Методические приемы и упражнения тактической направленности

подготовка игроковтактическая подготовка

Совершенствование индивидуальной тактики нападения

Поскольку без умения игроков точно направлять мяч в требуемом направлении осваивать тактические навыки ведения борьбы затруднительно, обучение начинают с упражнений «на точность».

– Упражнения, совершенствующие точность попадания при помощи подачи по заданию в свободные зоны площадки, в определенных игроков, на выход связующего.

– Подачи с противодействием принимающих игроков.

– Нападающие удары мимо и поверх блока, в края блока, в свободные зоны площадки.

– Нападающие удары с противодействием одиночного и группового блока, с пассивным или с активным сопротивлением.

– Нападающие удары с противодействием блока и защитников различной численности.

– Передачи на точность с различными траекториями из различных положений, во время перемещений и после остановки, поворотов.

– Передачи на точность попадания из различных положений: в прыжке, в падении и проч.

– То же, но передачи выполняются на удар нападающим игрокам.

– То же, но с учетом действий центрального блокирующего: мяч на удар направляется в противоположную сторону от направления его перемещений до передачи.

Совершенствование групповых тактических действий в нападении

– Разнотемповое перемещение двух нападающих с имитацией атакующих комбинаций.

– Атаки без блока в рамках используемых комбинаций с передач связующего игрока. Первую передачу выполняет нападающий второго темпа.

– То же, но с одним блокирующим, не скрывающим своих намерений. Передача следует нападающему, которого не блокирует центральный блокирующий.

– То же упражнение, но блокирующий активно противодействует нападающим. Вариант 1: противодействуют два блокирующих.  Вариант 2: прием мяча с подачи связующему игроку осуществляет нападающий второго темпа. Подающий же игрок после подачи становится защитником.

Совершенствование командной тактики нападения.  Оно, как правило, сводится к наигрыванию командных атакующих взаимодействий игроков во всех шести расстановках. Чтобы каждый игрок знал «свой маневр», надо использовать имитационные упражнения – необходимое количество повторений с возрастающей скоростью.

Далее совершенствуются взаимодействия всех игроков в атаке без блока (позже – с блоком) при розыгрыше мячей, вбрасываемых тренером связующему игроку в одной расстановке необходимое для обучения количество раз.

Позже в процессе обучения разыгрываются мячи, принятые связующему игроку с несложной подачи. Сначала без блока, потом – с пассивным и активным блоком. В каждой расстановке выполняется достаточное количество повторений для решения поставленных задач.

Противодействующие партнеры другого состава, находящиеся на другой стороне сетки, могут полноценно решать свои тренировочные задачи, помогая партнерам-соперникам решать свои.

Совершенствование тактики игры в защите

Совершенствование индивидуальной тактики игры в защите.

Важным элементом индивидуальной тактики игры в защите является способность предугадывания действий соперника. Это имеет большое значение для блокирующих, защитников, страхующих и принимающих игроков. К быстро летящему мячу, направленному игроком атакующей команды, можно успеть только в случае, если начать перемещение заранее, своевременно просчитав направление атаки. На совершенствование способности защитников предугадывать развитие событий необходимо уделять внимание в процессе выполнения едва ли не всех упражнений защитного характера. С учетом того, что терять равновесие вперед перед ударом защитники уже научились.

Совершенствование групповой тактики игры в защите. Отрабатываются согласованные действия игроков, выполняющих различные функции: защитник – защитник, защитник – блокирующие, блокирующие – между собой, страхующий – блокирующие, страхующий – защитники, и принимающие – между собой.  Различные групповые упражнения дают возможность совершенствовать все эти виды взаимодействий игроков, выполняющих оборонительные функции. Они представляют собой отдельные отрезки игры соответствующей направленности. При обучении используется имитация противодействия, чтобы понять, куда и когда перемещаться игрокам, противодействующим атакам.

Далее полезны групповые упражнения в приеме бросаемых мячей (вместо нападающих ударов) атакующим игроком. Так мяч летит медленнее и точнее, что на этапе обучения полезно.

Большую же часть времени выполняются упражнения по противодействию атакующим ударам, направляемым по предварительному заданию. Например, удары только вдоль боковой линии, или только вдоль сетки, или поверх блока, или во всех направлениях. Отрабатывается взаимодействия игроков при отражении атак: разделение функций (не мешать друг другу) и взаимопомощь.

Совершенствование командной тактики игры в защите. Обычно командную тактику игры в защите совершенствуют, наигрывая состав во всех расстановках при противодействии атакам с краев и в середине сетки, как при отражении нападающих ударов первого темпа, так и второго. Однотипные атаки повторяются, что стандартизирует ситуацию, а защитники учатся активно противодействовать усилиям нападающих. В дальнейшем защитники учатся противодействовать и нестандартным атакам в соответствующих упражнениях, что постепенно делает их в восприятии игроков стандартными, привычными, облегчая игру в защите.

Обучение командной тактике также начинается с имитационных упражнений в перестроении защитных порядков — местоположение защитников и страхующих существенно меняется при атаках с разных краев сетки. Особенно это важно, когда по заданию тренера резко меняется командная система игры в защите. Например, переход от системы со страховкой «углом вперед» на систему «углом назад» со страховкой крайним защитником.

Совершенствование тактики повторных и переходных действий

Важным элементом игры является умение игроков распорядиться принятым мячом или переключиться от атаки к обороне и наоборот. Игроков необходимо учить тактике повторных и переходных действий, составляющих суть изменчивости игровых ситуаций. Особенно это важно в детском волейболе – юные игроки часто выключаются из игры после атаки или выполнения других действий. Эти навыки совершенствуют в специальных упражнениях, моделирующих соответствующие игровые ситуации и содержащих повторные или переходные действия – от атакующих к защитным действиям и наоборот.

Совершенствование индивидуальной тактики повторных и переходных действий. Существует много упражнений в парах и тройках, в которых можно совершенствовать индивидуальные тактические навыки. Например, удар в партнера по паре – передача ему на удар – игра в защите. Или в тройках поочередные передачи  двум своим партнерам, выполняющим атакующий удар друг в друга также поочередно.

Совершенствование групповой тактики повторных и переходных действий.  Соответствующие упражнения получаются, если организовать их продолжение повторами или переключением на другие альтернативные действия. Из таких отрезков и ситуаций состоит игра. Повторные вбрасывания мячей в упражнения после розыгрыша предыдущего создают необходимые игровые ситуации. Так создаются упражнения для совершенствования повторных и переходных действий. При повышении мастерства игроков мяч может удерживаться в воздухе дольше усилиями противоборствующих игроков.

Для совершенствования тактики повторных действий эффективно применение дополнительной сетки, натянутой поверх основной. Мяч гарантированно возвращается на сторону атакующей команды. Для повышения непредсказуемости отскока за сеткой можно расположить 1-го или 2-х блокирующих игроков.

Совершенствование командной тактики повторных и переходных действий. На этапе обучения командной тактике нападения много времени совершенствуют контратаки – доигровки, которые часто получаются после успешных действий игроков в защите. Это важно, прежде всего, потому, что игроки после розыгрыша подачи в четырех расстановках команды из шести меняются местами и на новых местах организуют блок и контратаки после приема мяча в защите. Последовательность та же: сначала имитация и розыгрыш принятых и вбрасываемых тренером мя. Потом розыгрыш мячей, принятых после атакующих ударов партнеров-соперников. Без блока и с сопротивлением блокирующих игроков.

Резюме

  1. В процессе выполнения упражнений с тактической направленностью необходимо уделять большое внимание развитию способностей игроков, обеспечивающих:

– адекватное и полное восприятие игровой ситуации;

– точный и всесторонний анализ игровой ситуации;

– верный выбор и принятие решения об игровом  действии;

– реализацию принятого решения.

  1. Процесс обучения тактическим действиям можно разделить на ряд этапов, последовательно решающих все более сложные задачи:

– обучение тактическим действиям без сопротивления партнеров по  команде.

– обучение тактическим действиям с пассивным, или ограниченным  сопротивлением партнеров.

– обучение тактическим действиям с активным сопротивлением  партнеров, в том числе в соревновательной форме.

– обучение тактическим действиям в тренировочных играх, в том числе с дополнительными заданиями.

– закрепление освоенных тактических навыков в товарищеских встречах и соревнованиях.

  1. Эффективному совершенствованию тактического мастерства игроков способствуют только самостоятельно принятые и осуществленные тактические действия в процессе упражнений соответствующей направленности и в играх.
  2. В процессе тактической подготовки игроков необходимо неукоснительно соблюдать правило: «Не так важно, какое упражнение выполнять, важно, как его выполнять!» Именно это определит, научится игрок тактике игры, будет «натаскиваться», или просто проведет время в бесцельном неинтересном труде.
  3. Огромное значение для роста тактического мастерства имеет теоретическая подготовка игроков, которая осуществляется в тренировочных занятиях, в процессе теоретических занятий и соответствующей специальной подготовки к играм с разным соперником.
подготовка игроковтактическая подготовка