Обучение перемещениям

подготовка игроковначальное обучение

Методика обучения перемещениям и остановкам

Обучение технике перемещений приставными шагами обычно проводится одновременно с освоением стойки, для которой различные перемещения и остановки являются условием и фактором совершенствования и закрепления навыка. В перемещениях волейболистов важное значение имеют не только способность быстро стартовать, или поддерживать высокую скорость, но и умение резко менять направление бега, порой, на обратное, и останавливаться в стойке. Это обстоятельство надо принимать во внимание при подборе упражнений для совершенствования техники перемещений.

Позже, по мере освоения других приемов игры, требования к технике перемещений и остановок игроков конкретизируются. Учитывается специфика перемещений защитников, принимающих подачу, блокирующих, связующего, страхующего. В тренировочные упражнения по совершенствованию техники перемещений включаются отдельные характерные эпизоды игры, как с мячом, так и без мяча.

В перемещениях, где выполняется более двух шагов, важно научить своевременной смене фаз активности и расслабления мышц. Ведь именно «зажатость» движений не позволяет игрокам развивать высокую скорость. Мышца не должна работать против мышцы, а остановку конечностей в идеальном варианте должны выполнять упругие элементы костно-мышечных сочленений.

Дети легче и быстрее других осваивают координацию раскованного перемещения – эту особенность надо использовать. Во-первых, надо ставить последовательно все более сложные частные задачи, создавая соответствующие условия специальными упражнениями для их реализации. Во-вторых, суметь сохранить сформированную двигательную структуру навыка за счет регулярного применения специальных упражнений «на школу» перемещений.

В процессе взросления при отсутствии регулярной и целенаправленной тренировки структура движений постепенно «деградирует», что выражается, прежде всего, в чрезмерных мышечных напряжениях или «тягучести» движений (без заметно выраженных акцентов их активности). Появлению зажатости движений способствуют также форсированное развитие силы, увеличение веса игрока, тренировки на фоне чрезмерного утомления. Может деформироваться и стойка при выполнении остановок.

Игра и игровые упражнения нередко предъявляют к игрокам требования максимальной скорости бега «по дистанции» за мячом, поэтому надо использовать специальные упражнения, где можно акцентировать внимание и целенаправленно работать над совершенствованием структуры «длинного» ускорения. Основная задача, которую надо решать в первую очередь, – это перевод движений ног при беге из режима абсолютно вынужденных колебаний в энергетически более выгодные режимы – квазиупругий и консервативный. При этом улучшаются показатели и стартового разгона.

Методика формирования соответствующих динамических механизмов движений ног при беге во многом схожа с методикой формирования двигательной структуры при выполнении нападающих ударов. Тренеру и игрокам надо искать пути формирования «отстрелов» нижних конечностей в крайних точках амплитуды движений при беге за счет соответствующего изменения системы управления движениями. В этом отношении с самой лучшей стороны показали себя упражнения «бег в верхней опоре», разработанные Н.С.Северцовым. Они выполняются на параллельных гимнастических брусьях с мягкими удобными подлокотниками.

Игроку нужно вставить предплечья в подлокотники и, держась кистями за брусья, выполнить вис с опорой на локти. В таких условиях исключается фаза взаимодействия с опорой и появляется возможность сосредоточиться исключительно на работе мышц ног против сил инерции конечностей в процессе колебательных движений, добиваясь «отстрелов» ног из крайних точек амплитуды.

Вместе с другими упражнениями по обучению мышц работать в соответствии с «золотым правилом баллистических движений» это дает замечательный эффект. Таким образом, на фоне возрастания общей культуры движений растут скоростно-силовые проявления игроков, что отражается на эффективности выполнения соответствующих приемов игры.

Упражнения по совершенствованию двигательной структуры перемещений и остановок в том, или ином виде необходимо включать в подготовительную или основную часть каждого занятия групп начальной подготовки. Хороший эффект приносит использование соревновательного метода и применение подвижных и спортивных игр. Позже используются упражнения в перемещениях с имитацией технических приемов игры.

Часто встречающиеся ошибки в перемещениях приставным шагом и остановках

– Не сохраняется стойка в процессе перемещения и остановки.

– Приставление одной стопы вплотную к другой при перемещении с малой скоростью.

– Чрезмерная «зажатость» движений.

Часто встречающиеся ошибки в технике обычного бега

– «Зажатость» движений в процессе бега, что блокирует  «отстрелы» ног в крайних точках амплитуды шага.

– Стопы не поднимаются, а «тащатся» по полу при беге.

– Трудности остановки в стойку при необходимости.

 

подготовка игроковначальное обучение