Обучение подачам

подготовка игроковначальное обучение

Методика обучения подачам

К обучению подачам следует приступать после освоения нападающего удара без прыжка. В этом случае оказывается возможным использовать положительный перенос навыка удара по мячу по жёсткой схеме связи. Однако навык хлёсткого «отстрела» может быть вреден: после отстрела мышцы учатся рефлекторно расслабляться, что снижает жёсткость ударника. Поэтому его при обучении планирующим подачам лучше не использовать – скорости движения руки в разгоне хватает и без «отстрела».

При обучении целесообразно придерживаться такой последовательности в начале освоения различных подач:

1)  прямые верхние подачи, в том числе нацеленные и   укороченные;

            2)  прямая верхняя планирующая подача;

            3)  силовая подача в прыжке.

Основное различие в структурах движений при выполнении нападающего удара и прямой верхней планирующей подачи касается работы в лучезапястном суставе бьющей руки (при планирующих подачах движение в нём отсутствует) и величины амплитуды ударника. При подаче ударное движение короче – рука останавливается сразу после удара. Это надо учитывать с самого начала обучения. И, в частности, предлагать подводящие упражнения в ударах по волейбольному мячу, висящему в сетке-авоське на стене (с касанием стены) на высоте вытянутой вверх руки. Короткий удар надо наносить ладонью жёсткой руки так, чтобы мяч мог отскочить вслед за отдёрнутой рукой.

По мере роста силы мышц новичков и повышения стабильности навыка надо переходить к изучению подач с остановкой руки после удара и на последующем этапе добиваться эффекта «планирования» мяча.

Увеличению способности к организации динамической жёсткости ударника юных волейболистов способствуют упражнения в подачах с малым баскетбольным или футбольным мячом. Большая масса этих мячей вынуждает игрока напрягать мышцы бьющей руки с большей силой. Эффект переноса формируемой мышечной синергии сказывается сразу: волейбольный мяч летит быстрее и им становится легче управлять.

Для увеличения плотности выполнения упражнений на занятиях мяч целесообразно подавать в стену, затянутую упругой сеткой (что также предохраняет мячи от быстрого износа), в том числе через волейбольную сетку, натянутую вдоль зала.

Повышению силы мышц, участвующих в подаче, необходимо уделять время и внимание практически на каждом занятии – это значительно ускорит процесс обучения.

К началу непосредственного обучения верхней прямой подаче новички уже должны освоить броски различных мячей сверху одной и двумя руками с отведением таза назад в момент разгона снаряда. Силовую подачу осваивать нужно только после закрепления навыков выполнения нападающих ударов, в том числе со второй линии. Основную задачу обучения подачам целесообразно разбить на ряд частных, имеющих разное время начала их реализации.

Задача шага 1. Научиться точному подбросу мяча для подачи

Задача шага 2. Научиться посылать мячи ударом руки параллельно полу или выше с собственного подбрасывания

Задача шага 3. Научиться подавать мяч через сетку

Задача шага 4.  Научиться подавать «планирующую» подачу

Задача шага 5. Обучение силовой подаче в прыжке

Часто встречающиеся ошибки

А) — при выполнении планирующей подачи

— Неточный и высокий подброс мяча для удара.

— Удар выполняется по «мягкой» схеме связи.

— Неумение организовать жёсткость ударника в процессе взаимодействия с мячом.

— Рука после удара не останавливается, а сопровождает мяч.

Б) — при выполнении силовой подачи в прыжке

— Неправильный подброс мяча, не позволяющий подающему  игроку выйти точно в пространстве и во времени.

— Невыполнение других требований «опорной модели» нападающего удара.

 

подготовка игроковначальное обучение