подготовка игроков — начальное обучение
Методика обучения передачам сверху
Некоторые элементы техники верхней передачи можно разучивать почти сразу же после начала занятий волейболом. Физически это довольно легкий для выполнения технический элемент, которому несложно научиться, особенно если выделять частные задачи, соответствующие каждому очередному «шагу» обучения.
Инвентарь нехитрый: набивные мячи весом 2 кг (или лучше волейбольные мячи, набитые мелкими опилками). Швы должны быть хорошо заклеенными, чтобы опилки не попадали в глаза игрокам, малые баскетбольные и обычные волейбольные мячи. Упражнения с «качающейся гирей», подвешенной на уровне груди, целесообразно использовать при переучивании или как средство специальной физической подготовки.
Основные условия эффективной передачи мяча были сформулированы и приведены в «опорной модели» верхней передачи. Для успешного обучения тренерам необходимо выучить все требования «Опорной модели». Учесть, что главные отличия предлагаемой автором модели от общепринятой трактовки техники верхней передачи касаются способа обхвата и обработки мяча пальцами рук, а также характера движений рук и ног (мяч надо разгонять «упругой стенкой» не выпрямляя рук в локтевых суставах и приподнимаясь на носки.).
Чтобы процесс обучения такому способу верхней передачи проходил более успешно, тренеру самому было бы хорошо переучиться, чтобы использовать свой опыт самообучения, да и личный показ дорогого стоит. Научиться можно – технический прием не требует высокого уровня физических кондиций. Главная трудность заключается в переучивании, в сломе старого и в формировании нового навыка. Здесь не обойтись без упражнений с качающейся гирей. Висящая на тросе гиря в процессе выполнения упражнений оказывает большее давление на пальцы рук, чем мяч, а также дает возможность выполнять рабочее взаимодействие со снарядом медленно, с расширением условий контроля движений, что позволяет прочувствовать и освоить новый режим работы. Упражнения с висящей гирей нужны только при переучивании навыка передач.
Основные требования к способу выполнения верхней передачи, приведённые в «опорной модели», игрокам надо заучить. При обучении особое внимание тренеру необходимо обращать на следующее.
Огромное значение приобретает способность тренера верно оценивать успешность становления механизмов обработки мяча, видеть ошибки и причины, их порождающие. Как правило, это нарушение одного или нескольких требований «Опорной модели».
Помощь игрокам в правильном расположении пальцев рук на мяче удобнее оказывать, находясь перед игроком лицом к лицу. Тренеру надо подхватить большими пальцами рук снизу лучезапястные суставы игрока и, опираясь другими противостоящими пальцами сверху на мяч в противоход, прижать их к мячу так, чтобы большие пальцы рук игрока оказались в состоянии репозиции и касались мяча по всей длине. Это очень важный момент освоения правильного навыка. Поначалу таким способом надо часто поправлять положение пальцев рук на мяче при выполнении начальных обучающих упражнениях с набивным, малым баскетбольным и потом волейбольным мячами каждого игрока, пока не научатся. Позже – только у тех, кто пока не может выполнять правильно.
Важно при обучении добиться мягкой обработки мяча «упругой стенкой» при двустороннем мягком способе передачи. Большое значение для мягкой обработки приобретает работа больших пальцев рук. Контроль за их движениями тренеру удобно осуществлять, располагаясь за спиной пасующего игрока и сбоку. Особое внимание следует уделить следующим моментам:
– до и после передачи продольные оси больших пальцев рук, обращенных друг к другу, должны составлять одну линию;
– в процессе обработки мяча большие пальцы должны изменить ориентацию в положении репозиции и иметь направление на нос пасующего в момент остановки мяча;
– большие пальцы должны касаться мяча по всей своей длине (всеми фалангами).
Жесткое же удерживание пальцев в одном положении позволяет касаться мяча только последними (конечными) их фалангами и исключает мягкую обработку мяча, что снижает точность передач.
Если расположиться для контроля сбоку от пасующего, будет хорошо видно, выходят ли большие пальцы вперед после передачи и при обработке мяча (это ошибка). Участвуют ли стопы в его разгоне, и какова амплитуда движений рук в локтевых, голеностопных и коленных суставах.
Если расположиться сзади игрока и подойти ближе, можно будет контролировать одинаковость расстояний между кончиками больших и указательных пальцев при передачах, а также ширину обхвата мяча (ладони должны обхватывать мяч с двух сторон, а не снизу!)
Упражнения предыдущих шагов обучения в обязательном порядке необходимо использовать в качестве подводящих при освоении очередного обучающего шага. В будущем именно эти простейшие упражнения «на школу» и обеспечат сохранение правильных структур и механизмов техники.
С течением времени необходимо научить каждого игрока методам контроля и самоконтроля за всеми требованиями к структуре движений при выполнении передач, сформулированными в «опорной модели». Особенно это становится важным при закономерном переходе к другому тренеру (в сборную команду, или в команду мастеров) – при отсутствии умелого самоконтроля техника постепенно «разваливается», спортивное мастерство снижается, причем это касается всех технических элементов, а не только верхней передачи. Здесь особое значение приобретает регулярность выполнения подводящих упражнений и умение обнаруживать ошибки.
Последовательность обучения передачам сверху и примерные упражнения
Задача шага 1. Научиться правильному обхвату мяча пальцами рук
Задача шага 2. Научиться выталкиванию мяча сверху двумя руками
Задача шага 3. Научиться ловить мяч в двусторонний обхват
Задача шага 4. Научиться выполнять передачу в простейших условиях
Задача шага 5. Совершенствование верхней передачи в усложненных условиях
Задача шага 6. Обучение передачам сверху в прыжке
1-е и 2-е упражнения первого шага следует выполнять в течение двух-трех тренировок. Затем юным игрокам можно предлагать еще 3 и 4 упражнения. Чтобы занятия проходили более продуктивно и интересно для юных волейболистов, эти упражнения следует перемежать с другими, решающими иные задачи, и заучивать в перерывах между подходами требования «опорной модели» верхней передачи.
Во время упражнений тренер должен курсировать вдоль шеренги занимающихся игроков, поправляя расположение их пальцев рук на мяче, не выпуская из внимания остальных. Можно разделить игроков на две группы и поочередно предлагать одной из них выполнять хорошо освоенные упражнения (например, перемещения в стойке или прыжки), а другой – упражнения по обучению передачи. Это дает возможность тренеру оказывать игрокам большую помощь в обучении технике верхней передачи. На дом давать задания по заучиванию тех или иных требований «опорной модели». И раздать каждому опорную модель, которую игроки должны вклеить себе в спортивный дневник.
Для решения задач второго шага использовать тяжелые мячи в упражнениях весьма целесообразно – так игрокам легче прочувствовать динамику остановки и разгона мяча, поскольку скорость мала, а сила действия на пальцы увеличивается, что вынуждает игрока плотно его обхватывать.
Долгое время выталкивать мячи нужно на небольшие расстояния, чтобы не нарушалась «упругая стенка» и формировалась правильная структура движений рук и ног. Необходимо добиваться безусловного выполнения игроками требований опорной модели. И также игроки должны их заучить.
Решить задачи третьего шага очень важно. Здесь могут появиться ошибки. Поскольку ловить мяч надо в стойке, а броски партнера бывают неточными, юных игроков надо сразу ориентировать на необходимость своевременного перемещения под мяч. Очень важно правильно располагать пальцы рук на мяче после ловли. Надо научить игроков самим осуществлять контроль за реализацией соответствующих требований «опорной модели».
Четвертый шаг аккумулирует в себе все три предыдущие в том смысле, что отдельные навыки, сформированные в рамках решения предыдущих задач, сводятся в единый общий навык обработки мяча при передачах сверху. На этом этапе правильность важнее точности. Особое внимание – удержанию упругой стенки и разгону мяча стопами при отсутствии разгибания в локтевых и коленных суставах. Нельзя предлагать никаких более сложных упражнений, при выполнении которых игроки не в состоянии реализовать требования опорной модели, т. е. выполняют передачи с ошибками.
Часто встречающиеся ошибки
– Неодинаковое расстояние между кончиками больших и указательных пальцев на мяче при его обработке, вызываемое недостаточным или чрезмерным разведением локтей в стороны.
– Отсутствие возвратного движения больших пальцев в положении репозиции при обработке мяча «упругой стенки.
– Выведение больших пальцев рук вперед при передаче.
– Выпрямление рук в локтевых суставах.
– Выполнение поворота к цели в процессе обработки мяча.
– Нарушение требования передачи мяча «упругой стенкой».
– Ноги выпрямляются в коленных суставах, при минимальном движении – в голеностопных.
– Передача в движении, т.е. без остановки после перемещений.
– Обработка мяча осуществляется почти выпрямленными в локтевых суставах руками или с полным выпрямлением рук.