Проблемы теории и практики отечественного волейбола
Для возврата былых самых высоких позиций на международной арене и удержания их на должном уровне сборными командами нашей страны (в том числе и молодежными) представляется важным разобраться в причинах относительных неудач в свете существующих проблем современного волейбола. Эпизодические выигрыши даже самых крупных соревнований одной из наших национальных команд всех проблем отечественного волейбола не решают и скорее свидетельствуют об их наличии.
На первом этапе полезно осознать и сформулировать проблемы, сдерживающие развитие игры, теории и практики подготовки игроков. Далее станет возможным поиск путей их преодоления. Последующее решение основных проблем оздоровит все звенья системы подготовки игроков, что обеспечит, в том числе, и победы.
Организационно-методические проблемы. Одной из главных проблем нашего волейбола является невысокий уровень существующей практики и методики подготовки волейболистов. На сегодняшний день он таков, что тренеры ДЮСШ больше надеются на удачный поиск юных талантов высокого роста, чем на собственно спортивную подготовку. А тренеры команд мастеров больше рассчитывают на покупку высококлассных игроков со стороны (найти которых все труднее), чем на воспитание их своими силами.
Спорт высших достижений, таким образом, все больше превращается в соревнование денег, а не мастерства игроков и тренеров и не систем подготовки игроков высокого класса. Команды Суперлиги стремительно появляются не там, где хорошо работают ДЮСШ, а там, где имеются большие деньги. Вместе с тем появление команды мастеров с огромными материальными возможностями, как правило, не сопровождается ростом эффективности работы других звеньев местного волейбола. Игроков рассчитывают покупать «на стороне», не прикладывая усилий для развития детского волейбола, в частности для строительства спортивных баз для ДЮСШ. В лучшем случае создается спортивный интернат, куда привлекают лучших игроков юного возраста из разных городов. Кончатся спонсорские деньги для команды – не станет и волейбола высокого уровня в этом городе.
Большой проблемой является неудовлетворительное управление волейбольным хозяйством нашей страны, обусловленное, прежде всего, невероятной бюрократизацией всех уровней управления и усилением их авторитарности. Руководящие посты разных уровней занимают одни и те же чиновники в течение десятков лет. Их авторитарное управление выдавливает наиболее творческих специалистов из всех звеньев системы подготовки игроков.
Тем не менее, проблемы спорта осознаются в соответствующих министерствах это вынуждает их проводить многочисленные реформы, направленные на выправление ситуации. Однако они проводятся «сверху» без каких-либо консультаций с работающими специалистами: тренерами, методистами, директорами, учеными. Непомерное увеличение оборота документации, отчетов различного толка осложняют работу всех звеньев подготовки игроков. Создаётся впечатление, что все реформы преследуют цель повышения контроля «сверху».
Складывается парадоксальная ситуация: для оздоровления системы подготовки игроков остро необходимы перемены, но от проводимых реформ эффект получается, как правило, отрицательный, ухудшающий условия работы тренеров и специалистов низшего звена, выполняющих основную работу спортивных организаций – подготовку игроков. Это негативно характеризует качество управления волейбольным хозяйством страны.
Растёт чувство социальной несправедливости от перекосов в использовании материального стимулирования и снижения уровня оплаты труда рядовых работников спортивных организаций. Закономерно происходит раннее эмоциональное выгорание добросовестных тренеров.
Важные вопросы стимулирования и организации труда тренеров и специалистов решаются неудовлетворительно, и это является очень важной проблемой. Стимулы хорошо работают тогда, когда они реально достижимы. Они становятся бесполезными, когда очередная их «ступенька» поднята так высоко, что нет уверенности её преодолеть.
Действующие стимулы выстроены так, что в глазах тренеров и специалистов реализация наиболее высоких из них выглядит нереальной. С другой стороны, стимулы должны поощрять только те направления деятельности тренеров и специалистов, которые обеспечивают высокий уровень подготовки игроков.
Например, нельзя оценивать эффективность работы детского тренера только по занятым местам его команды в соревнованиях со сверстниками. Продуктивнее оценивать качество набора и уровень «базовой» подготовленности юных игроков, различные её стороны: техническую, физическую (начиная с роста), тактическую. Но главным критерием должно служить место подготовленных игроков во взрослом волейболе.
Довольно легко поддается оценке физическая подготовка — при помощи тестов и измерений. Наибольшую трудность представляет объективная оценка технической и тактической подготовки. На первый взгляд отсутствие научно обоснованных моделей игровых приёмов делает невозможным объективную оценку техники выполнения игровых приёмов. Однако опыт оценки техники в некоторых видах спорта (гимнастика, фигурное катание и плавание, прыжки в воду и проч.) показывает, что задача эта разрешима. Тем более, что сейчас удалось сформулировать условия эффективного решения двигательных задач волейболистов на основе причинно-следственных зависимостей []. Но критерии оценки не должны определять чиновники и спускать тренерам циркуляры «сверху». Критерии должны выработать в процессе коллективного обсуждения лучшие практики-тренеры, в т.ч. детские, а также методисты, ученые. Здесь могла бы помочь конференция с привлечением тренеров и широкого круга специалистов и ученых. Для дальнейшего уточнения критериев оценки был бы полезен выпуск научно-методического журнала по нашему виду спорта.[1]
В ДЮСШ всякого рода отчёты, детальное поурочное планирование на год вперед и «железное» соблюдение учебной дисциплины тренерами подготовку игроков не улучшают. На год вперед заглянуть детально не может никакой даже самый талантливый тренер. Жизнь всегда вносит свои, порой довольно существенные, коррективы, требующие некоторых изменений и в планах и в расписании (возможность при необходимости сокращения времени тренировки по решению тренера, внеплановый выходной день игрокам или всей команде и пр.). Добросовестный тренер всегда перерабатывает, (хотя бы проводит набор на постоянной основе) нельзя его унижать бесконечными проверками, отчетностью и недоверием. В конце концов, надо оценивать тренера не за время нахождения на тренировке по расписанию, а по результатам набора перспективных игроков и подготовке волейболистов высокого класса для команд мастеров.
Обычно успешность работы тренеров ДЮСШ оценивалась по местам, занятым их командами на детских соревнованиях различного уровня и по количеству делегированных воспитанников в составы сборных команд своего возраста. Звания, категория и, соответственно, зарплата тренера тем выше, чем выше ранг выигранных соревнований и чем больше представительство его игроков в детских сборных командах различного ранга. Уровень оплаты труда тренеров невысок и никак не связан с успешностью подготовки ими молодых игроков в команды мастеров. Поиски и опробование других способов оценки тренерского труда для их аттестации позитивных результатов пока не приносят. При подушевой оплате другие критерии исчезают или не работают. Подготовка игроков для взрослых команд мастеров не является заботой первостепенной важности детского тренера. Тогда как и эту задачу, и повышение массовости подготовки игроков можно решать одновременно при соответствующей оценке и стимулировании труда тренеров и специалистов.
Вместо действенной методической помощи тренерам, в которой они остро нуждаются[2], им предписывается составлять различные подробные отчеты о мероприятиях и игроках, а также планы проведения тренировок на год вперёд. Всё возрастающий объём планирования и разнообразной отчётной документации, в целом низкий уровень зарплаты тренеров, трудности в прохождении аттестации, получении категорий, званий, нарастающее административное давление, невероятная бюрократическая волокита в решении многих вопросов, острая нехватка материальной базы и возрастающее административное давление привели к тому, что молодые специалисты работать в ДЮСШ не идут. Тренерский состав стремительно стареет и постепенно уходит. Эти проблемы надо решать.
Заявленная реформаторская идея в целом замечательна: справедливо и для дела хорошо платить больше тем тренерам, кто лучше работает. Но не количеством же занимающихся оценивать работу тренеров спортшкол олимпийского резерва! Ещё следует чётче определиться с тем, что необходимо: воспитывать игроков высокого класса или выигрывать детские соревнования со сверстниками в основном местного уровня? Эти две задачи параллельно решаться не могут; в известном смысле они альтернативны. В существующей практике однозначный выбор сделан, увы, не в пользу подготовки игроков для команд мастеров.
Для успешности подготовки игроков высокого класса огромное значение имеют, среди прочего, рост и двигательная одарённость игроков. Эти проблемы решаются, прежде всего, в процессе длительного и качественного набора способных новичков. Однако для скорого успеха по формальным показателям тренеру легче и целесообразнее набрать средних по росту, более развитых в двигательном отношении новичков (лучших среди сверстников за счет более раннего биологического развития), и выигрывать детские соревнования.
Новичков высокого роста ещё надо найти и привлечь к регулярным занятиям волейболом. Для этого тренеру необходимо обойти не один десяток общеобразовательных школ, просмотреть многие сотни учеников, убедить подходящих кандидатов и их родителей в пользе и необходимости занятий волейболом. Набор талантливых новичков — это тяжёлая (для многих тренеров городов – самая тяжёлая), порой неблагодарная и, случается, бесплодная работа. Ситуацию усугубляет то, что этот самый важный и самый тяжёлый труд тренера не оплачивается вообще! Т.о., можно констатировать, что руководству пока не удается найти и воплотить в жизнь действенный механизм стимулирования труда тренеров.
Основной проблемой методики подготовки игроков является то, что планомерной работе над «базой» мастерства юных волейболистов тренеры предпочитают выигрыш детских соревнований, ориентируясь на формальный результат. Игровому компоненту спортивного мастерства юных игроков уделяется неоправданно большое количество внимания и времени.
В детском волейболе победа достаётся тем, кто меньше совершает ошибок в игре при обработке мяча и выборе решений. Меньшее количество ошибок достигается за счёт огромного количества повторений, в общем-то однообразных упражнений для совершенствования узкого круга освоенных технических элементов. Они встроены в бесконечно повторяемые игровые упражнения и двухсторонние игры, удельный вес которых недопустимо возрастает уже к среднему возрасту учащихся ДЮСШ.
От игроков добиваются способности уже в ДЮСШ эффективно использовать весь их небольшой запас технических и тактических приёмов ведения соревновательной борьбы в ущерб «базовой» технической и тактической подготовке. Это позволяет выигрывать многие детские соревнования, прежде всего за счёт надёжности выполнения игровых приёмов, а точнее – за счёт меньшего количества ошибок в играх. Получается банальное «натаскивание».
Огрехи игровых навыков игроков, узость и нехватка основополагающих элементов их мастерства становятся очевидными, когда молодые волейболисты попадают в команду мастеров. Быстро выясняется, что многого на высшем уровне они выполнять не умеют. К моменту окончания спортивной школы возможностей для роста у таких игроков почти не остаётся, поскольку широкая база спортивного мастерства в процессе тренировок не закладывалась.
Порочность подобного подхода очевидна, но особенно он губителен для высокорослых игроков, представляющих наибольшую ценность для команд мастеров. Игрок высокого роста – товар редкий, штучный, с ним детскому тренеру надо возиться, его надо лелеять. Недопустимо форсировать подготовку и рано бросать его в горнило официальных взрослых соревнований. При ускоренном росте опорно-двигательного аппарата, сопровождающимся отставанием в физическом развитии высокорослых игроков, обычные для других волейболистов нагрузки для них оказываются непомерными. Так потенциально самого перспективного игрока можно и «загнать», если не учитывать особенностей развития его организма.
Для команд ДЮСШ младшего и среднего возраста (а порой и старшего, особенно у мальчиков – они развиваются медленнее) такие высокорослые игроки, бывает, приносят немного пользы на игровой площадке из-за вполне естественного отставания в развитии. К старшему возрасту, если с высокорослыми игроками бережно работать, они навёрстывают упущенное и становятся опорой команды, сохраняя при этом все перспективы дальнейшего роста спортивного мастерства.
Важная методическая проблема состоит в том, что тренеры, делающие ставку на техническую подготовку, как на базу спортивного мастерства игроков, сталкиваются с большими трудностями. Большой проблемой для них является то, что пока не очень ясно чему, какой технике учить своих воспитанников. Спортивная наука пока не смогла обосновать эффективные моделей техники исполнения игровых приёмов волейбола[3]. По этой причине каждый тренер в работе пользуется своими представлениями о рациональной технике движений, полученными из личного опыта занятий волейболом и на основе наблюдения за лучшими исполнителями – преимущественно за внешней картиной движений волейболистов.
Скромные успехи прикладной науки биомеханического направления объясняются, с одной стороны, методологическими проблемами познания. С другой стороны, — предпочтением ученых руководствоваться Авторитетами даже там, где для пользы дела следует мыслить и разбираться самостоятельно.
Не выработано и достаточно эффективной методики обучения и совершенствования технических приёмов игры. Об этом можно судить хотя бы по тому факту, что технические элементы игры воспитанники у одного и того же тренера выполняют по-разному. И эта разница такова, что её нельзя объяснить индивидуальными стилевыми различиями игроков; скорее это их индивидуальные ошибки в выполнении приёмов игры.
Время от времени в методической литературе появляются кинограммы или фото исполнения технических приёмов лучшими игроками с призывами делать также. При таком подходе доступной является только внешняя картина движений; условия эффективности не очевидны и не понятны. Потому тренеры и пытаются добиться внешней похожести структуры движений юных игроков на мастеров.
Лучшими же исполнителями приёмов не критично и часто неоправданно признаются игроки, демонстрирующие наиболее эффективную игру. Волейболист, действующий на площадке эффективнее других с точки зрения добычи очков для команды, признаётся эталоном и может использоваться как образец техники для подражания. Учитывается и звание исполнителя.
Ошибочность этой позиции становится очевидной, если принять во внимание ещё и тот факт, что результат действий игроков в матчах определяется многими составляющими: и техникой, и тактикой, и физической подготовкой, и особенностями нервной системы игрока, и силой его характера, и сообразительностью. В принципе, при весьма посредственной технике движений можно выигрывать очки за счёт других составляющих мастерства.
Непонимание динамических механизмов, определяющих эффективность выполнения игровых приёмов, вынуждает тренеров при обучении использовать в качестве ориентиров внешние признаки движений, Они кажутся верными либо с «первого взгляда», либо укоренились в традиции благодаря авторитету, но не являются результатом глубокого анализа и причинного обоснования. Таковы, например, «прямая рука» и «энергичность движения кисти» при выполнении нападающего удара. Или «ковш» и «воронка» при верхней передаче.
При таком разнообразии и нечёткости представлений о технике игровых приёмов волейболистов тренеру вряд ли удастся выработать свою эффективную методику обучения и совершенствования техническим приёмам игры. В сложившихся условиях возможность научиться эффективной технике волейбола существует только у двигательно одарённых «от природы» игроков. Они либо интуитивно в процессе тренировки «схватывают» механизмы, определяющие высокую эффективность движений, либо уже имеют их врождённо.
Подобная методика обучения техническим приёмам игры обычно не обеспечивает формирования эффективных динамических механизмов структуры движений волейболистов. Поэтому на практике используется преимущественно путь обучения юных игроков узкому кругу технических приёмов и обеспечения надёжности их воспроизведения в игровых условиях за счёт огромного количества повторений в соответствующих упражнениях и играх.
При таком организационном и методическом подходе не закладываются основные составляющие «базы» технической подготовки – эффективные механизмы игровых движений и формирование широкого арсенала технико-тактических приёмов юных игроков.
Решение этой задачи является не таким уж простым делом. Если в организационном плане принять решение о подготовке тренерами игроков высокого класса, а не выигрыша соревнований у сверстников — задача простая, было бы желание у руководства, то оценка базовых составляющих мастерства юных игроков связана с большими трудностями. Уровень физического развития игроков ещё поддаётся объективной оценке (рост, высота прыжка, время преодоления коротких отрезков дистанции и проч.). А вот выбор критериев для оценки уровня базовых составляющих технического и тактического мастерства в условиях разночтения весьма проблематичен.
Среди проблем тактики волейбола выделим трудности организации быстрого нападения при некачественном приёме мяча с подачи или после нападающего удара. При недоводках мяча к сетке принимающими игроками атаки первым темпом в подавляющем большинстве случаев отменяются. Трудности в решении этой проблемы замедляют тенденцию развития тактики игры в направлении ускорения темпа атакующих действий, что снижает эффективность и агрессивность нападения, а также зрелищность игры в волейбол. Тогда как решение этих проблем лежит на поверхности (см. раздел по тактике игры в нападении).
Видимо, следует признать как проблему узость используемого тактического арсенала лучшими командами и страны и мира. Они, как две капли воды, стали похожими друг на друга – по способу комплектования игрового состава, используемых комбинаций в нападении и защитных построений.
К проблемам тактической подготовки игроков можно отнести следующее.
— Узкий арсенал тактических взаимодействий молодых игроков, неумение произвольно изменять командные системы организации игры в защите в процессе матча или партии.
— Неумение игроков (за редким исключением) своевременно предугадывать развитие событий на площадке, что могло бы повысить эффективность противодействий. Это касается, прежде всего, защитных действий в глубине площадки и на блоке у сетки. Но немногим лучше положение дел и в организации атак.
В психологической и педагогической науках ситуация в целом прямо противоположная: многое уже известно, но не используется практиками волейбола – и это тоже немалая проблема.
К наиболее важным проблемам психологической подготовки волейболистов следует отнести то, что при наборе новичков и отборе лучших игроков в каждую очередную команду почти не учитываются или вовсе игнорируются психологические характеристики их личности. Та же картина при выборе амплуа для игроков. Набор новичков в условиях существующей практики проводится по ростовым, физическим и техническим данным. Отбор лучших игроков в команды более высокого уровня осуществляется по эффективности их игры с учётом физических данных молодых волейболистов. Такой подход оправдан при формировании сборных команд, но малоперспективен для клубных коллективов.
Другая проблема – игнорирование в тренировочной работе особенностей психологической структуры личностей игроков и социально-психологических структур команды. Удовлетворительное решение этих проблем может в значительной мере увеличить эффективность учебно-тренировочного процесса, обеспечивать победы в играх с соперниками, равными по силам. Соперничество в современном спорте – это в определяющей мере соперничество характеров спортсменов, противоборство их личностей. Побеждают те спортсмены, которые сильны духом и способны к более высокому уровню волевых проявлений в критических игровых ситуациях.
К педагогическим проблемам в главную очередь следует отнести преобладающее использование тренерами авторитарных методов воспитания в практической работе с волейболистами различного уровня. Дисциплина и работоспособность в тренировках обеспечиваются, в основном, репрессивными методами. Ставка делается не на формирование творческой личности с высоким уровнем самооценки, уважения, самостоятельности и осознанной ответственности, а на послушание воспитанников. Эксплуатируется умение тренера заставить игроков делать то, что требуется: высоко прыгать, сильно бить по мячу, тренироваться с большим старанием, выигрывать у соперников и прочее.
Перекос в сторону насилия в процессе воспитания формирует у игроков целый ряд комплексов неполноценности, способствует формированию инфантильности личности. По окончанию спортивной школы многие молодые игроки уже не хотят заниматься волейболом на высоком уровне. С оставшимися в спорте игроками демократично работать становится уже почти невозможно. Творческое начало игроков при авторитарном руководстве в значительной степени придавлено. Принуждение к труду не способствует свободному поиску путей самосовершенствования игроков. Из истории мы знаем, что рабский (принудительный) труд самый неэффективный. Переход на рельсы сотрудничества тренера и игроков на всех уровнях подготовки волейболистов – главная педагогическая задача отечественного волейбола. И задача эта имеет решение – ведь во многих странах это давно получилось.
Очень острая проблема – проблема преемственности. Сейчас неоправданно много молодых игроков теряется на пути из детских спортивных школ в команды мастеров. Проблема преемственности имеет несколько аспектов. Проще всего она решается в организационном плане: созданием спортивных интернатов, команд-дублёров, или использованием команд низших лиг в качестве дублирующих. В таких командах молодые игроки при соответствующей тренировочной работе могут окрепнуть, стабилизировать все элементы спортивного мастерства, получить необходимый игровой опыт «в бою», постепенно адаптироваться к новым требованиям в новой команде.
Гораздо труднее решается проблема преемственности в подходах к подготовке игроков. Новые более жёсткие требования в новой команде могут оказаться не «по зубам» многим игрокам, не в силу их особой трудности, а в силу необычности. Другой тренер – другой стиль работы, определяемый, в том числе и тем, что перед более взрослой командой стоят несколько иные задачи.
Первая неожиданность, с которой сталкиваются молодые игроки в новой команде после ДЮСШ, — практически полное отсутствие целенаправленной работы над техникой движений. Поскольку навыки выполнения технических приёмов у них ещё «не устоялись» и недостаточно стабильны, они часто деградируют. Самостоятельно справиться с возникшими проблемами может далеко не каждый молодой игрок. Неизбежно возникающая деформация структуры движений (в том числе по психологическим причинам), которую помогал устранить детский тренер, здесь становится причиной замедления роста, остановки или деградации мастерства молодых игроков.
Особенно негативно это сказывается на высокорослых игроках, имеющих обычно несколько замедленное развитие и более позднее созревание всех систем их опорно-двигательного аппарата. У молодых игроков ещё не устоялись двигательные навыки, не наступила фаза их стабилизации, обеспечивающая надёжность игровых действий. Двигательные навыки выполнения технических приёмов надо ещё «достраивать» и отлаживать по мере возникновения ошибок в условиях предъявления новых требований, а не бросать подающих надежды игроков в горнило жёсткой учебно-тренировочной и соревновательной подготовки команд мастеров. Мало кому из молодых волейболистов удаётся преодолеть этот этап без существенных потерь, если вообще удаётся.
Проблема ещё больше усугубляется, если тренеры детской и «взрослой» команд имеют различные представления о способах выполнения технических приёмов. Подсказки, методические указания и приёмы обучения этих тренеров различны — это отражается на технике игроков. Некоторые тренеры решаются на переучивание. Коренная перестройка навыков выполнения технических приёмов в процессе переучивания отбрасывает игроков ещё на год-два назад.
Для нашего волейбола непреходящей является проблема связующего игрока, как в клубных, так и в сборных командах страны. Игроки связующего плана нашей страны уже долгое время проигрывают лучшим связующим ведущих команд мира по уровню игрового мастерства. Это существенно сдерживает развитие игры и сужает тактический арсенал и возможности наших команд.
Использование методов авторитарной педагогики, блокирующих творческое начало воспитанников, невысокий уровень техники верхних передач, игнорирование социально-психологических особенностей личности при определении игроков на роль диспетчеров и, как следствие, позднее использование быстрой игры в ДЮСШ во многом создают проблему связующего игрока в нашем волейболе.
[1] Пока же в качестве критериев уровня техники игровых приёмов можно использовать требования «опорных моделей» технических приёмов.
[2] Платные тренерские семинары, проводимые ВФВ (хотя и на том спасибо!), на которые попадает только малая часть работающих тренеров, проблемы повышения квалификации тренеров не решают – слушатели в личных беседах отмечают невысокий методический уровень предлагаемых для обучения материалов.
[3] В вышедшем учебнике и в работе автора [58] предпринята попытка решить эту проблему.