Педагогические аспекты

Педагогические аспекты подготовки игроков

                                                                      «В любом деле воспитание важнее обучения» Марк Галлай

         Профессиональные успехи тренера в значительной мере определяются уровнем его педагогического мастерства. Это очень важная компетенция профессионала в области физической культуры и спорта.  Она определяет не только успешность формирования всех сторон личности игроков и стиля отношений в команде, но и качество обучения технике, тактике, волевым проявлениям и способности к реализации игрового потенциала воспитанников.

Во всех известных педагогических системах воспитания применяется большой набор приемов и средств, по направленности своего воздействия – от побудительных до жестко принудительных. Они используются в качестве положительных или отрицательных подкреплений. Многие педагогические приемы, как правило, эмоционально окрашены и, в зависимости от характера своего воздействия, воспринимаются воспитуемыми тоже как положительные или отрицательные – «хорошие» или «плохие».

Если в воспитании преобладают (иной раз абсолютно) отрицательные воздействия, подкрепляемые авторитетом педагога, – запреты, «разносы», угрозы, наказания и пр., – и преследуется задача заставить воспитуемых выполнять предъявляемые требования, то ее можно охарактеризовать как педагогическую систему принуждения, или авторитарную систему. В рамках этой авторитарной педагогики под воспитанием большей частью понимается принуждение воспитуемых к послушанию. В неповиновении учеников воспитатели видят корень зла [80, с. 55]. А любовь и хорошее отношение со стороны педагога – награда за послушание.

Если же ставка сделана на положительные воздействия и ставится задача пробудить интерес, вдохновить воспитанников на успешное выполнение учебно-воспитательных задач, то такую систему можно обозначить как педагогику побуждения, реализуемую обычно в рамках партнерского сотрудничества педагога и воспитанников. Она имеет и антропологические корни – потребность каждого человека реализовать заложенный в нем природой потенциал. Педагогика сотрудничества предоставляет для этого наилучшие условия. Происходит также поворот в отношении к «человеку как мере всех вещей».

Несмотря на то, что педагогическая система побуждения гораздо эффективнее принудительной педагогики, обычно в игровых видах спорта используется жесткая система методов принуждения. Причина этого кроется, по-видимому, в глубоких традициях нашей культуры[1], в состоянии нашего общества, и в том, что для авторитарной педагогики не требуется высокого педагогического мастерства – достаточно примитивной агрессивности.

Суть метода воспитания в системе авторитарной педагогики в коротком варианте можно выразить формулой: «Сказано – сделано, не сделано – наказано!» Воспитание здесь подменяется принудительным управлением и принуждением к послушанию. Идеал такой педагогической системы – послушный воспитанник. Проявляющие непослушание, либо неспособные выполнить приказания игроки подвергаются обструкции, террору. В ход идут агрессивные средства «воспитания»: постоянные претензии к игрокам, психологическое давление, приписывание им вины, крик, оскорбления, уничтожающие оценки, унижения, угрозы наказания и наказания.

При авторитарной системе воспитания становятся совершенно неизбежными конфликты между тренером и воспитанниками, имеющие иной раз самые серьезные последствия для обеих сторон.

Отдавая должное такой системе воспитания, которая, увы, давно и крепко укоренилась в нашей культуре, отметим, что она приносит свои положительные, обычно временные, плоды:

1) на первых порах наблюдается повышение дисциплины и исполнительности игроков;

2) исполнительность и дисциплина в группе обеспечивают более высокую скорость обучения и игровую дисциплину, чем в условиях отсутствия таковых.

Поскольку позитивные стороны педагогики принуждения практически исчерпываются приведенными выше, подробнее остановимся на ее отрицательных моментах.

В первую очередь необходимо отметить регулярность острых конфликтов тренера и воспитанников. Это неизбежные спутники авторитарной педагогики воспитания, обусловленные гуманистической основой природы человека. Безусловное требование подчинения, неуважение к личности игроков противоречит базовым потребностям любого человека, деформирует его психику.

Негативное влияние методов авторитарной системы воспитания на формирование личности воспитуемых очень велико. Еще Э. Фромм, замечательный философ и психоаналитик, отмечал, что «… в гетерономном вмешательстве в процесс развития ребенка, а позднее и взрослого человека, скрыты наиболее глубокие корни психической патологии и особенно деструктивности»[2]. Развивая эту мысль, несложно прийти к выводу, что каким будет наше отношение к детям, таким мы и сформируем будущее человечества.

В условиях жесткого диктата тренера, выражаемого порой в самой грубой и неадекватной форме (достаточно посетить детские соревнования по волейболу, чтобы в этом убедиться), происходят существенные деформации личности, формируются различные комплексы неполноценности у детей, преодолеть которые дано не каждому, что обусловливает многие проблемы их взрослой жизни. В этом смысле, как сказал классик, «все мы родом из детства».

Наиболее типичные последствия для воспитанников от применения авторитарной педагогики принуждения следующие.

Послушные воле тренера игроки (их обычно большинство) в процессе авторитарного воспитания постепенно становятся «серыми» и безынициативными. В условиях постоянного подчинения диктату руководителя у них не может сформироваться свой нравственный «стержень» личности и внутренние побудительные мотивы самостоятельных моральных поступков. Мотивы, как часть деформированного «стержня» их личности, трансформированы извне: «Я так поступаю потому, что так требует тренер, учитель, система».

Они зависимы от авторитета старших, от их «абсолютного» мнения, от внешней оценки, от принятых в обществе стереотипов, установок и правил. Они не осмеливаются на самостоятельный анализ событий и не доверяют своему разуму, надеясь на мнение Авторитетного Специалиста. Их творческое начало не получило дальнейшего развития, оказалось «придавленным» условиями формирования (стоит ли удивляться, что в обществе с авторитарной культурой  не появляются новые Сократы и Аристотели?). Они становятся добычей разного рода своекорыстных манипуляторов.

Такие воспитанники впоследствии довольно легко усваивают негласные «правила игры» во взаимоотношениях людей и в силу своих способностей к манипуляциям и приспособлению используют их для достижения успеха в карьере. Поступать «как все, как принято, как ждут от них авторитетные люди» – их стиль поступков, манера «умного» поведения. На выборах они, как правило, голосуют за лидирующего кандидата, который, скорее всего, победит.

В конфликтной ситуации такой воспитанник скорее подчинится требованиям извне или пойдет на компромисс, чем реализует требования морали, вытекающие из общечеловеческих ценностей, нарушая, тем самым, нравственный закон в угоду целесообразности и личной выгоде. Это блокирует развитие таких качеств, как мужество и способность к гражданскому сопротивлению в необходимых случаях. Психолог Ролло Мэй считал, что противоположностью мужества в современном обществе является не трусость, а конформность. Вообще всякое вынужденное приспособление разрушает часть индивидуальности и деформирует личность. Э. Фромм был уверен, что «История человека началась с акта неповиновения и может кончиться актом повиновения» [79, стр. 7].

Из числа воспитанников, не покорившихся диктату тренера, а также сделавших вид покорившихся (с «фигой в кармане»), или временно послушных (пока не повзрослели, или пока «узда» не ослабла), впоследствии далеко не все оказываются способными к самостоятельному нравственному поведению. Часть учеников не будет поступать «как воспитатели» принципиально, поскольку в их понимании это несправедливо и плохо – неплохой случай.

Другую часть воспитанников может «понести вразнос», как только исчезнет внешняя сила принуждения и контроля. Ведь в процессе воспитания вместо позитивной мотивации, формирующий нравственный стержень личности, их поведение регулировалось порицанием и страхом наказания. Как только исчезают эти факторы (школа закончилась или игрок ушел из команды), поведение воспитанников может измениться до неузнаваемости.

Третья же часть воспитанников смогла усвоить не нормы правильного поведения, которые им пытались «привить», как видим, негодными средствами, а только способы их достижения, т.е. принуждение и насилие. Главный урок, который они выносят из системы авторитарного воспитания таков: «Сильному можно все!», «Сила решает все!» и «Сильный всегда прав!» Из них пополняются ряды людей с антисоциальными ролями вплоть до криминальных.

Особенно губительными бывают последствия, когда с таким педагогическим варварством тренеров игроки встречаются в юном возрасте. В крайнем варианте жесткие воздействия авторитарной педагогики формируют, в конечном счете, либо лицемерного двуличного человека, решительно не самостоятельного, с психологией холуя и раба, либо бунтаря, поведением которого руководит дух противоречия, как реакция на несправедливость воспитателя.

Нравственные категории и побудительные мотивы в системе авторитарного воспитания выстраиваются «от негатива» – при отрицательном подкреплении. На второй план перемещаются, в общем-то, правильные требования воспитателя; определяющей становится реакция игроков на методы их реализации. Воспитание проводится не на основе гуманистических ценностей, апелляции к благородным чувствам, высоким идеалам, а на основе культивирования страха и стремления воспитанников избежать наказания – чтобы тренер не злился, не кричал и не наказывал. Взаимоотношения игроков и тренера в этом случае носят характер не сотрудничества, а соперничества, ограничивающего эффективность тренировочной деятельности вследствие постоянных конфликтов и недружественной атмосферы в команде. Э. Фромм отмечал, что в авторитарной морали, характерной для доминаторной модели отношений, «послушание – это главная добродетель, а непослушание – главный грех» [77, с. 386].

Воспитанникам обычно не нравятся жесткие методы, которые воспринимаются ими как несправедливые. Но, повзрослев, большинство из них поступает точно так же. Исключения из правил определяются формированием личности юных игроков воспитательным методом «от отрицания», когда растет дух сопротивления, или обусловлено другим влиянием гуманистического порядка, например, учительницы русского языка и литературы.

Если рассматривать социально-психологический аспект, формируемый применением авторитарных методов воспитания, то надо отметить, что игрокам отводится негативная социальная роль. Сам факт использования «крутых» мер свидетельствует, что в глазах педагога воспитанники плохи, непослушны, и иначе с ними поступать нельзя – нужного результата не добиться. Им отводится роль нарушителей дисциплины, лентяев, «лоботрясов» и т. п. Дети вынуждены эту роль играть. Демонстрируя негативное поведение, воспитанники во многом поступают так потому, что именно такое поведение от них ожидается, такая роль им отводится.

Если подобный метод становится основным и используется постоянно, воспитанники будут действовать в рамках отведенных им негативных социальных ролей. Постепенно воспитанники приучаются к негативному поведению и к мысли о том, что они плохие. У них пропадает желание совершенствоваться, быть лучше – ведь они не имеют успеха в глазах тренера. «Все равно хорошим у него не будешь, стоит ли стараться», – рассуждают они. Так, в значительной мере педагоги сами формируют детей нарушителями дисциплины жесткими педагогическими воздействиями «от негатива», навязывая им негативную социальную роль.

Здесь мы радикально отличаемся от лучших зарубежных тренеров, которые используют прямо противоположный метод, укрепляющий веру спортсменов в свои силы, возможности. Это в первую очередь отмечают наши спортсмены, которым судьба давала возможность какое-то время тренироваться под руководством иностранных тренеров. Эту особенность отмечают и психологи.

Становится очевидным вред от ситуации, когда тренер старается поймать игроков на неблаговидных поступках, нарушении режима и проч., а потом припоминать им при каждом удобном случае, вызывая комплекс вины и укрепляя свое доминантное положение. Это означает снижение их позитивных социальных ролей до уровня негативных. Обман и неправда в словах воспитанников отчасти объясняются тем, что они пытаются сохранить свою позитивную социальную роль. А заодно избежать наказаний.

Но и не реагировать на ситуацию, когда неблаговидное поведение становится явью (может быть, случайно), нельзя. Весь вопрос в том, как реагировать. Надо давать возможность провинившимся «спасти свое лицо» без злоупотреблений и поддерживать все их попытки исправления, демонстрируя веру в воспитанников.

Постоянно применяемые жесткие педагогические воздействия апеллируют к самым темным, низменным сторонам личности игроков, унижают их человеческое достоинство, делают воспитанников толстокожими, неотзывчивыми, не чувствующими чужую боль. У них ожесточается душа, снижается чувство эмпатии, они становятся эмоционально невежественными, не способными к тонким человеческим переживаниям и взаимоотношениям. Воспитанники уже не воспринимают нормальный спокойный тон обращения, а реагируют только на крик, угрозы и крайние негативные оценки. При этом игроки не становятся более волевыми (скорее наоборот), снижается и продуктивность их обучения – история нас учит тому, что принудительный труд не эффективен.

Рассуждая о вреде жестких мер воспитания, великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «… там, где начинаются «сильнодействующие» средства – несправедливое наказание, насилие, произвол, – кончается, исчерпывается педагог и начинается надзиратель, которого дети ненавидят» [65, с. 78]. Чем меньше крутых мер применяет тренер для обеспечения порядка и дисциплины игроков, тем выше его педагогическое мастерство.

Как реакция коллективной защиты от несправедливых наказаний, в команде всегда возникает круговая порука игроков. Постоянное принуждение во всем своем многообразии воспринимается воспитанниками как несправедливость, как зло, подавляющее их желания. В этом кроется причина конфликта тренера и команды, тренера и игрока, увы, в иных случаях ведущая к довольно печальному концу, но никак не способствующая процессу эффективного обучения и становления личности игрока. Такой способ воспитания ведет в тупик, выходом из которого часто бывает разрыв отношений. Или игроки уходят сами, или тренер выгоняет из команды непослушного игрока, или наконец-то (ура!) закончилась школа.

Среди тренеров широко распространено убеждение, что только самыми жесткими методами можно научить воспитанников хорошо играть. Подавляющее большинство тренеров считают при этом себя добрыми и справедливыми, оправдывая свои методы тем, что «Иначе и не научить играть в волейбол – все для их же блага». Или: «Если бы они выигрывали, я бы не кричал и не наказывал».

Они по-своему даже любят своих воспитанников. Но любовь эта не перерастает рамок патриархальной традиции. В соответствии с ней воспитуемого любят, если он подконтролен и подчиняется всем требованиям воспитателя, и наказывают, если игрок может «сметь свое мнение иметь». Это имеет далеко идущие последствия. Постепенно жесткая авторитарная педагогика заводит взаимоотношения в тупик. Авторитарные меры становятся все менее действенными, а в рамках сотрудничества и гуманистической традиции, без «погонялки», игроки теряют способность плодотворно работать. Привычка все делать под принуждением не способствует самоотдаче взрослеющих игроков, проявлению ответственности, зрелым поступкам, адекватному поведению и продуктивной самостоятельной деятельности. Таковы издержки авторитарной педагогики. Вообще, «Степень авторитарности культуры является мерилом ее дисфункциональности»[3].

Другая крайность – тренер «влюбляет» в себя воспитанников, требуя любви и почитания. Обижается, наказывает и устраивает скандалы, постоянно стремясь получать все новые доказательства любви. Здесь налицо манипуляции и созависимость в отношениях, проявление эгоизма с комплексом недолюбленного в детстве тренера, имеющего доминантную эксплуатирующую ориентацию личности. Это форма авторитарного контроля подчиненных и их эксплуатации тренером, проявляющим незрелость личности и зависящим от тех, кого он эксплуатирует. Классический пример отхода от продуктивной ориентации в сторону созависимости, делающей каждого участника с обеих сторон слабее.

С точки зрения теории психоанализа педагоги, добровольно выбравшие метод принуждения в качестве основного и считающие авторитарную педагогику своей принципиальной позицией, имеют комплекс неполноценности, который Э. Фромм квалифицирует как садо-мазохистский. [77, с. 192–205]. Мазохистский потому, что авторитарные руководители принимают такой же стиль управления «сверху» от своего начальства и играют роль «собаки снизу» (по Ф.  Перлзу). Человек с таким комплексом – эпилептоидной направленностью личности – чувствует себя в безопасности, если ему кажется, что он контролирует свое окружение, т. е. всеми так или иначе управляет и везде стремится доминировать, навязывая свою волю. Сам при этом ощущая себя частью Системы, дающей ему силу, защиту и власть. По его представлениям дела могут идти плохо только по одной причине – по причине непослушания.

Конечно же, такой комплекс следует стремиться преодолевать, а не реализовывать в рамках общей административной системы управления, отыгрываясь на беззащитных детях за свои унижения в детстве, за низкий социальный статус в семье, в школе, в среде дворовых мальчишек и девчонок. Настойчивые попытки преодоления собственных комплексов неполноценности дают тренеру шансы для совершенствования личности и делают управленческую и воспитательную ситуацию более продуктивной.

Некоторые тренеры имели возможность опробовать (так уж случалось) обе педагогические системы, что позволило их сравнивать не понаслышке и сделать безоговорочный выбор в пользу методов побуждения. Использование побудительной педагогики поначалу потребовало от тренеров большего понимания сути происходящих процессов в разных ситуациях и терпения, но результаты окупали все затраты, которые с ростом опыта снижались при повышении эффективности работы.

Если педагогическое невежество тренера не позволяет найти более эффективный путь достижения высоких результатов, то ему остается уповать только на насилие, невзирая на всю иллюзорность временной успешности жестких методов. Особенно если учесть, что с ним в свое время поступали также. Прибегая к наказаниям, педагог, по сути дела, признает свое педагогическое бессилие.

Надо отметить, что в темную пучину педагогики жестких воздействий тренеров зачастую сталкивает безусловное требование от них побед со стороны руководства. Например, в командах высшей квалификации тренеры работают часто, можно сказать, на правах сапера – до первой ошибки. Зачастую первая же значительная осечка приводит к отставке тренера. Категоричное требование к тренеру – «победить!» ведет к еще более категоричным требованиям к игрокам, порой в самых крайних формах со стороны тренера. В условиях жестких требований успеха свыше тренеру легко «сбиться» на придирки и негативные оценки медленно прогрессирующим, а потому «непослушным» игрокам: «Я им говорю: выигрывайте, а они не слушаются: не выигрывают!» – как не повод для «разноса!?

Но приемлемо ли вообще наказание как метод воспитания?

В общем да, но…  Если его необходимость становится очевидной, то воспитатели уже что-то просмотрели (не только тренер). Фактически тренеру не хватает мастерства обойтись без наказаний. Чем с меньшей долей «крутых» мер удается тренеру решать задачи учебно-тренировочного процесса, тем выше его педагогическое мастерство. Здесь главным встает вопрос о том, как их применять, поскольку именно это определит педагогическую ценность воздействия наказаний. Если тренеру все же не хватает педагогического мастерства решать задачи без наказаний, то их надо использовать крайне осторожно, не унижая и не оскорбляя личности игроков, может быть, разъяснив справедливость их применения.

Надо наказание суметь применить так, чтобы оно вызвало у воспитанников стремление стать лучше, активизировать положительные побудительные мотивы. Требуется немалое педагогическое мастерство, такт и талант, чтобы негативная оценка поступка игрока (вплоть до наказания) вызывала в нем желание стать лучше, побуждала к нравственному поведению. И малейшие попытки воспитанников в этом направлении надо поддержать, отводя им позитивные социальные роли.

Наказание не должно ожесточать и делать игроков равнодушными. Наказание, как и любая другая форма осуждения, должно быть направлено не против личности игрока, а против проступка.

И не последнюю роль здесь играет тон обращения – он должен быть адекватным ситуации, не уничтожающий, дающий надежду, вселяющий веру в возможность быть лучше.

Все позитивные моменты авторитарной педагогики, отмеченные выше, можно обеспечить, и даже на более высоком уровне, совсем другими – побудительными методами. К примеру, юные игроки могут стараться не опаздывать на тренировки в случае авторитарной педагогики из-за боязни наказания. А в случае побудительной педагогики сотрудничества игроки не опаздывают, чтобы не огорчить доброго тренера, у которого очень интересно на занятиях – там царит притягательная творческая атмосфера. И во втором случае их стремления могут быть более настойчивыми (не говоря о других преимуществах) – они ищут возможность не опоздать, а не способы оправдания своего опоздания или пропуска тренировки.

Взаимодействия в системе «тренер – игроки» могут носить не только характер соперничества и конфликта, что, как правило, присуще педагогике принуждения, но и характер сотрудничества, что бывает при использовании методов побуждения.

Между воспитанием, целью которого является упрочение авторитета тренера (чтобы лучше слушались) и гуманистическим воспитанием, направленным на самореализацию воспитанников, на развитие уверенности в своих силах, в способность самостоятельно решать все более широкий круг функций жизнеобеспечения, лежит огромная пропасть. Сотрудничество тренера и игроков – самый плодотворный путь решения всех воспитательных и учебно-тренировочных задач. Основу воспитания в рамках сотрудничества составляет отведение положительной социальной роли каждому игроку и всей команде. Это во многом определяет уровень продуктивности взаимоотношений тренера и игроков. Через реализацию позитивных социальных ролей наиболее полно раскрываются творческие способности воспитанников.

Дети с радостью или вынужденно играют отведенные им роли, выстраивая свое поведение в соответствии с ними и оправдывая складывающиеся ожидания. С течением времени при определенных условиях это может стать существенной чертой их личности. Педагогическая задача тренера – создать условия (при соответствующей инструментовке) для реализации позитивных социальных ролей игроками в процессе взаимного общения и сотрудничества.

Желание воспитанников становиться лучше обусловливается их представлением о счастье, формированием высоких идеалов и личностных ценностей, соответствующей мотивацией. Чем нравственно более высокие мотивы побуждают игрока к активной деятельности, к самосовершенствованию, чем продуктивнее его ориентация, тем ценнее и возвышеннее его личность, тем труднее ее победить. Нравственное воспитание возможно только тогда, когда в воспитуемом положительных сторон личности видят гораздо больше, чем негативных. Такая ситуация продуктивна — она побуждает к самовоспитанию и самосовершенствованию. Детей надо любить и заботиться об их будущем.

Педагогике партнерского сотрудничества более соответствует форма любви в традиции матриархата, где воспитанников любят за то, что они есть. Такая любовь, однако, не должна развращать, что случается, когда воспитанникам позволяют потреблять бесконечные жертвоприношения со стороны старших. Любовь должна быть продуктивной, побуждать ответную заботу, сострадание, стремление не огорчать, а радовать воспитателей.

Общий верный путь педагогических усилий должен вести в направлении формирования желания воспитанников становиться лучше, но лучший вид воспитания тот, который ведет к самовоспитанию. Особенно это становится актуальным, когда игроки повзрослеют. Взрослого человека трудно, если вообще возможно, воспитывать. Единственный путь – побуждение к самовоспитанию.

Все перечисленные проблемы воспитания эффективнее всего решаются в процессе созидательного творческого труда. Радость открытий, переживание успехов можно получать в процессе любого творческого труда. Не так важно, чем заниматься, важно, как этим заниматься. «Обыкновенный «будничный» труд перестает быть скучным, если он начинается с замысла, с мечты и заканчивается чувством удовлетворения и гордости» – писал В. А. Сухомлинский. [66, с. 119] Эту закономерность люди знали давно. И обобщили до уровня притчи.

Путник встретил понурого человека, несущего камень, и спросил, что он делает.

– Хозяин заставляет меня заниматься непосильным трудом – с утра до вечера таскать камни, – ответил работник, на изможденном лице которого не было и следа радости.

Через некоторое время путник увидел второго человека с равнодушным лицом, тоже несущего на плече тяжелый камень, и обратился к нему с тем же вопросом.

– А-а, камни таскаю, деньги зарабатываю, – ответил работник, махнув рукой. И когда тот же вопрос путника был обращен к третьему работнику со светлым, вдохновенным лицом и сияющим взглядом, бодро несущему камень, последовал ответ: «Я храм строю!».

 Принципиально важно, что такая радость – радость осмысленного созидательного труда, радость преодоления жизненных трудностей противопоставляется ценностям потребления удовольствий, характерным для современного гедонизма, когда труд понимается как необходимая неприятность, позволяющая заработать деньги и купить на них себе удовольствия.

Замечательный ученый, философ и биолог Конрад Лоренц не без оснований считал, что гедонизм подрастающего поколения выражается в стремлении избегать неудовольствия, связанные с жизненными трудностями, и потреблять удовольствия цивилизации. Это приводит к пагубным последствиям для их личности. Быстрое привыкание к удовольствию требует все более сильного раздражителя, разрушающего, в конечном счете, личность молодых людей.

Избегание неудовольствия, вызываемого необходимостью преодоления жизненных трудностей и препятствий за счет внутренних сил организма, делает недоступным для человека ощущение радости. «Во всяком случае, наслаждение можно еще получить, не расплачиваясь за него ценой неудовольствия в виде тяжкого труда, но прекрасная божественная искра Радости дается только этой ценой. Все возрастающая в наши дни нетерпимость к неудовольствию превращает возникшие по воле природы вершины и бездны человеческой жизни в искусственно выровненную плоскость, из величественных гребней и провалов волн делает едва заметную зыбь, из света и тени – однообразную серость. Короче говоря, она порождает смертную скуку»[4].

Ощущение осмысленности тренировочного труда у игроков появляется неизбежно, если тренер в состоянии предложить конкретные задачи на каждом уроке. Если их значимость и необходимость решения как-то обоснована и мотивирована (идея и желание ее реализовать множат силы), если ясен и посилен путь их реализации, если цель высока и светла, и если игроки ощущают успех.

Наоборот, недопустимо использовать метод армейского прапорщика, ставящего задачу солдатам: «Копаете траншею от меня и до обеда!». Малопродуктивно тренироваться «вообще», надо решать в процессе тренировочного труда конкретные задачи по совершенствованию спортивного мастерства игроков.

Интерес и соответствующая мотивация обеспечивают дисциплину, порядок в группе, увеличивают скорость и качество обучения, придают осмысленность учебно-тренировочному труду гораздо больше, чем принуждения и репрессии.

Интерес к делу всегда подогревается успехом. Чувство успеха появляется от выполнения поставленных близких и дальних задач и появления чувства самоценности: «Я могу!», «Я преодолел!», «Я выполнил!» Умело поставленные тренером посильные конкретные задачи на каждый урок, на каждое задание в значительной мере определяют успех обучения. Останется только найти пути и создать необходимые условия их решения. Вообще, игроков надо стимулировать к сознательному поиску. У них должно возникнуть убеждение, что они сами поняли, сами научились, сами сделали, сами победили. Тренер только помогал по мере необходимости. Это очень плодотворный путь. В известном смысле волейболистов нельзя научить играть в волейбол, можно только научиться играть.

Большое воспитательное значение имеет общий психологический климат взаимоотношений в коллективе. Мажорный деловой тон общения тренера с игроками в процессе решения учебно-тренировочных задач – как раз тот живительный родник, который питает комфортный для каждого участника психологический климат команды. Воспитывает сама общая атмосфера, «дух» команды. При этом эффективнее решаются задачи обучения и совершенствования спортивного мастерства игроков.

Тренер при этом сам должен быть мажорным человеком – это вызывает у игроков положительные эмоции. Такой тренер всем своим видом и хорошим настроением как бы говорит: «У меня все хорошо, я успешный и совершенный, мне по плечу решить все жизненные проблемы. Будьте и вы такими, тогда у вас все получится». Успех радует, успех свидетельствует о том, что сделан очередной шаг в понимании устройства мира, и на этой основе можно решать задачи большей сложности.

Противоположный эффект вызывает угрюмый, вечно раздраженный с унылым настроением тренер. А. С. Макаренко считал, что «Нет ничего противнее несчастного человека».

Здоровый психологический климат в команде создать невозможно, если не будет сотрудничества тренера и игроков. Особенно это важно и возможно в детских командах. С детьми надо дружить!  Бесспорно, отношения не должны приближаться к черте, за которой начинается панибратство – оно мешает не меньше, чем жесткие методы воспитания. Между тренером и учениками всегда должна быть определенная дистанция в отношениях, обусловленная их социальными ролями и в какой-то мере ситуацией, а также индивидуальными особенностями участников. Соответствующие социальные стереотипы отношений (социальные роли «учитель-ученик») создают ощущение дистанции. Дистанция необходима для сохранения взаимозависимости и взаимной ответственности. Она блокирует проявление панибратства, порождающее самовольство. При допущении панибратских отношений позитивное влияние тренера на воспитанников ничтожно мало, их развращает вседозволенность при крушении авторитета взрослых.

Однако дистанция не должна быть слишком большой – это наносит не меньший ущерб, чем ее отсутствие. Большая дистанция усиливает чувство подчиненности, эмоциональной отчужденности воспитанников, «блокирует» тонкие взаимоотношения, что воспринимается негативно. Отношения становятся все более формальными, не затрагивающими духовного мира воспитанников. Ее естественная среда – административная педагогика.

Если при соблюдении оптимальной дистанции такой контакт взаимной симпатии возникает, то в стремлении порадовать тренера юные игроки проделывают огромный путь совершенствования за короткое время, проявляя фантастическую самоотдачу. Никакими методами принуждения этого достигнуть невозможно.

И если в 4-х–7-х классах такого уровня взаимоотношений удается добиться без особого труда, то в переходном подростковом возрасте тренеру-педагогу потребуется проявлять значительно больше мастерства. Как известно, в подростковом возрасте наступает психологический кризис, связанный с гормональными перестройками организма в период полового созревания. В психологическом аспекте особенности подросткового поведения в этот кризисный период обусловлены конфликтом ролей: развивается претензия на роль взрослого человека и потребность в проявлении соответствующего к себе отношения, в то время как в остальных поступках еще преобладают детские стереотипы поведения.

Тренеру требуется немало педагогического такта, терпения и усилий, чтобы довести до сознания воспитанников простую мысль: «Чтобы требовать уважения к себе, надо научиться уважать других,  считаться с ними и вести себя по-взрослому, т. е. ответственно».

Часто встречающийся феномен скорого профессионального успеха уже с первой командой многих молодых и еще неумелых тренеров объясняется тем, что они естественным образом смогли установить взаимоотношения с игроками в рамках сотрудничества на основе эмоционального контакта, что «автоматически» формирует благоприятный психологический климат, побуждающий к созидательному и плодотворному труду. Этому способствует небольшая разница в возрасте и интересах игроков и тренера. Вполне естественно, сама по себе напрашивается необходимость действовать методом сотрудничества, а не принуждения.

Однако со следующей своей командой часто молодой тренер выстраивает отношения уже иначе – с вершины успеха, с позиций «матерого профессионала», сбиваясь на педагогику принуждения, повторяя не лучший путь многих специалистов. Быстро исчерпывающий себя ресурс авторитарной педагогики делает перспективы роста профессионального мастерства такого воспитателя весьма сомнительными.

Особенностью воспитательной работы волейбольного тренера является то, что он имеет дело не с отдельной личностью, не с аморфной группой, а с коллективом игроков – с командой. Это и дополнительная трудность, и эффективный инструмент воспитания игроков. Сам по себе коллектив всегда выполняет воспитательную функцию, вольно или невольно предъявляя и требования к отдельному игроку, и защищая его. Значимость коллектива для каждого игрока тем выше, чем более прочны внутригрупповые связи, чем более комфортен психологический климат команды. Это во многом определяет положительное влияние коллектива на отдельного игрока. Создание творческой атмосферы с установкой на совершенствование, комфортной для каждого игрока, – первостепенная задача тренерского коллектива, во многом определяющая спортивные успехи всей команды и каждого волейболиста в отдельности.

Тренер может использовать методы воспитания коллективом, если делегирует ему часть прав и окажет необходимое доверие. Постепенно команда становится способной предъявлять требования к отдельному игроку, призывая его к нравственному поведению, стимулируя проявлять трудолюбие и самоотдачу. Тренеру нужно опираться на подобные инициативы команды в своей работе, стараясь не противопоставлять себя игрокам, но и не идти у них на поводу. Недопустимо наказывать весь коллектив за проступок отдельных игроков – так формируется круговая порука и возникает ощущение несправедливости.

В детском коллективе этим методом воспитания через коллектив надо пользоваться с большой осторожностью – дети бывают очень жестокими. Подростки легко создают групповые альянсы, однако они, как правило, очень эмоциональны и часто впадают в крайности, нанося душевные раны отдельным «воспитываемым» игрокам. Коллектив не должен давить личность любого игрока, подгоняя их под свои потребности. Каждый его участник должен иметь питательную духовную среду для разностороннего развития личности, возможности для творческих проявлений. Здоровый коллектив обогащает его участников разнообразной информацией в процессе общения, обогащает опытом коллективной жизни.

Сила влияния тренера на коллектив должна быть силой регулирующей, а не основной, движущей. Если коллектив движется в нужном направлении, надо отдать инициативу игрокам и вмешиваться только по мере необходимости. Нельзя подменять волю игроков волей тренера, иначе скоро обычной становится ситуация, когда в матче борется только тренер.

Если тренеру хватает педагогического мастерства помочь сформироваться здоровым внутриколлективным взаимосвязям игроков, то такая команда приобретает невероятную силу. Действия и устремления каждого отдельного игрока не только складываются, но и множатся – в этом феномен силы коллектива. Он проявляется не только в играх и соревнованиях, но и в повседневной учебно-тренировочной работе и учебе: игроки прогрессируют с большей скоростью и лучше учатся в школе, чему всегда рады родители.

Способность команды решать многие задачи за счет существующих внутренних коллективных резервов можно рассматривать как признак здорового коллектива.

Надо отметить еще несколько важных условий успешности воспитательной работы тренера.

– Поскольку в основе воспитания лежит принцип самовоспитания, то тренеру самому необходимо постоянно учиться и самосовершенствоваться. Наряду с другими составляющими профессионализма нужно не только приобретать специальные и общие знания, но и учиться поступать как можно более нравственно и педагогично. Друзьями воспитателя должны быть книги, не только художественные, но, быть может, в главную очередь специальные. В работе тренера необходим широкий круг знаний, а объемов курсов ВУЗов по специальным предметам явно недостаточно.

Вероятно, самый эффективный, хотя и не единственный способ, решающий не только узкие образовательные задачи, но и задачи формирования команды как боевой единицы –  совместный поиск путей более эффективного роста, свершение вместе с игроками открытий, переживание радости находок и удач. Это оживляет весь тренировочный процесс и делает его, тем самым, динамичным и интересным. Такого рода сотрудничество оказывает на игроков гораздо большее влияние во многих отношениях, чем даже ситуация, когда маститый тренер на основе своего огромного опыта работы со знанием дела учит их приемам игры.

– Тренеру важно уметь признавать свои ошибки, принося игрокам всякий раз извинения, если понимает, что сам неправ, пусть и с опозданием. В конфликтных ситуациях это означает восстановление справедливости, разрешение конфликта. Самокритичность тренера оздоравливает климат в команде, «сглаживает» шероховатости во взаимоотношениях с игроками и также оказывает на них огромное воспитательное влияние. Способность признать свою неправоту не унижает, а возвышает тренера. Это высокий нравственный поступок, хороший пример для подражания, за который воспитанники станут уважать тренера. Это проявление силы, а не слабости. Признание собственной ошибки есть акт воспитания, самовоспитания и торжества Правды и Справедливости.

Если тренер не признает своих ошибок, неправоту в отношениях с игроками, всегда перекладывает всю вину на игроков, это явный признак авторитарного стиля управления.

– Замечательно, если тренер обладает чувством юмора и умеет эту способность использовать в работе. Юмор – сильное и острое оружие, эффективное во многих ситуациях, где решаются различные задачи. Прежде всего, задачи установления здорового психологического климата в команде и обеспечения мажорного тона взаимоотношений игроков. Юмор превосходно действует даже там, где уже не действуют никакие педагогические методы.

Конечно, речь не идет о том, чтобы впадать в крайности и превращать занятия в балаган. Своевременная шутка, не оскорбляющая достоинства игроков, может вмиг разрядить конфликтную ситуацию, снять напряжение в группе, особенно когда и тренер и ученики способны посмеяться над собой. Самоирония – одно из лучших лекарств, позволяющее не терять адекватности, избегать проявления комплексов неполноценности.

Тренер, постоянно использующий в работе юмор, должен быть готов к шуткам со стороны игроков. Обижаться и наказывать игроков здесь нельзя. Лучший выход – посмеяться вместе и отшутиться в ответ, если не сразу, то в другой подходящий момент.

– Многие слова, наставления тренера могут иметь весьма низ-кий эффект, или оказаться профанацией, если не будут подкреплены личным примером воспитателя. «Личный пример – лучшая проповедь».[5] Огромное воспитательное значение имеет не то, что тренер декларирует, а то, как он поступает. Хочется нам этого или нет, но все поступки тренера, в том числе и в повседневной жизни, всегда имеют тот или иной воспитательный эффект. Дети больше слышат не то, что говорит им тренер, а то, что взрослые говорят между собой. Какова нравственная ценность поступков тренера, таково их педагогическое влияние. Необходимо избегать двойной морали, зачеркивающей значение многих воспитательных приемов. Невозможно при помощи мата отучить воспитанников  ругаться. Нельзя добиться от игроков своевременного прихода на тренировки, если тренер сам постоянно опаздывает. Личный пример в известном смысле – основа воспитания и совершенно необходимое условие эффективной педагогической работы тренера.

Проблемы  смены  методов  принуждения  на  педагогику побуждения. С огромными проблемами сталкиваются тренеры, решившие перестроить свои отношения с игроками в сторону сотрудничества и отказаться от педагогики принуждения. Этому решению часто предшествует осознание того, что «Зло порождается злом, а побеждается добром». Но игра стоит свеч.

Для начала важно выбрать удобный момент и предупредить игроков о смене стиля, обосновав его необходимость (а лучше принять совместное решение). Ведь авторитарный стиль обычно способствует формированию соответствующих потребностей и ожиданий спортсменов. Они деформированы авторитаризмом общества и воспитателей, хотя и не всегда осознается игроками. Тогда демократические послабления в команде без обозначения тренером перестройки в отношениях они могут истолковать как его слабость.

Смена методов принуждения на педагогику побуждения обычно сопровождается большими издержками. Это может выражаться в понижении общей дисциплины, лени и пассивности игроков, снижении управляемости команды. В отдельных случаях может появиться атмосфера вседозволенности, когда игроки, образно говоря, «садятся на голову» тренеру. Здесь выручит грамотная мотивация игроков на достижение выдвинутых целей.

Поначалу новый стиль игроками принимается с энтузиазмом. Однако эту неожиданно свалившуюся свободу игроки, как правило, не готовы использовать в продуктивном направлении – не научены. Первые же трудности приводят к большим проблемам. Дисциплина и «трудолюбие» игроков ранее обеспечивались репрессиями. Когда исчезает «палка» и появляются трудности, начинает снижаться дисциплина, команда может пойти «вразнос». Ведь самостоятельно без принуждения извне игроки не способны трудиться с необходимой самоотдачей и не готовы брать ответственность за результат на себя. Как следствие, начинается поиск виноватого. Вот тогда появляются претензии к тренеру, не применяющему жестких мер.

Поначалу, с появлением проблем, апелляция тренера к совести, долгу, чувству ответственности игроков бывает неэффективной. Да разве может быть иначе – ведь в условиях диктата воспитателя существуют трудности в формировании нравственной составляющей личности игроков, в частности, способности к самостоятельным ответственным поступкам. Новые, «мягкие» методы воспитания оказываются бессильными после практики применения «крутых» воздействий на этапе возникновения первых тренировочных и соревновательных трудностей. Обыкновенно такая попытка перехода к демократии заканчивается возвратом к прежним методам. Однако надо учесть, что непослушание и «разброд» – временная проблема, возникающая как совершенно закономерная фаза развития отношений тренера и игроков при переходе от управляющего диктата к педагогике побуждения, своего рода «детская болезнь» демократизации. Игроки, привыкшие работать под принуждением, сразу не способны себя заставить «выкладываться» в условиях отсутствия жестких требований тренера.

В этой ситуации тренеру необходимо проявить максимум выдержки и педагогического мастерства, чтобы суметь «достучаться» до покрытых ледяным панцирем недоверия душ воспитанников. Пробудить вкус к более тонким и доверительным отношениям, сознательным ответственным поступкам, повысить самоуважение и уважение товарищей не на основе сопротивления враждебной принуждающей силе, а на основе продуктивного сотрудничества и взаимного уважения личности. Необходимо терпение, время и точные педагогические «ходы» тренера для выправления ситуации. Нужно суметь не диктаторскими, но побудительными методами решать текущие проблемы воспитания и обучения игроков команды.

Пока в новых условиях в команде не будет выстроена соответствующая мотивация, предусматривающая ответственность игроков, пока не изменятся их ценностные ориентации, не сформируется нравственный «стержень» личности, воспитанники могут допускать различной степени отклонения в поведении в условиях самостоятельности и свободы.

 Гораздо легче тренеру сразу начинать работать на основе сотрудничества и уважения личности юных игроков после их набора в команду еще новичками. Перестройки отношений просто не потребуется. Тренер, который научился эффективно решать воспитательные и учебно-тренировочные задачи, не прибегая к методам принуждения и репрессиям, может считать себя Мастером.

Если в ДЮСШ сразу выбрать стиль сотрудничества в отношениях с новичками и поддерживать его на протяжении всего срока обучения, никакой перестройки в отношениях не понадобится. Сотрудничество становится нормой жизни. Появляются хорошие условия для самоактуализации личности игроков. Игроки привыкают к ответственности. Задача тренера состоит в том, чтобы помогать им вставать на ноги и становиться самостоятельными и способными к коллективному сотрудничеству на игровой площадке и в жизни. В результате воспитанники получают шанс стать ответственными хозяевами своей судьбы. Их будет крайне трудно победить.

Особенности работы с умными игроками и игроками независимого склада. При правильной эффективной работе все игроки должны стать умными; надо исходить из того, что неумных детей вообще не бывает. Но и при таком подходе практически в каждой команде попадаются игроки, отличающиеся лучшей сообразительностью и большей самостоятельностью – здесь речь именно о них.

Задатки этой самостоятельности и независимости характера хорошо заметны уже в младшем возрасте и с ними необходимо считаться. На степень их развития влияет стиль работы тренера, его взаимоотношения с такими игроками. То, как с ними работает тренер и школьные учителя, определит, выйдут ли все воспитанники как «причесанные одной гребенкой», или им будет дана возможность сформироваться самобытными творцами, способными к самостоятельному поиску и созидательному труду. Такие игроки, как никто другой, требуют к себе особого внимания и уважения, делая при побудительном воспитательном подходе невероятные успехи.

Если вместо побуждения и убеждения тренер пытается «построить» независимого игрока, обладающего высоким уровнем самоуважения, имеющего свой взгляд на события, свою оценочную шкалу и способность к самостоятельному критическому анализу, он, тем самым, ставит его в один ряд с нарушителями дисциплины и лентяями. В ответ он получит сопротивление, тем большее, чем сильнее личность воспитанника, и чем жестче применяемые воспитательные меры. Возможное сотрудничество вырождается в постоянное соперничество, мешающее процессу обучения и деформирующее личность игрока. Основные силы затрачиваются на конфликт, а не на обучение и совершенствование приемов игры.

В случае упорства сторон получается либо разрыв отношений, либо тренеру удается «сломать» строптивого игрока, подчинить своей воле, и тогда последний превращается постепенно в серого безликого середняка. Талант не состоялся, педагог проявил, по большому счету, свою профнепригодность.

У игроков, имеющих обсуждаемые особенности, велика рациональная составляющая в анализе явлений мира. Для них важно понять причинную связь. Им надо объяснить не только то, как надо выполнять, но и почему так, а не иначе. На слепом доверии тренеру такие игроки работают менее эффективно. Их надо не принуждать, а убеждать действовать именно таким путем, разъясняя его рациональность в решении конкретной задачи (например, необходимость высокой дисциплины). Конечно, выбор формы и времени для обсуждения и убеждения остается за тренером.

Если Вам удается убедить воспитанников в своей правоте, или, еще лучше, вместе с ними найти более эффективное решение, то они становятся Вашими единомышленниками, которых уже не надо заставлять и подгонять – они будут многое делать сами, причем эффективнее и старательнее, чем в случае принуждения.

Еще один важный момент работы со всеми, но особенно с сообразительными игроками, состоит в следующем. Им в процессе обучения надо объяснять общий закон или механизм, и учить действовать на их основе, а не «натаскивать» на частные ситуации и не предлагать слепо повторять движения вместо осмысленного «построения» биомашины в соответствующих упражнениях. Иначе они научатся действовать в ограниченном количестве стандартных ситуаций с невысокой эффективностью движений, и не будут понимать, что им делать в других. Уже небольшое изменение условий игры может сделать их беспомощными.

Верное решение в любом частном случае легче найти на основе общего закона, учитывая особенности частной ситуации. Неэффективно, например, игрокам диктовать: «Бей туда-то и туда, пасуй туда-то и туда…» без обоснования целесообразности. Надо приучать игроков исходить из общих положений тактики (общего закона) для выбора верного решения, что позволит самостоятельно разрешать любые игровые ситуации.

Надо сказать, что такие общие законы эффективных движений и целесообразных действий часть сообразительных игроков с течением времени может вывести сама – это приходит с опытом и в результате самостоятельных размышлений и поисков. Другим игрокам это может оказаться не под силу, игру они будут понимать как набор частных, не всегда связанных ситуаций. Однако если и тех и других научить общим правилам и законам своевременно и использовать такой подход постоянно, то потенциал игроков реализуется в гораздо большем объеме, что обеспечит, в конечном счете, формирование более высокого уровня их мастерства.

Резюме

  1. Успешность всего учебно-тренировочного процесса в значительной степени определяется педагогическим мастерством тренера – очень важной компетенцией.
  2. В общем случае воспитание проводится в рамках двух основных педагогических систем: педагогики принуждения или педагогики побуждения.
  3. Авторитарная педагогика принуждения – худший метод воспитания, деформирующий личность игрока, снижающий эффективность обучения. Она способствует появлению комплексов неполноценности у воспитанников в тем большей мере, чем жестче воздействия воспитателя. Ее традиционно выбирают в качестве основного метода работы тренеры с невысоким уровнем педагогического мастерства.
  4. В рамках педагогики сотрудничества создаются наилучшие условия как для формирования личности игроков, побуждения их к самосовершенствованию через совместный творческий созидательный труд, так и для обучения волейболу. Однако это требует более высокого уровня педагогического мастерства от тренера. Тренер, участвуя на принципах партнерства и сотрудничества в совместной деятельности, воспитывает и учит лучше, чем тот, у которого на занятиях безупречная дисциплина, добытая муштрой и репрессиями.
  5. В основе воспитания методами педагогики побуждения лежит отведение позитивной социальной роли каждому воспитаннику и создание условий для ее реализации.
  6. В работе с юными волейболистами воспитание через коллектив – метод эффективный, но обоюдоострый; пользоваться им надо с известной осторожностью.
  7. Важными условиями эффективного воспитания являются его гуманистическая направленность, мажорный тон общения и создание комфортного психологического климата в команде, формирующего продуктивную ориентацию игроков.
  8. Эффективность работы повышается, если тренер удовлетворяет еще ряду условий: постоянно учится, способен признавать свои ошибки, умеет использовать в своей работе юмор, способен воспитывать личным примером.
  9. Самостоятельных и умных игроков необходимо убеждать, а не принуждать. Их надо учить действовать на основе общего закона, предоставляя больше самостоятельности в выборе решений.   
  10. Нельзя брать в руки кнут, работая с детьми! То, что Вы рассчитываете получить (послушание, дисциплина, исполнительность), будет иметь лишь временный, ограниченный эффект. Последствия от постоянно применяемых жестких мер выхолостят все позитивное; рано или поздно воспитанники станут реагировать только на сильные репрессивные воздействия, набора которых скоро не хватит, и тренер будет вынужден признать крах такой системы воспитания по их ужасающим результатам.

Насилие, жесткость станут их вынужденной нормой существования. Ваши воспитанники перестанут замечать чужую боль, их души очерствеют, они станут неспособными к состраданию, ожесточат сердца и приобретут массу комплексов неполноценности, за которые будут «расплачиваться» всю оставшуюся жизнь.

Насилие разрушит, так или иначе, их семейную жизнь, испортит отношения с детьми и родителями, коллегами и друзьями, сделает их несчастными. Зло насилия деформирует и Вашу жизнь!

Однако и основную задачу – научить детей играть в волейбол, действуя в ключе принуждения, невозможно решить эффективно.

Все задачи учебно-тренировочного и воспитательного процесса гораздо эффективнее решаются в рамках педагогики побуждения и сотрудничества.

При таком подходе со временем успехи будут только множиться, но тренеру нужно настроиться на подвижнический труд и терпение, обрести способность вдохновлять, «зажигать» воспитанников на решение самых сложных задач, вселять в игроков веру в себя, в свою звезду – быть может, это главное качество Учителя, обеспечивающее успех воспитания.    

 

 

[1] Авторитарными отношения в обществе были не всегда. Переход от партнерских к доминаторным отношениям произошел примерно 3–5 тыс. лет назад [1], чему способствовали войны и авторитарные религии, закрепляющие господство одних людей над другими. Это противоречит природе человека, и потому мы видим попытки возврата к настоящим ценностям.

[2]  Э. Фромм. «Иметь или быть?». М., «Прогресс», 1990, с. 86, 2-е доп. издание [78].

[3] Д. Крамер, Д. Олстед. «Маски автоританости: Очерки о гуру». – Пер. с англ. М.: Прогресс-Традиция, 2002, стр. 22.

[4]    [Лоренц К., 44, с. 36].

[5] Пословица.