Материалы вебинаров

  1.  Авторская методика обучения технике волейбола быстро и без ошибок

 («золотые» правила обучения).                              
                                                                                                           Рыцарев В.В.

Авторская методика обучения приемам игры в волейбол быстро и без ошибок формировалась  в процессе научно-практических поисков автора ответа на два важнейших вопроса обучения:

1. ЧЕМУ УЧИТЬ? и   2. КАК  УЧИТЬ?)

         Основания для создания методики обучения были следующие.

     

  1.  Для решения вопроса ЧЕМУ  УЧИТЬ?

необходимо глубокое понимание условий эффективного решения двигательных задач волейболистов на механизмном, физическом уровне. (Проще говоря:  глубокое знание техники игры).

                             

 2. Вторая задача КАК  УЧИТЬ решалась в нескольких направлениях

 

2.1. Разработка и использование алгоритма обучения. Пошаговое обучение, возврат к предыдущим «шагам».

  • 2.2. Знание закономерностей формирования двигательных навыков.

 

  • 2.3. Использование особенностей формирования двигательного аппарата юных игроков.

 

  • 2.4. Использование законов становления и

                     утраты  спортивной формы.

 

  • 2.5. Психологическое обеспечение процесса

обучения. Его в целом можно принять как    Золотое правило обучения.

  • 2.6. Педагогическое обеспечение процесса обучения.

Неукоснительное следование всем общим дидактическим принципам и «золотым правилам» обучения.

 

  • 2.7. Использование опыта традиционной методики обучения и продуктивных тренерских находок в подготовке юных игроков.

 

Рассмотрим каждое направление подробнее и обстоятельнее

1.   ЧЕМУ  УЧИТЬ

        —  Глубокое понимание условий эффективного решения двигательных задач волейболистов на механизмном, физическом уровне (глубокое знание техники игры).

Это положение можно принять как первое «золотое правило» обучения.

Волейбол — очень сложный вид спорта в техническом отношении. С одной стороны, любая техническая ошибка приводит к потере очередного очка. С другой стороны, именно технически совершенные игровые приемы приносят команде наибольшее количество очков.

Техника игровых приемов, как условия эффективного решения двигательных задач волейболистов, имеет, пожалуй, определяющее значение в подготовке юных волейболистов. Другие виды подготовки поддаются совершенствованию по мере взросления, тогда как двигательные навыки (техника игры), как правило, остаются консервативным фактором, плохо и проблемно поддаются переделке.

Физическое обоснование приёмов игры и, соответственно, выведение условий эффективного решения двигательных задач волейболистов было выполнено в рамках теории оптимальной машины и основанной на ней концепции биомашины (обе – разработки Н.С.Северцова).

Здесь наука и практический тренерский опыт (как проверка теории на практике) помогли ответить на важнейшие вопросы тренеров и игроков: «Как нужно выполнять игровые приёмы?» и «Почему так, а не иначе?».

Концепция биомашины основана на принципах оптимальной машины, определяющих эффективность внесения и преобразования вырабатываемой организмом энергии при организации движений спортсмена. Они таковы.

           1. Принцип упорядочения потока генерируемой энергии (исключение фазы хаотического движения) природа в полной мере реализовала сама, создав мышцу в качестве двигателя. Мышечное сокращение происходит за счёт преобразования химической энергии реакций расщепления на молекулярном уровне непосредственно в механическую, минуя тепловую фазу.

          2.  Принцип сохранения потока циркулирующей (внутренней) энергии

Он предполагает сохранение энергии движущихся элементов системы. В технике эту роль обычно выполняет маховик. В биомашине это могут быть конечности человека. Ноги бегущего спортсмена выполняют колебательные движения, на разгон и остановку которых затрачивается большая часть вырабатываемой мышечной энергии. Но эту работу могут выполнить без затрат энергии упругие элементы костно-мышечных сочленений за счёт преобразования кинетической энергии движущихся конечностей в энергию упругой деформации упругих элементов при торможении и обратно — в кинетическую при разгоне. Это пример реализации принципа сохранения потока циркулирующей энергии. Подобный механизм можно использовать при выполнении атакующих ударов и прыжков волейболистов, как прерванный колебательный цикл.

       3 . Принцип адекватности величины потока генерируемой энергии  наиболее полно может реализоваться также в баллистических и локомоторных движениях спортсменов. Он предполагает не стимулировать энергопоток, если это не приносит механического эффекта, что существенно экономит энергию. И наоборот, увеличивать плотность и площадь генерируемого потока в условиях, когда велик коэффициент его усвоения в процессе выполнения работы.     

  1. Принцип обеспечения максимально возможной разности скоростей взаимодействующих систем: скорости потока вносимой энергии (Vmax) и текущей скорости системы поглощения энергии (Vx). Его реализация существенно повышает КПД любой машины, поскольку действующая сила (значит и коэффициент утилизации генерируемой энергии) тем больше, чем большая разность скоростей: Vmax — Vx.  Это вытекает из формулы, определяющей изменение действующей силы от скорости взаимодействия

                                                (Vmax – Vx)²                                              

                              Fх = Fmax  ———————                   ( 1 ),

                                                        Vmax²

где Fх и Vx — текущие значения силы и скорости,

а Fmax и Vmax – их максимальные значения.

По сути дела, эту же задачу призваны решать способы преобразования потока генерируемой энергии (энергетический и кинематический), для чего используется механизм упругих колебаний. Он, в частности, обеспечивает периодичность внесения энергии с момента нулевого значения Vx в каждом полуцикле колебаний и позволяет реализовать энергетическое и кинематическое преобразование потока генерируемой энергии с целью повышения Vmax .

Наибольшую разность скоростей можно обеспечить:

        А — за счёт  повышения скорости потока вносимой (генерируемой)  энергии (V max);

 Повышение скорости потока вносимой энергии  V max можно осуществлять путём:

энергетического преобразования потока вносимой энергии:

а) за счёт использования вторичного двигателя;

б) за счёт использования эффекта упругой связи;

кинематического преобразования потока вносимой энергии:

а) за счёт переменного передаточного отношения;

б) за счёт последовательно сочленённого привода.

          Б.  за счёт периодического снижения текущей скорости  системы поглощения энергии (Vx):

а) периодическим внесением энергии (напр. реактивное движение моллюсков, падающий полёт птиц и пр.);

 б) использованием рекуперативного эффекта упругих колебаний. Т.е., периодическое (дважды за цикл колебаний) снижение скорости системы поглощения энергии до нуля при её сохранении за счёт аккумулирования упругими элементами в процессе остановки и освобождении при разгоне в обратном направлении.

В целом биомашины опорно-двигательного аппарата и систем обеспечения выполняют свои функции тем эффективнее, чем в большей степени в них на всех уровнях организации реализуются вышеприведённые принципы оптимальной машины. Они позволяют решать задачи каждой функциональной системы организма эффективно, экономично и целесообразно.

Одним из основополагающих условий эффективности баллистических (скоростно-силовых) движений является наличие мощного двигателя биомашины (двигательного аппарата игроков) с высокой скоростно-силовой характеристикой. Отсюда необходимость высокого уровня развития моторики юных игроков.

Тренеры уже давно отмечали высокую скорость обучения физически развитых новичков. Характеристики их приёмов игры также выше средних. Они выше сверстников прыгают, быстрее перемещаются к мячу, сильнее бьют, быстрее реагируют на летящий мяч.

Выбор и направленность упражнений для физического развития должны осуществляться в рамках выявленных условий эффективного решения двигательных задач волейболистов для формирования навыков с более высокими физическими характеристиками.

В частности, методические указания тренера должны быть направлены на стимуляцию мощного начального рывка с последующим расслаблением при выполнении каждого скоростно-силового упражнения. Т.е., на реализацию золотого правила баллистических движений: «концентрация максимальных мышечных усилий во времени и смещение их к началу разгона». Так формируется культура движений, исчезает зажатость, появляется свобода, законченность и расслабленность в движениях игроков.

Из всего вышеизложенного вытекает требование – высокий уровень физического развития обучаемых и

второе «золотое правило» обучения:

«Приоритет физической подготовки юных игроков».

 

 В общем виде суть обучения и спортивной тренировки  должна заключаться в формировании целесообразной структуры биомашины волейболиста, которая обеспечивала бы всё более полную реализацию принципов оптимальной машины в процессе выполнения игровых приёмов, как условий эффективного решения двигательных задач, определяющих совершенство её функций, характеристик, свойств.

 

 2.  КАК  УЧИТЬ

           2.1.  Создание и следование алгоритму обучения игровым приёмам

Алгоритм – это последовательность обучения (путь) за счет обоснованного подбора и выстраивания обучающих упражнений таким образом, что их применение неизбежно обеспечивает необходимый конечный результат в процессе их выполнения на заданном пути овладения техникой игры.

Знание техники игровых приёмов, её понимание на механизмном уровне (на уровне биомеханики, сущностной физической трактовки механизмов эффективной реализации игровых приёмов) позволит тренеру со знанием дела подбирать действенные подготовительные и подводящие упражнения для начального пошагового обучения в рамках разрабатываемого алгоритма.

Грамотно подобранные упражнения быстро и качественно сформируют навыки эффективного решения двигательных задач волейболистов. Конечно, при верных методических указаниях и соответствующего контроля за формированием структуры навыков со стороны тренера.

Другими словами, знание техники дает возможность разработки действенного, продуктивного алгоритма обучения, предполагающего «пошаговое» освоение материала с возможностью регулярного возврата к упражнениям предыдущих «шагов» для закрепления навыков и исправления ошибок.

Следование алгоритму и возврат к упражнениям предыдущих шагов можно принять как

третье «золотое правило» обучения технике игры быстро и без ошибок.

Быстрому обучению способствует и реализация четвертого «золотого правила» обучения: использование «Опорных моделей» технических приёмов.

Они содержат рабочие позы игроков с набором основных требований к структуре движений, важных для эффективного решения двигательных задач. Их также можно принять в качестве критериев техники игры. Знание требований «опорных моделей» обеспечивает более качественный контроль и самоконтроль процесса формирования правильных навыков выполнения приемов игры.

Обучение полезно начинать с запоминания юными волейболистами соответствующих требований «опорных моделей» игровых приёмов параллельно с освоением обучающих упражнений очередных «шагов».

Вместе с тем и методические указания тренера приобретают содержательный характер на основе глубокого понимания механизмов эффективных навыков игры. Здесь на первый план выходит способность тренера видеть степень соответствия движений игроков оптимальным моделям приёмов игры в течение всего процесса обучения и совершенствования. Т. е., успешность реализации условий эффективного решения двигательных задач каждого игрового приёма.

Например, бессодержательному совету: «Бей сильнее!», надо противопоставить: «Руку в отстрел бросай широко, свободно, и по жесткой схеме связи!».

По мере взросления полезно объяснять игрокам физические механизмы эффективной реализации приемов игры. Это позволит игрокам более осознанно подходить к процессу обучения и совершенствования, обращать внимание на важные детали навыка, самостоятельно распознавать ошибки и недочёты в технике (реализация принципа сознательности). В будущей карьере это послужит гарантией роста технического мастерства игрока.

Весьма полезно иногда привлекать игроков старшей команды для помощи младшим совершенствовать технику игровых приемов. Хотя бы на полчаса. Польза обоюдная: младшие очень стараются и потому прогрессируют, старшие начинают следить и за своей техникой. А внимательному тренеру ещё и полезный урок: как можно просто и понятно на ребячьем языке объяснять сложные положения техники игровых приёмов, как это делают некоторые старшие игроки.

 

    2.2.  Знание закономерностей формирования двигательных навыков

Физиологической основой формирования навыка является образование нейронных связей в центрах управления движениями. Устойчивыми связи становятся в результате одинакового и правильного повторения движений определенное время. Оно сокращается, если не допускать существенного разброса параметров движений в процессе регулярного выполнения обучающих упражнений.

Отсюда пятое важнейшее правило, которое также можно назвать «золотым»: «Только правильное выполнение упражнений!».

 Так наиболее быстро сформируются навыки эффективного решения двигательных задач. Нельзя допускать формирование ошибок, поскольку переучивание – процесс длительный и сложный, не всегда приносящий устойчивый результат. В стрессовых ситуациях и при усталости игроки часто «срываются» на старый навык, уже подзабытый, что снижает качество игрового приёма вплоть до ошибок.

При обучении тренеру основное внимание надо уделять правильности выполнения приёмов, а не на результат взаимодействия с мячом. Например, на удержание мяча в воздухе любой ценой или направление мяча в заданную зону любым, чаще всего неправильным способом.

Шестое «золотое правило» быстрого формирования навыков«правило регулярности и достаточности повторений упражнений и тренировок». Не много и не мало с позиций формирования навыка и развития спортивной формы.

Недостаточное число повторений по причине малого количества тренировок, или обучение техническому приему не на каждом занятии растягивает время обучения, часто вызывая ошибки и «расхлябанность» навыка.

Чрезмерное выполнение упражнений по обучению приемов игры также приводит к изменению структуры движений по причине усталости юных игроков. Баллистические движения становятся тягучими, не взрывными. Игроки вынужденно экономят энергию. Меняется временнáя и пространственная структуры движений. Это провоцирует появление ошибок и не способствует скорости обучения правильным, эффективным техническим приемам. При этом «пропадает» игра.

С другой стороны, неоправданно высокий уровень применения игровых упражнений обеспечивает на первых порах победы над сверстниками в соревнованиях за счет меньшего количества игровых ошибок, однако и приводит к деградации навыков выполнения технических приёмов игры. Вот здесь начинается натаскивание команды на результат в ущерб формированию и укреплению фундамента, базы технического мастерства игроков. Команда играть умеет, но игроки на высоком уровне выполнять игровые приемы не могут. Да и технический арсенал их, как правило, бывает невеликим.

Особый вред приносят упражнения по удерживанию мяча в воздухе любой ценой, так называемые «технички». Техника при этом деградирует, становится примитивной, неэффективной, условия эффективности не выполняются. Подобные упражнения приносят пользу только в том случае, если не нарушаются условия эффективности применяемых технических приемов. Отсюда седьмое «золотое» правило обучения — «Учить, а не натаскивать на результат!» Результат придет, если хорошо учить, применяя золотые правила.

 

2.3. Использование особенностей формирования двигательного аппарата юных игроков

У юных новичков быстрее образуются нейронные связи в центрах управления движениями, чем у более старших игроков, что обеспечивает более высокую скорость обучения игровым приемам. Однако они скорее забывают разучиваемые движения.

Дети этого возраста могут усваивать большое количество необходимого двигательного материала, но быстрее устают от выполнения однообразных упражнений в сравнении с более старшими игроками, особенно со взрослыми.  Здесь играет свою роль ещё и неустойчивость внимания детей. Эти особенности моторики юных игроков можно использовать во благо. Поддерживать работоспособность и необходимое внимание детей можно новизной. Повышение внимания детей легко обеспечивается частой сменой упражнений и заданий, их разнообразностью, активизацией интереса к решению ставящихся дробных посильных задач.

Продуктивный выход в этой ситуации заключается в том, чтобы учить новичков на каждом занятии сразу всем техническим элементам волейбола, которые они могут физически освоить.

На каждой тренировке нужно выполнять по несколько кругов-заходов изучения каждого игрового приёма, поскольку тренировки проводятся всего 2-3 раза в неделю. Если обучать технике игры с пропуском тем обучения на тренировках, то процесс освоения правильного выполнения приемов юными игроками затянется на неопределенное время.

Отсюда выводим очередное восьмое «золотое правило»: «Учить всем техническим приемам сразу, одновременно и на каждом занятии».

 

2.4.  Использование законов становления и утраты спортивной формы

В процессе дальнейшего обучения и особенно совершенствования игровых приёмов важно принимать во внимание текущее состояние игроков, определяемое, в том числе, фазой развития спортивной формы. Это позволит определять направленность подготовки и делать адекватные акценты во времени на упражнения для физического развития и обучения технико-тактическим приёмам волейбола.

К примеру, на первых занятиях после отпуска или каникул нецелесообразно выполнять упражнения для совершенствования атакующих ударов, поскольку снижение физических кондиций игроков деформирует пространственно-временную структуру движений в атаке, из-за чего появляются ошибки.

На фоне усталости игроков совершенствование техники неэффективно и также может формировать ошибки и недочёты в способе выполнения игровых приёмов.

 

2.5. Психологическое обеспечение процесса обучения.

            Его можно в целом принять как девятое «Золотое правило» обучения. Это правило нужно реализовывать в нескольких направлениях.

— Создание комфортного психологического климата, атмосферы на тренировочных занятиях. Параллельно решается часть задач воспитательного процесса (воспитывает сама атмосфера).

— Создание творческой атмосферы созидания, продуктивного поиска. Переживание радости открытий.

— Обеспечение успеха каждому игроку на каждом занятии.  Ощущение радости преодоления, самосовершенствования,  продвижения вперед.

— Повышение самооценки игроков.

Эти положения можно реализовать только в процессе сотрудничества с учениками, а не диктата, авторитаризма и принуждения.!

 

2.6. Педагогическое обеспечение процесса обучения приёмам игры.

Десятое «золотое правило»: «Неукоснительное  следование  всем «золотым  правилам» и дидактическим  принципам  обучения».

 В известном смысле игроков не готовят, а воспитывают! (М. Винер). Можно принять за аксиому (за максиму): «воспитание важнее обучения».

Особо выделю одно из главных положений успешного воспитания, отмечаемое многими мудрецами. Секрет хорошего воспитания определяется уважением к личности учеников.

Недостатки в воспитании порой могут нивелировать или уничтожить все результаты обучения игроков в будущем.

 

        2.7. Использование опыта традиционной методики обучения и продуктивных тренерских находок в подготовке юных игроков.

Догматически подходить к использованию традиционных, общепринятых методик непродуктивно. Требуется творческий подход. Использование наиболее эффективных положений традиционной методики и их творческое развитие.

Однако не надо изобретать велосипед, не надо отвергать всё скопом и вырабатывать свою методику с нуля. Продуктивные находки тренеров и свои собственные надо использовать, обогащать существующую, усиливая или заменяя её слабые стороны. Успех обеспечивается только творческим подходом на основе глубокого проникновения в суть феномена волейбола, что дает возможность определять ценность новизны. Всё новое необходимо самым строгим образом проверять на практике. Здесь уместна аллегория: передача огня, а не поклонение пеплу!

Созданный алгоритм подготовки игроков должен развиваться во времени, а не быть застывшим, иначе отставание неизбежно.

Подобный подход получается продуктивным, если тренер постоянно учится, в том числе и у своих учеников. Для этого тренеру надо быть внимательным и глубоко анализировать происходящие процессы. 

                Здесь уместно привести мудрые слова Эмерсона. «То, чему мы учились в школах и университетах, не образование, а только способ получить образование».

       Видимо, можно принять за золотое правило №11: «Учись всегда, учись везде!». 

 

  Итак, повторим   золотые правила обучения:

1 —  Глубокое понимание условий эффективного решения двигательных задач волейболистов на механизмном, физическом уровне (глубокое знание техники игры).

2 — Приоритетное внимание физическому развитию юных волейболистов.

3Создание и следование алгоритму обучения. Верный подбор последовательных обучающих упражнений, закономерно приводящих к формированию правильных навыков эффективного решения двигательных задач (разработка алгоритма программированного пошагового обучения). Регулярный возврат к предыдущим шагам обучения для закрепления навыка, профилактики и устранения ошибок.

4Использование «Опорных моделей»

5Только правильное выполнение упражнений. Максима «Не так важно какое упражнение выполнять, как важно то, как его выполнять». Важность правильных методических указаний.

6Правило регулярности и достаточности повторений упражнений и тренировок (не много и не мало с позиций формирования навыка и развития спортивной формы).

7 — Обучать детей сразу всему, что они в состоянии физически выполнить и усвоить, на каждом занятии. Учить выполнять обучающие упражнения всех технических приемов игры, которые дети способны освоить. По кругу в несколько заходов-кругов на одном занятии.

8Учить, а не натаскивать в детском возрасте. Готовить игроков, а не команды.

9 – Правило: психологическое обеспечение процесса обучения.

10Педагогическое обеспечение процесса обучения.  Неукоснительное  следование  всем дидактическим  принципам  и «золотым  правилам» обучения. Сотрудничество с игроками при обучении, а не авторитарное руководство и диктат.

11 —  «Учись всегда, учись везде!».

       

       2.  Недостатки  (или  ошибки)  игроков

 

       Анализ проблем развития волейбола закономерно ставит вопрос о том, есть ли возможность хотя бы в некоторых аспектах существенно повысить уровень технико-тактического мастерства игроков команд различного уровня?

         По счастливому стечению обстоятельств прогресс возможен в тех компонентах игры, где наблюдается наиболее заметное отставание. Это игра в защите и блокирование. Посмотрим, что не так.

         Игра в защите

        В подавляющем большинстве защитники из всего арсенала условий эффективного решения оборонительных задач используют только одно: выбор места для отражения атаки. Правда, некоторые защитники способны смягчать силу удара и начинать перемещаться под мяч заранее по интуиции. Чаще это делают игроки в амплуа либеро.       

         Обычно же, почти все защитники перед ударом впрыгивают в широкую устойчивую стойку и зажимаются, теряя способность к перемещению. При этом довольно уверенно отражаются мячи, летящие от колена до колена на приемлемой высоте.

         К мячам, летящим мимо колена снаружи, защитник поворачивается грудью, вытягивая руки и меняя, тем самым, пространственную ориентацию отражающей платформы. Мяч ударяется о поверхность платформы и отскакивает, как правило, в аут, часто в зону недосягаемости, реализуя в известной степени правило: угол падения равен углу отражения.

         Чтобы исключить подобные ошибки, защитнику необходимо своевременно перемещать отражающую платформу без изменения её ориентации в пространстве.

         Для уверенного отражения пролетающих мимо мячей переносить платформу без изменения её ориентации в зависимости от удаленности необходимо при помощи шага, выпада, броска со скольжением на голени и на боку. Однако делать это надо правильно и своевременно, на что зачастую у защитников не хватает времени.

         Для перемещения под мяч больше всего времени затрачивается на потерю равновесия защитника в направлении перемещения. Сэкономить это время можно за счет предугадывания направления удара нападающего игрока и на этой основе более раннего начала перемещения защитника к мячу. Этой способности предвидеть направление атак можно научиться в процессе целенаправленных тренировок.

Стойка защитника предполагает перемещение только в трёх направлениях: вперед, вправо и влево. Перемещения в стороны выполняются быстрее. Защитнику достаточно оторвать одну ногу от площадки, и он уже оказывается в положении наклона, из которого можно быстро стартовать.

Помогает решить задачу более быстрого перемещения под мяч способность защитника предугадывать направление удара по ударному движению руки нападающего и на этой основе раньше стартовать.

 Значительно труднее защитнику из фронтальной стойки начинать перемещение вперед. Из этого положения дольше всего получается терять равновесие для начала перемещения. Иногда защитники просто вытягивают руки вперед к мячу и садятся на пятую точку.

 Но выход есть. Защитнику можно начинать терять равновесие вперед ещё до удара нападающего, что облегчит перемещение к мячу.  Однако здесь очень важна своевременность выполнения наклона. Можно опоздать, сведя эффект наклона к нулю. А можно проскочить раньше, исключив, тем самым, возможность перемещений в стороны.

В общем виде предугадывание направления удара позволяет защитнику начать терять равновесие к месту отражения мяча ещё до удара, по ударному движению нападающего, что сэкономит время для перемещения к мячу. Это главным образом относится к перемещениям в стороны. Угадать параметры перемещения вперед от «весьма затруднительно» до «невозможно». Поэтому потеря равновесия вперед до любого удара может спасти ситуацию.

В случаях, когда защитник не успевают переместиться к мячу при помощи перечисленных выше приемов, он вынужден выносить руки в сторону для отражения мячей. При этом возникает ошибка – изменение ориентации отражающей платформы в пространстве, что снижает качество доводки мяча вплоть до проигрыша очка.

Выносить платформу за колено нужно так, чтобы она перемещалась в одной плоскости, тогда отскок мячей получается более предсказуемым. Для этого защитнику необходимо одно плечо опускать вниз (правое, если руки выносятся влево) относительно другого. Это обеспечивает перемещение отражающей платформы в одной плоскости и, соответственно, более управляемый отскок мяча.       

Прием мяча в броске в сторону со скольжением на голени составляет определенные трудности и часто выполняется с ошибкой. Она заключается в том, что колено игрок ставит на пол между рук, которое «наезжает» на кисть руки, если игрок стремится переместить платформу в одной плоскости.

Чтобы исключить столкновения колена и руки, игрок поворачивается грудью и отражающей платформой платформой в сторону броска и пропускает колено между рук.  Это существенно осложняет доводку, поскольку защитник отворачивается от нападающего вместе с отражающей платформой и мяч отскакивает в сторону поворота тем дальше, чем сильнее удар.

Бросок вперед обычно у защитников технически получается без проблем, поскольку колено кистей не касается в процессе скольжения и перемещению не мешает. Да и отражающая платформа не меняет своей ориентации в процессе перемещения.

Чтобы избежать неконтролируемого отскока мяча после соударения, защитнику необходимо научиться в бросках со скольжением на голени в сторону перемещать отражающую платформу в одной плоскости, не отворачивая её в сторону, и проносить её впереди согнутого колена.

Полезные упражнения.

  • Стоя на одной голени, другая нога выпрямлена в сторону. Поставить кисти рук на пол перед коленом и протащить с их помощью себя в сторону согнутой ноги.
  • Бросок со скольжением на голени на втором шаге с помощью рук. Скользящее колено пропускать сзади кистей.
  • То же, но на первом шаге.
  • Бросок со скольжением на голени с хлопком в ладони, имитирующим прием мяча.
  • Отражение мячей в броске со скольжением на голени, посланных партнером: а) броском сверху, б) ударом с собственного набрасывания.

Эффективность приема очень сильных ударов обеспечивается  отражением мяча платформой в уступающем режиме. Мяч должен догонять убегающую платформу. Однако далеко не все защитники владеют этим приемом обработки мяча.

Причиной, блокирующей возможность смягчения ударов, является неэффективная стойка защитника. В частности, низкое расположение полусогнутых в локтях рук. Любое поднимание и выпрямление рук в плоскость отражающей платформы является встречным ударом в мяч, который отскакивает с более высокой скоростью по длинной и часто непредсказуемой траектории.

Полезные упражнения.

  • Броски мяча высоко над собой и ловля отражающей платформой в уступающем режиме. Вариант: в парах.
  • Приём мячей в уступающем режиме, направленных при помощи силовых ударов партнером. Расстояние 7-9 метров.
  • То же, но расстояние между партнерами 4-5 метров.

 

                       Блокирование

         В современном волейболе блокирование проигрывает нападению. Обычных 2-4 выигранных блоков за партию – скромный результат. Этому способствует ряд ошибок при выполнении блокирования.

                   Ошибки блокирующих, снижающие эффективность            блокирования

1). Неумение блокирующих целесообразно переносить обе руки в сторону в прыжке, чтобы преградить путь мячу при обводном ударе.

Чаще всего блокирующий, если и перемещает руки в сторону, то решение принимает, находясь ещё на площадке, т. е., заранее. Как правило, это «латание» дыр при дефиците времени на перемещение. Без переноса рук получается только зонный блок. Обойти его хорошему нападающему не составляет труда.

Гораздо эффективнее ставить ловящий блок, как одиночный, так и групповой. Т.е. блок с активным переносом рук в стороны в прыжке наперерез мячу. Умение применять ловящий блок особенно необходимо центральному блокирующему, поскольку он чаще других блокирует в одиночку.

Полезные упражнения.

  1. Мяч удерживается кистями выпрямленных над головой рук. Выполнить 1-2 замаха, не сгибая рук, и кистевой бросок мяча сверху в пол прямыми руками согнувшись (имитируя блок). Таз отводить назад при замахах и бросках.
  2. Мяч в руках над головой. Перенести мяч в сторону и выбросить его в пол согнувшись кистями с остановкой рук вверху.
  3. То же упражнение, но в прыжке. Напрыгивание на две пятки одновременно: а) на месте; б) в сторону.
  4. То же, но через сетку.
  5. Одиночный ловящий блок атакующих ударов с переводами в обе стороны.

Неумение переносить руки в стороны при блокировании значительно усугубляют две последующие ошибки.

2). Блокирующие смотрят на мяч, а не на ударное движение нападающего и часто закрывают глаза в момент удара. Это существенно снижает эффективность блокирования, особенно одиночное. Образно говоря, ставится не блок, а забор.

3). Блокирующие в лучшем случае вместо предугадывания направления удара используют слепое гадание: а) кому последует передача; б) куда будет удар. При гадании руки наугад переносятся блокирующим в одну из сторон или просто разводятся в стороны. Нечто подобное мы видим в действиях футбольных вратарей при попытках отражения пенальти.

Блокирующему необходимо после определения направления передачи перевести взгляд на нападающего и особенно пристально следить за его ударным движением, стараясь предугадать направление удара. Смотреть на мяч нужно только при очень близких к сетке передачах и передачах на трос.

 Т. о., регулярно предугадывать направление атак блокирующий может только при фиксировании внимания на ударном движении руки нападающих с попыткой предвидеть путь удара. Успешное предугадывание направления атак поможет блокирующим своевременно переносить руки наперерез мячу, обеспечивая более эффективное блокирование.

При целенаправленной тренировке это вполне возможно.

Полезные упражнения.

— В парах у сетки по обе стороны. Один бросает мяч сверху без прыжка в сетку мимо партнера выше головы, который преграждает путь мячу за счет переноса рук в стороны: а) броски двумя руками, б) одной рукой. Блокирующему игроку смотреть на бросковое (ударное) движение.

— То же упражнение, но нападающий в прыжке мяч направляет через сетку с переводами: а) броском, б) ударом с собственного набрасывания или с передач связующего. Партнер блокирует в прыжке, применяя ловящий блок.

— Одиночное блокирование атакующих ударов с переводами.

4). Четвертая ошибка. Блокирующие часто прыгают напротив мяча, оставляя незащищённым большой сектор площадки. Это существенно сужает их оборонительные возможности.

Где прыгать блокирующему? В стандартных ситуациях – на продолжении линии разбега нападающего, тогда вероятность успешного блокирования ударов, в т.ч. с переводами наибольшая.

А что делать, когда нападающий игрок разбегается под острым углом к сетке или в край сетки под прямым углом? Здесь должна быть поправка местоположения прыжка блокирующего, связанная с его смещением вдоль сетки для закрытия наибольшей зоны поражения. Тогда за исходную точку берется предполагаемое место соударения мяча и руки нападающего. Прыгать надо на продолжении линии, проходящей через эту точку и делящей площадку на два равновеликих сектора обстрела. Это позволит закрывать наибольшую зону поражения.

Учитывать также следует особенности нападающего и складывающуюся ситуацию. Иной раз передача диктует направление удара нападающему, что легко использовать блокирующему игроку.

5). Недостаток или ошибка — однотипное расположение рук блокирующих и их встречное движение с переносом рук на сторону нападающего (блок — контратака). Не учитываются нюансы блокирования высокорослым блокирующим низкорослого нападающего и наоборот.

Когда низкорослые блокирующие переносят руки на сторону соперника, они, тем самым, снижают высоту блока. Этим пользуются высокорослые нападающие, используя атаки поверх блока.

Низкорослые нападающие используют удары по предплечьям высокорослых блокирующих, делающих стандартный перенос рук на сторону соперника, с непредсказуемым отскоком мяча.

Но выход есть. Низкорослым блокирующим надо вытягивать руки вверх без переноса вперед и ставить задачу смягчить удар высокорослых нападающих, т.е. снизить скорость полета мяча, чтобы была возможность принять мяч в защите и организовать контратаку.

Высокорослым игрокам для эффективного блокирования низкорослых нападающих надо стремиться переносить ладони как можно ближе к месту удара. Так сужается угол поражения площадки.  Мяч надо стремиться отражать платформой, составленной из ладоней, а не круглыми предплечьями, от которых мяч часто отскакивает непредсказуемо, либо проскакивает между рук.

6).  Шестая ошибка. При групповом блоке игроки перемещаются в одну сторону вдоль сетки вдвоём (втроём). При этом второй (догоняющий) блокирующий либо не успевает добежать и прыгает на некотором расстоянии от партнера, в результате чего образуется брешь в блоке. Либо успевает переместиться вплотную к партнеру, но прыгает с опозданием. Это ошибки, снижающие эффективность блокирования.

Надо отметить, что подобных ошибок блокирующие не совершают при высоких передачах, поскольку у них хватает времени своевременно переместиться на место организации блока.

Чтобы избежать подобных ошибок, лучше придерживаться следующей схемы взаимодействия блокирующих.

         При передачах в края сетки место для блокирования выбирают крайние блокирующие, центральный пристраивается. Чем раньше крайний блокирующий перемещается на место для прыжка, тем легче подстраиваться другим участникам блока.

Если атака проводится в середине сетки, то основным, т.е. выбирающим место для прыжка, становится центральный блокирующий. Его задача – сделать это как можно раньше, чтобы облегчить действия крайних блокирующих.

Полезные упражнения.

  • Два блокирующих у сетки (центральный и крайний), на другой стороне нападающий. Он с расстояния 4 м катает мяч по полу между блокирующими. Ближний к мячу блокирующий после перемещения останавливается так, чтобы мяч прокатывался между ним и подстроившимся партнером.
  • То же, но блокирующие прыгают после перемещения, пропуская катящийся мяч под собой.
  • Групповое блокирование после перемещения бросков нападающего одной рукой сверху. Бросать только в ход.
  • Групповое блокирование ударов нападающего, разбегающегося под разными углами, с передач различной ширины. Удары выполнять в ход.