подготовка игроков — подготовка игроков различной квалификации
Особенности методики подготовки юных игроков
Проблемы набора и отбора. Набор одаренных новичков в группы начальной подготовки – чрезвычайно важная задача, во многом определяющая общий успех работы тренеров. Как говáривал Козьма Прутков, «Всякий творец своего счастья, но многое зависит от заготовки!».
Для успешной подготовки игроков высокого класса тренеру необходимо своевременно осуществить хороший набор новичков, что дает возможность, помимо прочих преимуществ, избежать добора. Результаты хорошего набора не сводятся только к наличию высокорослых новичков. Вовсе не факт, что все они перспективны в плане подготовки для команд мастеров. Помимо ростовых и физических данных для команд высокого класса огромное значение имеют личностные качества игроков, в частности, их социально-психологические характеристики. Особенно важно при отборе учитывать свойства нервной системы и темперамент кандидатов – эти качества имеют врожденный характер и не поддаются переделке. Психологическим характеристикам кандидатов необходимо уделять самое серьезное внимание в процессе набора. Таким образом, набирать нужно не только высокорослых новичков, но, главное, – одаренных, способных, а если повезет, то и талантливых.
Проблеме определения одаренности новичков и игроков в известной литературе отведено достаточно места и внимания. Однако в полной мере пользоваться специальными методами тренер не имеет возможности. Тестировать по лучшим предлагаемым методикам отбора невероятно трудно даже новичков, набранных в группы начальной подготовки, не говоря уже обо всех потенциальных кандидатах. Особенно если учесть тот факт, что тяжелый и ненормированный тренерский труд по набору не оплачивается.
Тренеру на тесты не хватает времени при его загруженности. Поэтому детские тренеры больших городов первичный набор осуществляют по ростовым данным и внешнему виду одетых в школьную форму учащихся на основе собственного опыта и интуиции во время походов в школу в начале учебного года. Если общеобразовательных школ мало, нужно проводить набор более тщательно и даже посещать уроки физкультуры, (куда обычно, увы, тренеров не пускают), где легче обнаружить двигательно одаренных кандидатов в группы начальной подготовки. Определенную помощь все же могут оказать учителя физической культуры, если выстроить с ними партнерские и дружеские отношения.
Набор необходимо проводить во многих школах. В условиях большого города можно охватить до 150 школ. Однако это не под силу одному тренеру. Способных новичков нужно не только найти, но и удержать в группах начальной подготовки 2–3 года до момента сведения лучших юных игроков в команду одного возраста или в спорткласс. Многие новички по городу на большие расстояния сразу ездить в спортшколу не захотят. Кого-то будет некому из взрослых возить на тренировки, а добираться к месту занятий самостоятельно детям родители, как правило, сейчас не разрешают.
Однако выход есть. В его основе лежит взаимопомощь тренеров одной спортивной школы. Означенные проблемы можно решить, если набор и тренировочные занятия групп начальной подготовки в первые 1–2 года проводить группой тренеров, работающих по принципу: «Каждый работает на каждого». Каждый тренер проводит набор новичков в своем микрорайоне (или в двух-трех, в зависимости от нагрузки), выбирая кандидатов из двух или трех параллелей учебных классов всех школ своего «куста». Т. е. новичков 2-х –3-х возрастов.
Занятия со всеми набранными новичками каждый тренер проводит в одной из школ именно этого микрорайона. По выходным дням лучшие новички из всех групп начальной подготовки собираются в спортивной школе для занятий в команде своего возраста под руководством тренера, ведущего этот возраст. Он же летом повезет их в спортивный лагерь. Провести 1–2 смены в тренировочной работе с лучшими новичками тренеру очень важно для отбора в команду – там ярко проявляются и становятся очевидными все достоинства и слабые стороны каждого кандидата.
Таким образом, при наличии достаточного штата тренеров можно охватить набором немалое количество школ большого города. Коллективная система работы позволяет каждому тренеру получать одаренных новичков от коллег и отвечать им тем же.
Для более четкой организации тренировочного процесса начинающих игроков, в частности, для обеспечения высокой посещаемости тренировок, необходимо сразу установить доверительные отношения с родителями новичков, помогая решать некоторые важные проблемы игроков в семье. Если выработать общие цели и правильно мотивировать родителей на их достижение, они станут вашими первыми помощниками во многих делах команды и игроков.
Важно после тренировки позвонить каждому новичку, не пришедшему на занятие, узнать причину пропуска и обозначить свою заинтересованность в продолжении сотрудничества. Пропуская тренировочные занятия, дети очень быстро отстают в подготовленности, что заставляет их почувствовать себя неуспешными. В результате интерес новичков к занятиям волейболом падает; многие потом совсем перестают приходить на тренировки.
Не секрет, что в команды мастеров требуются игроки только высокого роста всех амплуа, кроме либеро. Однако их почти невозможно подготовить без наличия в командах ДЮСШ невысоких игроков. К тому же далеко не каждый высокорослый игрок перспективен, и не каждый невысокий бесполезен для команд мастеров. С амплуа либеро лучше других справляются как раз малорослые. Во многих случаях, несмотря на «голубую мечту» тренеров иметь высокорослых игроков связующего плана, в реальности «малыши» все же переигрывают высокорослых игроков этого амплуа.
Часто среди невысоких новичков встречаются двигательно одаренные, «игровые», трудолюбивые игроки, имеющие и другие разнообразные таланты, интересные и полезные для всех участников команды. Рядом с быстро прогрессирующими «малышами» скорее растет мастерство высокорослых игроков, которые зачастую имеют замедленное развитие двигательного аппарата. К тому же психологический климат команды, который во многом формируют пассионарные, разноплановые по одаренности игроки среднего и маленького роста, дорогого стоит.
Однако, обстоятельства и практика у нас таковы, что обыкновенно набор тренеры проводят «на глазок» и по росту. При этом не принимаются в расчет (часто потому, что тренер не владеет методикой измерений) свойства личности новичков, особенностей их нервной системы, характера, темперамента. При огромной загруженности тренеров и отсутствии в штате ДЮСШ психолога трудно ожидать чего-либо иного.
Правда, с опытом у ищущих и внимательных тренеров формируется способность многое подметить «на глаз», интуитивно в характере и темпераменте начинающих к моменту, когда надо решать, кого отобрать в спорткласс. Они, с определенной долей вероятности, уже могут сказать какой новичок, что называется «игровой», кто нытик, а кто умеет бороться с трудностями, кто боец, а кто мандражист. Однако при этом совсем не у дел остаются дети, которых не взяли в группы начальной подготовки. И которые, быть может, имеют совершенно великолепные данные (кроме роста).
Ориентироваться только на эффективность игры нельзя – в этом случае неизбежны заблуждения. Необъяснимыми для тренера становятся спады в совершенствовании мастерства игроков, остановки, деградация и невесть откуда взявшийся «потолок» роста.
Очень важно набор провести в довольно короткие сроки (разница в один год допустима) с тем, чтобы группы были однородными, как по возрасту, так и по уровню подготовленности. Важно также, чтобы группы были набраны более-менее одновременно и своевременно, что даст возможность вести планомерную и основательную работу, а не заниматься наверстыванием упущенных возможностей и погоней за другими спортивными школами. Это позволит, среди прочего, избежать добора, или сделать его исключительным случаем, когда речь идет об очень одаренном новичке. Поздний набор менее эффективен, особенно в ситуации с девочками. Им почти невозможно догнать вовремя набранных сверстниц, прежде всего, по уровню физического развития.
Существенный и поздний добор новичков имеет ряд и других негативных моментов.
Во-первых, обычно приостанавливается рост мастерства «старых» игроков, когда упражнениями «на школу» вынужденно занимается вся команда – новичков надо учить.
Во-вторых, если давать более сложные задания по силам уже что-то умеющим игрокам команды, то новички будут только «натаскиваться», не получая основ школы.
В-третьих, часто, почти неизбежно, получается конфликт между новичками и старожилами команды, для которых перспективные новички – конкуренты. Это противостояние может продолжаться несколько лет, ухудшая психологический климат команды, что явно не способствует росту мастерства игроков.
Большое значение для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса имеют и другие организационные моменты.
Спортивные классы. Практику сведéния лучших юных игроков из разных групп начальной подготовки в один спорткласс общеобразовательной школы можно оценить как положительную. Она решает многие проблемы, в т.ч. посещаемость тренировок, содействует сплочению команды. Необходимо только, чтобы школа была рядом со спортзалами ДЮСШ.
Спортивные интернаты, куда собирают лучших игроков порой из разных городов, нельзя оценить однозначно. Многое, конечно, зависит от мастерства педагогов-воспитателей, работающих в интернатах, но не только.
Идея возникновения интернатов и всевозможных центров подготовки молодых игроков возникла при абсолютизации известных утверждений: «Чтобы вырос хороший волейболист, нужна сильная команда» и «Лучшие игроки должны заниматься у лучших тренеров». И хотя утверждения эти не бесспорны, нечто рациональное в этом есть. Но есть и очевидные минусы.
Во-первых, дети слишком рано уходят из семьи. Возникающие при этом изъяны в воспитании без мам и пап могут нивелировать в будущем все успехи спортивного плана.
Во-вторых, юные волейболисты должны расти не только в игровом и спортивно-техническом плане. Порой важнее становление их личности, воспитание характера, лидерских способностей и качеств, для формирования которых в новой сильной команде условий может и не быть. Ведь если собрать в одну команду лучших игроков – лидеров многих команд, то условия для реализации лидерских наклонностей, получения игрового и соревновательного опыта создадутся только для некоторых из них. Как минимум, половина игроков будет в запасе, а ключевые позиции займут сильнейшие на тот момент (по игре) волейболисты, быть может, по разным причинам раньше «созревшие», но необязательно самые перспективные в плане их дальнейшего роста.
И наоборот, очень возможно, что именно самые перспективные игроки, имеющие вполне объяснимые задержки в физическом развитии и росте спортивного мастерства, окажутся в числе запасных. Таких игроков лучше «доводить» в прежней команде, где для них есть условия формировать и лидерские способности, и личность в целом, и спортивное мастерство, не форсируя процесс подготовки для попадания в основной состав. Там у подобных игроков просто не будет условий почувствовать себя неудачником.
Для успешной борьбы за достойное место в каждой новой, более сильной команде игрок должен в определенном смысле «созреть». Это касается и стабильности двигательных навыков, и устойчивости психики, и ценностных ориентаций. Безуспешная борьба за место в игровом составе и попытки решения других непосильных на сегодняшний день задач могут «сломать» игрока или серьезно деформировать его личность.
Как видим, проблема здесь сложная, неоднозначная, а потому надо предметно и детально разбираться в каждом конкретном случае. Решая проблемы формирования сильных команд, нельзя пренебрегать проблемами роста мастерства и формирования личности каждого отдельного игрока. Перспективные задачи подготовки игроков должны быть приоритетными вместе с защитой прав тренера и соответствующим материальным стимулированием.
Детский тренер сделает выбор в пользу этих рекомендаций, если ставится задача подготовки игроков в команды мастеров, а не выигрыш детских соревнований, заботливо стимулируемый государственной системой материального поощрения.
Методические особенности работы с юными игроками. Особенности работы с юными волейболистами определяются многими факторами, два из которых играют, пожалуй, определяющую роль: большие возрастные различия детей и взрослых, а также то, что детей волейболу надо учить с нуля. Третью особенность можно усмотреть в высокой способности детей к обучению. Четвертая особенность заключается в необходимости воспитания, а не только обучения юных игроков.
В работе с юными волейболистами большое значение имеют воспитательные аспекты. Формирование не только черт характера, личностных ценностей и нравственного поведения, облегчающих социализацию в обществе, но и воспитание специфических черт характера, необходимых спортсмену: трудолюбия, целеустремленности, воли к победе и пр. Все задачи подготовки юных игроков решаются более продуктивно в рамках педагогики сотрудничества с учетом психологические особенности каждого игрока;
В подготовке и обучении юных волейболистов технико-тактическим приемам волейбола важнейшими становятся следующие моменты.
- Повышение уровня двигательных кондиций юных игроков.
- Неукоснительное следование последовательным шагам программированного обучения каждому приему волейбола.
- Реализация «золотого правила» обучения на каждом уроке – «только правильное выполнение» упражнений.
- Постоянный текущий контроль правильности движений со стороны тренера (по требованиям опорных моделей).
Реализация этих методических рекомендаций позволит юным игрокам быстро освоить волейбольную технику исполнения приемов игры и предостережет от ошибок. Ошибки в технике движений не позволяют реализовать условия ее эффективности. Избежать закрепления ошибок в технике при обучении чрезвычайно важно еще и потому, что редко кому из игроков в течение всей спортивной карьеры в будущем представится возможность переучиться.
Хороший эффект в работе с детьми, имеющими еще неустойчивое внимание и высокую общую моторную подвижность, дают частые переключения на другие задания и упражнения с возвратом к основной задаче в процессе одной тренировки. Простые и понятные логические объяснения упражнений и эмоциональное окрашивание речи в большой мере способствуют успешному обучению приемам игры в волейбол и росту спортивного мастерства юных игроков. Этому способствуют артистические способности тренера, его юмор, а также мажорный тон общения и выстраивание перспектив перед каждым игроком.
Способность игроков концентрировать внимание снижается из-за усталости, поэтому сложным приемам надо учить в начале тренировки, избегая «нагрузочных» упражнений. Надо также избегать эффекта снижения уровня эмоциональной свежести и способности к самоотдаче, часто наблюдаемого при выполнении тренировочной разминки в виде азартной продолжительной игры в футбол или других чрезмерно интенсивных и продолжительных упражнений. Тогда в основной части тренировки у игроков не хватает обычно эмоциональных и физических сил, а также концентрации внимания для выполнения тренировочных упражнений с полной самоотдачей тем в большей степени, чем длиннее и интенсивнее была разминка. Причем эта закономерность наблюдается даже в командах мастеров.
Задачи и содержание тренировочных занятий с юными волейболистами отличаются от занятий со студентами, взрослыми игроками команд старших разрядов и со школьниками (в рамках уроков физкультуры). Эту разницу игнорировать нельзя при подготовке будущих тренеров и в последующей их работе. Самостоятельно же выработать эффективную методику обучения юных игроков технике может далеко не каждый тренер.
В работе с детьми использовать методику тренировки старших команд неэффективно. В преподаваемой в ВУЗах методике обучения юных волейболистов представлено слишком схематичное планирование задач и обучающих упражнений. Сама по себе общая схема выстраивания обучающих упражнений, реализующих частные задачи обучения техническим приемам игры, в целом методически верна. Однако предлагать все обучающие упражнения отдельному техническому элементу новичкам в один первый же урок нельзя. Студенты, изображающие начинающих волейболистов, выполнить их могут. А вот новички освоить сразу все предлагаемые методикой упражнения-шаги по освоению отдельного технического приема за 1–2 урока не в состоянии, попадая при этом в разряд неуспешных учеников.
По этому же, фактически, принципу выстроены учебные уроки по обучению волейболу во всей известной спортивной литературе, в учебниках и учебных пособиях. Когда с подобными установками и даже с опытом тренерской работы со взрослыми командами (включая команды мастеров) тренер приходит в ДЮСШ, он ощущает себя новичком, начинающим тренером.
Умение тренера выстраивать систему действенных последовательных шагов обучения игроков и контролировать реализацию условий эффективного решения двигательных задач волейболистов при становлении игровых навыков существенно определяет успех тренерской работы. Поскольку в одном занятии все шаги обучения отдельному техническому элементу юным игрокам освоить невозможно, надо их распределить на многие тренировки. А оставшееся на уроках время надо с пользой потратить на реализацию посильных задач обучения другим техническим приемам волейбола.
Более того, учитывая небольшое число занятий групп новичков (2–4 раза в неделю), целесообразно на каждом уроке осваивать и совершенствовать соответствующие шаги обучения всех на данный момент посильных приемов игры в волейбол. Другими словами, детей надо учить сразу всем техническим элементам волейбола, «шаги» обучения которых физически они могут одолеть. Это ускорит процесс обучения волейболу и сделает тренировки интересными и разнообразными. В этом и заключается одно из главных преимуществ представляемой методики начального обучения юных волейболистов. Она имеет ряд и других сильных сторон:
– совершенствование многих пройденных шагов и освоение новых на каждом занятии позволяет надежно закреплять двигательные навыки и умения, получаемые на предыдущих занятиях, и на этой основе быстро прогрессировать. Многократное повторение (как мать учения) упражнений предыдущих шагов на каждом уроке увеличивает качество начального обучения;
– обучение многим приемам игры предполагается проводить фронтальным, а не поточным методом, т.е. обучать всех новичков одновременно, что существенно сокращает время их освоения; у игроков появляется возможность за счет экономии времени решать другие задачи;
– регулярное выполнение специальных и подготовительных упражнений первых шагов обучения повышает энергетические ресурсы организма, мощность двигателя-мышц и другие характеристики моторики юных игроков;
– уроки получаются разнообразными, осмысленными и интересными из-за успешного решения разных простых и сложных, но, посильных задач. Интерес к занятиям подогревается успехом.
Ввиду особой важности еще раз отметим, что высокий уровень развития моторики занимающихся существенно повышает успешность освоения ими технических приемов игры. Как правило, физические проявления новичков невысоки и не позволяют сразу приступить к серьезной учебно-тренировочной работе. Их совершенствованию надо уделять время и внимание на каждом занятии. Особенно в занятиях с девочками – они слабее мальчиков.
Вместе с тем дети обучаются гораздо быстрее, чем даже юноши и девушки, не говоря о взрослых. Это обстоятельство необходимо использовать в работе и обучать детей самому широкому арсеналу технико-тактических элементов игры. Юных волейболистов надо научить всему, чему позволят их физические кондиции, – даже технике некоторых других видов спорта. Если ждать, когда стабилизируются сначала одни навыки (к примеру, нападающий удар в ход), а потом учить более сложным, то можно вообще не успеть научить другим приемам игры.
В вопросах такого плана следует опираться на общебиологические соображения. Очевидно, не будет ошибкой предположить, что человек в процессе эволюции получил преимущество перед другими биологическими видами, прежде всего, благодаря многофункциональности его деятельности, а не за счет исключительно высокого уровня развития отдельной функции, например, бега. Другими словами «уметь все» соответствует природе человека.
Мастерство тренера должно обеспечивать проведение тренировок в таком ключе, чтобы каждый волейболист имел и осознавал успех, перспективу и ощущал свою ценность в глазах тренера и команды. Был уверен, что станет игроком основного состава, если не сегодня, то наверняка завтра.
Упражнения необходимо выстраивать так, чтобы в них одновременно могли участвовать все игроки без очередей (текущие смены игроков в упражнении помогают решить эту проблему). Недопустимо одним игрокам давать упражнения на сетке, а других ставить за площадкой для выполнения передач или подач в стенку, чтобы не мешали и хоть чем-то были заняты. Так формируется чувство собственной неполноценности и неуверенности у «запасных» игроков, что не способствует росту спортивного мастерства и формированию личности с чувством победителя. Вообще, у каждого игрока на каждой тренировке должно появляться чувство, что тренер сегодня работает именно с ним.
Чрезвычайно важным представляется также развитие самостоятельности и инициативы юных волейболистов. При соответствующем стиле работы у игроков должно сформироваться убеждение, что они сами строят свою структуру движений, сами совершенствуют динамические механизмы, а тренер только помогает.
Эта способность к самосовершенствованию взрослеющих игроков позволит в будущем при необходимости самостоятельно обнаруживать у себя появляющиеся ошибки и отыскивать пути их устранения. В командах более высокого ранга это имеет нередко определяющее значение для роста технического мастерства игроков – ведь там решают, увы, совсем другие задачи.
Юным волейболистам в деле формирования соответствующей мотивации и интереса к занятиям помогают также походы всей командой на «большой» волейбол, совершаемые время от времени.
Проблемы становления навыков, соотношения игры и упражнений «на школу» в учебно-тренировочном процессе. Для формирования устойчивых нейронных связей, лежащих в основе образования двигательных навыков, необходимы многократные повторения в стандартных, одинаковых условиях. Однако этот процесс имеет и обратную сторону. При чрезмерном количестве простых упражнений команда «теряет игру», становится «стоячей», особенно в нестандартных ситуациях.
И напротив, после длительного по времени турнира или непомерного количества упражнений игрового характера в тренировочном процессе у юных игроков деградирует структура движений – техника. По мере «созревания» двигательного навыка, обретения стабильности, эта зависимость несколько сглаживается, но ее всегда в той или иной мере можно наблюдать даже на этапе высшего спортивного мастерства.
Решение проблемы – в разумном чередовании работы над техникой и использования игровых упражнений вплоть до участия в турнирах. Чрезвычайно полезны групповые упражнения игрового характера, но при одном условии – если игрокам удается технические элементы при этом выполнять правильно. В противном случае надо снижать сложность выполняемых упражнений. Если, не обращая внимания на «грязь» в технике, добиваться повышения эффективности игры за счет других составляющих, то рано или поздно неизбежно наступает своеобразный «потолок» роста мастерства, как всей команды, так и каждого игрока в отдельности. И выбраться из этой «ямы», в которую постепенно превращается «потолок» роста мастерства, бывает крайне сложно (во многих случаях почти невозможно) без значительных потерь.
Однако и противоположные крайности неприемлемы. Одна из них – доминирование упражнений «на технику». В результате пропадает игра – команда становится «стоячей». Другая – многократная перестройка структуры движений. Обычно это происходит в тех случаях, когда молодой игрок попадает в другую команду, например в сборную или в команду мастеров. Его технику новый тренер пытается «подогнать» под свою идеальную модель. Игрок в результате резко «сбавляет», техника рассыпается, эффективность действий снижается – психологическая травма игроку обеспечена.
В свете рассматриваемой выше проблемы приходится иначе взглянуть на сроки привлечения игроков в команды мастеров и в сборные команды своего возраста. Далеко не каждый игрок, будучи лидером в своей команде, попадает затем в запас сборной и, отсидев все соревнования на скамье запасных, сможет все это пережить без больших потерь психологического и технического плана. Многих проблем можно избежать, если учитывать пожелания тренеров привлекаемых игроков. Именно первому тренеру лучше известно готов ли игрок для сборной и как его там использовать, и надо ли вообще его привлекать в сборную на этом этапе формирования.
Рано привлекаемый в команду мастеров молодой игрок поначалу, бывает, производит едва ли не фурор, а затем «сникает», теряется, долго не растет, случается и совсем не вырастает в мастера. Причина кроется здесь в неудовлетворительном для юного волейболиста соотношении игры и работы над техникой. Навыки рано привлеченного в команду мастеров молодого игрока еще не устоялись, они еще не стабильны, структура движений меняется при воздействии непривычных помех и отсутствии работы над техникой.
В детской команде верные навыки поддерживаются на высоком уровне выполнением специальных упражнений при постоянном контроле за эффективностью структуры движений со стороны тренера и игроков. В команде мастеров, как правило, этого нет – там задачи совсем другие и материал, предполагается, – тоже. В подобных ситуациях игроку остается уповать на себя, на самоконтроль за техникой, на способность к самосовершенствованию, иначе он обречен на неудачу.
Как шаг в направлении поиска путей решения этой проблемы можно признать создание молодежных команд, дублирующих команды мастеров. В них при хорошей тренерской работе могут готовиться и играть молодые игроки, имеющие аналогичные проблемы. В дубле малопродуктивно вести занятия по методике команд мастеров. Нужна, помимо прочего, основательная работа над техникой и тактикой, а не банальное «натаскивание». Не обойтись и без тесного сотрудничества с тренерами и лучшими игроками ДЮСШ. Это позволит, помимо прочего, выработать единые требования к структуре движений игроков, чтобы исключить переучивание, отбрасывающее игроков далеко назад.
Подытоживая изложенное выше, приходим к выводу, что перестройку двигательной структуры навыков игры в процессе тренировки можно считать прогрессивной и полезной, если эти изменения повышают степень реализации условий эффективного решения двигательных задач при выполнении игровых приемов в будущем.
Однако надо быть готовым к временному снижению игровой эффективности волейболистов при существенной перестройке двигательной структуры их игровых навыков. Это бывает при исправлении уже сформировавшихся ошибок в технике выполнения игровых приёмов.
Памятка детскому тренеру в работе с группами начальной подготовки и учебно-тренировочными группами ДЮСШ.
Чтобы подготовка юных волейболистов была продуктивной, необходимо реализовать следующие рекомендации.
- Хорошо усвоить материалы методики пошагового обучения юных волейболистов. Постигая любой материал по специальности, главное внимание надо уделять поиску механизмов эффективного выполнения технико-тактических приемов, методики безошибочного формирования двигательных навыков и способов контроля их становления. Ценность материала должна определяться степенью выявления в нем причинно-следственных связей, глубиной проникновения в сущность всех сторон процесса подготовки волейболистов высокого класса, а не авторитетностью теорий или их авторов. Однозначный выбор в пользу истины, а не авторитетности.
- Поставить и отстаивать цель: подготовка Игрока, а не выигрыш детских соревнований. Выигрыши должны стать неизбежным следствием результатов работы, быть средством подготовки игроков, а не самоцелью. Победы придут, если правильно тренироваться, они должны быть следствием эффективной подготовки игроков для команд мастеров.
- Для решения этой задачи необходимо провести хороший набор в группы новичков. Не только высокорослых, но главное – способных и талантливых.
- Отбор в команду (и в спорткласс) проводить на основе социально-психологического портрета (психограммы) каждого кандидата, а не только ростовых и физических данных.
- Надо сразу установить доверительные отношения с родителями новичков, помогая решать проблемы игроков в семье. Если выработать общие цели и пригласить к сотрудничеству, родители станут первыми помощниками тренера во многих делах команды и игроков.
- С первого же занятия необходимо обеспечивать успех каждому новичку на каждом занятии, мотивировать их и побуждать к совершенству. Наиболее эффективно это реализуется в рамках педагогики сотрудничества.
- Главная задача в детском волейболе – увеличение мощности и выносливости их двигателя-мышц плюс умение реализовать в навыках условия эффективного решения двигательных задач волейболистов.
- На каждом занятии с юными игроками нужно выполнять большое количество упражнений для совершенствования их общей и специальной физической подготовленности. Разнообразие — необходимое условие, позволяющее «переварить» большой объем и высокую интенсивность нагрузки. Игроки должны стать атлетами! Это существенно облегчит прогресс технической и, как следствие, тактической и игровой подготовки. Нужно использовать много подвижных и спортивных игр для развития силы, быстроты, выносливости и сугубо игровых навыков. «Нагрузочные» упражнения необходимо эмоционально окрашивать, использовать игровой и соревновательный момент, переключать внимание на решение интеллектуальных задач в минуты отдыха игроков, мотивировать их, предлагать реальные конкретные тренировочные задачи.
- Всегда учитывать то, что обучающие упражнения приведены в соответствии с логикой последовательно усложняющихся шагов обучения. Новички, в отличие от умеющих студентов, выполнить их в одной тренировке не могут! Сколько тренировочных занятий потребуется для освоения упражнений, зависит от мастерства тренера, способностей и мотивации воспитанников.
- Учить детей в ДЮСШ надо сразу всему (технике и тактике), что они в состоянии выполнить физически. Дети имеют способности к обучению неизмеримо более высокие, чем любой заслуженный мастер спорта! Универсальность юных игроков, даже при недостатке стабильности – очень важное их достоинство.
- На каждом занятии в группах начальной подготовки нужно выполнять подготовительные и подводящие упражнения очередных шагов обучения для каждого технического приема игры, чередуя их с упражнениями ОФП и СФП. На каждом занятии выполнять все, или почти все «по кругу» игровые приемы в простых и во все более сложных условиях. При обучении новичков этих «кругов» в одной тренировке должно быть несколько.
- Никогда не допускать простоев игроков в любых упражнениях. Надо решительно исключить ситуации стояния в очереди в ожидании очередного подхода. Если не все игроки могут участвовать в упражнении, нужно применять частую смену или круговой метод. В ДЮСШ каждый игрок – игрок основного состава. Такое убеждение должно быть не только у тренера, но и у игроков.
- Неукоснительно соблюдать «золотое» правило обучения: «Только правильное выполнение!» Без всяких условий и всегда избегать натаскивания. Не продолжать упражнение, если деформируется техника. Упражнения должны быть посильными.
- Чтобы закрепить верные навыки и в целях профилактики и исправления ошибок, надо регулярно возвращаться к упражнениям, решающим задачи ранее пройденных «шагов» и этапов обучения.
- На тренировках – мажор, праздник творчества, поиска и открытий, а не мантулеж, бесконечные претензии и погонялка. Надо минимизировать количество стрессов игроков в учебно-тренировочном процессе.
- Надо помнить всегда, что воспитывает игроков главным образом атмосфера в команде, определяемая качеством работы тренера и влиянием его личности. Здоровая, продуктивная (компетентная) личность тренера, имеющая высокие цели, социально значимые личностные ценности и нравственно поступающая, создаст здоровую атмосферу в команде.
- Учить на положительных оценках, побуждающих к совершенствованию. Иногда, – на отрицательных (как редкая демонстрация того, как нельзя делать). Учить на позитиве, а не на отрицании и негативе. Необходима и соответствующая мотивация игроков.
- Нельзя проводить на постоянной основе тренировки разновозрастных групп. Для одних, мало умеющих, это «натаскивание», для других, уже что-то освоивших, – «топтание на месте».
- Нужно много побеждать или представлять некоторые поражения победами, чтобы у игроков формировалось самоощущение победителя, и не снижались мотивация и самооценка. На редких поражениях можно научиться больше, чем на постоянных победах. Проигрыш – не поражение, если игроки и тренер его таковым не признают. Надо научиться извлекать уроки из проигрышей. За одного битого двух небитых дают!
- Научиться хорошо вести игры, помогая игрокам, а не мешая им играть и побеждать. Тренер – полководец и 7-ой игрок.
- Эффективно решать задачи учебно-тренировочного процесса нужно не объемом, а качеством тренировочной работы.
- Чтобы сохранить результаты своей работы, надо решить содержательную часть проблемы преемственности. Т. е. договориться об одинаковой трактовке процесса подготовки волейболистов (особенно требований к технике) с тренерами команд мастеров и группы подготовки, куда планируется отдать игроков после обучения в ДЮСШ.
подготовка игроков — подготовка игроков различной квалификации