Основы подготовки волейболистов
Подготовка волейболистов – многолетний процесс, решающий задачу достижения высшего спортивного мастерства во всех его компонентах. Процесс подготовки игроков имеет свои закономерности и организационные основы.
В нашей стране используются различные формы занятий волейболом. Одни из них решают в основном задачи оздоровительного и массового физкультурного движения. В рамках других организационных форм воспитывают игроков различного уровня. К ним относятся ДЮСШ, СДЮШОР, УОР, спортинтернаты, ШВСМ, ЦВСМ, группы подготовки команд мастеров, а также команды различного уровня спортивных и физкультурных коллективов предприятий, организаций и учебных заведений.
Иногда хорошие игроки появляются и из глубин массового физкультурного движения. При этом необходимыми условиями роста их мастерства являются исключительная одаренность «самоучек», выдающиеся морфофизиологические данные и психологические особенности их личности. А также своевременный переход в команды более высокого уровня.
Каждая из спортивных команд участвует в соревнованиях соответствующего ранга и (или) принадлежности. Успешное участие в состязаниях, помимо прочего, является хорошим средством повышения спортивного мастерства волейболистов.
Спортивная подготовка волейболистов в содержательной ее части и в первом приближении делится на два больших этапа (или макроэтапа):
1-ый – макроэтап начального обучения;
2-ой – макроэтап спортивного совершенствования.
На первом макроэтапе подготовки игроков преобладает элемент обучения во всех ее видах. На втором макроэтапе предпочтение отдается спортивной тренировке, т. е. совершенствованию всех компонентов спортивного мастерства игроков. Можно выделить также промежуточный этап, которому соответствует обучение и совершенствование мастерства в учебно-тренировочных группах ДЮСШ. Это связано с направленностью учебно-тренировочной работы, включающей как элементы обучения, так и элементы совершенствования. Этот условно промежуточный этап по праву можно отнести к первому макроэтапу – макроэтапу обучения в системе подготовки игроков.
Несмотря на то, что при качественных тренировках на втором большом этапе элемент обучения также велик, характер работы больше похож на шлифовку всех составляющих мастерства игроков. Потому он и получил название макроэтапа спортивного совершенствования (спортивной тренировки).
Задачи макроэтапа обучения очевидны, на макроэтапе спортивного совершенствования ставится цель достижения наивысших спортивных результатов для данных спортсменов за счет повышения всех сторон их мастерства. Например, после начального обучения игровым приемам акценты постепенно переносятся на тренировку всех функций игроков с целью повышения их эффективности до максимально возможного уровня. Строго говоря, это тоже обучение игроков выполнять игровые функции со все более высокой степенью совершенства. С другой стороны и сам процесс начального обучения – есть совершенствование функций посредством тренировки, т.е. за счет регулярного выполнения упражнений. Таким образом, деление на большие этапы можно признать условным.
Обучение: принципы и подходы
Проведение занятий
Обучение атакующим приёмам
Обучение прыжкам
Обучение стойкам
Обучение перемещениям
Обучение игре в защите
Обучение блокированию
Обучение подачам
Обучение передачам снизу
Обучение передачам сверху
Обучение приёму подач