игровая деятельность — психология игры
Социально-психологическая структура команды
Структура (психограмма) команды может включать следующие характеристики.
1). Неформальные структуры команды:
– социальные роли, статус игроков в команде, наличие «звезд» и «изгоев»;
– взаимовлияние игроков;
– совместимость игроков;
– малые группы, их состав;
– структура лидерства.
2). Формальные (должностные) структуры команды.
3). Психологический климат (атмосфера) команды.
Спортивная команда, безусловно, являет собой коллектив, своеобразную «ячейку» общества, которая создана для решения общественно значимых задач. Тренеру важно знать законы развития и функционирования коллектива, определяемого как сообщества людей, объединенных одной целью. Команда состоит из игроков, которые наряду с инструментальной (игровой) деятельностью осуществляют и экспрессивную деятельность, необходимо взаимодействуя друг с другом посредством общения.
Формальная, функциональная сторона структурной организации команды обычно понятна; все ее участники действуют в соответствии с должностными инструкциями. Неформальная же составляющая межличностных отношений часто имеет проблемы, которые решаются неудовлетворительно, хотя бы потому, что игнорируются тренерами как несущественные. Тогда как эффективность основной деятельности команды во многом зависит от характера межличностных отношений игроков, их гармоничности, «зрелости», от определяемых этими взаимодействиями неформальных структур команды. Которые, в свою очередь, определяются в числе прочего психологическими особенностями волейболистов, их характером, свойствами нервной системы, темпераментом.
Межличностные отношения в коллективе имеют эмоциональную природу, они складываются на основе определенных чувств людей друг к другу. Неформальные взаимодействия всегда являются результатом более или менее свободного выбора, основанного на чувствах взаимной симпатии или антипатии, привязанности, влечения или отвержения. Качество, направленность этих отношений имеет огромное значение для успешной деятельности игроков, как в тренировочном процессе, так и в соревнованиях. Продуктивное их регулирование со стороны тренера формирует комфортный психологический климат в команде, что позитивно сказывается на результатах учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.
Социальные роли игроков. На основе межличностных отношений игроков и в соответствии с ожиданиями группы формируется социальный статус каждого участника команды – его значимость, место в иерархии взаимодействий, его престиж и позиция в жизни коллектива. Социальный статус определяет роль каждого игрока, его авторитет и степень влияния в команде. Чем выше авторитет игрока, тем в большей мере с ним считаются, тем выше его значительность.
Согласно своему статусу каждый игрок имеет определенные права и обязанности внутри коллектива. Они реализуются в рамках социальных ролей (социально-типических схем, шаблонов поведения, выработанных данной командой) – тем поведением, которое ожидается от игрока в процессе выполнения его социальных функций в коллективе. Это своего рода реализация статуса – статус в динамике [2]. В зависимости от своего социального положения в команде некоторые игроки могут быть «звездами», а некоторые — «изгоями». С первыми многие игроки команды хотят общаться и взаимодействовать, с последними – почти никто. Если первые не «звездятся», то для команды это может быть хорошо. Наличие «изгоев» почти всегда бывает негативным, особенно, если «изгой» – в стартовом составе. Тренер должен разрешать эту ситуацию, помочь игроку обрести более высокий статус в команде.
Взаимодействие, взаимовлияние. Необходимым условием эмоциональных межличностных взаимодействий игроков является их объективная взаимозависимость.
Если цели игроков и методы их достижения совпадают, взаимодействие приобретает характер сотрудничества. Различия приводят к соперничеству и часто – к разладу, снижая результативность всей команды. Однако соперничество не всегда носит негативный характер. Здоровая конкуренция силы команды только множит; от этого выигрывают все игроки. Конкуренция игровых звеньев между собой, игроков основного и запасного состава дополнительно стимулируют друг друга, но только если это соперничество носит здоровый характер.
Признаком здорового соперничества является ситуация, когда игроки радуются своим успехам больше, чем успехам других, а нездорового – когда радуются и злорадствуют «осечкам», провалам и ошибкам соперничающих партнеров, либо завидуют успехам конкурентов. Здоровое соперничество обеспечивается сохранением приоритета общекомандных целей и совпадением с ними целей отдельных игроков или отдельных групп. Обратное положение вещей рассматривается как нездоровое состояние коллектива.
Задача тренера – способствовать установлению такого психологического климата в команде, при котором не возникали бы негативные взаимоотношения нездорового соперничества и взаимовлияния.
Психологическая совместимость. Психологическая совместимость участников любых групп, в значительной мере формирует характер и структуру межличностных взаимоотношений, а также психологический микроклимат коллектива, определяя эффективность основной деятельности.
Совместимость игроков имеет различные уровни. Психофизиологический уровень обусловливается сходством темпераментов и свойств нервной системы. Социально-психологический (пригодность качеств личностей для реализации социальных ролей, в том числе лидерских). Интеллектуальный (соответствие интеллектуальных способностей: скорости мыслительных процессов, глубина анализа, абстрактность мышления и др.) и культурный. Культурные различия часто, несмотря на попытки проявлять снисходительность в отношениях игроков, рано или поздно приводят к взаимной антипатии и конфликтам при их тесном взаимодействии.
О совместимости игроков команды можно судить по наличию или отсутствию конфликтов, изменению эффективности основной совместной деятельности.
Малые неформальные группы. Успешность деятельности тренера со спортивными командами во многом определяется продуктивностью использования им стихийно сложившихся структур малых неформальных групп игроков команды.
В здоровом коллективе каждый участник команды обычно старается завоевать положительное отношение к себе со стороны других игроков, стремясь именно к такому общению, которое удовлетворяет их потребности и уровень притязаний. Невозможность реализовать притязания каждого игрока во всем коллективе закономерно приводит к тому, что на основе стихийно складывающихся отношений участников внутри команды формируются различной степени обособленности неформальные группы, имеющие в своем составе 2–5 участников. Степень их обособленности определяется силой внутри- и межгрупповых связей.
Каждая неформальная группа имеет свои нормы поведения, ценностные ориентации, права и обязанности ее участников, в ней распределены групповые роли, соответствующие социальному статусу каждого члена этой группы. Такие неформальные группы, сформировавшиеся на основе эмоциональной притягательности игроков, взаимных симпатий, предоставляют их участникам своеобразную «нишу», где они могут получить социальный статус в соответствии с уровнем притязаний. В «своей» малой группе игроки чувствуют себя комфортнее, им легче реализоваться, раскрыть свои (к примеру, лидерские или творческие) способности, что повысит эффективность их основной деятельности.
На первый взгляд образование обособленных групп внутри команды кажется негативным фактором – налицо «раскол» команды на части. Однако такое самоструктурирование игроков команды в малые группы – совершенно естественный процесс. С точки зрения осуществления основной деятельности негативное влияние будет только тогда, когда цели малых неформальных групп и пути их достижения не совпадают с общегрупповыми и ставятся выше командных. В результате самонаправленности этих групп возникает ситуация разлада отношений в команде, игроки которой действуют по принципу «кто в лес, кто по дрова». Сила такой команды, раздираемой внутренними противоречиями, часто конфликтами, неминуемо снижается – она обречена на неуспех.
Необходимо принимать срочные меры для выправления ситуации. Тренеру надо стремиться понять природу конфликта и, либо переориентировать цели той или иной неформальной группы так, чтобы они совпадали с командными. Либо принять меры, способствующие распаду негативно влияющей группы и помочь их участникам встроиться в другие позитивные группы.
Помимо неформальных в команде существуют и формальные группы и структуры. Это игровые звенья, основной и запасной состав, капитан команды, тренеры и проч. Задача тренера – использовать позитивные моменты влияния любых отношений. Это возможно, если удастся обеспечить совпадение формальных и неформальных структур команды естественным способом. Продуктивность игроков и команды повышается, если неформальные отношения учитываются при создании формальных структур: игровых звеньев, разминочные пары, составы для групповых упражнений, расселение игроков на сборах и соревнованиях.
Лидерство. Одним из важнейших феноменов взаимодействия игроков в команде является лидерство. Лидерство – явление социально-психологическое. В его основе лежит потребность участников группы в руководстве. Стремление реализовать общую цель коллективными средствами ведет к выявлению лидеров. Если в группе нет потребности в руководстве – не будет и лидера.
Лидерство всегда предполагает самопроизвольную организацию, при которой управление группой осуществляется одним или несколькими участниками ситуативно или постоянно. Добровольное соподчинение в процессе осуществления совместной деятельности, как способа координации действий игроков, создает ситуацию, при которой каждый чувствует себя комфортнее. Часть прав и обязанностей игроки добровольно передают лидеру, который, принимая их на себя, снимает, таким образом, часть ответственности с остальных. Обычно он вносит в общую деятельность наибольший вклад, выполняя самую важную и ответственную часть работы, занимая ключевую позицию в организации группы.
Лидерская структура команды способствует наиболее полной самореализации всех игроков. Обычно лидеры действуют наиболее эффективно в условиях психологически напряженной борьбы, когда на их плечах лежит наибольший груз ответственности. Другие же игроки команды, напротив, эффективнее действуют при снятии с них ответственности. В командах с выдвижением лидеров формируется более жизнеспособная и эффективная система межличностных отношений ее участников, что позитивно сказывается на качестве игры. Наивысшие успехи команд обычно совпадают с появлением в их составах сильных лидеров.
Чтобы эффективнее решать проблемы лидерства, тренеру необходимо учитывать сложность и многоаспектность природы этого феномена, и, в частности, тот факт, что лидерство бывает разное.
По сферам влияния лидеры делятся на инструментальных и экспрессивных (эмоциональных). Последних часто в социальной психологии называют «звездами» группы. В этом смысле звездность – показатель эмоциональной притягательности человека.
В спортивной команде инструментальный лидер – сильнейший игрок. Принимая наиболее активное участие в соревновательной деятельности, он вносит наибольший вклад в успехи команды.
Эмоциональный лидер, прежде всего, влияет на психологический микроклимат команды. Однако ярко выраженная ориентация на взаимоотношения игроков, разрешение их конфликтов и т.п., приводит иной раз к тому, что результат приносится в жертву межличностным отношениям игроков.
Оба вида лидеров обычно хорошо уживаются в команде, имея разные сферы влияния. Для команды же наилучшая ситуация, когда один игрок сочетает в себе оба типа лидерства и может претендовать на роль формального лидера – капитана команды.
По социальному положению лидеры делятся на формальных и неформальных. Формальный лидер – значит официально узаконенный (например, капитан команды). Если формальный лидер справляется со своими обязанностями, удовлетворяя тем самым ожидания игроков команды в лидерстве, то неформальный лидер не выявляется. В противном случае возникает благоприятная ситуация для появления неформального лидера.
Неформальный лидер существует только при поддержке игроков команды, поэтому он всегда выражает их интересы, стремится удовлетворить их потребности в руководстве, иначе лидерские позиции утрачиваются.
По стилю руководства лидеров можно разделить на авторитарных и демократичных. Авторитарное руководство эффективно в стрессовых ситуациях и бывает негативным в обычных. Демократический стиль управления, напротив, эффективнее действует в умеренных ситуациях.
По содержанию деятельности есть лидеры – исполнители и лидеры – вдохновители. Первым принадлежит главная роль в реализации программы действий, вторым – в ее разработке.
По характеру деятельности лидеров можно разделить на универсальных (действующих во всех ситуациях) и ситуативных, возникающих в отдельных ситуациях.
По направленности различают три типа лидеров: целеориентированные, группоориентированные и самоориентированные. Целеориентированный лидер стремится в первую очередь к достижению целей команды, мало обращая внимания (вплоть до полного игнорирования) на межличностные отношения игроков и их внутреннее состояние. Обычно ему присуща огромная самоотдача. Всегда мало заботится о своем личном благе и требует того же от других, часто вызывая негативное к себе отношение. Как правило, является инструментальным лидером команды. Использует преимущественно авторитарный стиль руководства, повышая тревожность, неудовлетворенность и конфликтогенность игроков.
Для группоориентированных лидеров характерна направленность на урегулирование взаимоотношений игроков в процессе игры, на тренировках и в быту. Они всегда считаются с мнениями других членов команды, заботятся о психологическом климате команды, предпочитая добрые отношения победе любой ценой. В этом и сила, и слабость лидеров, ориентированных на группу.
Тренер должен помочь лидерам скорректировать их деятельность. Целеориентированному лидеру надо научиться учитывать экспрессивные потребности игроков, больше вдохновлять их собственными успешными действиями, а не только требовать от них результата (тем более – в жесткой форме). Группоориентированному лидеру надо помочь научиться регулировать микроклимат команды так, чтобы взаимоотношения игроков, их сплоченность, были направлены на достижение победы.
Самоориентированный лидер главным образом заботится о своем благе, удовлетворяя свое самолюбие. Его лидерское положение формируется, как правило, на основе инструментальной деятельности – как правило, это сильнейший игрок. Волейбол для него – средство самоутверждения, источник личной славы, престижа и материального благополучия. Для него характерно выделение своей индивидуальности и противопоставление своего «Я» команде. Обычно самонаправленный лидер агрессивен, подозрителен, строптив и завистлив, Притязания всегда завышены. Боится провала, склонен конфликтовать, обвиняя в неуспехе команды кого угодно, но не себя. Не способен на самопожертвование.
Такое лидерство для команды вредно, оно ведет к «звездной» болезни лидера, дезорганизует команду, повышая конфликтогенность игроков. В ситуации, когда один играет, может быть, лучше других, предъявляя ежеминутно кучу претензий другим игрокам, у которых игра не получается как раз из-за этих претензий и по делу, и без дела – все решается через конфликт, ослабляющий команду. Это типичный случай самонаправленного лидерства.
По общности действия можно выделить лидеров отдельных неформальных групп (групповых лидеров) и лидеров всей команды (командных лидеров).
Групповой лидер действует только в рамках соответствующей группы (например, игрового звена, увеличивая его вклад в решение командных задач). Командный лидер руководит действиями всех игроков при решении игровых задач.
Лидером всей команды может стать как инструментальный, так и экспрессивный лидеры. Многое зависит от ситуации и от классности команды. В детских командах часто доминирующее значение имеет эмоциональный лидер. В командах мастеров лидером, как правило, не может быть игрок невысокого класса, несмотря на эмоциональную притягательность его личности.
Дело, очевидно, в том, что в жизни взрослых игроков – участников довольно целеориентированного коллектива, «производственная» составляющая является главной, определяя во многом круг их интересов и формируя соответствующие ценностные ориентации. По этой причине высший социальный статус получает игрок команды, вносящий наибольший вклад в ее победы.
Особенностью лидерской динамики в женских командах является довольно частая смена лидеров, это можно объяснить особенностями женского характера: быстрой сменой настроений, капризностью, обидчивостью, мнительностью и пр. Часто меняются лидеры и в детских командах, что объяснимо: дети растут, развиваясь с разной скоростью, взрослея «на глазах». Для них год – большой срок для формирования личности, смены ценностей, симпатий.
Важен вопрос о связи лидерства и амплуа игроков. Часто лидером команды становится нападающий игрок, и есть немало положительных примеров эффективности такого сочетания. Но лучше, когда лидером становится связующий игрок. Причин тут несколько. Прежде всего, то что «официально» в функции игроков этого амплуа входит организация и управление игрой всей команды – недаром его называют диспетчером. Очень продуктивна ситуация, когда в команде инструментальным лидером является нападающий, а эмоциональным – связующий игрок.
Лидерство в волейбольных командах является исключительно положительным фактором повышения эффективности их функционирования. Отсутствие лидера – большой недостаток команды. Часто возникновению подобной ситуации способствует жесткое влияние тренера на всех этапах ее формирования. К этому ведет и абсолютизация авторитарного стиля руководства командой со стороны тренера. Лидеры «задавлены» административными мерами и проявляются скорее в ситуациях противодействия и сопротивления игроков автократическому поведению тренера.
Если каждое проявление индивидуальности тренер принимает как личный вызов и стремится «поставить на место», как ему кажется, непослушного игрока, то позитивный лидер в команде вряд ли появится. Он может сформироваться как лидер оппозиции на волне протеста, явного или неявного, что не множит силы команды.
Команда без лидера имеет несколько «амебный» характер, часто проигрывает равному по силам сопернику или даже более слабому. Авторитарный стиль управления делает игроков безынициативными и равнодушными к проигрышам. Ведь тренер, приказывающий игрокам, что и как делать, берет тем самым на себя ответственность за результат, а исполнителей – «дело маленькое». Они мотивируются не на победу, а на избегание неприятностей.
Особое место в структуре команды занимает ее капитан. Он является формальным лидером команды, официальным лицом с определенным кругом прав и обязанностей. К примеру, только капитан имеет право обращаться к судье во время игры, решая спорные вопросы по игре. Он представляет интересы игроков команды, формально являясь ее руководителем. Может выполнять функции посредника между игроками и тренерским составом.
Капитаном выбирается обычно более опытный и искушенный игрок. Однако, выбор капитана – дело очень ответственное и деликатное. Неудачное решение этого вопроса приводит ко многим бедам. Если бы всегда капитаном выбирался сильнейший игрок, все было бы ясно и просто. Но функции капитана гораздо шире игровых, поэтому он должен удовлетворять (быть может, в первую очередь) еще целому ряду требований.
В идеальном случае капитан команды должен сочетать в себе инструментального и эмоционального лидера. Часто, однако, случается, что экспрессивным лидером и лидером инструментальным являются разные игроки команды. Кому отдать предпочтение?
Обычно функции выборного капитана в командах невысокого класса и в командах ДЮСШ успешнее выполняют экспрессивные лидеры. Их ориентация на взаимоотношения игроков способствует созданию благоприятного психологического климата. В сочетании с деятельностью инструментального лидера такой вид руководства принимается всеми игроками и обычно приносит хорошие плоды. Здесь несколько разные сферы влияния капитана и инструментального лидера исключают соперничество за монопольное лидерство.
В командах высокого класса, напротив, чаще капитаном выбирается инструментальный лидер, что в первую очередь связано с иными ценностными ориентациями мастеров: наиболее уважаем тот игрок, который вносит наибольший вклад в успехи команды.
Но как бы то ни было, капитан должен выбираться самими игроками, а не назначаться «сверху». Часто назначенный капитан не может соответствовать роли лидера команды, а это неминуемо приводит к выдвижению неформального лидера и соперничеству за одноуровневый лидерский статус, что ослабляет команду.
Резюме
- Эффективность деятельности волейбольной команды в значительной мере определяется степенью совпадения формальных и неформальных ее структур. Выбор капитана, создание игровых звеньев, определение стартового состава, расселение игроков на сборах и соревнованиях, выбор партнеров по разминочным парам, деление на группы для выполнения упражнений, а также преодоление возможных конфликтов внутри коллектива – все должно осуществляться на основе глубокого понимания законов экспрессивного общения и социально-психологического структурирования спортивной команды.
- Необходимо способствовать появлению лидеров в коллективе и опираться на лидерские структуры для решения учебно-тренировочных и соревновательных задач команды.