Тактика игры в нападении

игровая деятельностьтактика игры

Тактика  атакующих  действий

Командная тактика атакующих действий. Командные атакующие действия могут осуществляться при розыгрыше мяча через связующего игрока передней линии или выходящего с задней. Их передачи мяча по ходу игры могут быть выполнены сразу на удар первым касанием или вторым – после приема мяча в обороне.

Атаки могут осуществляться как с активным использованием «быстрого» нападения, так и без применения ударов первого темпа. В первом случае игроки команды каждый мяч стремятся разыграть при помощи комбинаций с использованием ударов первого и второго темпов. Во втором случае атаки развиваются медленно; они были характерны волейболу не очень далекого прошлого, но используются и сейчас как элемент комбинационного нападения и в случаях некачественного приема. Классификация приемов командной тактики игры в нападении приведена на рис. 34.

Рассмотрим сначала сильные и слабые стороны систем нападения при розыгрыше мяча через связующего игрока передней линии и выходящего со второй. Частота их применения в значительной мере определяется принципом формирования игрового состава команды. Если в составе играют четыре нападающих и два связующих (принцип формирования состава 4-2), то передачи на удар выполняются в основном связующими, выходящими со второй линии.

Если команда играет с одним связующим, то он выполняет все передачи на удар, будучи игроком передней линии в половине игровых расстановок. В оставшихся трех расстановках он пасует после выхода с задней линии.

Система нападения через связующего игрока передней линии. К сильным сторонам этой тактической системы нападения следует отнести, как минимум, три момента.

– Связующий игрок в процессе игры постоянно находится на передней линии, что избавляет его от необходимости осуществлять выходы из зоны защиты к сетке для выполнения передач на удар.

– Связующий, как игрок передней линии, имеет право атаковать. Это позволяет команде использовать атакующие удары с первой передачи, имеющие высокий процент выигрыша очков за счет элемента неожиданности, особенно, если связующий, выполняющий атаку, – левша. Связующие-правши чаще используют вместо нападающих ударов неожиданные «сбросы» и «скидки» с разнообразными траекториями полета мяча, не забывая о главной функции связующего игрока – выполнение передач на удар партнерам.

– Связующему игроку передней линии легче обрабатывать мячи, летящие после приема на трос сетки, или на сторону соперника. В таких ситуациях связующий игрок имеет право при необходимости участвовать в блоке при ударах соперника «на сразу» по переходящему мячу, либо применять «скидки».

К недостаткам системы можно отнести следующее.

– На передней линии остается всего два нападающих игрока, что снижает атакующий потенциал команды. Как выход из положения, используются атаки игроков задней линии, особенно часто – диагонального нападающего. На этапе ДЮСШ могут помочь имитация связующим игроком выхода для передач со второй линии и ложная атака первым темпом одного из игроков задней линии.

– Поскольку игроки связующего амплуа, как правило, имеют невысокий рост, у них возникают определенные трудности при блокировании атакующих ударов высокорослых нападающих соперника. Этим недостатком стремятся воспользоваться доигровщики команды противника, располагающиеся напротив связующего по игровой расстановке.

Система нападения через связующего игрока задней линии. Сильные стороны системы организации нападения через связующего игрока, выходящего с задней линии, очевидны. В линии атаки постоянно играют три потенциальных нападающих, один из которых может быть связующим игроком передней линии (если игровой состав команды сформирован по принципу 4-2). Трех нападающих передней линии игрокам соперника блокировать сложнее, чем двух, особенно при быстром розыгрыше мяча.

Другой плюс системы – возможность выполнения качественных передач связующим передней линии, когда выходящий со второй линии связующий не успевает к мячу или выполняет первое касание мяча. Эта система нападения объективно считается в целом более эффективной, чем при розыгрыше мяча через связующего игрока передней линии, но имеет и свои минусы.

Недостатки системы можно усмотреть в том, что при передачах мяча на удар выходящим игроком задней линии почти исключается нападение с первой передачи, как правило, довольно эффективное. Ведь игрок задней линии не имеет права нападать. Однако в игре возможно выполнение на удар «откидок», если блокирующие не учли, что связующий вышел с задней линии, и, поверив в возможность атаки с первой передачи, прыгнули для блока.

Другой недостаток системы связан с запретом «Правилами игры» игрокам задней линии участвовать в блоке и переправлять мяч на сторону соперника касанием выше сетки при отталкивании в зоне нападения. В этой связи у команды возникают проблемы при некачественном приеме, а именно:

– Если мяч принят близко к сетке, или падает на верхний трос, то условия для его обработки связующим игроком значительно усложняются. Вместо удара или «скидки» он вынужден пасовать в трудных условиях, иной раз из-за этого совершая техническую ошибку. Передачи на удар получаются менее точными, их направление легко угадывается блокирующими соперника.

– В случаях, когда мяч после приема перелетает на сторону соперника, выходящий со второй линии связующий игрок не имеет права противодействовать блоком сопернику, выполняющему удар по переходящему мячу. Правда, при высокой степени сыгранности и взаимопонимания, связующий игрок, при определенных условиях, может «уступить» мяч, принятый в район верхнего троса сетки, нападающему для блокирования или для атаки.

К условным недостаткам можно также отнести трудности подбора для состава двух высокорослых связующих, способных эффективно нападать и блокировать удары соперника. В том числе и по этой причине большинство команд формирует игровой состав по принципу 5-1. Такая команда становится более мощной в нападении – ведь атакуют пять «чистых» нападающих, один из которых специализирован на атаках в зоне 2.

Если оценивать обе тактические системы игры в нападении – с первых и со вторых передач, то надо начинать с того, что обе они также имеют свои сильные и слабые стороны.

Система нападения со вторых передач используется командами в качестве основной. Большинство тактических построений при организации атак в процессе игры проводятся на основе именно этой системы. Она может сочетать в себе атаки, как первым, так и вторым темпом, осуществляемые игроками обычно в тесном взаимодействии.

Абсолютное большинство атакующих комбинаций разыгрывается с использованием передач вторым касанием связующего игрока. Осуществляя второе касание, связующий способен исправить многие ошибки и недочеты принимающих и защитников за счет быстрого перемещения под недоведенный к сетке мяч. Это может существенно увеличить надежность организации действий игроков в атаке. У нападающих и связующих игроков при нападении со вторых передач имеется больше времени для подготовительных действий, что облегчает использование атакующего потенциала игроков, в том числе их артистизма и расчетливости при выборе способа и направления передач и ударов при реализации атак.

Однако ровно столько же времени получают блокирующие, защитники и страхующие игроки команды соперника для организации противодействия. Они имеют время и возможность в процессе развития атаки занять выгодные исходные положения и высчитать вероятные направления ударов.

В этом отношении более эффективной выглядит тактическая система нападения с первой передачи и «откидки». В процентном соотношении она имеет более высокие показатели по выигранным очкам, чем при нападении со второй передачи. Но это за счет элемента неожиданности, обусловленного нечастым использованием такого способа атаки. В абсолютных цифрах атаками со вторых передач выигрывается значительно больше очков, чем ударами с первых передач и с «откидок».

Если попытаться использовать систему атак с первых передач в качестве основной, ее эффективность станет существенно ниже атак со второй передачи. Тому две причины: невозможность обеспечить доводку мяча сразу на удар и отсутствие фактора неожиданности в атаках с первых передач, используемых постоянно.

Команды, имеющие в своем игровом составе пятерых нападающих и одного связующего, используют атаки с первых передач и «откидок» чаще, чем команды с двумя связующими игроками.

Большое значение для эффективной игры команды в нападении имеет скорость развития атак, реализуемых в рамках рассмотренных выше систем ведения борьбы. В процессе соревнований игроки могут использовать удары после разбега преимущественно первым или вторым темпом.

Систему нападения с применением ударов первого темпа обычно называют «быстрым нападением». Как правило, в быстром нападении участвуют центральные блокирующие (они же нападающие первого темпа). Атаки только вторым темпом без использования ударов первого темпа носит название «медленного», несмотря даже на то, что передачи и второго темпа стали существенно занижать. К медленному нападению относятся и удары со сверхвысоких передач. Их обычно адресуют нападающим второго темпа (доигровщикам и диагональному нападающему), обладающим сильными ударами, на края сетки, особенно при передачах из глубины площадки.

В «чистом» виде тактика ведения игры без использования атак первого темпа присуща уже уходящему в прошлое волейболу. Которая, увы, возвращается на площадку при недоводке мячей связующему игроку в самые ответственные моменты матча, и тогда вся тактика игры в атаке «сводится» к ударам нападающих второго темпа с краев сетки.

Тактическая система нападения с передач только второго темпа. К сильным сторонам тактики нападения с передач второго темпа можно отнести следующее.

– Нападающие удары с передач второго темпа обычно получаются более агрессивными (мяч летит после удара с большей скоростью), чем с передач первого темпа, поскольку при медленно развивающихся атаках нападающим легче реализовать все условия эффективности атакующих действий.

– Атаки вторым темпом возможны при меньшей согласованности действий игроков в связке «принимающие – связующий – нападающие». Связующие игроки способны за счет быстрого перемещения исправить ошибки партнеров, принимающих с недоводкой мячи с подачи или после атакующего удара.

Нападающие второго темпа, в свою очередь, могут исправлять неточные передачи связующего, часто вызываемые некачественным приемом. Передачи на удар нападающему второго темпа можно осуществить даже способом снизу.

– Атаки вторым темпом – самое грозное оружие современного волейбола, особенно, если нападающие первого темпа активны и отвлекают на себя блокирующих. Оправдано применение ударов и со сверхвысоких передач (быть может, их точнее называть третьим темпом) при наличии в команде очень сильного высокорослого на-падающего, способного высоко обрабатывать мяч в момент атаки.

К недостаткам медленного нападения (при отсутствии ударов первым темпом) следует отнести в главную очередь то, что нападающим приходится, как правило, бороться с групповым блоком. Вообще, медленное развитие атак делает игровые ситуации более стандартными и предсказуемыми, чем при использовании атак первым темпом. Это дает время и возможность более осмысленно и эффективно действовать в обороне игрокам защищающейся команды. Эту тактику медленного нападения используют команды, имеющие в своем составе высокорослых нападающих, обладающих сильными ударами.

Тактическая система нападения с использованием атак первого темпа. В стремлении помочь нападающим второго темпа и компенсировать недостатки «медленного» нападения команды применяют быструю игру – атаки с передач первого темпа. Из задачи отвлечь центрального блокирующего атакой первого темпа, или угрозой атаки, с тем, чтобы нападающим второго темпа противостоял одиночный или неорганизованный групповой блок, система быстрых атак превратилось в полноценное эффективное нападение. Но эффективным быстрое нападение становится только при достижении определенного уровня надежности взаимодействий игроков в атаке.

Современные тенденции развития тактики игры в нападении выразились, прежде всего, в решении игровых задач коллективными согласованными действиями и в повышении скорости развития атак. Процент выигранных очков атаками первого темпа неуклонно растет. Однако абсолютизация идеи ускорения игры приводит к нарушению принципа целесообразности действий игроков. Стремление к увеличению скорости атак привело к практике занижения траектории приема мяча и  использования передач на удар в прыжке. В некоторых ситуациях (например, в доигровках) это может быть выгодно: можно использовать суету и неразбериху на площадке соперника и повторно провести быструю атаку, пока блокирующие и защитники не успели занять свои позиции для обороны.

В стандартных, легко прогнозируемых ситуациях и низкий прием мяча, и передачи на удар в прыжке приносят больше проблем самой атакующей команде, чем сопернику. При заниженной траектории приема мяч не так уж редко перелетает на сторону соперника или попадает в зону верхнего троса, где его сложно обрабатывать, особенно при выполнении передач на края сетки. Низкая траектория приема мяча часто «диктует» связующему игроку направление передачи, что облегчает действия блокирующих. Дополнительные трудности возникают у связующего, вышедшего со второй линии и не имеющего права участвовать в блоке, или атаковать. При этом блокирующие команды соперника, при своей подаче, находятся в состоянии постоянной готовности и реагируют больше на действия «своего» нападающего и отчасти на действия связующего. К противодействию атакам и они, и защитники готовы в любой момент. Высота приема мяча для них не имеет особого значения.

К положительным сторонам быстрого комбинационного нападения нужно отнести следующее:

– Нападающему первого темпа, как правило, противостоит один блокирующий, а нападающему второго темпа – часто одиночный или неорганизованный двойной блок.

– Быстрое нападение создает много нестандартных ситуаций из-за своей быстротечности, к которым трудно приспособиться игрокам обороняющейся команды. У соперников не остается времени на подготовку противодействия, что сказывается на эффективности игры в защите; часть их игроков просто может «выпасть» из обороны.

К недостаткам системы быстрого нападения следует отнести несколько моментов:

– Мяч после ударов первого темпа обычно летит с меньшей скоростью, чем после ударов второго темпа, – его легче принять.

– Особенности реализации ударов с передач первого темпа таковы, что нападающему часто не удается перевести мяч в нужную сторону; передача диктует направление удара.

– Система атаки первым темпом менее надежна, чем нападение с передач второго темпа. Для скоростного нападения требуются более слаженные и тонкие взаимодействия связующего игрока и нападающих первого темпа в условиях дефицита времени. Малейшая ошибка по доставке мяча под удар во времени и в пространстве существенно влияет на качество и на саму возможность выполнения удара. Но главный сбой, ведущий обычно к отказу от атаки первым темпом, обусловливается некачественной доводкой мяча связующему при осуществлении приема подач и нападающих ударов. Срыв атак первого темпа происходит в основном по двум причинам.

  1. Неумение организовывать атаки первым темпом при передачах из глубины площадки.
  2. Неудачный выбор места связующими игроками – они обычно располагаются грудью в свою площадку в непосредственной близости к сетке. При любой степени недоводки мяча связующие вынуждены отбегать от сетки и с поворотом выполнять высокую передачу в края сетки. Подобные действия легко просчитываются соперниками, что облегчает их задачи в противодействии.

Однако существуют возможности у команды не сбиваться на простую игру при недоводке мяча

Во-первых, целесообразно научить игроков системно атаковать первым темпом с передач из глубины площадки. Такие атаки возможны, что иной раз и сегодня доказывают лучшие связующие игроки лучших команд мира, эпизодически успешно использующих в доигровках прострельные передачи из глубины площадки при недоводках мяча к сетке.

Во-вторых, несколько увеличить высоту траектории приема мяча, что даст возможность и время связующему для перемещения под мяч и нападающим – для разбега и прыжка.

В-третьих, в момент приема мяча с подачи связующий игрок должен занять исходное положение на некотором (до 3–4 метров) расстоянии от сетки. Это очень выгодная позиция. При хорошей доводке связующий игрок может выполнить 2–3 приставных шага вслед за летящим к сетке мячом. При этом мяч какое-то время как бы «висит» перед связующим игроком, в поле зрения которого находятся также нападающие, и блокирующие соперника. Таким способом создаются хорошие условия для организации комбинационного нападения.

Если прием мяча осуществляется с недоводкой, то расстояние необходимых перемещений связующего под мяч сокращается, иной раз, до нуля. Обзор для связующего игрока может получиться еще лучше. В этих условиях целесообразно использовать комбинации с прострельными передачами нападающим первого темпа из глубины площадки. Эта «безотказность» атак первого темпа бывает особенно выгодной в условиях, когда в команде нет высокорослых нападающих с сильным ударом, умеющих эффективно бороться с групповым блоком соперника.

Можно также отметить побочный положительный эффект, вызванный разрешением игрокам принимать неточно: качество до-водки мяча в приеме подач парадоксально улучшается. В этих условиях принимающим игрокам, по сути, увеличили мишень для попадания мячом. Ведь не считается ошибкой прием с недоводкой – с такого приема команда тоже умеет атаковать обоими темпами. В результате принимающие игроки чувствуют себя увереннее, а это положительно сказывается на качестве приема.

Групповая тактика атакующих действий. Она складывается из взаимодействий группы от 2-х до 5 игроков в атакующих действиях. Взаимодействующих в нападении игроков условно можно разделить на следующие группы:

принимающие – связующие;

связующий – нападающие;

нападающий – нападающий.

Приемы мячей с подачи или после нападающих ударов являются защитными действиями. Однако взаимодействия принимающих и защитников со связующим игроком можно отнести также к тактике нападения. Поэтому допустимо рассмотреть их в данном разделе.

Согласование действий принимающих игроков и связующего происходит по предварительному договору и по наигранным схемам. Игроками учитывается также складывающаяся игровая ситуация, вносятся необходимые коррективы во взаимодействиях. В частности, принимающим игрокам необходимо осуществлять выбор удобной траектории доводки мяча с учетом условий, в которых оказывается связующий. Учитывается также и то, выходит связующий со второй линии, или же он – игрок первой линии.

Со своей стороны, связующий игрок на основе вероятностного прогнозирования качества доводки в конкретном игровом случае может начать перемещение заранее в предполагаемом направлении отскока мяча. Это позволяет связующему игроку выполнять более качественные передачи и исправлять возможные ошибки принимающих и защитников.

Групповые взаимодействия связующего и нападающих игроков разнообразны, а условия их реализации порой довольно жесткие, особенно при организации быстрого нападения. Как правило, взаимодействия начинаются с предварительной договоренности игроков о характере совместных действий в атаке при розыгрыше каждой конкретной подачи противника.

Далее, по ходу развития игровой ситуации, в том числе и с учетом действий соперника, вносятся необходимые коррективы во взаимодействия игроков, отработанные ранее в процессе тренировок, игр и соревнований. Такие групповые взаимодействия в практике волейбола со временем сложились в устойчивые комбинации, в разных командах, к сожалению, имеющих иногда различные названия. Приведем наиболее типичные взаимодействия.

Групповые взаимодействия игроков в нападении, направленные на преодоление блока во времени. Такие комбинации играются чаще на одном блокирующем, реже – при двойном блоке и имеют цель нанести удар по мячу или с опережением блока, или после приземления блокирующих игроков, которые для противодействия не успевают выполнить второй прыжок. Подобные удары игрокам команды соперника трудно отразить, когда не может противодействовать основное их оружие – защита у сетки (блок). В комбинациях могут участвовать два или три игрока, включая связующего (см. рис. 35).

1). «Взлет» (рис. 35 – А). Комбинация, в которой активное участие принимают два игрока – связующий и нападающий первого темпа (редко – два нападающих первого темпа). Нападающий игрок выполняет удар по восходящему после передачи мячу – на взлете. Комбинация рассчитана на опережение блокирующего соперника, который либо не успевает к месту атаки, либо не поверил в возможность атаки первым темпом. Впрочем, и неорганизованный блок при такой комбинации – уже успех. Удары на «взлете» можно проводить как впереди связующего игрока, так и с его передач за голову.

2). «Прострел» (рис. 35 – Б). Комбинация также для двоих. Ее отличие от первой только в том, что быстрая передача имеет настильную траекторию из-за большего расстояния между связующим и нападающим первого темпа. Особенно эффективны, но крайне редко применяемые, удары с прострельных передач из глубины площадки. И «взлет» и «прострел» являются важнейшими составными частями групповых взаимодействий в атаке, где участвуют два или более нападающих игрока.

3). «Морита». Комбинация названа по фамилии японского на-падающего, впервые применившего такой вид удара на международной арене в 1969 г. Суть взаимодействий в следующем. Нападающий разбегается для удара первым темпом, отводит руки назад в замах для прыжка в процессе напрыгивания, но не прыгает, делая небольшую паузу перед прыжком. Игрок соперника, поверивший в возможность атаки первым темпом, прыгает для выполнения блока. Передача же следует на высоту около метра над сеткой так, чтобы удар нападающего состоялся после приземления блокирующего, не успевающего прыгнуть второй раз. Успех комбинации зависит от артистизма игроков и успешности предыдущих атак первым темпом. Однако удар можно выполнять иначе и с бóльшим успехом. Блокирующие легче верят в возможность атаки первым темпом, если нападающий не останавливается в замахе, а выполняет полный круг руками назад из замаха, выпрямляя ноги без отрыва от пола. В конце кругового движения руками нападающий вновь приседает и выполняет прыжок для удара, который во времени совпадает с приземлением блокирующего.

4). «Заслон» (рис. 35 – В). В комбинации участвуют два нападающих и связующий игрок. Суть комбинации в том, что нападающий второго темпа выполняет удар с невысокой передачи в том же месте и на том же игроке соперника, который прыгал на блок с нападающим первого темпа, имитирующим атаку. Нападающий первого темпа в известном смысле маскирует, заслоняет атаку второго темпа – отсюда и название комбинации: «заслон». Если блокирующий игрок, предвидя атаку второго темпа, не прыгает с нападающим первого темпа, то передача следует именно этому игроку.

5). «Эшелон» (рис. 35 – Г). Почти такая же комбинация, но на-падающий второго темпа разбегается из глубины площадки (в очередь за игроком первого темпа), часто нанося удар по «отведенному» от сетки мячу. Если в атаке участвует игрок второй линии, эту комбинацию называют «пайп».

Групповые взаимодействия игроков в нападении, направленные на преодоление блока в пространстве. К простейшим взаимодействиям относятся атакующие комбинации, в которых нападающие игроки выполняют удары в соседних зонах, используя незащищенное пространство над сеткой в условиях, когда блок не успевает переместиться к месту атаки для организации противодействия.

1). «Вдогонку» (рис. 36 – А). Атакующая комбинация с перемещением нападающего игрока вдогонку за летящим мячом (в иных командах ее могут называть «Догонялка»).

2). «Зона» (рис. 36 – В). Простейшее взаимодействие связующего и нападающего игроков с целью нанесения удара между зонами (между двух блокирующих). Передача мяча должна быть невысокой и быстрой, иначе в зону атаки успеют переместиться блокирующие. Комбинацию можно играть и при передаче мяча связующим назад («Зона сзади», рис. 36 – Г).

Эффективность применения такой комбинации возросла, когда нападающие научились использовать удары в прыжке толчком одной ноги. Обычно связующий игрок выполняет передачу за голову в этой комбинации, однако, можно атаковать и с передач вперед с перемещением нападающего из-за спины передающего.

3). «Возврат» (рис. 36 – Б). Комбинация основана на эффекте резкого изменения направления разбега нападающего игрока для прыжка, стремящегося перехитрить блокирующих соперника. Для этого нападающий заранее согласовывает характер передачи мяча со связующим игроком. Эта комбинация также преследует цель вывести нападающего для удара на свободной части сетки.

4). «Волна» (рис. 37 – А). Атакующая комбинация, в которой два нападающих выполняют поочередный разбег (разными темпами) для удара на некотором расстоянии друг от друга впереди связующего игрока.

Рис. 36

Если первым темпом выходит ближний к связующему игроку нападающий, а вторым – дальний, то такую комбинацию называют «Волной». Если порядок их разбега обратный, то получается комбинация «Обратная волна» (рис. 37 – Б). И ту, и другую комбинацию можно выполнять в условиях, когда связующий игрок находится между нападающими. Он может выполнить передачу нападающему игроку перед собой, либо другому – за голову. Получается «Прямая» или «Обратная волна-2», в зависимости от того, какой из нападающих начинает разбег первым (см. рис. 37 – В и Г). В этих комбинациях ставят цель в основном вывести нападающего на одиночный блок. Когда блокирующие пытаются поставить групповой блок, у атакующей группы игроков появляется возможность выполнить удар без блока при удачном исполнении комбинации.

5). «Крест»  (рис. 38 – А). Эта комбинация имеет вид перекрестного перемещения в разбеге двух нападающих разного темпа. Если первым темпом разбегается дальний от связующего игрока нападающий, а вторым – ближний, пересекая путь первого, то получается обычный «Крест». Комбинацию с обратным порядком разбега нападающих называют «Обратным крестом» (см. рис. 38 – Б). Обе эти комбинации могут осуществляться и при передачах переместившемуся за спину связующего игрока нападающему первым или вторым темпом.

Рис. 38

Другой нападающий, напротив, разбегается из-за спины связующего игрока, прыгая впереди него соответственно вторым или первым темпом. Во всех случаях передача мяча должна следовать тому нападающему, с которым не прыгает блокирующий игрок соперника. Такие комбинации называют «Крест-2» и «Обратный крест-2» (рис. 38 – В и Г).

Успешность применения всех рассмотренных комбинаций во многом определяется надежностью приема мяча, артистичностью участвующих в атаке игроков, и точностью передач связующего. Умелая маскировка истинного направления передачи и способность связующего в последний момент изменить ее адресата способствуют повышению эффективности действий игроков в атаке. Обеспечение замыслов связующего облегчается при использовании кистевых передач двустороннего мягкого способа обработки мяча.

Главным условием обеспечения эффективности быстрого нападения пока является качество приема мяча. При недоводках мяча связующему удары первым темпом «отменяются», без чего комбинационное нападение становится невозможным. Выше уже были рассмотрены условия, позволяющие избежать «срыва» нападения первого темпа.

Можно предположить, что путь развития тактики «быстрого» нападения в современном волейболе будет проходить от существующей предварительной договоренности между связующим и нападающими игроками о конкретном способе розыгрыша принятого мяча в атаке к целесообразному использованию различных комбинаций без договора. Их выбор будет осуществляться игроками в зависимости от качества приема (точки приема) и действий блокирующих соперника. Направление перемещения в атаке нападающий второго темпа будет выбирать в зависимости от того, блокирующий какой зоны и где прыгнет для противодействия нападающему первого темпа.

Индивидуальная тактика нападения. К индивидуальной тактике нападения относятся действия нападающих, связующих и подающих игроков.

Индивидуальные тактические действия связующего игрока.

Индивидуальная тактика связующего игрока имеет несколько составляющих:

– целесообразные предварительные перемещения (временной промежуток от касания мяча подающим игроком до приема). Не только в точку приема, но и с учетом возможного отскока мяча в случаях, когда игрок принимает мяч в неудобном положении;

– выбор способа перемещения к мячу в зависимости от траектории приема (шаг, бег, прыжок, падение, скольжение);

– выбор способа обработки мяча в зависимости от ситуации: передача сверху или снизу, обманный или нападающий удар, переключение на блок или в оборону площадки;

– выбор направления передачи. Для этого связующий должен учесть следующее:

– складывающуюся игровую ситуацию;

– особенности атакующих игроков;

– действия блокирующих игроков соперника;

– счет в партии и игре;

– психологическое состояние и возможности нападающих игроков в данный момент времени;

– надежность действий в атаке нападающих игроков;

– реализовать договоренность о совместных действиях в

атаке или отменить из-за недоводки мяча в приеме.

 Индивидуальная тактика атакующего игрока. Все нападающие действуют в рамках групповых и командных систем игры. Однако и для индивидуальной инициативы игрока остается много возможностей, которые, в том числе, усиливают и командные действия. Каждый атакующий игрок самостоятельно выбирает темп разбега, время прыжка, направление удара, способ, силу удара, возможную долю риска и прочее.

Для целесообразного выбора наиболее эффективного решения нападающему необходимо учесть многие факторы. В частности, недостатки используемой соперником системы обороны, слабые стороны блокирующих и защитников, складывающуюся игровую ситуацию, счет в партии и многое другое.

Тактические возможности нападающих игроков в значительной мере могут увеличиваться за счет широкого арсенала технических средств атаки, интуиции, артистизма, умения выбирать верные решения, игрового опыта.

Тактика  подач

Индивидуальная тактика подающего подачу игрока. В соответствии с «Правилами соревнований» групповые и командные взаимодействия игроков при выполнении подачи запрещены. Только тренер может сделать ограниченное количество замен, иной раз, выводя сложно подающего игрока запаса на подачу. Поэтому вся тактика подач, по сути дела, сводится к индивидуальным действиям отдельного игрока.

В игре условия подачи относительно одинаковые, если не принимать во внимание различную психологическую напряженность многих игровых ситуаций, однако, и в этих стандартных условиях тактические возможности подающего игрока огромны.

При выполнении подач большое значение имеют теоретические знания подающего и практический опыт их использования. Хорошо, когда юные игроки наизусть выучат перечень ситуаций различных тематических разделов:

– когда, как, в кого и куда надо подавать;

– когда нельзя рисковать;

– когда риск при подаче оправдан.

Они помогают игроку при выполнении каждой подачи самостоятельно решать последовательно три задачи.

1 задача – выбрать направление подачи (куда или в кого подать). При этом подающий учитывает собственные возможности, сильные и слабые стороны игры команды соперника в приеме (способ расстановки в приеме, используемую тактику нападения при розыгрыше подачи, слабые стороны принимающих игроков) и текущие события на площадке.

2 задача – выбрать вид подачи: точностная («тактическая»), силовая, или планирующая, как способа затруднения приема мяча сопернику. Подающему игроку необходимо также определить возможную степень риска при усложнении подачи. Для этого он должен учесть текущий счет в партии и в игре, складывающуюся психологическую и игровую ситуацию, наличие ошибок игроков в приеме предыдущих подач, особенностей тактики команд и многое другое.

К примеру, если команда подающего игрока обладает хорошим блоком, следует увеличить надежность подачи. Целесообразно снизить риск подач в случаях, когда игроки соперника не приняли 2–3 предыдущих подачи, или вообще, демонстрируют неуверенный прием в течение всей игры. Если же соперник эффективно атакует первым темпом, или лидирует с большим отрывом, то риск подачи можно увеличить и подавать более сложно.

3 задача – осуществить принятое решение.

Резюме

  1. Всякая тактика игры команды складывается из индивидуальных, групповых и командных действий ее игроков.
  2. Командная тактика игры в нападении может осуществляться через связующего игрока передней линии, или выходящего с задней. Атаки команды реализуются как с первой передачи, так и со второй. В рамках рассмотренных выше командных систем мяч может разыгрываться с различной скоростью: быстро или медленно.
  3. Система скоростного проведения атак является более эффективной, чем «медленное» нападение, но ее использование ограничивается некачественным приемом мяча с подачи, или после на-падающего удара.
  4. Повышению частоты и надежности применения атак «быстрого» нападения способствуют умение игроков атаковать первым темпом при передачах их глубины площадки, что возможно, если связующий будет занимать место перед приемом в районе линии нападения.
  5. Основу групповых взаимодействий в атаке составляют т.н. комбинации, направленные на переигрывание блока во времени и в пространстве.
  6. Индивидуальная тактика игроков в атаке составляет основу групповых и командных взаимодействий. Ее эффективность определяется игровой и теоретической грамотностью игроков и их умением предвидеть развитие событий на площадке.

 

Условные обозначения, использованные в тексте раздела:

игровая деятельностьтактика игры