Методические проблемы

Актуальные проблемы и направления развития методики обучения юных волейболистов техническим приёмам игры[1]

Техника игры в волейбол имеет исключительное значение, во многом определяя эффективность действий игроков на площадке. Порой и незначительные ошибки в технике исполнения игровых приёмов приводят к тому, что разыгрываемое очко получает команда соперника. Однако ошибок в двигательной структуре волейболистов довольно много, даже на уровне сборных страны.

Важно задаться вопросом: «Почему?».

Причин здесь несколько.

  1. Техника движений – фактор очень консервативный и в течение всей спортивной карьеры волейболистов не претерпевает сколько-нибудь существенных изменений. Техника выполнения игровых приёмов «родом из детства», из детской спортивной школы. С какими ошибками тренеры научат выполнять технические приёмы юных игроков, такими они и остаются в течение всей спортивной жизни.
  1. Исправлять и переделывать технику движений очень трудно, долго, а результат зачастую получается ненадёжным. Даже если впоследствии удаётся существенно исправить двигательную структуру игрового приёма, то в психологически напряжённых ситуациях игрок часто «срывается» на старый навык, эффективность которого уже снизилась вследствие его долгого неупражнения (неиспользования), что негативно сказывается на результате.

         3.Тренеры команд высшей квалификации над исправлением        техники вообще не работают, объясняя это нехваткой времени.

Т.о., можно полагать, что возникновение ошибок в технике выполнения игровых приёмов волейболистами – явление закономерное. Его можно объяснить недостатками существующей методики обучения юных игроков на первом большом этапе  их подготовки. Недостатки нам видятся следующие.

Недостатки традиционной методики обучения технике  игровых приёмов юных волейболистов

Прежде, чем перейти к обсуждению слабых сторон общепринятой методики обучения волейболу, оценим её достоинства.

Традиционная методика технической подготовки волейболистов в нашей стране имеет славное прошлое; она приносит в целом неплохие результаты и сегодня.  Основы обучения и совершенствования техники в подготовке юных игроков заложены во многих аспектах верные. В той или иной степени они основаны на реализации, как общих дидактических принципов, так и закономерностей формирования двигательных навыков в процессе обучения юных волейболистов игровым приёмам.

Отдавая должное традиционной методике обучения, всем её бесспорным достижениям и немалым достоинствам, отметим, однако, что веяния времени требуют её совершенствования и развития, поскольку становятся всё более очевидными недостатки в подготовке игроков высокого класса.

Основные недостатки существующей методики обучения юных волейболистов технике игры, на наш взгляд, таковы.

1. Тренеры не имеют научно обоснованных моделей оптимальной техники игровых приёмов и знаний о механизмах, обеспечивающих её эффективность. Надежды на спортивную науку пока не оправдываются. Роль науки – указывать путь практике. Пока же картина, можно сказать, обратная. Спортивная наука, как правило, «научно обосновывает» то, что придумали, разработали и используют практики. Т.е., ученые изучают то, КАК ДЕЛАЮТ игроки и специалисты, а не то, КАК  НАДО ДЕЛАТЬ. К тому же изучение проводится на уровне феноменологии, с применением методов математической статистики, показывающих сочетаемость явлений, параметров, а не причинную их зависимость. Это не позволяет выявить эффективные физические механизмы движений спортсменов. Такой подход носит в целом описательный характер. Большинство учебно-методических пособий и учебников обходятся совсем без количественных показателей, их взаимозависимости, без раскрытия механизмов движений, описывая их структуру по внешней картине на уровне практического опыта.  Если обычной домохозяйке какое-то время демонстрировать на мониторе игровые приёмы c разной скоростью смены кадров, выполняемые лучшими волейболистами, а потом попросить её описать то, что она видела, получится текст, примерно такого же уровня, как в главах существующих учебников и пособий для ВУЗов по технике выполнения игровых приёмов.

Подобное состояние дел приводит к тому, что тренеры при обучении используют свой личный игровой опыт выполнения технических приёмов и (или) внешнюю (описательную) картину движений лучших волейболистов.  Проблема в том, что сам тренер тоже имеет недостатки в технике (в результате передаются ошибки ученикам), а лучшие волейболисты, добывающие для команды наибольшее количество очков, игровые приёмы выполняют по-разному. И разница не в тактике действий, а в технике движений.

К тому же эффективность их действий определяется многими факторами: силой нервной системы, их волевыми проявлениями, психологическим настроем, тактической грамотностью, надёжностью воспроизведения навыков выполнения технических приёмов и прочим. При этом эффективность движений с точки зрения реализации условий эффективного использования вырабатываемой мышцами энергии может быть весьма невысокой. И наоборот, навык может быть эффективным, но нестабильным, как это обычно бывает у юных волейболистов. Но это перспективный и продуктивный путь, обеспечивающий возможности роста мастерства игроков на протяжении длительного периода времени.

  1. В процессе обучения не уделяется должного внимания правильности выполнения движений в используемых упражнениях.  Какой бы не представляли технику игровых приёмов наставники, игроки одного детского тренера должны выполнять приёмы примерно одинаково, с небольшими отклонениями индивидуального характера, если он добивается реализации выдвигаемых требований при выполнении обучающих упражнений. Однако в реальности мы видим другую картину: волейболисты одного тренера выполняют технические приёмы по-разному, с различными ошибками. Это свидетельствует о том, что процесс обучения несовершенен, и в той или иной мере пущен на самотёк. Ситуацию усугубляет отсутствие системы объективных оценок и контроля всего процесса формирования навыков выполнения приёмов игры. На практике эффективность приёмов оценивается сначала по параметрам полёта мяча, позже – по количеству выигранных очков в играх.
  1. Использование преимущественно последовательного, а не параллельного способа обучения новичков техническим приёмам (сначала одним приёмам, потом другим). Поскольку принято на урок ставить 1-2 задачи по обучению и одну – по совершенствованию или по физической подготовке, процесс обучения затягивается. Этому же способствует особенность детей быстро забывать некрепко освоенные навыки, если регулярно не используются подкрепляющие упражнения вследствие длительных (неприемлемых для успешного формирования двигательных навыков) перерывов. Тренеру приходится тратить дефицитное время на восстановление забытых игроками движений, а порой заново учить их с самого начала. Либо двигаться вперёд, невзирая на неизбежно появляющиеся ошибки в технике выполнения приёмов и удовлетворяясь тем, что «мяч держится в воздухе». Такая методика не закрепляет формируемых навыков эффективного выполнения приёмов игры, что приводит к растягиванию сроков обучения и провоцирует появление ошибок, поскольку надо двигаться вперёд, решая по плану другие, более сложные задачи за счёт выполнения очередных всё более сложных упражнений.  Этому же способствует гонка с другими командами и тренерами в скорости обучения игре и количестве побед. В целом подобный подход сдерживает рост, а то и вызывает деградацию технического мастерства игроков.
  1. «Жёсткая» безоговорочная смена этапов обучения. Она выражается в почти абсолютном переключении к упражнениям следующего этапа обучения и совершенствования. Основа движений совсем не утрачивается, но игроки постепенно «обрастают» ошибками. Снижается уровень реализации условий эффективности решения двигательных задач. Абсолютизация задач последних этапов обучения и совершенствования порождает целый ряд существенных проблем в становлении спортивного мастерства волейболистов.  К примеру, каждый детский тренер знает как «проседает», деградирует техника игровых приёмов юных волейболистов к концу турниров длиной в 4-6 дней, в течение которых не бывает обычных тренировок. После турнирного перерыва перед тренером встаёт дилемма: восстанавливать технику игровых приёмов за счёт возврата к «базовым» обучающим упражнениям, к упражнениям предыдущих этапов, что обеспечит дальнейший прогресс технического мастерства, или «ставить игру» дальше, преследуя победы над сверстниками.
  1. Натаскивание на результат в ущерб обучению. Его можно рассматривать как развитие тенденции, описанной выше, как её практически закономерный результат. Тренеры давно поняли, что в детском волейболе выигрывает та команда, игроки которой допускают меньше ошибок в процессе соревновательных матчей. Поскольку от тренеров требуют в первую очередь побед, то неудивительно, что они учат юных волейболистов ограниченному набору основных игровых приёмов, которые совершенствуются за счёт большого количества постоянных повторений узкого круга игровых упражнений и в двусторонних играх. В результате игра у команды появляется, но уровень её невысок. Узость арсенала технических приёмов становится наиболее очевидным к старшему возрасту. Так не закладывается фундамент для роста спортивного мастерства отдельного игрока в будущем – он мало что умеет делать и не готов существенно прогрессировать на ущербной базе технического мастерства. Это сразу становится заметным в команде мастеров, если игрока туда приглашают.
  1. Неэффективная технология использования дополнительного оборудования, ускоряющего обучение. Или игнорирование его вовсе. Тогда как многие тренажёры могут оказывать существенную помощь при обучении и техники и тактики игры. Причин несколько. Обычно в тренировочных залах дополнительного оборудования для занятий волейболом или очень мало или не бывает совсем. Ситуацию усугубляет то, что очень многие спортивные школы не имеют своих спортзалов. В чужих арендованных залах кроме набивных и баскетбольных мячей, как правило, ничего не найти. Спортивные школы, обладающие своими спортзалами, оснащают их в основном тренажёрами для физической подготовки. В некоторых пособиях по волейболу содержится перечень всех известных тренажёров и дополнительного оборудования (часто с иллюстрациями) для занятий волейболом без учёта его эффективности. Некоторые тренеры пробуют что-нибудь применить, но не получив ожидаемого эффекта, оставляют это занятие.
  1. Жёсткое авторитарное управление процессом обучения. Чаще всего методом от отрицания. Т.е. ошибки тренером замечаются и комментируются (в основном в отрицательной авторитарной коннотации), а успехи – нет. История экономического развития общества показывает, что принудительный труд неэффективен. Дисциплина при авторитарном обучении на первых этапах повышается, что поначалу может способствовать более быстрому обучению. Однако неизбежно появляющиеся негативные стороны авторитарной методики существенно сдерживают дальнейший прогресс, особенно творческую составляющую, самостоятельность и ответственность игроков. Часто это становится главным препятствием на пути достижения игроками высшего спортивного мастерства, на который они были бы способны при ином подходе.
  1. Ограниченная способность тренеров воспринимать новое, постоянно учиться, и на этой основе повышать свой профессиональный уровень. Способность человека научиться новому в значительной мере зависит от его отношения к получаемой информации.

В современном обществе люди доверяют только тому, что авторитетно заявлено: авторитетные тренеры, авторы, начальство, концепции, теории, мифы, убеждения, методики, учебники и т.п.. (на это обстоятельство указывал в своё время Эрих Фромм.) Авторитет аргумента не признаётся; учитывается то, КТО сказал, а не ЧТО сказано или написано. Современному человеку самостоятельного мышления катастрофически не хватает; выгодно быть конформистом, членом «стада». Самостоятельность и инициативность отдельных, как правило, неординарных, одарённых и талантливых личностей вызывают порицание руководства и конформного окружения. Почти все стараются подражать победителям (обычно внешним признакам), оставляя в стороне поиски ответа на вопрос: «Почему, за счёт чего победил?».  С другой стороны, учиться тренерам мешает излишняя самоуверенность и самомнение, которые органично сочетаются с поклонением всему авторитетному. Уверенность, часто перерастающая в самоуверенность, приходит к молодым тренерам вместе с победами над командами сверстников.  («Если победил я, то я лучше,  у меня должны учиться»). При этом не принимаются во внимание факторы, обеспечивающие эти победы. Тогда как, может быть, победил потому, что набор игроков лучше или они волейболом занимаются дольше. Налицо иерархическое сознание тренеров, как следствие авторитарного воспитания на всех уровнях нашего общества. В то же время, если постоянно не учиться, то способность к обучению постепенно деградирует и отмирает.

               Какой должна быть современная методикf эффективного обучения технике игроков?

 

Выстраивание эффективной методики обучения необходимо проводить из следующих оснований

 

Из понимания условий эффективного решения двигательных задач волейболистов на причинно-следственной физической основе. Т.е., из наличия оптимальных моделей игровых приёмов, созданных на причинно-следственной физической основе. Модель даёт ответ на вопрос: «Почему так надо выполнять игровой приём, а не иначе?»

— Из закономерностей формирования двигательных навыков.

Из законов обретения и утраты спортивной формы (преимущественно при совершенствовании двигательных навыков).

❹- Из закономерностей психологического обеспечения процесса обучения. Имеется в виду мотивация, учёт структур личности игроков и команды, сотрудничество, психологический климат команды.

Рассмотрим подробнее эти положения

❶ — Понимание условий эффективного решения двигательных задач на причинно-следственной физической основе. Тренеру надо знать эти условия, механизмы, обеспечивающие высокую эффективность техники игровых приёмов. Тогда станет понятно ЧЕМУ учить, какие механизмы надо формировать для обеспечения эффективной техники игры. Т.о., сформируется модель «потребного будущего».

 

 В частности, условия эффективного решения двигательных задач предполагают наличие мощного двигателя биомашины спортсмена с высокой скоростно-силовой характеристикой.

Отсюда требование: физической подготовке юных волейболистов нужно уделять особое внимание с первых занятий. Физически развитые новички быстрее обучаются. Физической подготовкой нужно заниматься с первых шагов в волейболе и на каждом занятии. Весь вопрос в дозировке и методах тренировки. Поскольку это тяжёлая работа, связанная порой с предельными напряжениями, важно тренировки с юными игроками проводить особым способом. Необходимо использовать переключение заданий, подвижные игры, соревновательные элементы, эмоционально окрашивать нагрузочные упражнения, обеспечивать интерес за счёт соответствующей мотивации. Надо тренировки проводить так интересно и разнообразно, чтобы юные игроки нагрузок не замечали.

В первую очередь необходимо формировать культуру скоростно-силовых движений на основе соблюдения «золотого правила» баллистических (скоростно-силовых) движений. Особое внимание надо уделять развитию прыгучести, силы и скорости юных игроков.

Однако особую важность приобретает понимание механизмов обеспечения эффективности двигательных навыков выполнения игровых приемов. Это продиктует выбор и очередность обучаемых упражнений, условия их использования. Откроются более продуктивные пути совершенствования, предметный поиск или создание упражнений, например, формирующих «отстрел» в замахе при выполнении удара, или использование рациональных способов переноса отражающей платформы при игре в защите.

        Где тренеру найти эффективные модели техники?

Здесь учёные должны сказать своё слово. Нужна причинно-следственная трактовка технических приёмов, вскрытие механизмов обеспечения их высокой эффективности.

Существующие пособия и учебники по волейболу предлагают только довольно примитивные описательные модели – по внешней картине движений волейболистов. Ещё и по этой причине тренеры в качестве модели используют свои игровые представления о технике выполнения приёмов обработки мяча. Оба подхода не могут вскрыть динамические механизмы движений, обеспечивающие их эффективность и, как следствие, указать пути совершенствования методики подготовки игроков высокого класса.

Однако в последнее время нами были предприняты попытки обосновать причинные взаимосвязи в двигательной структуре волейболистов и определить условия эффективного решения двигательных задач. В рамках концепции биомашины удалость сформулировать основные условия эффективности выполнения технических приёмов игры в волейбол. В чём-то они отличаются от общепринятых трактовок и моделей, однако потенциально имеют более высокую эффективность, как показывает опыт их практического использования. Подробно с ними можно ознакомиться в наших публикациях [напр.: Волейбол: теория и практика. Учебник для ВУЗов (под общ. ред. В. В. Рыцарева) – М.: Спорт, 2016].

Три последующих основания ответят на вопрос: « КАК УЧИТЬ, по какой методике?».

— Закономерности формирования двигательных навыков. Знание закономерностей формирования двигательного навыка даст ответы на основные вопросы обучения.

  • – Какие упражнения надо выполнять.
  • — Как надо выполнять упражнения.
  • — В каком режиме выполнять (сколько повторений,
    как долго выполнять).
  • — Как исправлять ошибки.

Теоретические и практические поиски ответов на эти вопросы привели к созданию «Золотых правил обучения».

Но сначала о том, как формируются двигательные навыки.

Физиологической основой формирования двигательного навыка является образование устойчивых нейронных связей в центрах управления движениями. Они осуществляют передачу сигналов-команд к мышцам и обратно от проприорецепторов, сигнализирующих о текущих результатах выполняемых движений.

Устойчивыми эти связи становятся только в результате  многократных одинаковых повторений игрового приёма определенный временной период, в течение которого выработанный механизм на всех уровнях управления движениями закрепляется.

Исходя из необходимости формирования эффективных механизмов движений, отметим важнейшее положение продуктивной методики обучения, максиму: не так важно, КАКИЕ упражнения применять, как важно то, КАК их выполнять. 

 

Важно также учесть, что формирование двигательного навыка проходит в четыре фазы.

 

1-ая фаза характеризуется «разлитым» возбуждением, в результате чего в работу вовлекаются ненужные мышцы, движения спортсмена закрепощены.

2-ая фаза характеризуется концентрацией и дифференциацией возбуждения, что делает движения более совершенными.

3-я фаза – фаза автоматизации навыка.

4-я фаза – фаза адаптации-расширения условий реализации навыка.

Приобретается способность решать смысловые задачи.

 Для повышения эффективности начального обучения полезно использовать идеи программированного обучения. Необходимо создать алгоритм пошагового обучения каждому технико-тактическому приёму игры  через освоение подготовительных и подводящих упражнений, выстроенных «от простого к сложному».

Каждое подготовительное и подводящее упражнение, либо их сочетание могут составлять шаг обучения. Каждый «шаг» содержит свою задачу обучения, набор средств (упражнений) и методов, её реализующие. Последовательно и грамотно выстроенные упражнения «шагов» успешно решают задачи алгоритма обучения, исключающего появление ошибок в технике движений.

С решением задач каждого «шага» готовится «база» и возможности для успешного освоения очередного «шага» обучения и, в конечном счёте, технического приёма в целом. Если же возникают трудности с решением задачи текущего «шага», методика программированного обучения предполагает вернуться к предыдущему «шагу» (предыдущим «шагам») и тщательнее проработать возможности перехода к следующему «шагу», который не получается. Скорее всего, проблема только в недостатке времени на освоение задач «шагов» обучения. Та же картина с использованием упражнений по дальнейшему овладению (совершенствованию) навыками выполнения игровых приёмов. Здесь шаги обучения имеют более общие задачи.

Успешное решение задач обеспечивает неукоснительное соблюдение всех трёх «Золотых правил» обучения»:

 

 — «Только правильное выполнение» упражнений,

— «Достаточного повторения» упражнений и

— «Возврата к предыдущим «шагам» обучения» в случае необходимости.

Первое правило призвано исключить формирование ошибок в двигательной структуре приёмов. Второе правило способствует надёжному закреплению эффективного навыка выполнения приёмов. Третье правило поможет исправить неизбежно возникающие ошибки и недочёты в технике, особенно у молодых волейболистов.

Реализация этих правил обеспечит надёжное становление и поддержание на высоком уровне навыков выполнения игровых приёмов, обеспечит дальнейший прогресс спортивного мастерства в течение длительного времени.

Чтобы эффективнее реализовывать заявленные выше задачи, тренерам необходимо иметь действенную систему контроля и оценки формирующихся механизмов двигательных навыков, т.е. успешности решения задач «шагов» обучения. Здесь помогут разработанные нами «опорные модели» технических приёмов. Они содержат основные требования к технике игровых приёмов (условия эффективного решения двигательных задач волейболистов). Некоторый практический опыт обучения и доступная современная видеотехника помогут тренерам увидеть степень реализации механизмов эффективности движений игроков, требований «опорных моделей» и определить пути дальнейшего совершенствования навыков.

Поскольку игровых технических приёмов волейбола немало, а количество тренировок в неделю невелико, общепринятая методика последовательного обучения (сначала одним приёмам, потом – другим) выглядит не самой продуктивной.

Эффективнее учить новичков почти всем техническим элементам одновременно и на каждом занятии, т.е. использовать параллельный метод планирования и обучения.  Методика обучения каждому отдельному приёму предполагает наличие подготовительных и подводящих упражнений, выстроенных от простого к сложному. Новички должны подниматься по этой лестнице упражнений до освоения основного навык выполнения того или иного технического приема игры. На занятиях они по кругу поднимаются по импровизированной лестнице упражнений каждого приёма игры до ступеньки, которую могут освоить. И кругов этих должно быть 2-3. Дети быстро устают и своевременное переключение к другим приёмам обеспечивает высокий уровень их внимания, что делает занятие более продуктивным. Так реализуется «Золотое правило» обучения – «Достаточности повторений».

Скорость продвижения по лестнице «шагов» обучения каждому техническому приёму может и должна быть различной, в зависимости от количества «шагов», их сложности и от уровня подготовленности юных игроков.

Из подобных же соображений вытекает требование наложения этапов обучения.  Не смена этапов обучения, а только разное время последовательного их начала и разный «удельный вес» их использования в процессе дальнейшей подготовки игроков. Регулярное использование некоторых «базовых» упражнений предыдущих этапов обучения закрепляет сформированные навыки выполнения игровых приёмов юных игроков, служит профилактикой появления ошибок. В зависимости от состояния навыков, в дальнейшем упражнения могут включаться в подготовительную часть урока, иногда и в основную. Некоторые «базовые» подготовительные и подводящие упражнения игрокам полезно использовать всю спортивную жизнь.

Надо решительно отказаться от «натаскивания» и сделать упор на основательное обучение всем премудростям волейбола, в том числе и игре. В детском волейболе приоритет должен быть отдан обучению правильной технике и всему арсеналу тактического их применения. Хорошая игра должна быть следствием эффективной технико-тактической подготовки в самом широком диапазоне.

  Из законов обретения и утраты спортивной формы (преимущественно при совершенствовании двигательных навыков).

Вместе с закономерными колебаниями уровня спортивной физической  формы, как следствие, меняется и техника игровых приёмов. В процессе временной утраты спортивной формы снижаются показатели физического развития (высота прыжка, скорость, сила). Это отражается на пространственно-временной и динамической структурах игровых навыков, что надо учитывать при планировании и проведении тренировочного процесса. Недаром подготовительный период начинается с основательной общей и специальной физической подготовки.

❹- Психологическое обеспечение процесса обучения.

Наилучшим, самым продуктивным способом взаимоотношений тренера с учениками является сотрудничество. Именно в рамках педагогики сотрудничества можно получить наивысшие результаты в обучении и воспитании. Приоритет тренера должен обеспечиваться профессиональным авторитетом, лидерскими способностями, превосходящими знаниями и педагогическими способностями выстраивать продуктивные отношения, а не должностью, властью и агрессией.

На тренировках надо создавать настрой на совершенствование, мажор, творческую атмосферу, праздник поиска и открытий – они вызывают радость преодоления. Использовать подвижные игры, весёлые соревнования и упражнения, Отвергнуть как негодные средства — мантулёж, постоянные претензии и погонялки. Так получается, когда используются методы педагогики побуждения и сотрудничества, а не принуждения к послушанию.  Игроков надо вдохновлять, поддерживать их стремление к совершенству, побуждать, а не принуждать, и не давать негативных оценок по любому поводу.

Важно обеспечивать успех каждому игроку на каждом уроке, внушать веру в свои силы. У каждого игрока должно создаваться впечатление, что на этом занятии тренер работает именно с ним. Успешное решение тренировочных задач, особенно если это отмечает тренер, даёт игрокам ощущение успеха. Так реализуются важные дидактические принципы сознательности и активности при обучении.  Если же преобладают негативные оценки тренера, то у игроков пропадает уверенность в своих силах, снижается самооценка, скорость, качество обучения и, как результат, интерес к занятиям.

Тренеру надо развивать свою способность постоянно учиться и не терять это стремление в течение всей карьеры.  Совершенствовать самостоятельное и аналитическое мышление, позволяющее тренеру глубже понимать феномен волейбола на причинной основе. Этому способствует формирование научного мировоззрения, признание возможности объяснения любого явления действием естественных сил Природы, если не сегодня, то завтра.

Важен интерес к профессиональному росту, умение творчески перерабатывать получаемую информацию и использовать её для совершенствования своей методики тренировки.  Надо читать специальную литературу, научную и методическую. Освежать и углублять знания по смежным дисциплинам (психология, социальная психология, медицина, физиология).

Для тренера в познании главным должен быть авторитет аргумента, а не личности или устоявшихся воззрений.

Надо учиться у своих учеников. Быть внимательным и чутким, тогда можно многое заметить.

Все восточные мудрецы считали, что задача самосовершенствования – задача на всю жизнь.

[1] Расширенные тезисы доклада на конференции МГАФК

One thought on “Методические проблемы

  1. Nikolay Ivanov

    Декабрь 19, 2018 at 6:01пп

    Здравствуйте, господин Рицарев. Меня зовут Николай Иванов, бывший игрок сборной Болгарии, случайно попал на ваш сайт. После завершения моей карьеры я создал сайт под названием http://www.volleycomment.bg. Здесь я делаю анализы и комментарии, публикую и научную литературу. Я также работаю как тренера . На данный момент я являюсь тренером женской сборной Румынии. У меня хорошие отношения с нашей спортивной академией. если вы не возражаете, я могу перевести некоторые ваши материалы и разместить их на моем сайте. Я напишу, кто автор и активная ссылка на вашем сайте.