подготовка игроков — начальное обучение
Методика обучения прыжкам
Как бы ни казался прыжок простым и доступным техническим элементом, надо пройти долгий путь обучения и совершенство-вания навыка, чтобы научиться высоко прыгать. В сложившейся практике тренеры больше уповают в этом вопросе на природную прыгучесть игроков и на их возрастное развитие, чем на возможность существенно увеличить высоту прыжков посредством целенаправленной тренировки. Однако и за счет эффективной методики обучения и совершенствования, позволяющей реализовать условия эффективного решения двигательной задачи прыгуна, также можно существенно увеличить высоту прыжков волейболистов.
К обучению технике волейбольных прыжков с разбега можно приступать вскоре после начала занятий волейболом. Этому предшествует этап выполнения специальных упражнений и подвижных игр прыжкового характера. В нем основное внимание уделяется развитию силы, формированию мощного начального рывка и расслаблению мышц ног после отталкивания.
Технику прыжка толчком двух после этапа предварительной подготовки дети могут освоить в общих чертах за 3-4 занятия; процесс совершенствования продолжается много лет. Двигательная структура прыжка имеет тенденцию долгое время «размываться», обрастать ошибками на фоне утомления, спадов и срывов, а также при включении прыжков в другие технические приемы игры. По этой причине «школой» надо заниматься регулярно при постоянном контроле и самоконтроле за структурой движений, пока двигательный навык выполнения прыжков, в конце концов, не обретет стабильность.
Прыжок толчком одной ноги координационно более прост и привычен для детей, чем прыжок толчком двух. Обычно пришедшие новички умеют прыгать, отталкиваясь толчком одной ноги. Тренеру остается только подправить структуру движений, расставить нужные акценты и повышать тренированность (скоростно-силовые характеристики) мышц. Учить технике прыжков толчком одной и двух ног лучше одновременно.
Попутно надо отметить, что регулярные прыжковые упражнения с «рывковой» техникой отталкивания хорошо формируют спортивную фигуру волейболисток и увеличивают скорость пробегания коротких отрезков дистанции.
Главная цель и главная трудность при освоении верной структуры движений прыгуна заключается в формировании мощного отталкивания. Чему способствует обучение навыку упругого напрыгивания на обе пятки одновременно. Хороший эффект приносят прыжковые упражнения с напрыгиванием через предметы. Для этого можно использовать набивные мячи, скамьи, маты. Стремление обучаемых не задеть ногами предмет формирует умение выполнять длинное и высокое напрыгивание сразу на обе пятки, что вместе с их жесткой постановкой обеспечивает хорошие условия для мощного отталкивания.
При всей простоте и доступности техники отталкивания с напрыгиванием – это самая распространенная ошибка, в том числе и среди мастеров. Почти все волейболисты не напрыгивают, а нашагивают с последовательным выносом одной ноги впереди другой при постановке стоп на опору (как баскетболисты). Тогда как прыжки с напрыгиванием получаются выше, что показывают в т.ч. экспериментальные данные [58, c. 158]. Здесь можно усмотреть возможности повышения высоты прыжка игроков за счет совершенствования техники отталкивания.
Менять технику прыжка с напрыгиванием (как многих учили в недалёком прошлом в ДЮСШ) на прыжок с нашагиванием игроков побуждают условия тренировочного процесса и отсутствие постоянного контроля за структурой движений. Огромные физические нагрузки вынуждают игроков экономить энергию, в том числе за счет рационализации техники движений. Рационализация техники прыжка в данном случае проводится не по критерию высоты подпрыгивания, а по критерию минимизации энерготрат. Усталость всегда приводит к нарушению «золотого правила» баллистических движений. Они становятся тягучими, с плавным изменением величин действующих сил. Этот фактор вкупе с отсутствием специальных упражнений и тренерского внимания к технике отталкивания приводит к примитивизации движений. Правильно обученные игроки постепенно переходят на нашагивание.
Шаг 1. Освоение и использование подготовительных и подводящих упражнений
Шаг 2. Обучение прыжку толчком двух
Шаг 3. Обучение прыжку толчком одной
Часто встречающиеся ошибки при выполнении прыжков толчком двух
- Не напрыгивание, а «нашагивание» с последовательной постановкой одной ноги на опору впереди другой.
- Неширокий и неактивный мах руками.
- Нет жесткой ярко выраженной постановки ног на пятки в процессе напрыгивания.
- Длительное взаимодействие с опорой (нарушение «золотого правила» баллистических движений).
- Траектория прыжка либо настильная, либо вертикальная.
- «Зажатость» движений в полете.
Часто встречающиеся ошибки при выполнении прыжков толчком одной
- Слишком длинный или короткий разбег.
- Недостаточно активные маховые движения ногой и руками.
- Нежесткое взаимодействие с опорой.
- Долгий выбор способа прыжка – толчком одной или двух ног.
подготовка игроков — начальное обучение