохранении эффективной структуры движений.

В обеспечении принципа целесообразности игровых действий игроков необходимо выделить, как минимум, четыре составляющие.

  1. Восприятие игровой ситуации.
  2. Анализ и оценка игровой ситуации.
  3. Выбор и принятие решения о целесообразном действии.
  4. Реализация принятого решения (т. е. осуществление действия) с возможной его корректировкой в процессе развития игровой ситуации.

Каждая из составляющих имеет исключительное значение и свои особенности.

От полноты восприятия игровой ситуации во многом зависит качество ее анализа и принятие решений. Ведь можно только смотреть, а можно видеть. Это разные вещи. Надо научить игроков видеть и чувствовать главные, определяющие ситуацию признаки и механизмы ее развития. Научить замечать основные черты, важные «тонкости», «мелочи» и характерные особенности процесса развития ситуации – важная задача совершенствования процесса восприятия. Решению этой задачи нужно уделять большое внимание в процессе совершенствования тактических действий игроков в соответствующих упражнениях.

Для полноты восприятия игровой ситуации большое значение имеют периферическое зрение игрока, устойчивость и распределенность его внимания. Широкий угол зрения позволяет игроку лучше ориентироваться на площадке, видеть перемещения партнеров и соперников, не глядя на них прямо, т. е. при помощи периферического зрения.

Распределенное внимание позволяет контролировать и учитывать большее количество характеристик, как визуально, так и при помощи памяти. Устойчивость внимания игроков обеспечивает надежность процесса восприятия в течение длительного времени, позволяет не «выпадать» из игры и не терять адекватности. Все составляющие внимания и особенностей зрения игроков поддаются тренировке тем лучше, чем более осознанно они выполняют упражнения соответствующей направленности в тренировочном процессе.

В анализе и оценке игровой ситуации имеют значение два момента:

– определение сильных и слабых сторон складывающейся ситуации с точки зрения их использования для выигрыша очка;

– прогнозирование возможного развития игровой ситуации, предугадывание действий соперника. Чем раньше будет разгадано поведение игроков соперничающей команды, тем раньше и эффективнее можно организовать противодействие.

Глубина и качество анализа и оценки ситуации, как и выбор решения, зависят в самой полной мере от грамотности и опыта игроков, от уровня их теоретической подготовки, от интеллектуальных способностей.

Выбор и принятие наиболее эффективных решений осуществляется игроками на основе проведенного анализа складывающейся игровой ситуации с учетом своих возможностей, особенностей игроков команды соперника и партнеров. Учитывается при этом успешность их действий, текущее психологическое состояние, способность к волевым проявлениям, предпочтения, степень шаблонности игровых действий, счет в партии и многое другое. Чем выше квалификация и мастерство игрока, тем большее количество характеристик он может использовать при анализе ситуации, тем точнее может быть прогноз, тем эффективнее принятое решение.

На выбор решения влияют и другие факторы: ответственность, смелость игрока, психологический климат команды, характер отношений с тренером и проч. Если игроков ругать за каждое самостоятельное нестандартное решение (поначалу, может быть, и неэффективное), то конечным результатом будут их безответственные, шаблонные, предсказуемые действия, бледная и невыразительная игра команды. Самостоятельность и ответственность за самостоятельно принятые решения – далеко не последние составляющие тактического мастерства игроков.

Успешность реализации принятых решений зависит от их правильности, от эффективности структуры двигательных актов, также обеспечивающих принцип ситуативной целесообразности. Это чрезвычайно важный момент тактической подготовки. Мало знать, как надо делать, надо уметь это делать.

Часто во время соревнований можно слышать сетования на игроков того или иного тренера: «Я сколько раз тебе говорил! Почему ты этого не делаешь?!» Налицо ситуация, когда игрокам объяснили, но не научили, несмотря на проведенную работу. Или упражнения не те, или совершенствовали не то. Без соответствующих упражнений, без практического опыта реализации самостоятельно принятых решений, в том числе в соревнованиях, не научиться эффективной тактике ведения борьбы.

Очень важно, чтобы от активной и пассивной помощи со стороны тренера, своевременно переходили к ситуациям, когда выбор решений игрок должен осуществлять сам и нести за них ответственность. Только самостоятельно осуществленные тактические действия научат игрока мыслить и сделают его мастером. Формировать нужно не исполнителей воли тренера, а самостоятельных творцов, созидателей игры!

Если вопросам тактической подготовки не уделять должного внимания, то тактические огрехи молодых игроков неминуемо «проявятся» при переходе в более взрослые команды, где их несамостоятельность сразу становится очевидной на фоне опытных волейболистов.

В известном смысле тактический навык вторичен по отношению к двигательному. Двигательные навыки являются своеобразной основой тактических действий. Принятые игроком решения реализуются именно посредством движений. Чем шире круг сформированных двигательных навыков, чем совершеннее их структура, тем более сложные тактические замыслы может реализовать игрок, тем эффективнее, в конечном счете, его игра.

Тактическим действиям нужно обучать после закрепления на соответствующем уровне механизмов структуры двигательных навыков игроков. Обучение тактике можно трактовать как продолжение процесса формирования навыка движений, последнюю его стадию – стадию реализации ситуативной целесообразности. Движения становятся действиями, решающими смысловые задачи. Впоследствии можно сосредоточиться на совершенствовании технико-тактических навыков игроков. Однако необходимо различать обе составляющие, чтобы не допустить отставание одной из них.

В процессе выполнения упражнений тактической направленности, особенно групповых и командных, становится очевидным противоречие, частью уже рассмотренное нами в разделе методики обучения «технике» движений. Имеется в виду то, что чрезмерное увлечение упражнениями тактической направленности приводит к «размыванию» двигательной структуры навыка, его деградации. И наоборот, безоговорочный приоритет упражнений «на технику» тормозит развитие тактических возможностей игроков, делая их беспомощными в условиях быстро меняющихся игровых ситуаций.

В первом приближении моментом, с которого можно применять простейшие упражнения тактического характера, нужно считать тот этап обучения, на котором двигательная структура навыка выполнения игрового приема не деформируется в процессе решения простейших задач обеспечения ситуативной целесообразности. Другими словами, тактикой можно заниматься, если в предлагаемых упражнениях у игроков сохраняется «техника» выполнения движений. В противном случае нужно уменьшать сложность «тактических» упражнений. И возвращаться иногда к более простым тактическим и даже техническим упражнениям. Подобное правило соотношения используемых технических и тактических упражнений очень важно соблюдать в тренировочном процессе. Так обеспечивается более высокое качество обучения, постоянный и быстрый прогресс спортивного мастерства юных волейболистов, исключающий переучивание.

Необходимо также устранять другие «сбивающие факторы»: недостаточную мотивацию, снижение интереса к тренировкам в результате большого количества однообразных монотонных упражнений, отсутствие конкретных задач, усталость, межличностные конфликты и прочее.

Весь процесс обучения отдельным тактическим индивидуальным, групповым и командным действиям условно можно разделить на ряд последовательных шагов-этапов, решающих все более сложные задачи:

создание представления о тактическом действии (взаимодействии), имитация;                                                       

  обучение тактическим действиям без сопротивления партнеров по команде;

– с пассивным, или ограниченным сопротивлением партнеров;

– с активным сопротивлением, в том числе и в соревновательной форме;

– в тренировочных играх, в том числе в играх с дополнительными  заданиями;   

– в соревнованиях и товарищеских встречах.

         Создать представление о тактическом действии сегодня не так сложно, особенно если обратиться к видеотехнике – она всем доступна. Демонстрация специальных подборок с повторами и короткими комментариями тренера быстро решают эту задачу. Долго и подробно останавливаться на создании представления не следует – детали выполнения приема юные волейболисты «доберут» в процессе обучения. Оно начинается с имитации тактического приема в виде целесообразных перемещений игроков для организации взаимодействий в медленном и обычном темпе, на что уходит несколько минут, затем следует обратиться к упражнениям с мячом.

На этапе обучения тактическим индивидуальным, и особенно групповым и командным действиям без сопротивления, используются упражнения с мячом. Обучение индивидуальным тактическим действиям надо начинать с выполнения упражнений «точностного» характера. Например, обводка предполагаемого блока, попадание мячом в заданную цель, в слабо принимающего игрока, или в определенные зоны площадки при помощи передач, нападающих ударов и подач. Без умения игроков точно направлять мяч в цель будет трудно решать тактические задачи в предлагаемых упражнениях. Далее в процессе тактической подготовки осваиваются все более сложные взаимодействия игроков в нападении и в защите, а также переходы от атаки к обороне без какого-либо сопротивления. В таких упражнениях внимание волейболистов направляется на взаимодействия с партнерами, что ускоряет процесс обучения.

На этапе с пассивным или ограниченным сопротивлением определяющее значение приобретает способность к целесообразным действиям игроков по выбору – в зависимости от действий соперника. Партнеры – «соперники» поначалу только обозначают свои действия, либо действуют очень предсказуемо. Например, блокирующие демонстративно, или предсказуемо, оставляют для удара боковую линию, либо место для атаки нападающих вдоль сетки. Главным правилом применения упражнений этого этапа может стать следующее: обучаемые поступают так-то и так, если «соперник» поступает определенным образом.

Этап обучения через упражнения технико-тактической направленности с активным сопротивлением партнеров продолжается в той или иной форме весь спортивный век игрока. На этом этапе применяется довольно широкий круг упражнений. От простых, до максимально сложных, приближенных к игровым условиям, составляющих небольшую часть игры. Соперничающие игроки пытаются перехитрить, переиграть друг друга.

Принцип подбора упражнений прост: выбираются отдельные все более сложные и длинные «куски» игры, как для отдельного игрока, так и для групп различной численности. Временные отрезки, элементы игры отличаются большим разнообразием и во многом определяются используемой командой тактикой игры. Упражнения выстраиваются так, чтобы игровое взаимодействие волейболистов могло повторяться много раз подряд. Такое уплотнение однотипных игровых ситуаций в упражнениях создает условия для быстрого совершенствования навыков целесообразных взаимодействий с партнерами. Повторяемость ситуаций в упражнениях со все возрастающей сложностью и интенсивностью принятия выбора и реализации принятых решений способствует ускорению образования устойчивых тактических навыков принятия и осуществления эффективных решений. Однако при этом не должна деградировать двигательная структура игровых приемов. Надо возвращаться к более простым упражнениям, как только структура движений игроков начинает деформироваться.

От изучения и совершенствования индивидуальных тактических действий следует переходить ко все более сложным групповым и командным взаимодействиям игроков. Существенно повышает эффект обучения использование игровой и соревновательной формы выполнения упражнений. Ведение счета по особым условиям (с бонусами) и другие виды стимуляции стремления игроков «победить головой» мобилизуют их стремление к целесообразному выбору, что благоприятно сказывается на эффективности процесса обучения тактике игры. Плодотворна также постановка конкретных тактических задач, решаемых в применяемых упражнениях. Игроки должны знать, какой элемент в данном упражнении отрабатывается и как это можно осуществить.

Однако, как бы хорошо не умели игроки выполнять изучаемое взаимодействие на тренировочных занятиях, научиться его использовать в играх бывает довольно трудно. По этой причине огромное значение приобретает этап закрепления технико-тактических навыков в игровых условиях.

Чтобы научиться использовать разученные тактические взаимодействия в играх, игроков к этому необходимо побуждать инструктивно или начислением бонусных очков за их применение.

В детских же командах игровое поведение игроков отличается большим разнообразием и остротой. Одни игроки, только научившись чему-либо, пытаются сразу применять освоенные приемы в играх, порой неоправданно рискуя. Других, что бывает гораздо чаще, особенно в условиях авторитарного воспитания, надо специально побуждать к применению разученного, стимулируя использование освоенных тактических действий в играх некоторый период времени. Здесь помогают тренировочные игры с измененной системой подсчета очков. Используются бонусы за применение разучиваемых тактических действий.

Однако в детских командах на ранних этапах обучения чаще обнаруживается другая проблема – авантюризм. Это неизбежный спутник, своего рода фаза обучения детей волейболу. С проявлением авантюризма, вероятно, сталкивается каждый детский тренер.

Эффективность преодоления авантюризма в действиях игроков зависит от способа его преодоления. Самый простой, до примитивности, и неквалифицированный метод – запрет на применение разученных взаимодействий в игре после очередной ошибки, вызванной неоправданным риском («пока не поумнеют») и наказание за неудачу. Пагубность такого метода несомненна – большинство игроков успешно забывают освоенные, но не используемые взаимодействия, обедняя свой арсенал технико-тактических средств ведения игры.

Гораздо труднее преодолеть неизбежный авантюризм методом убеждения, ибо это требует большого мастерства и терпения тренера. Нужно доходчиво объяснить игрокам разницу между разумным риском и риском неоправданным (авантюрой). Надо суметь за счет убеждения (в том числе на практических примерах) «заставить» игроков захотеть быть грамотными, надежными и рациональными в играх, привить вкус к тактическому переигрыванию соперников.

В этом существенно помогает созданный в команде культ интеллектуальной победы. Личностно значимой ценностью каждого отдельного игрока должно стать «командное мышление», командное взаимодействие, а не индивидуалистическое поведение, побуждающее тщеславное стремление самому выиграть очередное очко, для чего неоправданно рисковать.

С проблемой детского игрового авантюризма тесно связана проблема оценки игроками возрастающей значимости каждого очка в критические моменты игры. К ним можно отнести концовки партий и матчей, многие переломные ситуации, когда результат противостояния может развернуться в ту или иную сторону. Отсутствие усилий со стороны игроков в обеспечении надежности действий выглядит в критических моментах матча авантюрой. В этих ситуациях риск должен быть сведен к нулю, действия игроков и команды должны быть надежными и эффективными. По возможности мяч должны разыгрывать самые эффективные на текущий момент игроки при помощи своего самого грозного оружия. Этому волейболистов нужно учить специально, выделяя отдельной задачей, когда складываются соответствующие условия. Большую пользу в этом приносят учебные игры с удвоенным начислением очков при розыгрыше мячей в критических ситуациях, как, впрочем, и другие способы стимуляции надежности действий игроков и команды.

И последний этап в обучении технико-тактическим действиям – научить разумному использованию освоенного тактического потенциала в условиях соревнований. Сложности, образующие барьер для реализации имеющегося потенциала, – это сбивающие факторы в виде большой ответственности за результат действий и огромной психологической напряженности соревновательных ситуаций. Условия жесткого соперничества вынуждают игроков действовать примитивно, упрощать взаимодействия, использовать простые и привычные «ходы», которые не создают, как правило, больших проблем для противника.

Понадобится много терпения, доверия, тренерского мастерства и усилий игроков, чтобы весь их арсенал технико-тактических действий начал эффективно «работать», приносить свои плоды в соревновательных условиях через участие во многих турнирах и чемпионатах. Этому способствуют соответствующие установки на игру и послематчевые оценки выполнения игрового плана. А также простое привыкание к условиям соревнований, снижающее уровень стресса до оптимальных величин. Без постоянной соревновательной практики здесь не обойтись. Но и абсолютизировать ее нельзя; необходимо, чтобы игроки команды располагали достаточным тренировочным временем для разучивания и совершенствования всех составляющих игры в отдельности.

К окончанию спортивной школы учащиеся должны освоить все тактические системы игры в защите, уметь произвольно переключаться в процессе матча к наиболее выгодной модели обороны. Игроки должны уметь играть в разных зонах (а не в одной, как часто бывает) передней и задней линий, атаковать первым и вторым темпом в условиях сопротивления блокирующих команды соперника. К старшему возрасту в ДЮСШ при хорошей работе игроки должны освоить практически уже весь арсенал приемов игры современного волейбола. Широкий арсенал технико-тактических возможностей игроков, их универсальность – признак высокого мастерства тренера и волейболистов и «база» их дальнейшего совершенствования.

Недостаток у молодых волейболистов может быть только один – нестабильность исполнения. Повышение стабильности, существенно повышающей эффективность игры, – как раз предмет и путь дальнейшего совершенствования мастерства волейболистов во взрослых командах. Чем шире и разнообразнее арсенал освоенных технико-тактических приемов игры, тем более значительными будут перспективы роста мастерства молодых игроков.

На всех вышеприведенных этапах повышению эффективности обучения тактике  игры в огромной мере способствует теоретическая подготовленность игроков. Невозможно реализовать принцип целесообразности действий без соответствующих знаний. Поэтому в тактической подготовке теоретические знания игроков приобретают особое значение.

Эффективной формой теоретической подготовки игроков является заучивание сильных и слабых сторон осваиваемых тактических систем игры, особенностей групповых взаимодействий и условий реализации индивидуальной тактики. Регулярные блиц-опросы игроков в процессе практических тренировочных занятий увеличивают эффективность тренировочного процесса и способствуют повышению их тактической грамотности.

Полезно разместить в индивидуальных спортивных дневниках игроков специальные разделы по тактике, содержащие перечни условий эффективности действий волейболистов в различных игровых ситуациях. Их можно рассматривать как своеобразные «опорные модели» тактических действий игроков различных амплуа в стандартных ситуациях. Самый краткий список «опорных моделей» с условными их названиями может быть таким.

Когда нельзя не подать.

– Когда риск при подаче мяча оправдан.

– Куда, в кого, когда и как надо подавать.

– Кому когда надо пасовать.

– Кому когда нельзя пасовать.

– Когда нельзя рисковать.

– Куда и как атаковать.

– Как предугадать направление удара:  а) – защитнику,              

                                                                   б) – блокирующему.

Подобная же форма изучения плюсов и минусов каждой очередной системы игры в защите и нападении, особенностей других важных тактических взаимодействий игроков, делает их более грамотными и продуктивными, если теория подкрепляется практикой. В результате игроки могут осознанно и со знанием дела использовать слабые места защитных порядков соперника и прятать слабости своей тактической системы игры.

Эффективной формой повышения грамотности волейболистов и сознательного отношения к делу может служить просмотр игр предстоящего соперника с заданиями для групп по 2–4 игрока. Например, такими.

Первая группа фиксирует способы страховки по всем игровым расстановкам и в зависимости от зон атаки, выделяя при этом слабые места обороны.

Вторая группа фиксирует качество приема подач в каждой расстановке по игрокам, эффективность их приема и подач.

Третья группа определяет, кто и как ведет себя в критических ситуациях: кто устойчив, а кто «ломается».

Четвертая группа протоколирует схемы развития атак по игровым расстановкам при розыгрыше подач и в доигровках. Определяется, какие комбинации разыгрываются, в какие зоны меняются нападающие после атаки, куда и с какой эффективностью бьют нападающие.

Пятая группа определяет качество и особенности блока соперника при различных способах и условиях атак.

Группам полезно использовать протокольные листы наблюдений, на которые нанесены схемы площадок по шесть строк в 4–5 столбцах (рис. 60). В крайней левой колонке площадок заносятся номера игроков в соответствии с игровой расстановкой по судейскому протоколу. Другие столбцы могут быть использованы для размещения результатов наблюдений за игрой. Во второй колонке схем площадок заносится размещение игроков в приеме подач во всех шести игровых расстановках, а также качество приема мяча. В третьей колонке можно разместить способы развития атак при розыгрыше подач, в четвертой – в доигровках.

Другие колонки или подобные протокольные листы со схемами площадок могут быть использованы для фиксации действий игроков команды в защите. По возможности фиксируется расстановка игроков на площадке во время атак с краев и в середине сетки, при двойном, тройном и одиночном блоке. Фиксируется также эффективность действий игроков значками (+), или (–) в точках площадки, куда попадает мяч после атак соперника наблюдаемой команды.

Эффект обучения игроков существенно увеличивается, если вовлечь игроков в разработку плана на предстоящую игру. Каждая группа доводит до всех результаты своих наблюдений и предложения по способам противодействия. Совместно с игроками вырабатывается общий план игры, реализацию которого уместно обсудить на коротком собрании после игры.

Обычно чем активнее и самостоятельнее игроки участвуют в разработке плана на игру, тем сознательнее и активнее они его реализуют. Это множит усилия команды в матчах, формирует своего рода тактическую доминанту, действия игроков приобретают привычно более осмысленный и рациональный характер. Здесь налицо один из способов реализации принципа «победы головой».

К сожалению, такой эффективный метод тактической подготовки игроков в полной мере можно реализовать только при туровой системе соревнований. Если же все команды одновременно играют друг с другом в разных залах, как это принято в больших городах на соревнованиях ДЮСШ, то возможности для подобных методов подготовки ограничены. План игры выстраивается по опыту прошлых личных встреч.

Так же как в других видах подготовки, необходимо соблюдать основное правило тактической подготовки: не так важно, какое упражнение выполнять, важно, как его выполнять, на чем акцентировать внимание и усилия игроков, за чем следить, что контролировать, какие акценты и где расставлять. Это существенно повышает эффективность обучения, повышает грамотность игроков. В общем виде, в упражнениях надо создавать различные типичные игровые ситуации, где от игроков требуется проявлять тактические умения и акцентировать внимание на всех составляющих мастерства целесообразных игровых действий.

Активная помощь со стороны тренера уместна только на начальных этапах обучения тактическим действиям. В дальнейшем надо больше делать ставку на самостоятельность игроков. Задача тренера – научить игрока самому увидеть как можно больше существенных характеристик игровой ситуации, провести оперативную оценку, самому принять эффективное решение и самому его реализовать в рамках общих действий команды, отвечая за результат. Непосредственной помощи требуется все меньше, и она обращена игроку, а не как решение тактических задач вместо игрока.

Это не отменяет соблюдение игровой дисциплины, которую тоже можно рассматривать как вид грамотности игроков. Только при условии строгого соблюдения игровой дисциплины можно реализовать поставленные на игру тактические задачи, выдерживать выгодный для команды рисунок игры, обеспечивать игровое преимущество за счет целесообразных действий.

Подводя итог, заключаем: при совершенствовании тактических навыков основное внимание следует уделять:

совершенствованию процесса восприятия складывающейся игровой ситуации (точность, скорость, реальность восприятия);

– совершенствованию способности анализировать и оценивать увиденную игровую ситуацию;

– развитию способностей самостоятельно принимать тактические решения и реализовывать их в процессе игры;

– совершенствованию способностей к формированию эффективных взаимодействий  тактической направленности.

 

подготовка игроковтактическая подготовка