Связующий игрок

ПРОБЛЕМА  СВЯЗУЮЩЕГО  ИГРОКА

С тех времён, когда вследствие развития тактики игры роль связующего возросла, наблюдается дефицит игроков высокого международного класса этого амплуа в нашем волейболе. Чтобы удостовериться в сказанном, можно ознакомиться с аналитическими статьями в прессе о состоянии дел в этой области за последние 50 лет, или расспросить наших почтенных тренеров. Причём дефицит высококлассных связующих часто наблюдался и на уровне сборных команд.

Ввиду важности неисчезающей проблемы, есть смысл остановиться на ней подробнее в отдельной главе в надежде, что такая аналитическая попытка будет способствовать изменению сложившейся ситуации в лучшую сторону[1].

Роль связующего в  организации игры  (краткий исторический аспект)                              

В процессе исторического развития игры в волейбол роль игрока, выполняющего  передачи мяча на удар, постоянно возрастала. На первом этапе разделения функций между игроками центральной фигурой на площадке был нападающий. Игроков с хорошей общей игрой, но со слабым нападением (прежде всего из-за небольшого роста) ставили на передачу. Атаковали с высоких передач, чаще с краёв сетки. Блокирующим игрокам не составляло труда определять место атаки и перемещаться заранее в зону выполнения удара. Успех противоборства команд определяла, прежде всего, дуэль нападающего с групповым блоком. Связующий игрок в известном смысле «обслуживал» передачами нападающих.

Поиски путей повышения эффективности нападения привели к использованию заниженных передач, а позже – к групповому взаимодействию в атаке с нападающими первого и второго темпов. Роль второй передачи при этом закономерно увеличивалась. Теперь успех атаки, особенно с коротких и прострельных передач, зависел во многом от их качества. Мяч к месту удара надо было доставлять точно, как во времени, так и в пространстве.

Всё возрастающая надёжность блока (чему способствовало разрешение в «Правилах игры» блокирующим игрокам переносить руки на сторону соперника в процессе противодействия нападающему) заставила увеличить количество нападающих на линии. Многие команды перешли на способ комплектования игроков по схеме 5 – 1 (пять нападающих, один разыгрывающий).

Другая тенденция выразилась в усложнении комбинаций в атаке с целью маскировки атак и для снижения организованности блока соперничающей команды. В этих условиях игрок связующего плана постепенно превращался в центральную фигуру на площадке, т.к. именно от качества его игры в значительной степени стала зависеть эффективность атак нападающих.

Игра предъявила к связующим игрокам разноплановые требования. Высококлассный связующий, прежде всего, должен точно и разнообразно пасовать. При этом ему до последнего момента надо маскировать направление передач. И, главное, он должен быстро и безошибочно решить, кому и как в данных условиях адресовать мяч, учитывая психологическое состояние каждого нападающего, их сильные и слабые стороны, а также складывающуюся игровую ситуацию на площадке.

По сути дела, постепенно связующий игрок превратился в руководителя игры непосредственно на площадке. От того, насколько эффективно выполняет связующий усложнившиеся функции, стало зависеть качество игры всей команды и её успешность. Всё это предполагает наличие у игроков связующего амплуа высокого уровня развития многих, в том числе личностных качеств, порой, в известном смысле взаимно исключающих друг друга.

Социально-психологическая характеристика этого игрока с холодной головой, быстрыми ногами и золотыми руками приведена в соответствующем разделе (психологическая характеристика игроков различных амплуа). Там же сформулированы игровые требования к амплуа связующего, а в этом разделе мы рассмотрим вероятные причины, вызвавшие дефицит хороших игроков связующего плана.

Причины возникновения дефицита высококлассных  игроков связующего амплуа

1).  В процессе отбора игроков на роль связующего используются несущественные критерии, а именно:

— Качество передач мяча. Причём оценивается их точность во времени и в пространстве, зависящая, как известно, от многих факторов, а не качество обработки мяча (в частности, способ взаимодействия пальцев рук с мячом), не работу ног и не наличие «упругой стенки». Эти критерии используются при отборе связующих в команды любого уровня, но наибольшее значение имеют в отношении молодых игроков.

— Высоту роста: высоких определяют в нападающие, маленьких – на передачу или на роль либеро.

— Наличие сильнейшей левой руки у новичка.

При этом игнорируются полностью или почти полностью личностные характеристики (психограмму) игрока, которые имеют определяющее значение для успешной игры связующего.

Проблемой является и то, что первый (ранний) выбор амплуа для волейболистов осуществляется исходя из потребностей детской команды, а не из будущих перспектив игроков.  Как следствие, высокорослые игроки не появляется в роли связующих, они становятся нападающими в своих детских командах.

2). Игроков, умеющих пасовать «двухсторонним мягким» способом, в нашем волейболе практически нет. От этого страдает, прежде всего, качество передач мяча на удар связующими игроками. Можно понять сетования главного тренера нашей национальной женской сборной Дж. Капрары (некоторое время назад) на то, что связующие игроки нашей команды тактические решения принимают грамотные, а технически реализовать их не могут — передачи неточны.

Очевидно, причина в том, что пока не существует ни оптимальной научно обоснованной модели техники верхней передачи, ни эффективной методики обучения. В специальной методической литературе, как уже было отмечено ранее, рекомендации общи, расплывчаты и неоднозначны. Каждый тренер понимает их по-своему, по-своему и учит, потому игроки и пасуют по-разному. С другой стороны, поскольку должного внимания технике тренеры, как правило, не уделяют (по разным причинам), обучение оказывается во многом пущено на самотёк.

3). Связующих в детском волейболе далеко не все тренеры учат «вести» игру, подсказывать партнёрам во время игры на основе предвидения, прогнозирования вероятного развития ситуации, обеспечивать не только игровые связи, но и коммуникативные. Их не учат регулировать психологический климат команды, положительно влиять на психологическое состояние нападающих, помогать им не «сломаться» и не потерять себя в жёстком соперничестве с противником, попадать в состояние психологического комфорта на площадке (в результате успешных действий и поддержки товарищами при неудачах).

С другой стороны, и научить этому связующих игроков очень трудно по причине отсутствия отбора по специфическим качествам, необходимым для эффективного выполнения функций этого амплуа. Часто связующими становятся во многом случайные игроки.

4). Использование в детском возрасте формулы комплектования команды 5 – 1. При такой формуле связующие игроки, выполняя почти все вторые передачи, лишены, вследствие этого, возможности атаковать, принимать подачи и, часто, играть в защите. Связующим игрокам, не умеющим выполнять нападающие удары первым и вторым темпом, труднее понять запросы нападающих, особенности условий выполнения различных атакующих действий. Жёсткая специализация в детском возрасте негативно влияет и на нападающих – они учатся играть, как правило, только в одной зоне и только одним темпом.

5). И в детском и во взрослом волейболе используются такие схемы розыгрыша мяча, при которых связующие игроки, образно говоря, «приклеиваются» спиной к сетке, ожидая приёма. При этом, даже при незначительной недоводке мяча, связующие игроки вынуждены отбегать от сетки для выполнения передачи, теряя из вида и блокирующих соперника, и «своих» нападающих первого темпа. Как следствие, следуют высокие передачи в края сетки, упрощающие игру. Это облегчает задачи блокирующим и обедняет арсенал связующих игроков (и команды, которая «сбивается» на простую игру), препятствует  росту их мастерства.

6). Хотим мы этого или нет, но в сознании тренеров и, соответственно, игроков, существует убеждение, что нападающие второго темпа – основные, а первого – вспомогательные. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что в напряжённые и ответственные моменты игры команды, как правило, переходят на простую игру. Здесь роль связующего игрока сводится к функции пасующего со всеми вытекающими последствиями.

7). Часто в связующие переквалифицируют нападающего, умеющего более-менее точно выполнять передачи, но без особых перспектив в атаке. Получить полноценного игрока связующего амплуа при этом крайне трудно, однако возможно (как пример можно привести М.Панкову, двукратную Олимпийскую чемпионку).

Игрок, не имея опыта связующего игрока в детском возрасте, многое упускает. Надо обладать исключительными данными, чтобы решить задачу переквалификации успешно. Кстати, обычно отсюда появляются высокие связующие игроки во взрослом волейболе.

Все тренеры ищут высоких связующих – им легче осуществлять результативный блок против сильнейшего нападающего, но жизнь показывает, что по совокупности качеств маленького роста игроки этого амплуа превосходят высокорослых. Потому и мечта тренеров иметь высокорослую «связку» остаётся лишь мечтой.

8). К сожалению, часто связующих в детском возрасте не учат принимать решения – их принимает не в меру энергичный тренер, требуя исполнения порой в самой непотребной форме и выражениях. От «связок» добиваются выполнения принятых за него решений, отводя ему роль исполнителя, а не созидателя.

Здесь, однако, существует довольно тонкая грань между установкой на игру, стратегией и тактикой борьбы с одной стороны (это, безусловно, надо игроку выполнять, если он хочет научиться играть), и определённой степенью свободы в принятии решений связующего игрока для реализации установок на игру – с другой.

Без свободы выбора решений связующий игрок не научится самостоятельно «вести» игру, сформируется исполнителем, а не творцом. Он не станет ни руководителем игры, ни диспетчером, ни мозгом, ни мотором команды.

Возможные пути решения проблемы  связующего игрока  

1). Игроков (особенно юных) на роль связующего нужно отбирать, прежде всего, по их личностным характеристикам, а не по тому, что они умеют делать и какого они роста. Научить можно всему и это задача тренера. В главную очередь игроки связующего амплуа должны обладать:

—  Сильной и подвижной нервной системой.

—  Лидерскими и организаторскими способностями, необходимыми для управления игрой и психологическим климатом  команды.

—  Умением видеть и чувствовать внутреннее состояние игроков и общий климат команды, а также влиять на них.

—  Расчетливостью, хладнокровием, иметь устойчивое и распределённое внимание.

—  Творческими способностями, предприимчивостью[2].

При отборе надо учесть, что некоторые особенности человека являются генетически обусловленными и не поддаются переделке (генотип). Не следует переделывать природу новичков, надо просто подобрать нужный «материал». Необходимо научиться использовать наследственные свойства психологической структуры личности игроков в процессе подготовки игроков. Опираясь на врождённые особенности игроков, нужно целенаправленно формировать необходимые качества их личности, в том числе соответствующие компенсаторные механизмы. Целенаправленное развитие многих свойств личности игрока в совокупности с генотипом составят его фенотип. Понимая это, надо стремиться формировать в игроках всё то полезное, что поддаётся воспитанию и тренировке.

2). Связующих игроков надо обязательно научить технике «двухстороннего мягкого» паса. Это база для дальнейшего роста мастерства игроков этого амплуа. Только при «двухстороннем» способе обработки мяча связующим игрокам легче не только выполнить точную и надёжную передачу, но и хорошо её маскировать.  Уверенная обработка мяча расширяет тактические возможности связующего игрока.

Такой же технике следует научить всех игроков, вне зависимости от амплуа. Это облегчит попытки переквалифицироваться некоторым нападающим в связующие игроки, исходя из потребностей уже взрослой команды или конкретного игрока.

3). У связующих игроков должны быть быстрые ноги. Для связок это также важно, как для нападающих высокий прыжок. Ведь умение быстро переместиться под мяч при некачественном приёме существенно определяет точность второй передачи.

Игроков связующего амплуа надо научить рациональной технике перемещений лицом к направлению передачи, или с поворотом в конце ускорений беговыми шагами. Параллельное развитие прыгучести также полезно: скорость быстрее набирают спортсмены с более сильными ногами, что вполне объяснимо.

4). Учить играть в комбинационный волейбол надо уже в детском возрасте. Только при закреплении умения выполнять быстрые передачи на удар при групповом взаимодействии в атаках, пасующий может превратиться в связующего игрока. Дети учатся этому очень быстро и тот опыт, который приобретут они, как нападающие и как связующие, составит в будущем «базу» их спортивного мастерства. Особенно это касается подсознательной работы мозга (интуиции) в определении темпа разбега и прыжка нападающих, направления перемещения блокирующих. Если детские команды не играют в быстрый волейбол, связующего игрока может и вовсе не сформироваться; вырастают пасующие игроки.

5). Игроков связующего плана надо обязательно учить вести игру. По своим прямым обязанностям связующий должен уметь организовывать атаки, выбирая наиболее эффективные «ходы» с учётом большого числа переменных характеристик. Этому надо специально учить. Необходимо прививать связующим игрокам навыки самостоятельного приёма решений, что не получается, если тренер диктует им свою волю.

С другой стороны, если команда играет в примитивный волейбол, то главнее становятся атакующие игроки, они и могут занять доминирующее положение в организации игры.

Помимо непосредственно передач на удар, связующий, как самый грамотный, расчетливый и предусмотрительный игрок, может и должен уметь подсказывать партнёрам во время игры, оптимизируя их действия.

Начинать следует с подсказок связующего партнёрам на площадке во время игры о том, с какой линии «связка» соперника в той или иной расстановке, куда надо «сбросить» мяч или ударить. В дальнейшем круг действий связующего расширяется по мере развития его способности «читать» игру, предвидеть развитие событий на площадке, выливаясь в непосредственное руководство партнёрами в процессе игры.

Важнейшее достоинство связующего игрока — его способность регулировать психологическое состояние игроков и их коммуникативные связи, во многом определяющие психологический климат команды. Здесь требуется очень тонкая профессиональная педагогическая работа тренера по воспитанию игроков связующего плана с такими способностями. Успех в этой сфере деятельности поможет «связке» стать эмоциональным лидером, часто — и капитаном команды.

6). В командах ДЮСШ надо играть в быстрый, комбинационный волейбол при  комплектовании команды по схеме 4 – 2. Опыт личного участия в атаках последним касанием игрокам связующего плана важен во многих отношениях. В результате они легче понимают проблемы и запросы нападающих, условия эффективности их атак. У связующих игроков появляется возможность играть в защите и участвовать в приёме подач. Связующие игроки при такой системе подготовки формируются более универсальными. Это положительно сказывается на общей игре и увеличивает эффективность выполнении ими основных функций. В дальнейшем научиться играть в команде с одним связующим довольно легко. Отметим, что победительницы двух Олимпиад, волейболистки Кубы долгое время комплектовали состав по формуле 4 – 2.

 

 

[1] Однако нельзя не отметить наметившуюся позитивную тенденцию  преодоления этой проблемы в нашем волейболе – класс связующих игроков растёт.

[2] Более подробный психологический портрет связующего содержится в разделе «Психологическая особенности игроков различных амплуа».