Амплуа игроков

игровая деятельностьпсихология игры

Психологические особенности игроков различных амплуа

При выборе игрового амплуа чрезвычайно важно учитывать психофизиологические особенности игроков, однако ими в практике волейбола часто пренебрегают. Многие проблемы возникают, когда при отборе на ту или иную роль в качестве главных критериев используются не свойства личности игроков, а их умение выполнять технико-тактические действия, высота роста, наличие сильнейшей левой руки и прочее. Здесь надо учитывать не только то, что умеет делать игрок, а, в первую очередь, кто он как личность, поскольку именно личностные характеристики во многом определяют успешность тренировочной и игровой деятельности.

Ввиду особой важности вопроса остановимся подробнее на проблеме выбора амплуа для игроков.

Амплуа нападающего второго темпа 

Логика игры предъявляет к нападающим второго темпа следующие основные требования.

– Эффективное нападение вторым темпом с краев сетки в соперничестве с групповым блоком.

– Надежный стабильный прием подачи.

– Хороший блок во всех зонах передней линии.

– Надежная и агрессивная подача.

– Умение атаковать со второй линии.

– Надежные действия (отсутствие ошибок) в критических ситуациях игры, особенно в нападении и в приеме подач.

– Уверенная игра в защите.

Лучшие нападающие второго темпа, способные удовлетворять сформулированным выше требованиям, имеют следующие обобщенные (в том числе игровые) характеристики:

Главные козыри: устойчивость в стрессовых ситуациях, агрессивное и эффективное нападение с передач второго темпа, стабильный прием подач и сложная силовая подача.

– Игроки этого амплуа отличаются повышенной агрессивностью, бойцовскими качествами, уважают силу и умеют ею пользоваться.

– Обладают хорошей общей игрой в академических ситуациях за счет малого количества ошибок, однако зачастую имеют трудности в переключении внимания и в сумбуре нестандартных ситуаций действуют хуже.

– Ответственные игры проводят, как правило, с большой самоотдачей, старанием и самоотверженностью.

– Отличаются хорошими физическими данными: ростом, силой, прыгучестью, прыжковой выносливостью, силой удара.

– Лучше других нападающих (кроме диагонального) умеют бороться с хорошо организованным групповым блоком.

– В защите хорошо играть могут в основном за счет игровой дисциплины, выбора места и предугадывания.

–  Умеют хорошо блокировать, пользуясь прыжком и ростом.

–  Хорошо атакуют со второй линии.

– Обычно нападающие второго темпа являются хорошими исполнителями и могут быть инструментальными лидерами звена, или команды.

– Их не меняют в процессе игры на игрока в роли либеро, поскольку команде необходимы стабильный прием подач соперника и атаки со второй линии.

Нападающий второго темпа – флегматик.  Флегматики хорошо подходят для этого амплуа. Особенности их нервной системы и темперамента позволяют успешно решать игровые задачи нападающего второго темпа. Флегматики лучше других действуют в концовках партий и игр, особенно ответственных. Но для них игровая ситуация должна быть понятной, ожидаемой, знакомой, в которой не требуется быстроты принятия решений, как бывает в неожиданно меняющихся условиях игры.

Другой важный момент, повышающий эффективность игры, заключается в переносе периода врабатывания, обычно длинного у флегматиков, на предигровую установку и разминку. Флегматики в силу своей инертности часто нуждаются в дополнительной мотивации, что необходимо реализовать до или во время игры.

В разминочную пару к флегматику полезно поставить высокотревожного, мобильного, «заводного» игрока, быть может, даже запасного состава, который заранее сможет «расшевелить», «завести» спокойного и инертного нападающего. Это позволит флегматику сразу, без «раскачки» включиться в игру, принимать адекватные решения, что бывает важным для хорошего начала матча, что часто определяет общий настрой всей команды на игру.

Обычно флегматики эффективны в нападении с передач второго темпа, даже против группового организованного блока и хорошо принимают подачи. Они действуют эффективно в условиях высокой ответственности и достаточного количества времени для подготовки игрового действия. Этим флегматики выгодно отличаются от игроков с другими типами темперамента.

Чаще флегматики предпочитают простую игру и привычные схемы взаимодействия, силовое противоборство. У них обыкновенно хорошая общая игра при академичной игре команды и соперника. Хуже действуют в нестандартных ситуациях. С опытом привыкает и к нестандартным условиям игры, если они становятся в результате тренировки привычными. Флегматики за счет устойчивого внимания и спокойствия приобретают способность по незначительным признакам угадывать что сейчас произойдет, предвидеть ситуация и заранее подготовиться к противодействиям, проявляя своего рода компенсаторный механизм преодоления их природной инертности и запоздалой реакции.

Команды, имеющие в своем составе нападающих второго темпа – флегматиков обычно показывают стабильную игру, тем лучшую, чем выше ответственность матчей.

Нападающий второго темпа – сангвиник. В общем, неплохой случай, если нападающий велик ростом и обладает сильным ударом. Нападающие – сангвиники более разнообразны в атаке, тяготеют к быстрой игре в атаке – могут нападать с заниженных передач. Они хорошо переключаются за счет подвижности нервной системы, поэтому имеют хорошую общую игру и успешно действуют в нестандартных ситуациях. Сангвиники хорошо предугадывают развитие игровой ситуации при игре в защите и на блоке. Они эффективнее атакуют вторым темпом с заниженных передач; при этом блок бывает часто неорганизованным, что успешно используют сангвиники за счет сообразительности и быстроты мышления. Умеют эффективно использовать разнообразные подачи.

Сангвиники легко научаются новому и, как правило, любят учиться – в этом залог их разнообразного арсенала технических и тактических действий. Но при этом важна регулярность в совершенствовании всего набора приемов игры – сангвиники обычно быстро «хватают на лету» все новое, но и быстро забывают.

«Коньком» нападающих-сангвиников может стать целесообразное применение разнообразного технического арсенала при хорошей стабильности.

Команды с нападающими второго темпа – сангвиниками обычно имеют стабильную игру, используют разнообразную и сложную комбинационную тактику ведения борьбы.

Нападающий второго темпа – холерик. Холерик в роли нападающего второго темпа – самый нежелательный вариант, хотя и возможный. Играют такие нападающие неровно, «взлеты» чередуются со спадами; наблюдается и цикличность от игры к игре – это обусловлено особенностями их нервной системы.

Холерики часто неэффективно действуют в концовках, особенно когда в игре есть паузы, однако вполне способны собраться, повести команду за собой, стать ситуативными лидерами – безудержность их темперамента здесь сказывается в полной мере. После таких «всплесков» эффективной активности холерикам требуется определенное время для восстановления сил. Можно даже разрешить им пропустить иную тренировку по собственной инициативе, чем заставлять «таскать камни» в упражнениях.

Холерики, как никто другой, тратят на игру много эмоций, для восполнения которых требуется некоторое время. Часто команда, обыгравшая самого сильного соперника, назавтра проигрывает явному аутсайдеру – здесь все дело в недовосстановлении эмоциональных сил. В этих ситуациях особенно уязвимы игроки холерического темперамента.

Командам, использующим в роли нападающих второго темпа игроков холерического темперамента, лучше применять комбинационную игру, меньше использовать удары с высоких и далеких от сетки передач. Обычно в сложных игровых условиях, требующих «моторных» действий игроков, холерики ошибаются реже, чем в размеренных ситуациях, в которых «все ясно», но психологически сложно. Трудны для холериков и ситуации, когда в игре получаются психологически напряженные паузы.

Действовать стабильно и более-менее эффективно в течение всей игры или соревнования холерикам может помочь огромная сила воли, воспитанию которой надо уделить много внимания в процессе подготовки с самого начала занятий волейболом.

У холериков часто бывает нестабильный прием подачи и сама подача. В защите отличные и результативные броски чередуются с досадными ошибками из-за несобранности. Однако, в целом, защитные действия являются сильной стороной холериков.

Холерики легко воодушевляются при успешных действиях, не только своих, но и команды; «поймавших кураж» холериков вообще почти невозможно победить. Но они и быстро «сникают» при неудачах.

Чтобы избежать многих стрессовых ситуаций, надо сделать так, чтобы соревнование для игроков холерического темперамента стало привычным на данном уровне, что достигается большим количеством игр, «обыгрыванием» холериков в боевых условиях. Настраивая на матч игроков холерического склада, тренеру лучше занизить перед ними значимость результата: надо помочь им преодолеть боязнь ошибки.

О командах, имеющих в своем составе нападающих второго темпа холерического темперамента, обычно говорят: «Они могут обыграть кого угодно и проиграть кому попало».

Амплуа нападающего первого темпа

Игра ставит перед нападающими первого темпа следующие основные задачи и требования.

– Эффективное разнообразное нападение с передач первого темпа и «завязывание» игровых комбинаций в атаке.

– Хороший блок одиночный и групповой, в том числе после перемещений.

– Универсальность, хорошая общая игра, особенно в условиях быстро меняющихся игровых ситуаций.

– Хорошая игра в защите, разнообразная эффективная подача.

Лучшие игроки этого амплуа характеризуются следующими особенностями.

– Физически одаренные игроки: высокорослые, прыгучие, ловкие, быстрые, обладают хорошей прыжковой выносливостью.

– Игроки решительные, предприимчивые, быстро мыслящие, сообразительные, с развитой интуицией, открытые в общении, играющие с энтузиазмом и самоотдачей.

– Умеют эффективно и разнообразно атаковать из различных положений с прострельных и коротких передач, составляющих часть игровой комбинации в нападении, хорошо блокируют.

– Игроки с хорошей общей игрой в поле и у сетки. Расчетливо и эффективно действуют в хаосе, в условиях быстрой смены игровых ситуаций.

– Легче с основными задачами этого амплуа справляются игроки с выраженной коллективной направленностью, склонностью к кооперированию, к сотрудничеству, «заводилы».

– Нападающие первого темпа обычно более эмоциональны и часто бывают «душой компании» в быту. Они во многом обеспечивают эмоциональные и игровые связи команды, сами играют обычно эмоционально, со страстью, стараясь «зажечь» команду, вдохновить партнеров на самоотверженную игру. «На эмоциях» они нередко предпринимают рискованные, непродуманные действия, которые, впрочем, часто приносят успех.

– В стрессовых ситуациях игроки этого амплуа действуют не так эффективно, как нападающие второго темпа (потому их и меняет на задней линии либеро), однако за счет быстроты и неожиданности предпринимаемых действий у сетки они бывают продуктивными.

Нападающий первого темпа – флегматик. Видимо, самый худший вариант. Флегматику в силу особенностей нервной системы и темперамента трудно справиться с игровыми требованиями к нападающему этого амплуа. В заблуждение тренеров часто вводит довольно быстрый разбег и хлесткий удар игрока. Но (!) присмотритесь, как долго он собирается начать разбег, как часто не попадает в темп передачи в нестандартных условиях!

Для того чтобы решить, когда надо начать разбег и надо ли начинать его в складывающейся ситуации, необходимо иметь быструю реакцию выбора решений – у флегматика на это уходит непростительно много времени, и при его дефиците возможны неверные, неадекватные решения. Он часто опаздывает на блок, а потом не успевает начать вовремя атакующую комбинацию.

Флегматик, обладающий, как правило, хорошим приемом и выраженными бойцовскими качествами, попадая на роль нападающего первого темпа, обнаруживает тяготение к атакам вторым темпом. Так, он часто эффективнее атакует в комбинациях, когда ему достаются передачи второго темпа, или когда при срыве атаки первым темпом ему пасуют «просто». Традиционно имеет агрессивную подачу. Обладая сильной и уравновешенной нервной системой, хорошо действует в стрессовых ситуациях, проявляя завидную помехоустойчивость.

Нападающий первого темпа – сангвиник. Хороший вариант, пожалуй, лучший. Подвижность нервных процессов сангвиника позволяет ему быстро и точно оценивать ситуацию и принимать своевременные адекватные решения в любых игровых условиях. Уравновешенность же обеспечивает «трезвый» игровой расчет и стабильность в исполнении задуманного. Аккуратист, любит четкость, определенность. У сангвиников – нападающих обычно хорошая общая игра за счет традиционной ловкости, быстроты движений, четкого и быстрого расчета. Сангвиники быстро переживают удачи и неудачи, поэтому играют довольно ровно и, главное, без спадов. Расчетливо смелы, активны, всегда адекватны. Хорошо играют в защите и в приеме подач, разнообразно подают.

Четко, но не слепо (творчески), выполняют тренерские установки на игру. Обладают тонкой интуицией, хорошо предвидят развитие игровой ситуации – это помогает им эффективно действовать на блоке и разнообразить атаки. Особенно хорошо получается блок, если игроки научены «добегать» ногами до партнера и «ловить» мяч, направленный ударом соперника, переносом рук в стороны в воздухе.

Нападающий первого темпа – холерик. Для игроков холерического темперамента это как раз то амплуа, где они могут в полной мере реализовать себя. Их энергичность, безудержность, мобильность, самоотдача, эмоциональный подъем, с которым участвуют в игре холерики – именно те качества, которые во многом определят успешность действий нападающего первого темпа.

Холерики обычно быстро мыслят, быстро принимают решения (не всегда верные вследствие чрезмерно эмоционального подхода), быстро и с воодушевлением, часто с азартом, действуют. Однако, тоже не всегда безошибочно – эмоции и неуравновешенность тому виной. Холерики – самые азартные игроки.

При определенных условиях нападающий-холерик способен собраться, проявить огромную силу воли и повести команду за собой, став на время ситуативным лидером. Но долгое время так безошибочно действовать не может.

Если у команды «идет игра», они действуют гораздо стабильнее, чем в психологически напряженных ситуациях. «Провалы» в игре у холериков случаются чаще, чем у игроков другого темперамента. Обычно это случается в приеме подач – там длинная пауза перед обработкой мяча, с которой безудержному холерику справиться нелегко. Поэтому их и меняет либеро на задней линии.

При огромных «затратах» эмоций в игре, холерикам требуется больше времени для восстановления эмоциональных сил. Это обусловливает выраженную цикличность в их деятельности: высокое, как ни у кого другого, эмоциональное напряжение, свойственное холерикам в игре, заставляет его расходовать довольно много эмоциональных сил, требующих времени для восстановления. Благотворно действуют на холерика своевременный отдых, эмоциональные «переключения», смена обстановки – поездка со сборов на выходной день домой, общение с родными и тому подобное.

В целом это игрок быстрый, подвижный, с хорошей общей игрой, эмоционально решительный. Быстро переключается, любит комбинации и быструю игру, часто бывает артистичным.

 

Амплуа связующего игрока

Требования, предъявляемые к игрокам  связующего амплуа.

– Руководство игрой всей команды на площадке, организация взаимодействий игроков, прежде всего, в нападении.

– Целесообразные и качественные передачи по месту и по времени без ошибок.

– Управление психологическим климатом команды и внутренним состоянием игроков.

– Умение играть на блоке против сильнейших нападающих соперника.

– Умение играть в страховке.

– Умение подавать эффективные и «умные» подачи.

Связующий игрок должен обладать порой взаимоисключающими личностными качествами. Быть четким, аккуратным, с одной стороны, и творческим – с другой. Обладать устойчивой психикой – и быть чувствительным. Обладать холодным расчетом – и умением эмоционально «завести» команду. Быть первым помощником тренера – и «душой» команды. Быть творцом – и консерватором.

Невозможное сочетание! Поэтому связующие игроки так непохожи друг на друга по личностным характеристикам, хотя можно усмотреть и общие качества. Поэтому так мало хороших связующих.

Характеристика игроков связующего амплуа.

Связующий игрок, по определению М. Винера, – это игрок с быстрыми ногами, холодной головой и золотыми руками. Связующий игрок – совершенно особая фигура в волейболе, и от него многое зависит в игре. Это дирижер, диспетчер, мозг и мотор команды – какими только эпитетами, причем вполне заслуженно, его не наделяли! Тем не менее, роль связующего игрока в современном волейболе неуклонно возрастает.

Лучшие игроки этого амплуа выделяются многими позитивными качествами. Это самый грамотный игрок команды. С высокой игровой культурой и дисциплиной. Самый расчетливый, дальновидный и хладнокровный игрок – эти качества необходимо выделить в силу их особой значимости. Мало ошибается, надежный. Инициативен, предприимчив, умеет находить эффективные решения, однако старается не нарушать неких принятых рамок – не авантюрист. Созидатель, творец игры. Часто бывает артистичным. Умеет «вести» игру. Подсказывает игрокам во время игры. Всегда понимает и знает, что и как сказать партнерам.

Игрок с устойчивой нервной системой, с подвижной психикой и в то же время  чувствительный. Хорошо действует в сложных и психологически напряженных игровых ситуациях. Тонкий психолог. Имеет развитую интуицию. Тонко чувствует «нить игры» и довольно точно предвидит ход развития событий на площадке. Хорошо чувствует внутреннее состояние игроков, умеет его оценить и отрегулировать. Четко улавливает, кому из нападающих можно доверить завершающий удар в каждый конкретный момент игры. Знает, как разыграть нападающего, как воздействовать на эмоциональный тонус игроков, помогая им обрести состояние мобилизационной готовности. Обеспечивает внутрикомандные игровые и экспрессивные связи. Коммуникабельный, не интроверт. Имеет в команде высокий социальный статус. Часто выбирается капитаном команды. Впоследствии нередко становится тренером.

Связующий игрок – флегматик. Не плохой и не хороший вариант. Прежде всего, потому, что флегматик – интроверт. Это мешает выполнять с высокой эффективностью функции связующего игрока – обеспечивать игровые и эмоциональные связи. Играет ровно, но однообразно, надежно, однако без фантазии. Обычно не творческий игрок, предпочитает проторенные пути, хорошо их использует. Работоспособен, в ответственных ситуациях действует с высокой четкостью и самоотдачей, особенно в условиях дополнительной мотивировки.

Хорошо действует в стрессовых ситуациях, помехоустойчив в силу невысокой чувствительности. Часто не чувствует эмоционального состояния нападающих игроков и не обращает на это внимания. Проявляет мало инициативы, неэмоционален, инертен, может «пойти на поводу» у энергичных нападающих, что может быть и не плохо. Тогда инертность поведения связующего-флегматика компенсируется предприимчивостью нападающих.

Обладает высоким уровнем самообладания и выдержкой, хорошо успокаивающе действует на тревожных игроков. Команда со связующим игроком – флегматиком играет обычно ровно без спадов и взлетов, и если не имеет иных ярких козырей, то «звезд с неба не хватает».

Связующий игрок – холерик.  Нежелательный вариант. Холерик повышает тревожность нападающих. Необуздан, нетерпелив, бывает несдержанным. В отношениях неровен, вспыльчив, часто конфликтует. Как сам, так и команда со связующим – холериком играют неровно, со «взлетами» и спадами – игра у него то «идет», то «не идет». Ведь холерик играет с воодушевлением, энергично, тратит много эмоциональных сил во время игр и ему требуется некоторое время на их восстановление.

Часто излишне «заводной», обычно эмоционально решительный. Поэтому случаются «авантюры», в которые бывают вовлечены и другие игроки, – в игре связующему-холерику не хватает расчетливости и хладнокровия. В напряженных ситуациях ошибается тем чаще, чем слабее нервная система холерика. Плохо выполняя функцию «регулятора» взаимоотношений и состояния игроков, зачастую он сам нуждается в психологической помощи со стороны и в саморегуляции.

Связующий-холерик может «ударно» выходить на замену и «заводить» команду, но на долгое время его, как правило, не хватает. Команды со связующими-холериками показывают неровную игру, в определенной мере «копируя» действия связующих – ключевых игроков в организации игры.

Связующий игрок – сангвиник. Более других сангвиник подходит на роль связующего, однако тоже не идеальный вариант. Сангвиники помехоустойчивы, подвижны, хорошо переключаются, обычно адекватны ситуации. Расчетливы, в игровом сумбуре и всеобщем ажиотаже «не теряют головы», справляясь со своими эмоциями и «трезво» руководя игрой.

Сангвиники надежны, точны, могут творчески развивать игровую ситуацию. В их командах всегда больше порядка и организованности, несмотря на обыкновенно сложную игру. Стабильностью и своими четкими действиями хорошо влияют на всю команду, особенно на тревожных игроков, «заражая» их своей уверенностью.

Сангвиники хорошо справляются со сложной и быстрой игрой, любят ее. Быстро и четко принимают верные решения и без ошибок их реализуют в различных игровых ситуациях. Дисциплинированы, аккуратны, могут четко выполнять план на игру и вносить целесообразные изменения.

У сангвиников обычно надежная подача, хорошая игра в страховке и в защите (особенно, если умеет предугадывать). Они не настойчивы, ищут другие решения, если что-то не получается сразу или почти сразу. Однако идеальными связующими сангвиникам мешает стать такая черта, как поверхностные отношения с партнерами. Это затрудняет возможность понимать товарищей, обеспечивать регулировку их внутреннего состояния и психологического климата команды.

В работе со связующими-сангвиниками тренеру надо помочь им обрести высокий социальный статус в команде, научить видеть внутренний мир и текущее состояние партнеров. Воспитывать серьезность, хладнокровие, глубину и зрелость чувств и отношений, настойчивость, и рассудительность.

Таким образом, приходим к выводу, что для идеального связующего больше подойдет счастливая смесь нужных черт темпераментов, свойств личности и характера игрока.

 

Амплуа диагонального нападающего

Требования, предъявляемые к игрокам в амплуа диагонального нападающего.

– Эффективная игра в атаке на краях сетки, особенно на правом – в зоне 2.

– Активное участие в групповых атакующих действиях вторым темпом.

– Умение забивать «доигровочные» мячи со второй линии на правом краю сетки.

Умение подавать силовую сложную для приема подачу.

– При необходимости участие в приеме подачи и умение выполнить передачу на удар, когда связующий не успевает это сделать (при игре команды по модели № 1 (см. ниже)).

     Характеристика игрового амплуа диагонального нападающего

В последние годы развития игры произошла заметная эволюция амплуа диагонального нападающего. Поначалу с целью усиления атаки в этой роли выступал второй связующий, как правило, высокий и умеющий атаковать.

Позже возросшая потребность в высоком блоке для противодействия атакам основных доигровщиков команды соперника заставила разместить по диагонали со связующим игроком «чистого» нападающего. Это означало переход на принцип комплектования состава по схеме 5-1. Кроме атаки и высокого блока на правом краю сетки от диагонального нападающего требовалась хорошая общая игра, умение принимать подачу и выполнять вторую передачу на удар в случаях, когда связующий этого сделать не мог.

Поскольку требовались атаки в основном вторым темпом, то на роль диагонального нападающего обычно попадал игрок, не выдерживающий конкуренции с доигровщиками в зоне 4. Прием подач у нападающих второго темпа, как правило, надежнее, чем у игроков первого темпа, поэтому их и использовали в приеме подач.

Игроки этого амплуа часто тяготели к комбинационной игре, но в основном атаковали вторым темпом, отвлекая своего блокирующего от противодействия своему партнеру по команде — нападающему четвертой зоны.

На эту роль старались подбирать нападающих с сильной и подвижной нервной системой, позволяющей быстро переключаться для выполнения разноплановых действий в меняющихся игровых ситуациях, агрессивно действовать в завершении атак, надежно принимать подачи и выполнять стабильную подачу. А еще он был своего рода дублером связующего игрока, иногда выполняя передачи на удар, когда связующий по разным причинам не в состоянии это сделать.

Обозначим номером 1 эту модель игры диагонального нападающего, которую все реже используют команды различного уровня, имеющие соответствующий подбор игроков.

С течением времени становилось все более очевидным, что атакующей мощи командам не хватает в ситуациях, когда связующий игрок по расстановке находится на передней линии. Выход нашли следующий.

На месте диагонального нападающего стали использовать обычно самого высокорослого игрока из нападающих второго темпа с самым агрессивным ударом. Ему легче, чем другим нападающим, атаковать со второй линии и из зоны 2, а также противодействовать блоком доигровщику зоны 4 команды соперника. Активное и частое подключение диагонального нападающего к нападению со второй линии в известной мере решало проблемы атаки команды, когда связующий играл по расстановке в передних зонах 2, 3 и 4.

При такой нагрузке в атаке диагонального нападающего освобождают от приема подач. Прием подач осуществляют три игрока – либеро и оба доигровщика, как самые помехоустойчивые. Практически во всех сильнейших командах мира, в том числе и женских, диагональный нападающий стал основным атакующим игроком, «тяжелой артиллерией» команды. Мощное нападение в зонах 2 и 1 (со второй линии), высокий блок, агрессивная подача, иногда и игра в защите – все, что в последнее время входит в обязанности диагонального нападающего. Эту модель подбора игроков и тактику их игры обозначим номером 2. Сейчас ее используют подавляющее большинство команд, особенно высокой квалификации.

На правом краю сетки удобнее атаковать нападающему с сильнейшей левой рукой, поэтому в некоторых командах предпочтение отдается леворуким диагональным игрокам при прочих относительно равных условиях.

Диагональный нападающий – флегматик. Для первой модели организации игры команды не лучший вариант в силу невысокой скорости переключения флегматика, что ведет к запаздыванию реакции в быстроменяющихся игровых ситуациях. Из-за дефицита времени флегматик часто ошибается в выборе решений. В стандартных же ситуациях он действует очень стабильно, но довольно предсказуемо.

Для правшей на правом краю сетки часто нападать неудобно, особенно при передачах из глубины площадки при некачественной доводке мяча. Здесь требуются ловкость, сообразительность, нестандартность, способность «выкручиваться» из сложных игровых ситуаций – это флегматичному, заторможенному игроку сделать бывает не под силу. Леворукость диагонального нападающего значительно облегчает нападение, что может выручать флегматика (в силу «геометрического» упрощения ситуаций).

Для второй же модели тактики игры диагонального нападающего в силу узкого круга задач флегматик подходит как, может быть, никто другой.

Надежно, как подобает флегматику, он действует в психологически сложных и стрессовых ситуациях, становясь хорошим доигровщиком на передней линии и опорой команды – на задней. Командам, имеющим в своем составе флегматиков в роли диагонального нападающего, нужно тактику атак выстраивать так, чтобы они атаковали вторым темпом, не попадая в сложные ситуации.

Диагональный нападающий – холерик.  Для этого амплуа холерик подходит меньше, чем флегматики и сангвиники. У такого нападающего неплохо обстоит дело с адекватностью в быстро меняющихся игровых ситуациях. Он быстр, энергичен, легче переходит от атаки к защитным действиям, и наоборот. Активно участвует в комбинациях, причем эффективность его атак в этих случаях выше, чем в атаках без групповых взаимодействий. Любит атаковать первым темпом, где ответственность ниже.

К недостаткам следует отнести то, что холерики чаще ошибаются в стрессовых и любых психологически напряженных ситуациях, особенно в приеме подач и в атаках с высоких передач. Играет неровно – со «взлетами» и «спадами». Легко воодушевляется и сникает. Хорошо играет, когда у команды «идет игра», что избавляет его от неблагоприятных стрессовых реакций.

Для второй модели тактики игры холерик не подходит. Сведение его игры преимущественно к атакам вторым темпом да еще с высоких и далеких от сетки передач часто приводит к серийным ошибкам холерика, не отличающегося психологической устойчивостью. Для атак вторым темпом подвижному и азартному холерику лучше подходят скоростные передачи, где он в полной мере может проявить присущие ему энтузиазм, решительность и быстроту принятия решений. Холерик с высоким уровнем развития волевых качеств действует довольно успешно, особенно если команда придерживается тактики быстрой игры.

Диагональный нападающий – сангвиник. Хороший вариант для обеих тактических систем игры. Нападающий – сангвиник отличается быстротой мышления и действий, предприимчив, при этом делает мало ошибок, даже в стрессовых ситуациях. Любит быструю игру, где выше элемент творчества. Аккуратен, элегантен, четок, выдержан, бывает артистичен.

Хладнокровен, риск всегда расчетливый. Стабилен, устойчив, надежен до уровня, на который хватает обученности. В противоборстве с групповым блоком при атаках вторым темпом сангвиник проявляет изобретательность и предприимчивость. Обладает хорошей общей игрой. Обычно стабильный прием и подача. Легко переключается на передачу, может пасовать и первому темпу.

Если сангвиника использовать в качестве диагонального нападающего во второй тактической модели игры, то надо отдать предпочтение быстрой разнообразной игре в атаке, а не полагаться только на силу его ударов.

Подвижный, изобретательный, психологически устойчивый, и в то же время с высоким уровнем самоконтроля, сангвиник лучше других справляется с быстрым нападением, атакуя вторым темпом как в комбинациях, так и «один на один» с блоком соперника. Может подавать сложные разнообразные подачи, если обучен.

 

Амплуа либеро

Требования, предъявляемые к игрокам в амплуа либеро

В игре от игрока в амплуа либеро ожидается в главную очередь следующее:

– Усиление игры команды на задней линии – надежного приема подач и эффективной игры в защите.

–  Умение стабильно играть в режиме текущей замены.

– Умение положительно влиять на психологический климат играющей шестерки, налаживать игровые связи, поднимать «боевой дух» команды.

– Умение выполнять простые передачи на удар способом снизу (когда либеро обрабатывает мяч в зоне нападения) и сверху (когда вторым касанием либеро пасует, находясь в зоне защиты).

Характеристика игроков в амплуа либеро.

Обычно в роли либеро оказываются волейболисты с очень хорошей игрой на задней линии. Обладают сильной, подвижной и сбалансированной нервной системой. Надежно действуют в психологически напряженных ситуациях. Своей самоотверженностью и успешными действиями в защите улучшают общую игру команды и вдохновляет других игроков.         Мало ошибаются, обладают хорошей интуицией, что дает им возможность предугадывать направление полета мяча и развитие игровой ситуации. Обычно спокойные, но умеют быстро перемещаться.

Либеро – флегматик. Отличается ровной, надежной игрой, что обеспечивается его сильной нервной системой и уравновешенностью (до заторможенности – здесь нужна дополнительная мотивировка). Имеет стабильный прием подач с хорошей доводкой. Хорошо принимает мячи в защите, если нападающие в него попадают, или если умеет предугадывать. Играет обычно тем лучше, чем выше ранг матча. Может ошибаться в нестандартных ситуациях, когда надо быстро мыслить и принимать решения. Лучше играет в защите при атаках соперника вторым темпом, чем первым, когда часто возникают нестандартные ситуации.

Обыкновенно на площадке либеро-флегматик незаметен, он помогает команде инструментально, а не эмоционально, хотя своей невозмутимостью и уравновешенностью вселяет в тревожных игроков уверенность в своих силах. Своим спокойствием может помочь команде восстановить игровой тонус, обрести стабильность.

Либеро – холерик. Играет, как правило, неровно, чередуя блестящие выходы на площадку с посредственными, или даже провальными. Провалы обусловлены, прежде всего, из-за ошибок в приеме подачи. Умение холериков «собраться» и высокий уровень развития силы воли позволяют снижать количество спадов в игре холерика. У него хорошая общая игра, он хорошо действует в нестандартных ситуациях. Своей традиционно высокой самоотдачей, самоотверженностью и вдохновением холерик может расшевелить команду, «зажечь» игроков.

Либеро – сангвиник. Хороший вариант. Сангвиники способны обеспечить игровую стабильность, в том числе и в нестандартных ситуациях. Играют обычно ровно и результативно. Расчетливы, хладнокровны. Адекватны, хорошо действуют в сумбуре и игровой сутолоке быстро меняющейся ситуации. В эмоциональном плане позитивно влияют на психологический климат команды.

Причины, по которым амплуа для игроков оказываются  выбранными неверно. Учитывая то, что в «чистом виде» типы темпераментов игроков встречаются не так уж часто, важно увидеть и оценить уровень развития составляющих темперамента игроков (особенно свойства нервной системы в отдельности) с тем, чтобы не ошибиться в выборе амплуа. Ошибки обычно обусловлены следующими причинами.

– Выбор амплуа осуществляется еще в ДЮСШ. Отбор проводится, прежде всего, с учетом потребностей детской команды, а не конкретного игрока. Часто в детской команде тренер вынужден в силу необходимости «латать дыры» из-за слабого набора, исходя из ее интересов, используя игрока в неподходящем для него амплуа.

– В дальнейшей карьере игрока учитывается не то, подходит ли игрок как личность на ту или иную роль, а то, что он умеет делать, какого он роста, какую роль играл в предыдущей команде и прочее. Особенности структуры личности в расчет, как правило, не принимаются. Обычно тренеры ориентируются на эффективность действий игроков. Такая оценка поверхностна, поскольку эта эффективность может быть обусловлена лишь привычностью, сформировавшимися игровыми стереотипами, а не раскрытием истинных возможностей и личностных качеств игроков. Здесь сказываются ранняя детская специализация игроков.

Наконец, в командах мастеров вынуждены считаться с фактом уже осуществленного выбора амплуа вновь пришедших игроков. Только нужда и крайняя необходимость заставляет менять игровые функции игрокам. И даже если предлагаемое амплуа игроку подходит больше, на первых порах он с новой ролью может не справляться именно в силу непривычности. Бывает, что на том эксперимент и заканчивается.

Резюме

  1. При выборе амплуа для игроков в первую очередь необходимо принимать во внимание и учитывать их психологические личностные характеристики, и лишь потом – физические данные и степень владения техникой игровых приемов.
  2. В конечном итоге игрок достигнет больших успехов, если выбор его амплуа осуществлен верно. Если выбор неверен, приходится уповать на возможность формирования компенсаторных механизмов и других составляющих мастерства, либо впоследствии решаться на изменение амплуа игрока.

 

игровая деятельностьпсихология игры