Места для занятий волейболом, инвентарь, тренажеры, дополнительное оборудование
Классический волейбол 6х6 сегодня стал спортом для закрытых помещений. По меньшей мере, все знáчимые соревнования проводятся в спортзалах и дворцах спорта. Поэтому и учебно-тренировочный процесс осуществляется в основном в закрытых помещениях. Лишь часть занятий переходного и подготовительного периодов тренеры, бывает, проводят на открытом воздухе или в бассейне.
Таким образом, спортзал можно квалифицировать как основное место занятий волейболом. Для занятий с юными волейболистами можно, конечно, использовать тесные спортивные залы общеобразовательных школ, если нет своих помещений. В случаях же, когда речь идет о группах начальной подготовки спортзалы небольших размеров обычных школ, несомненно, имеют и свои преимущества. Детям получается ближе ходить на тренировки в спортзал своей или соседней школы и меньше бегать за потерянными мячами в упражнениях. Но в таких залах почти не бывает дополнительного оборудования, и всегда имеются проблемы организационного плана.
Совсем другое дело, когда ДЮСШ имеют свои спортзалы (в том числе для физической подготовки) и необходимые сопутствующие помещения. У детей и тренеров должен быть свой дом, где удобно проводить занятия и соревнования. Его надо соответствующим образом оформить и оснастить – это тоже не последнее дело. Чувство своего дома является существенным элементом патриотического воспитания. Для юных волейболистов Родина начинается со своего спортзала, флага и эмблемы спортивной школы, с традиционной спортивной формы воспитанников.
От того, каковы размеры спортзалов и каково их освещение и оснащение, во многом зависит качество тренировок. Это важно не только игрокам команд мастеров, но и начинающим, хотя требования к спортзалам разные. Мастерам нужны огромные спортзалы или дворцы спорта с высокими потолками. Детей удобнее учить в уютных средних по размеру (30×15 м) помещениях с хорошим «праздничным» освещением. Важно и наличие душевых кабин.
Однако это не исчерпывающие требования. Гораздо удобнее и продуктивнее работать в спортзалах, соответствующим образом устроенных и оснащенных дополнительным оборудованием. К дополнительному оборудованию предъявляются определенные требования.
– Все тренажеры должны быть безопасными в эксплуатации. Безопасной должна быть не только конструкция, хранение и крепление тренажеров в зале, но и их расположение в спортзале и методика применения. Травму можно получить даже от обычного набивного мяча, если неправильно организовано упражнение.
– Все дополнительное оборудование должно быть полезным. Если польза невелика или ее невозможно заметить, то такое оборудование лучше не иметь в спортзале. Например, пушка, метающая мячи вместо нападающих в разные зоны площадки приучают защитников реагировать только на направление полета мяча, тогда как защитникам важнее научиться предугадывать направление удара по предударным действиям нападающего.
– Тренажерами не следует загромождать зал. Для хранения громоздких тренажеров должна быть специальная ниша в зале. В противном случае лучше отказаться от больших тренажеров.
– Тренажеры должны быть простыми и быстрыми в монтаже. Недопустимо значительную часть тренировочного времени тратить на установку и демонтаж оборудования.
В тренировочном спортзале первый и главный (к сожалению иногда единственный) инвентарь – это волейбольная сетка и мячи. Этого бывает мало даже для команд мастеров, игроки которых на первый взгляд уже все умеют делать. Другие тренажеры, чаще всего используемые в работе с командами детских спортивных школ – это гладкие стены, а также упругие (затянутые мелкоячеистой сеткой) стены или окна спортзала. Одна из коротких стен может быть оборудована гимнастическими лестницами по всей длине. В тренировкам часто используются гимнастические маты.
Весьма полезно предусмотреть на торцевых стенах или в полу крепления для быстрого монтажа на разной высоте длинной волейбольной сетки, состоящей из двух волейбольных, вдоль зала с промежуточной стойкой. Упражнения на такой сетке уплотняют занятия и бывают довольно эффективными при разучивании ударов и блокирования.
Обычно в каждом спортивном зале центральная волейбольная сетка крепится при помощи телескопических подъемных стоек. Удобнее вместо них для тренировок использовать в качестве стоек обычные оцинкованные железные трубы соответствующего диаметра, чтобы они свободно входили в крепежные гнезда для основных стоек игровой сетки. Сетка к трубам-стойкам крепится скользящими муфтами и растяжками. Ослабив запорный винт муфты, сетку можно быстро опустить или поднять на любую высоту одним движением, что бывает существенным методическим моментом в некоторых занятиях.
Полезно для тренировочной работы предусмотреть дополнительные вставки сверху в стойки-трубы. На эти вставки можно укрепить над основной сеткой еще одну сетку шириной в 50–60 см без просвета с нижней. Такой тренажер превосходно учит страховке нападающего и повторным атакам в доигровках. Как вариант, верхнюю сетку можно укрепить наклонно. Она позволяет обеспечить нужный угол отскока мяча для моделирования соответствующих игровых ситуаций, в которых востребованы страховка и самостраховка игроков.
Удобно для организации и проведения многих упражнений и подвижных игр иметь в тренировочных залах дополнительную разметку, выполненную, например, желтым цветом при ширине линий 3–4 см. Примерная разметка зала приведена на рис. 65.
Очень нужны в тренировочных занятиях гимнастические скамейки (6–8 шт.), легкие и тяжелые маты, легкие столы и стулья.
Для занятий пригождаются гандбольные ворота, или закрепленные на стене в виде ворот рейки. Большую помощь могут оказать наклонные переносные щиты размером 1,5 м×1,5 м или 1,75 м × 2,00 м и стойки с вертикальными и горизонтальными кольцами – мишенями.
Однако загромождать зал не следует – обилие тренажеров мешает работе, да это и травмоопасно. Не следует держать в зале тренажеры, которые редко используются или приносят мало пользы. При наличии специализированного спортивного зала для занятий физической подготовкой многие упомянутые предметы дополнительного оборудования лучше разместить в нем.
В некоторых случаях (когда часть игроков на этапе начального обучения пробегает мяч) для обучения нападающему удару полезно использовать зажим для мячей. Однако, есть и неудобства: упражняться на тренажере могут только игроки, обрабатывающие мяч на одной высоте, и не всегда оправданы затраты времени на то, чтобы вставлять мячи в зажим. Использование для этих целей мяча на растяжках затруднительно – мяч долго не может остановить свои колебания в упругих креплениях, а жесткие растяжки травмоопасны. Эффективность применения волейбольных удочек со «слетающим» мячом при освоении атакующих ударов невелика из-за того, что его трудно удерживать в заданной точке в неподвижном состоянии. Хотя для обучения приему мяча в защите с падением на бок, с кувырком и со скольжением на груди могут пригодиться.
Большую пользу в тренировочных занятиях приносит наклонно закрепленная рейка с разметкой расстояния от пола. Ее можно использовать как для контроля за высотой прыжков, так и для развития прыгучести игроков.
Для обучения и совершенствования «отстрелу» руки в замахе и укрепления мышц и связок плечевого сустава приносит весьма заметный эффект использование упражнений с «упругой плеткой» (рис. 66). Плетка состоит из жестко-упругого деревянного прута длиной 60–70 см и диаметром 1,5 см, на одном конце которого закрепляется петля длиной в 15 см из тяжелого гибкого кабеля. В рабочем положении свободный конец стержня плетки вставляется в манжет (ремень на липучке), надетый на предплечье у самого локтя игрока. Другой конец плетки (с петлей) удерживается пальцами. Упражнения состоят из одиночных и серийных замахов с поворотами туловища при установке добиться «отстрела» в замахе.
Эффективную разработку мышц, участвующих в поворотных движениях туловища, можно проводить с помощью упражнений с «лыжеметом». Он имеет следующую конструкцию (см. рис. 67).
На одном конце обрезанной под нужный размер старой лыжи крепится петля из ремня, которую надевают на левое плечо так, чтобы лыжа располагалась на груди игрока горизонтально. Лыжа подбирается такой длины, чтобы другой ее конец можно было захватить согнутыми пальцами вытянутой в сторону правой руки. На этом конце лыжи крепится гнездо для мяча (толстое кольцо) и ремень, один конец которого закрепляется на лыже спереди у гнезда. В исходном положении ремень огибает мяч и прижимается согнутыми пальцами к концу лыжи; концами пальцев игрок нажимает на ремень, увеличивая его натяжение, что фиксирует мяч в гнезде.
Метание набивного мяча возвратным поворотом туловища осуществляется параллельно полу в упругую стену, для чего необходимо своевременно ослаблять захват правой рукой ремня, чтобы мяч слетал с кольца «лыжемета» в упругую сетку.
Чтобы интересно, разнообразно и, главное, продуктивно выстраивать занятия (не только с начинающими), тренеру не обойтись без следующего малого инвентаря:
Неоценимую помощь в летней тренировочной работе в спортивном лагере может оказать городок физической подготовки на воздухе, состоящий из сварных металлических конструкций под прозрачной крышей. Его торцовая часть с размерами деревянного пола 4 м × 6м огорожена водостойкими фанерными стенами с трех сторон (рис. 68). Общая площадь городка – примерно 10 м × 6 м.
В городке одновременно могут заниматься сразу все игроки команды без простоев по методу круговой тренировки. Его можно использовать для проведения плановых занятий по физической и технической подготовке, либо внеплановых при непогоде.
Конструкция городка позволяет выполнять необходимые игрокам упражнения, Игроки могут на специальных станциях городка подтягиваться на перекладинах различной высоты и отжиматься от скамеек или в висе на параллельных брусьях. Укреплять мышцы живота и спины в упражнениях на скамьях, зацепляясь ногами за горизонтальные перекладины, перемещаться на руках в висе на наклонной лестнице и в упоре на параллельных брусьях. Могут прыгать на опилочной дорожке, перепрыгивать в серийном режиме скамьи различной высоты и многое другое, на что хватит фантазии тренера и игроков. В частности, на шведской лестнице можно выполнять разнообразные физические упражнения.
В той части городка, где пол дощатый, можно выполнять простые, но важные для обучения технике упражнения с мячом и без мяча. Например, совершенствовать броски и нападающий удар без прыжка в маты из поролона, укрепленные на стене, а также упражнения по обучению передачам мяча, падениям и проч.
В городке юные волейболисты имеют возможность играть в «догонялки», перемещаясь по конструкциям сооружения на руках и ногах с условием не касаться ногами земли, что служит хорошей физической подготовкой. Слой древесных опилок, покрывающих земляной пол, предохраняет их от травм при возможных срывах и падениях. Городок будет уместен и на территории спортивной школы. Физической и технической подготовкой в городке можно заниматься в подготовительном и переходном периодах тренировочного цикла при подходящей температуре воздуха на улице. Это помогает разнообразить занятия, что приносит игрокам позитивные эмоции, облегчающие решение задач тренировочного процесса.
Спортзалы, в которых проводятся волейбольные соревнования, должны быть соответствующим образом оборудованы.