Основы спортивной тренировки
Спортивная тренировка как процесс – важная часть подготовки игроков, охватывающая все ее стороны: функциональную, техническую, тактическую, психологическую, соревновательную и другие. Выполнение тренирующих упражнений (тренировка) в процессе решения задач подготовки – основной способ повышения спортивного мастерства игроков. Спортивную тренировку относят преимущественно ко второму макроэтапу подготовки игроков.
В рамках концепции биомашины спортивная тренировка волейболистов трактуется как процесс все более полной реализации принципов экономичности, эффективности и целесообразности их действий за счет эффекта от регулярного выполнения соответствующих упражнений функциональной, физической, технической и тактической направленности.
При совершенствовании биомашины опорно-двигательного аппарата игроков решается задача повышения степени реализации принципов оптимальной машины на всех уровнях структурной организации организма волейболистов, обеспечивающих все более высокий уровень их технического мастерства и физических качеств (свойств биомашины). Вместе с реализацией принципа целесообразности они обеспечивают совершенствование систем управления различными функциями и состоянием игроков. Так решаются задачи, в том числе тактической и психологической подготовки.
Необходимо в очередной раз отметить, что на современном этапе развития теории и методики подготовки игроков совершенствование их функций в процессе выполнения тренировочных упражнений носит в целом феноменологический характер. Методики подготовки спортсменов выработаны, главным образом, тренерами на основе своего практического тренерского и игрового опыта. Особым вниманием специалистов пользуются методики тренеров, добивающихся наилучших формальных результатов, но зачастую не способных их четко сформулировать. Достижения сегодняшней науки связаны в основном с «обоснованием» преимуществ очередной методики победителя. Несмотря на очевидные успехи фармакологии и других наук биосоциального комплекса, оказывающих порой существенную помощь в подготовке спортсменов, выйти за рамки феноменологии пока не удалось. Поэтому используется способность организма спортсменов к самосовершенствованию при выполнении упражнений, известная еще с незапамятных времен.
Мы недалеко ушли в своих представлениях о тренировке от учения Ж.-Б. Ламарка, отметившего тренирующие воздействия упражнений на организм: «Частое и неослабевающее употребление какого-нибудь органа укрепляет мало-помалу этот орган, развивает его, увеличивает и сообщает ему силу, соразмерную с длительностью самого употребления, тогда как постоянное неупотребление органа неприметно ослабляет его, приводит в упадок, последовательно сокращает его способность» [69, т 1, стр.79–80]. В результате выполнения спортивных упражнений повышается уровень функциональных проявлений моторики игроков и степень совершенства системы управления игровыми навыками, их надежность.
В основе современных концепций по совершенствованию функциональных возможностей организма волейболистов лежит представление об их изменении под воздействием нагрузки и последующего отдыха, т. е. ближних реакций. Речь идет о понятии фазы суперкомпенсации ресурсов организма (превышающий донагрузочный уровень), наступающей в процессе относительного отдыха (между упражнениями, тренировками, тренировочными циклами). Следующую тренировочную нагрузку стремятся дать во время суперкомпенсации ресурсов, когда возможности организма увеличены – это повышает эффективность тренировок и уровень очередной фазы суперкомпенсации. Широко используется также метод тренировок в фазе недовосстановления в расчете на то, что суммарная нагрузка повысит уровень и скорость суперкомпенсации ресурсов организма.
С идеей использования явления суперкомпенсации в тренировках связана структура процесса спортивной подготовки. В частности, микроциклы (3–7дней) выстраиваются с учетом непосредственной реакции организма на физическую нагрузку.
Однако феноменологичность – еще не причина отказа от использования выявленных на уровне явления закономерностей построения тренировочного процесса и от практического опыта тренеров. Свою пользу они приносят и сегодня. Общие закономерности спортивной тренировки, составляющие основу существующей теории спорта, также феноменологичны, поскольку строгие причинно-следственные связи не выявлены, не вполне понятен и механизм изменения состояний организма и разнообразных функций спортсменов, в том числе двигательных. Это обстоятельство способствовало появлению нескольких концепций спортивной тренировки, разработанных разными авторами и в разное время (см., например, обзор в монографии А. П. Кизько [34]).
Наиболее распространенной и, может быть, самой глубокой является концепция Л. П. Матвеева. Подмеченные закономерные изменения состояния тренированности спортсменов в течение года (сезона) и более позволили ему выделить несколько общих закономерностей спортивной тренировки. По Л. П. Матвееву [69] они таковы:
– единство общей и специальной подготовки;
– непрерывность тренировочного процесса при чередовании нагрузок и отдыха;
– постепенное и максимальное увеличение тренировочных требований;
– волнообразное изменение тренировочных нагрузок;
– цикличность тренировочного процесса.
Для циклических видов спорта, где определяющим фактором высоких спортивных результатов являются функциональные возможности организма спортсменов, принципы спортивной подготовки подходят больше. В игровых видах спорта результат в бóльшей мере определяется уровнем технической, тактической и психологической подготовок, которые, в свою очередь, обеспечиваются функциональными возможностями моторики спортсмена.
В результате была принята концепция периодизации спортивной подготовки спортсменов. В основу годичной периодизации было положено явление, получившее название «спортивная форма». В общем виде под спортивной формой понимается такое состояние организма спортсмена, которое позволяет показывать наивысшие результаты. Спортивную форму определяют как высокий уровень всех сторон подготовки, так и гармоничное их сочетание — консолидация.
Подчиняясь природным биоритмам, организм спортсмена не может все время находиться на высоком уровне тренированности. Поэтому фазовый характер развития спортивной формы (обретение, удержание и временная утрата) – закономерный процесс, который недопустимо игнорировать. Стремление бесконечно удерживать состояние спортивной формы игроками приводит к плачевным результатам – она неминуемо утрачивается в самый неподходящий момент, способствует переутомлению, перетренировке спортсменов и проигрышам самых важных соревнований.
Закономерно сменяющие друг друга фазы развития спортивной формы имеют биологическую природу. Они легли в основу периодизации спортивной тренировки, как педагогического процесса.
Задачами подготовительного, соревновательного и переходного периодов макроцикла спортивной тренировки в течение года являются соответственно обретение, удержание и временная утрата состояния спортивной формы спортсменов. Периоды спортивной тренировки состоят из 2–3-х этапов со своими специфическими задачами подготовки игроков.
Этапы содержат 2–3 мезоцикла (обычно продолжительностью в месяц). Мезоциклы составляются из микроциклов (от 3-х до 10 дней). Все они структурно соподчинены, поэтапно решают одну общую задачу подготовки игроков, и в то же время являются самостоятельной структурной единицей тренировочного процесса.
С учетом закономерностей развития и утраты спортивной формы проводится также планирование подготовки волейболистов на текущий год и реализация этих планов. В каждом очередном соревновательном сезоне (в годичном макроцикле) весь процесс подготовки тренер и спортсмены стремятся повторить на более высоком уровне. Эта закономерность была положена в основу многолетнего планирования. С учетом календаря главных спортивных соревнований – Олимпийских игр, проводящихся раз в четыре года, применяют четырехлетнее планирование подготовки игроков.
Таким образом, в больших четырехлетних макроциклах спортивной тренировки во главу угла ставится задача периодического обретения спортивной формы волейболистов к игровым сезонам и подведения ее пиков к важнейшим соревнованиям, главными из которых являются Олимпийские игры.
Игроки под руководством тренеров стремятся в процессе многолетней тренировки довести эффективность всех важнейших функций игроков до максимально возможного уровня, как правило, в каждом сезоне (часто кроме первого, послеолимпийского) с учетом общих закономерностей. В структурах детского и студенческого спорта используют в планировании макроциклы бóльшей длительности, чем олимпийский цикл, ориентируясь на время обучения в ДЮСШ или в ВУЗе.